Проблемы качества знаний при изучении географии и пути их решения
статья по географии по теме
Статья о значении географии в современной жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 164.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы качества знаний при изучении географии и пути их решения
На XV съезде Русского географического общества, который прошел 7 ноября 2014 г. в Москве, было предложено правительству РФ обратить внимание на то, как сегодня преподается география в школах. Президент общества Сергей Шойгу высказался о том, что необходимо ввести этот предмет в качестве обязательного для сдачи ГИА.
Он считает, что безграмотный в географии ребенок никогда не сможет стать активным, ответственным гражданином. География в школе, как и история Отечества и литература, должна формировать национальное мировоззрение.
Шойгу также заметил, что РГО поддерживает предложение Владимира Путина, который является председателем попечительского совета, о проведении Всероссийского географического диктанта.
Кроме этого, президент России рассказал, как можно заинтересовать учеников в изучении географии, и заявил о введении новых стандартов.
Это, как он считает, сможет повысить у людей интерес не только к географии, но и к своему отечеству. Еще Путин добавил, что география должна стать одним из самых увлекательных и любимых предметов в школе.
Но отношение к предмету географии в нашей школе порой такое, что ничего особенно сложного нет. А, следовательно, и уделять время дома этому предмету не стоит. Вот математика или русский, а может и химия, физика – это предметы важные, необходимые.
Я хотела бы сравнить географию и математику. Кажется, что сравнивать, и так все ясно. Математика, точнее навыки математического мышления, нужны всем и каждому.
Математика — это фундаментальная наука. Это воплощение порядка и жесткой логики. Она помогает понять мир вокруг нас, узнать больше о его законах, так как эти законы подчинены тому же самому порядку, что царит в математике!
Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления.
И, после того, как мы эти связи представим в виде формул, мы можем строить модели, предсказывать будущие состояния явлений, которые этими моделями описываются, только лишь на бумаге или внутри памяти вычислительных машин!
Даже прогноз погоды не обходится без применения математических моделей.
Благодаря математике мы имеем все доступные нам сегодня технологии, не подвергаем нашу жизнь бессмысленной опасности, строим города.
Математика помогает развить следующие интеллектуальные способности
- Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
- Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
- Умение находить закономерности.
- Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
- Способность быстро соображать и принимать решения.
- Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.
- Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.
Разве при изучении предметов естественнонаучного цикла или гуманитарных мы не формируем аналогичные способности?
А логические способности. Это все то, что организует все наши мысли в связанную систему понятий и представлений и связей между ними. Так как логика, навыки системного мышление и умение формулировать сложные теории очень нужны и для гуманитарных дисциплин.
Но география часто не в почете у школьников. Старшеклассники считают, что это лишний учебный предмет, который в дальнейшей жизни им не понадобится. Если остановить прохожего на улице и спросить, чем занимается география, зачем она нужна, то мало удастся услышать вразумительный ответ. Респонденты охотнее ответят и объяснят, для чего нужна математика, история, литература, музыка.
Проблема при обучении географии – это низкая мотивация к изучаемому предмету: при поступлении даже на экономические специальности данный предмет не учитывается. Востребованность в специфических знаниях данного курса для будущих студентов незначительная.
Идея школьного образования отвечает этому принципу универсальности
Большие изменения произошли в географической науке в последние десятилетия, когда из преимущественно описательно и справочно-энциклопедической она стала превращаться в конструктивную науку. Ныне основная задача географии заключается в нахождении путей решения противоречий, возникающих в системе «человек - природа - хозяйство - окружающая среда», причем на разных территориальных уровнях.
Главной задачей географии является изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Отсюда вытекает и значение географии, как единственной дисциплины, относящейся одновременно и к естественному, и к общественному наукам. Широкий охват проблем взаимодействия природы, населения и хозяйства (общества) позволяет ей:
1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся, с тем как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях;
2) формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
В широком смысле основная цель географии заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе.
Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Согласно новым образовательным стандартам география включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием.
Приведу пример из переписки в интернете «Зачем мне география?» более 2-х лет назад.
«Вот я географию в школе плохо учила и как-то приехала в начале декабря в Ростов в дубленке и замшевых сапожках. А там сыро, туманы и +8. Хорошие были вещи.
Это еще до изобретения айфонов было. Был бы он у меня тогда, я бы за 2е суток в поезде еще и историю Ростова изучить успела) Так что сейчас география скорее для общего развития нужна.
А знаешь что такое общее развитие? Это когда одним ответом на вопрос из рамок школьной программы ты показываешь уровень своих познаний и интеллекта».
«География - это как раз один из тех предметов, который значительно расширяет кругозор».
«Вопиюще, но люди как правило географии не помнят. И когда при цунами в Индокитае океан от берега отхлынул так, что оголилось дно, то туристы, вместо того, чтобы сообразить, что происходит моретрясение и то, что отхлынуло, многократно сильнее прихлынет, Богом данные последние минуты своей жизни не потратили на то, чтобы добежать до возвышенностей и спастись. Ты - умный и деятельный человек, а мир - открытый. Определенно тебе придется ездить часто и далеко - как же не знать где ты пребываешь или куда едешь? Наверняка там, где живешь, ты знаешь "как пройти и куда проехать". Так неужели тебе такое и потом не понадобиться? Да и в людях разбираться нужно, а местность сильно отражается на людях. Не узнаешь, "кто таков", не зная, "откуда".
«Географию изучают для того, чтобы мы имели представление о том, что кроме нашего двора есть еще что-то».
Современные дети много ездят вместе с родителями, бывают в разных интересных местах в пределах нашей страны или за рубежом. Рассказывая о поездках, они чаще рассказывают о сервисе и мало уделяют внимания впечатлениям о красоте окружающей среды, объектах природы и людях.
Здесь вспоминаются слова мадам Простаковой из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «А географию зачем учить. Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».
Конечно, есть специально обученные люди, которые могут доставить в нужное место. Турфирмы, красочные путеводители, видеофильмы, географические телепрограммы, много разных карт, в том числе и цифровые, интернет – все, что помогает человеку в наши дни.
И все же, зачем нужна география современному человеку?
В начале нового тысячелетия вопрос ставится очень остро – что значит знать географию? Школьный предмет включает столь обширный объем знаний из целой системы географических наук. Между тем без ответа на вопрос, что именно из обширной информации должно быть усвоено выпускником средней школы, мы не можем обосновать образовательные стандарты (что необходимо и достаточно знать, чтобы считаться географически образованным человеком).
Практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория. Это принцип обучения, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни.
А обязательный экзамен за курс основной школы предполагают ввести. Поэтому я вижу перед собой цель не только подготовить учащихся 9-х классов к успешной сдаче экзамена. Но и начиная с 5-го класса приучить ребят не к простому заучиванию информации, а приучить их искать закономерности в происходящих процессах и явлениях природы.
Что происходит? С чем это связано? Почему такое бывает?
Часто ученики, а также и родители, говорят, что в предлагаемых вопросах нет конкретного ответа в изученной теме или, что это не проходили. Когда рассматриваем это задание вместе, с моими наводящими вопросами, ребятам становится все понятно.
Но самая большая беда, что большинство учащихся не читают учебник дома при выполнении заданий, не видят главную мысль в тексте. На уроках в этом случае обязательно стоит уделять время поиску информации в тексте параграфа учебника.
Еще одна особенность предмета – это работа с картами.
Карта и есть та системная оболочка, в которую укладываются многие абсолютно разнородные, на первый взгляд, информационные фрагменты. «Карта, — как писал известный методист Ю.В. Виньков, — системообразующая основа и интегратор знаний». В этой формуле наилучшим образом выражена личностная (образовывающая, формирующая личность) функция карты.
Как знакомиться с картой? Только пользуясь ею, активно работая. Вне класса – ориентируясь, прокладывая маршруты путешествий. В классе — решая по картам задачи, привязывая к картам реальную информацию, выводя из карт информацию, генерируя из карт идеи. Решая задачи по картам, карту и запоминаешь, и понимаешь.
Если ученик в процессе обучения научился читать карту, может одну и туже территорию найти на разных по содержанию картах, сопоставить их, найти закономерности, то с базовым уровнем вполне может справиться.
Приведу пример экзаменационных вопросов, связанных
- с умением работать по топографическим картам
Задача 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ___________________________ м.
Задача 2. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Ответ: ___________________________
- давать объяснение природному явлению
В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 километров у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился в 116 километрах восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине 99 километров. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало.
Задание. Почему в Чили часто происходят землетрясения?
- с работой по региональным картам.
Сокольский деревообрабатывающий комбинат (г. Сокол, Вологодская область) первым в стране освоил технологию производства клееного бруса. Проектная мощность завода – 100 000 м³ клееной древесины в год. На сегодняшний день это одно из самых крупных предприятий в России по производству клееного бруса и балок (до 12 м)
Вопрос. Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клееного бруса и балок необходимым сырьем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"
Мотивация изучения учащимися курса информатики. Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....
Дифференцикованный контроль качества знаний при изучении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"
Дидактический материал, разработанный мной, для проведения текущего контроля качества знаний обучающихся 10 класса, при прохождении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"...
Статья "Проблемы современного урока географии и пути их решения"
Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок, чтобы он соответствовал требованиям новых образовательных стандартов и одновременно был понятен и интересен ребенку? Что нужно знать, уме...
Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....
Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)
Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....
Мониторинг качества знаний учащихся по географии.
Мониторинг качества знаний учащихся за последние годы....
Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.
Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного ...