«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»
статья по географии
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_prepodavaniya_geografii_v_shkole.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преподавание географии в условиях ФГОС»
«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии
в школе и пути их решения»
Географическое образование призвано воспитывать географическую культуру, являющуюся существенной частью общей культуры человечества. К сожалению, с этой задачей оно (географическое образование) справляется все хуже и хуже. Причин такого положения дел множество. Прежде всего – это тот факт, что география стала непопулярной наукой как в школе, так и в ВУЗе: « детям преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле… Вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний». В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а через систему Интернет, на улице, от родителей, наблюдений за окружающей жизнью, из средств массовой информации. На мой взгляд, именно это приводит к географической неграмотности школьников и всего общества в целом. Для примера: СМИ США более 20 лет назад предали широкой гласности факты о слабом знании географии американцами, отметив, что «географическая неграмотность – это общенациональная проблема. В результате в1984 году появился основополагающий документ: «Основные направления географического образования – начальная и средняя школа», где огромное внимание уделялось работе с общественностью и государственными органами образования. Проблема была поднята на федеральный уровень, в результате чего был принят стандарт географического образования с красноречивым названием «География для жизни».
В новых условиях работы Российской школы образование выступает средством воспитания. Географически образованный человек обладает не только широтой кругозора, но и широтой взгляда на мир в целом, понимания сложных взаимоотношений природных условий и человеческого бытия.
В пылу споров последних лет о том, что должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ», с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах». По этим понятием подразумеваются те базовые закономерности и явления, которые не противоречат здравому смыслу и общекультурной информации. Со временем могут появиться и появляются самые невероятные открытия, которые, казалось бы, переворачивают все существовавшее ранее представление с ног на голову. Однако время показывает, что все то, что противоречило прописным истинам, оказывалось мифом или заблуждением. Примеров этому в последние годы довольно много. Вот один из них: учащиеся из СМИ узнали о том, что течение Гольфстрим в скором времени остановится и Европа замерзнет. Как должен реагировать учитель географии на такое вопиющее заблуждение? На помощь приходят две прописные географические истины:
- Гольфстрим до Европы не доходит, а заканчивается у восточного побережья Северной Америки (в районе Ньюфаундленской банки). Примерно у 450с.ш. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение, направляющееся под действием Западных ветров к берегам Европы и далее в Северный Ледовитый океан.
- Гольфстрим, так же как и другие течения Мирового океана, могут перестать течь, только если пассаты и западные ветры перестанут функционировать. Но пока наш земной шар, мчась по своей орбите, вращается вокруг своей оси, общая циркуляция атмосферы не изменится. Направление ветра зависит от распределения давления и от отклоняющего действия вращения Земли.
Воздух стремится перемещаться от большего давления к меньшему по кратчайшему расстоянию, отклоняясь в северном полушарии вправо, а в южном влево (сила Кориолиса). Сделать эту географическую истину для детей прописной помогает следующее действие: нужно вырезать из картона или плотной бумаги диск, проткнуть его в центре карандашом – это будет «ось» Земли. На бумажный диск поместить подкрашенную каплю воды. Вращать карандашом против часовой стрелки.
Куда отклоняется капля? (вправо, так как мы живем в северном полушарии).
Итак, Гольфстрим не остановится, и Европа не замерзнет.
Но, может быть, Европе и другим регионам Земли грозит другая беда – глобальное потепление климата? Климатологи многих стран и уже давно бьют тревогу по этому поводу.
Глобальное потепление климата – это миф или реальность? Ответить на этот вопрос может исследовательская деятельность учащихся. Надо только помнить еще об одной прописной географической истине: климат какой-либо местности невозможно рассматривать изолированно – глобальный климат складывается из местных климатов, а местный климат определяется глобальным.
Исследованием изменений климата нашей местности мы с ребятами занялись более 15 лет назад. Во-первых, обработали данные метеонаблюдений, начиная с 1974г. Проанализировали температуры воздуха: среднесуточный, среднемесячный и среднегодовой ход температур. Анализ графиков позволил нам сделать следующие выводы: Средняя многолетняя температура января составляет – 15,30; средняя многолетняя температура июля +17,30; среднегодовая амплитуда температур воздуха 32,60. Это соответствует нашему умеренно-континентальному климату. На территории нашего района преобладает западный перенос воздушных масс, но, часто вторгается арктический воздух и континентальный умеренный воздух. Так, за наблюдаемый период минимальные январские температуры были 30-31 декабря 1978 г. – 520.
За 38 наблюдаемых лет только 4 раза среднегодовая температура воздуха была отрицательной: в 1976, 1978, 1979, 1986 годах. Самым холодным был 1978 год. Среднегодовая температура -1,960.
С 1986 года среднегодовые температуры воздуха только положительные. Это уже свидетельствует о потеплении климата. Еще одно доказательство: длительность безморозного периода постепенно увеличивается. Если в 1976 году она составляла 5,5 месяцев, то после 1985г. уже 6 и даже 7 месяцев.
Таким образом, налицо тенденция к потеплению климата. Случайность это или закономерность? Если закономерность, то чем она вызвана: циклами солнечной активности – тогда это нормальное естественное явление. Если же это необратимые изменения климата, вызванные деятельностью человека, то наши данные совпадают с наблюдениями метеорологов многих стран, и нашей планете угрожает глобальное потепление.
В заключении хочу отметить, что исследовательско-познавательная деятельность учащихся позволяет решить не только проблему формирования географической грамотности самих учащихся, но и распространения ее в местном социуме.
Результатом выступления учащихся с темой своего исследования на научно-практических конференциях районного и областного уровня являются не столько призовые места и дипломы, сколько повышение самооценки, что очень важно для сельских школьников, а также их успешная социализация.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные:
- навыки пользования измерительными инструментами;
- навыки вычисления;
- поиск информации;
- анализ информации, синтез информации;
- выдвижение гипотез;
- создание алгоритмов деятельности;
- постановка и решение проблем;
- определение и понимание учебной задачи;
- планирование учебной деятельности и работа по плану;
- самоорганизация учебного труда;
- взаимодействие с одноклассниками;
- уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе;
- слушать и слышать других;
- точно выражать свои мысли.
Кроме того, определенной части учащихся занятия исследовательско-познавательной деятельностью помогают жизненно и профессионально самоопределиться: за 12 последних лет (пока наша школа была средней) пятеро моих учеников поступили и успешно закончили географический факультет Пермского государственного университета, один – геологический факультет ПГУ. Еще трое юношей закончили и продолжают учиться в средних профессиональных учебных заведениях, выбрав своей профессией геологию.
В заключении не могу не сказать о новой проблеме преподавания географии в школе: переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Как учителю - стажисту совместить новации и традиции в школьной географии? Не значит ли это, что надо «выбросить» весь многолетний опыт преподавания географии и с «чистого листа» осваивать новые технологии?
Эта проблема носит глубоко личностный характер. Приступать к ее решению надо, на мой взгляд, с того, что учитель, проанализировав свой опыт работы, ответил бы сам себе на вопросы:
• какие в моей практике есть технологии, которые помогут реализовать универсальные учебные действия (УУД)?
• какой результат я бы хотел получить от деятельности детей на уроке?
Литература
- Душина И.В. Школьная география: единство в многообразии. «География в школе», №4, 2013.
- Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования. «География в школе», №3, 2013.
- Мартынкина Д. Широка моя terra incognita. «Аргументы и факты», январь, 2006.
- Савцова Т.М. Почему география непопулярная наука? «География в школе», №1 2013.
- Старчакова И.В. Современные аспекты использования объяснительно-иллюстративных технологий в практике школьного географического образования. «География в школе», №1, 2012.
Приложение
Таблица 1.
Среднегодовые температуры воздуха
в д. Спешково Очерского района
1974 – 2012 г.г.
Годы | Средняя температура за год | Температура января | Температура июля | Годовая амплитуда |
1974 | + 1,50 | - 220 | + 190 | 410 |
1975 | + 1,50 | - 90 | + 140 | 230 |
1976 | - 1,50 | - 150 | + 140 | 290 |
1977 | + 1,20 | - 19,50 | + 17,20 | 36,70 |
1978 | - 1,980 | - 180 | + 16,30 | 34,30 |
1979 | - 0,20 | - 19,10 | + 180 | 37,10 |
1980 | + 1,20 | - 18,80 | + 15,20 | 340 |
1981 | +3,10 | - 90 | + 220 | 310 |
1982 | + 20 | - 180 | + 200 | 380 |
1983 | + 30 | - 90 | + 190 | 280 |
1984 | + 0,60 | - 11,50 | + 19,10 | 30,60 |
1985 | + 1,00 | - 160 | + 170 | 330 |
1986 | - 0,20 | - 17,50 | + 140 | 31,50 |
1987 | + 0,50 | - 220 | + 17,50 | 39,50 |
1988 | + 1,50 | - 18,50 | + 210 | 39,50 |
1989 | + 20 | - 11,50 | + 200 | 31,50 |
1990 | + 2,30 | - 130 | + 19,40 | 32,40 |
1991 | + 2,60 | - 15,30 | + 17,50 | 32,80 |
1992 | + 1,50 | - 14,50 | + 160 | 30,50 |
1993 | + 0,80 | - 9,80 | + 17,80 | 27,60 |
1994 | + 1,50 | - 10,20 | + 150 | 25,20 |
1995 | + 3,10 | - 13,80 | + 17,60 | 31,40 |
1996 | + 0,80 | - 16,60 | + 17,50 | 33,80 |
1997 | + 0,90 | - 20,50 | + 14,80 | 35,30 |
1998 | + 1,10 | - 120 | + 19,50 | 31,50 |
1999 | + 1,20 | - 150 | + 18,50 | 33,50 |
2000 | + 2,80 | - 10,80 | + 21,30 | 32,10 |
2001 | + 2,30 | - 9,50 | + 18,80 | 28,30 |
2002 | + 1,80 | - 10,80 | + 19,50 | 30,30 |
2003 | + 2,80 | - 13,30 | + 19,30 | 32,60 |
2004 | + 2,90 | - 11,20 | + 20,80 | 32,00 |
2005 | + 3,00 | - 11,20 | + 18,40 | 29,60 |
2006 | + 2,00 | - 20,80 | + 16,80 | 37,60 |
2007 | + 2,60 | - 60 | + 19,60 | 25,60 |
2008 | + 3,80 | - 12,50 | + 19,50 | 32,00 |
2009 | + 2,360 | - 140 | + 17,80 | 31,80 |
2010 | + 2,30 | - 22,1290 | + 20,9770 | 43,1060 |
2011 | + 3,2490 | - 15,1900 | + 20,6500 | 35,8400 |
2012 | + 2,7310 | - 15,7380 | + 20,5160 | 36,2540 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные проблемы предпрофильного обучения суворовцев 5 курса (9 классов) и пути их решения на уроках литературы.
Теоретическое обоснование проблем предпрофильного обучения и практические пути их преодоления на уроках литературы....
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе
Работая над проектами, я использую следующие этапы:Первый этап - подготовительный включает в себя формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в...
Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."
Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии....
из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"
С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...
Из опыта работы «Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида»
Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида....
Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы
В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...