Формирование фонематических процессов у детей с ОНР по средствам информационных технологий.
статья по теме
В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Это особенно важно, так как в настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Общее недоразвитие речи составляет основное речевое нарушение у детей в логопедических группах детского сада. У детей с речевой патологией отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это вызывает значительные трудности при обучении грамоте и становится причиной неуспеваемости в школе. Поэтому применение специализированных информационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с данным видом речевых нарушений, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематических процессов у детей с ОНР по средствам информационных технологий.
В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Это особенно важно, так как в настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Общее недоразвитие речи составляет основное речевое нарушение у детей в логопедических группах детского сада. У детей с речевой патологией отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это вызывает значительные трудности при обучении грамоте и становится причиной неуспеваемости в школе. Поэтому применение специализированных информационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с данным видом речевых нарушений, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей. Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).
Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:
• речевое дыхание,
• голосоведение,
• фонетическое оформление звучащей речи,
• темпо-ритмическая организация речи.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь, учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
За последнее время стали доступными развивающие игры для детей. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Компьютерные игры подбираются с учётом возраста и речевого дефекта. В своей работе с детьми я использую как специальные логопедические, так и общеразвивающие игры: «Домашний логопед. Практический курс», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Смешарик. Букварик», «Баба Яга учится читать», «Алик - скоро в школу», «Маленькие драконы. Путешествие в страну знаний».
Кроме компьютерных игр в своей работе я использую: мультимедийных презентации.
Презентация – это:
* обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
* отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят;
* удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Мною были разработаны презентации по фонематическим процессам.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. Разнообразие функций доски позволяет отрабатывать конкретные навыки несколькими способами. Я использую в своей работе практико-ориентированные задания на развитие умений звукового, слогового анализа и синтеза, чтение, игры со словами, звуко-буквенный анализ, ребусы кроссворды. Мною были разработаны игры и упражнения по обучению детей грамоте, направленных на развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. На занятиях использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Эти схемы и модели повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Использование в работе моделей артикуляции, которые исполняют роль зрительных опор, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал предъявляется в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде. Это не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Когда на экране появляется изображение, то у ребёнка стимулируется одновременно несколько видов памяти, совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения. Работа на экране разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой детей, что является залогом успеха.
Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство предоставляет уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность детей, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства.
Творческое и глубоко продуманное использование учителями-логопедами ИКТ создает прекрасные развивающие возможности, как для дошкольников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на занятиях. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.
Литература
- Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
- Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.
В презентации представлена система формирования фонематических процессов у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...
Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий
Проект:Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий...
Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией....
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Фонематические процессы...
Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа-синтеза у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс....
Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи
Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в ...