Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения
статья по теме

Аристова Галина Александровна

С вступлением в силу закона об инклюзии, в школы всё чаше стали обращаться родители детей с тяжелыми множественными  нарушениями в развитии. В структуре дефекта таких детей переплетаются несколько нарушений, ядерными из которых являются интеллектуальные.  Большинство педагогов испытывают ряд значительных проблем при взаимодействиях с таким ребенком. Данная статья охватывает основные проблемы, раскрывает их сущность и предлагает пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_tablitsa_pedagoga.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 С вступлением в силу закона об инклюзии, в школы всё чаше стали обращаться родители детей с тяжелыми множественными  нарушениями в развитии. В структуре дефекта таких детей переплетаются несколько нарушений, ядерными из которых являются интеллектуальные.  Большинство педагогов испытывают ряд значительных проблем при взаимодействиях с таким ребенком. Данная статья охватывает основные проблемы, раскрывает их сущность и предлагает пути их решения.

 Проблемы взаимодействия педагога  с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения

Проблема

Сущность проблемы

Пути её решения

Отсутствие опыта и единой методики работы с детьми имеющими ТМНР

Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и  подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае. Отсутствие опыта может вызывать  у педагога непонимание ситуации, раздражение, неприятие, напряжение.

Консультации у специалистов с опытом работы, в т.ч. с помощью интернет технологий. Общение  и разбор ситуации на специализированных форумах. Посещение открытых занятий. Участие в конкурсах соответствующей тематики. Специализированные курсы.

Консерватизм

Педагоги со стажем,  уже отработали свои приёмы, методы, методики работы, выработали свой стиль, накопили базу разработок. Их работа отложена до мелочей, они нацелены на результат. Ребенок с ТМНР нарушает привычный уклад работы, что может вызывать раздражение, неприятие и отторжение.

Необходима внутренняя установка и настрой: « Я  сильный педагог, достигший успеха в одной области. Теперь мне дана возможность освоить  нечто новое и  более сложное. Я смогу.

Психологический дискомфорт

Причинами дискомфорта могут быть как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние  факторы: гиперсинзетивность ребенка,  его физиологические уродства, саливация, навязчивые движения, вскрики, истерики, мутизм, агрессивность.

Внутренние  факторы:  личные страхи и убеждения, инстинкт самосохранения, фрустрация.

Если внутренние убеждения не возможно изменить пониманием и знаниями дефектологии, то лучше отказаться от работы с таким ребёнком. Ибо эти дети очень чутко чувствуют отношение к ним, насилием над собой педагог нанесёт серёзный психологический вред таком ребёнку.ю

Сложные взаимоотношения с родителями

К сожалению, большинство семей воспитывающих ребенка с ТМНР – неполные. Все трудности по уходу, воспитанию, лечению возложены на одного родителя. Хроническая усталость, постоянная утомленность, систематическое пребывание в стрессовой ситуации, замкнутость в пространстве и возможностях - существенно влияют на характер и взаимоотношения с другими людьми. Не исключены: потребительство, убеждённость в привилегиях , завышенная самооценка.

Понимание ситуации, спокойный тон общения, поддержка. Нужно дать родителям возможность увидеть в педагоге союзника и соратника. Больше общайтесь, хвалите ребёнка за каждый маленький успех, выражайте свою веру в ребёнка..

Стигматизация

Стигматизация – стереотипные негативные представления  и убеждения о психически больных. Стигматизация – это не только проблема педагога,  это – базовое чувство и общемировая проблема, нет ни одной страны, где бы мы не сталкивались со стигматизаций.

Расширение  уровня позитивной информативности в области психических заболеваний. Повышение психиатрической грамотности.

Скептицизм

Неверие в возможности и способности ребенка с ТМНР быть самостоятельным в будущем.

Чтение историй  и знакомство с реальными семьями, где есть достигнутые результаты. Много таких историй можно найти на сайте дизлайф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"

Мотивация изучения учащимися курса информатики.  Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

урок по географии.8 класс. "Природа и человек.Проблемы взаимодействия и пути решения"

Данный урок  поомогает сформировать у учащихся  систему знаний об основных видах природных ресурсов, их классификации; познакомить учащихся с понятиями  «рациональное природопользование...

Проблемы качества знаний при изучении географии и пути их решения

Статья о значении географии в современной жизни человека....

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного ...