Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида
материал по теме

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков,
системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориентировки (СБО).
Рекомендуется для учителей СБО специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbooint.pptx2.02 МБ
Microsoft Office document icon sistema_raboty_word_2.doc402 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное специальное ( коррекционное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 VIII вида»

Слайд 2

Побегайло Елена Геннадьевна, учитель СБО МКС(К)ОУ «С(К)О школа-интернат № 6 VIII вида»

Слайд 3

Система работы по формированию экономико-бытовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 4

Интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет»

Слайд 5

Проблема: Как подготовить выпускника коррекционной школы к новым социально – экономическим условиям жизни, чтобы он самостоятельно ориентировался в экономико-бытовых вопросах: имел представления о деньгах, доходах, бюджете, умел планировать бюджет семьи на месяц, рационально использовать деньги?

Слайд 6

Противоречия: между необходимостью обеспечения качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни и отсутствием дидактического наполнения предмета СБО; между высокой мотивацией к практической части занятия и недостаточным уровнем знаний, низким интересом к теоретической части; между значительным коррекционно-адаптивным потенциалом предмета СБО и малым количеством времени, отводимым по учебному плану.

Слайд 7

Цель создания системы : Определение комплекса условий для осуществления педагогического воздействия в области социально – бытовой ориентировки учащихся и формированию у них экономико – бытовых умений.

Слайд 8

Задачи: Изучить психолого – физиологические особенности умственно отсталых школьников и учитывать их в работе; Использовать методы и приемы личностно ориентированной технологии, способствующей формированию экономико – бытовых умений; Использовать инновационные методы и средства, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся в области экономико – бытовых умений.

Слайд 9

Принципы планирования педагогической работы Диагностическая основа планирования; Гибкость планирования; Вариативность последовательности изучения разделов (тем); Взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.

Слайд 10

Диагностическая карта «Формирование экономико – бытовых умений и навыков»

Слайд 11

Этапы реализации процесса формирования экономико-бытовых умений Диагностический Аналитический Стратегический Формирующий Развивающий Итоговый (диагностический)

Слайд 12

Система педагогических мероприятий Межпредметные связи уроков СБО и математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства; Внеклассная воспитательная работа, где идёт закрепление экономико – бытовых знаний и умений; Педагогический всеобуч для родителей о путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи; Использование средств наглядности на каждом уроке.

Слайд 13

Алгоритм работы по теме «Рациональное приготовление обеда из двух блюд» Создание проблемной ситуации. Информация о рациональном использовании продуктов питания. Изучение инструкционных карт.

Слайд 14

Практическая работа по приготовлению обеда

Слайд 15

Планирование экскурсии на рынок и в магазин. Экскурсия (проводится воспитателем во внеурочное время).

Слайд 16

Подсчёт затрат. Результат решения проблемы.

Слайд 17

Динамика формирования экономико-бытовых умений

Слайд 18

Универсальные общеучебные умения и навыки Учебно-управленческие Учебно-информационные Учебно-логические

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат №6 VIII вида»

 г. Гурьевска Кемеровской области

   

 Е.Г. Побегайло

Формирование

экономико-бытовых умений и навыков у детей

 с ограниченными возможностями здоровья

 Система работы

         

                                                                                                                                     

                                                                   

Гурьевский район

2011

Автор - Побегайло Елена Геннадьевна,  учитель СБО   МКС(К)ОУ «С(К)О школа –интернат №6 VIII вида»

Побегайло Е.Г. Формирование экономико-бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья: Система работы – Гурьевск: МКС(К)ОУ «С(К)О школа - интернат № 6 VIII вида», 2011. – 28 с.

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков,

системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориентировки (СБО).

Рекомендуется для учителей СБО специальных (коррекционных) школ VIII вида.

                              Введение

Весь процесс обучения и  воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен  на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию  в обществе. Для  ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.

У детей  с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир» [9].       Для ребёнка с проблемами в развитии характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.     Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры головного мозга. Это то, что  Л. С.  Выготский  называл «ядром дебильности» [ 2].

Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специаль ного обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений.

        Характеризуя облик умственно отсталых школьников, Л. В. Занков [(1991)] также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Им присуще - замедленное, затрудненное и дисгармоничное развитие познавательных  потребностей.

В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации.  Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно – следственных связей.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но направленное формирование социально – бытовой компетентности осуществляется  в ходе занятий СБО. Предмет СБО - социально – бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, при этом время, отведённое на изучение предмета, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально – бытового характера. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Разумеется, с возрастом у человека накапливается собственный житейский опыт; но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.

Экономическая подготовка требуется ученикам в специальной (коррекционной) школе в большей мере, чем их сверстникам из общеобразовательной школы, т.к. в отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии самостоятельно выделить образцы решения социальных и бытовых задач.

Зная особенности  познавательных процессов умственно отсталых детей, и те трудности, с которыми сталкивается школьник с интеллектуальной недостаточностью,  вступая в самостоятельную жизнь, возникла проблема:  как подготовить выпускника коррекционной школы к новым социально – экономическим условиям жизни, чтобы он самостоятельно ориентировался в экономико-бытовых вопросах:  имел представления о деньгах,   доходах, бюджете, умел планировать бюджет семьи на месяц, рационально использовать деньги.

Анализируя  педагогическую деятельность по проблеме,  был выявлен ряд существующих противоречий: 

  1. между необходимостью обеспечения качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни и отсутствием дидактического наполнения предмета СБО,
  2. между высокой мотивацией к практической части занятия и недостаточным уровнем  знаний, низким интересом к теоретической части,
  3. между значительным коррекционно-адаптивным потенциалом предмета СБО и малым количеством времени, отводимым по учебному плану.

Данные противоречия требовали разрешения.

Перед началом работы над темой  « Формирование экономико – бытовых умений на уроках социально – бытовой ориентировки» была  поставлена цель:

-определение комплекса условий для осуществления  педагогического воздействия в области социально – бытовой ориентировки учащихся и формированию у них экономико – бытовых умений.

и обозначены  задачи:

 - изучить психолого – физиологические особенности умственно отсталых школьников и учитывать их в  работе;

- использовать методы и приемы личностно ориентированной технологии, способствующей формированию экономико – бытовых умений;

- использовать инновационные методы и средства, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся в области экономико – бытовых умений.

            1.Особенности  планирования  педагогической работы по социально – бытовой ориентировке школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Важным аспектом любой деятельности является её планирование.

Как правило, ориентиром педагогу при планировании является учебная программа, опираясь на которую он определяет темы уроков и количество часов на их изучение. Такой подход к планированию непродуктивен,  когда речь идет  о предмете СБО.

Ряд учёных [3; 5; 9], проведя экспериментальное изучение по запасу и уровню владения социально – бытовыми умениями и навыками выявили резкие различия между обучающимися каждой возрастной группы, что обусловлено рядом факторов: вниманием, которое уделяли тем или иным сферам подготовки детей окружающие их взрослые (родители, воспитатели, учителя),  а также разным уровнем развития (интеллектуального, двигательного,  речевого и др.) самих детей. Вместе с тем за периоды обучения в младших, а затем и в старших классах дети должны овладеть  обязательным для всех объёмом  базовых социально – бытовых умений         (жизненно значимым минимумом), отражённым в учебных программах.  Перечень этих умений представлен в программах не по классам, а в конце каждого периода обучения.

Зная, что формирование того или иного блока социально - бытовых знаний и умений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью должно представлять собой целенаправленную систему   работы, был сделан вывод, что планировать  работу, в том числе и каждое занятие нужно с учетом социально - бытового опыта ребенка, уровнем его развития, индивидуальными особенностями и возможностями каждого, то есть осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам. Четкости планирования способствует развернутый анализ содержания формируемых у детей умений, то есть целенаправленный контроль за динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений - диагностика.

Принцип    диагностической основы    обучения не является просто «модным» положением, когда речь идёт о социально – бытовой ориентировке детей с ограниченными возможностями здоровья. Его реализация – важнейшее условие эффективности педагогической работы в этой образовательной области.

Формы диагностических карт, а также способы фиксации в них результатов диагностики могут быть разными. Нами разработан  вариант, представленный в приложении (приложение 1).

Диагностическая карта разделена на две части: содержательную и оценочную. В содержательной части карты (в левом столбце) размещается перечень социально – бытовых умений и навыков по определённой теме (в данный момент  экономико – бытовых), на формирование которых ориентирует учебная программа. Умения расположены в рекомендуемой последовательности их формирования.

Во второй части карты  - оценочной – фиксируются уровни овладения каждым ребёнком социально - бытовыми умениями. Критериями оценки состояния социально – бытовых умений обучающихся коррекционной школы являются правильность и самостоятельность выполняемых действий, способность применить в реальной ситуации.

На основании этих критериев можно выделить следующие уровни дея тельности обучающегося в процессе овладения социально-бытовым умением:

Первый уровень —  большая  часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена неправильно, помощь неэффективна;

Второй уровень —  большая часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена с помощью;

Третий уровень — обучающийся правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса;

Четвертый уровень — обучающийся правильно са мостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно;

Пятый уровень -  обучающийся   правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях.

По каждому разделу программы на каждого обучающегося заводится диагностическая карта  Результаты деятельности  отмечаются в карте в течение учеб ного года дважды: 1-й раз — по резуль татам вводной (начальной) диагностики в начале учебного года,  2-й раз — по ре зультатам итоговой диагностики после работы по соответствующему разделу программы  в конце учебного года.

 Результаты диагностики  также   отражаются в сводной  карте  класса, что  позволяет  увидеть  и каждого обучающегося в отдельности и общую картину класса.

Планирование обучения детей на диагностической основе позволяет избежать формализма в работе, т.к. при таком планировании:

1) содержание обучения учащихся разных классов одной параллели может быть различным, т.к. различным может быть уровень социально – бытовой подготовленности учащихся;

2) количество часов на одну и ту же тему в разных классах может быть разным и определяется на основе реальных потребностей детей конкретного класса.

Важно не просто  «дать урок»  по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения.

Кроме диагностической основы планирования  данный  процесс основывается на принципах:

  1. гибкости планирования;
  2. вариативной последовательности изучения разделов (тем);
  3. взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.

Эти принципы учитывает технология процесса формирования социально – бытовых умений  у детей с интеллектуальной недостаточностью [4] , позволяющая целостно представить образовательный процесс в области социально – бытовой ориентировки.

2. Реализация процесса формирования социально – бытовых умений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

1-ый этап – диагностический

Цель – выявить объем и состояние имеющихся у детей социально – бытовых умений.

Средства достижения цели - практические задания, поручения, выполняемые детьми  на уроках диагностической направленности в начале учебного года.

Результат – сведения об объеме и состоянии у каждого обучающегося класса социально – бытовых умений, отражённые в диагностической карте.

 2-ой этап – аналитический

Цель – определить состояние предстоящего процесса обучения учащихся данного конкретного класса.

Средства достижения цели — анализ данных начальной педагогической диагностики и сопоставление их с содержанием учебной программы.

Результат (продукт) этапа — программа обучения учащихся данного класса. Эта программа может не совпадать по всем либо  по отдельным разделам с предложенной  в учебной программе регламентацией программного материала по классам.

  1. - й  этап стратегический

Цель — разработать стратегию (общий  план) и последовательность процесса обучения.

Средства достижения цели  - распределение      усилий     по реализации       программы         между учителем и воспитателем (при наличии реального взаимодействия между этими специалистами  некоторый объем программного материала может пройти лишь через план работы воспитателя: например, обучение детей мытью ног,  уборке стола после еды и др.);

- примерное определение учителем количества часов на выделенную тематику уроков ( по какой – то теме требуется лишь уточнить, обобщить, доработать с детьми отдельные моменты, а по другой требуется изначальное формирование умений практически с нулевой позиции).

Результат (продукт) этапа — скоор динированные примерные тематические планы работы учителя и воспитателя.

4-й этап — формирующий

Цель — сформировать у учащихся социально-бытовые умения на уровне первичных (первоначальных) навыков.

Средства достижения цели — уроки по предмету «Социально-бытовая ори ентировка» и обучающие занятия, про водимые воспитателем. При этом особое значение имеет реализация выделенных на предыдущем этапе принципов взаи модействия этих специалистов.

На основании знаний об особенностях обучаемости детей с интеллектуальной недостаточностью (замедленность фор мирования необходимых связей, низкий уровень самостоятельности) и связан ных с ними положений дидактики коррекционной школы VIII вида (подача материала небольшими порциями, необходимость большого количества упражнений)  педа гогическую работу на данном этапе реко мендуется проводить последовательно над каждым бытовым процессом отдельно. Основной акцент в педагогической рабо те ставится на осознанность и правиль ность производимых детьми действий.

Результат (продукт) этапа — верное выполнение учениками двигательной про граммы бытового процесса с получением необходимых практических результатов, т.е. владение ими «первичными» навыками.

Таким образом,  для достижения цели данного этапа важно реальное,  продук тивное  взаимодействие учителя и воспи тателя.

5-й этап — развивающий

Цель — накопление детьми опыта практической деятельности и развитие самостоятельности.

Средства достижения цели — орга низация систематического применения ребенком под контролем педагога осва иваемого социально-бытового умения в повседневной деятельности (в процессе режимных моментов, коллективного тру да, индивидуальных поручений). На этом этапе работы акцент ставится на развитие самостоятельности обучающихся.

Организуется данная деятельность воспитателями и/или родителями.

Результат (продукт) этапа - учени ки, приобретшие опыт самостоятельного применения в повседневной жизни фор мируемого социально-бытового умения.

6-й этап — итоговый   диагностический

Цели — выявить состояние (пра вильность, уровень самостоятельности) формировавшихся у детей социально - бытовых умений и на этой основе подве сти итоги за прошедший период обучения (оценить его успешность, определить за дачи дальнейшей работы).

Средства достижения цели — практи ческие задания, поручения, выполняемые детьми как на уроках (итоговых уроках по разделу и в конце учебного года), так и во внеурочное время.

Результаты (продукты) этапа - сведения об объеме и состоянии у каж дого обучающегося класса социально-бытовых умений, отраженные в диагностической карте;

 - индивидуально ориентированные задачи дальнейшей работы с обучающимися.

Таким образом, данная технология основана на необходимости целенаправ ленного обучения детей с  интеллектуальной недостаточностью в обла сти социально-бытовой ориентировки и реализует все вышеназванные принципы планирования этого процесса.

3. Формирование социально – бытовой  компетентности  детей с проблемами в развитии.

Педагогический процесс по формированию социально – бытовой компетентности  детей с ограниченными возможностями здоровья следует основывать на системно – деятельностном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно- ориентированную направленность. Такой подход опирается на данные экспериментальных исследований  последнего  времени [3;10], теоретические положения специальной педагогики и методические  рекомендации, имеющие какое-либо отношение к проблеме  подготовки лиц с особенностями психофизического развития к жизни в социуме.

Накопление знаний и умений по СБО должно идти постепенно, последовательно и систематически. Систематичность подразумевает  многогранную, каждодневную, а не эпизодическую работу с детьми.

Основоположники предмета СБО  Н.П. Павлова и  В.В. Воронкова предлагают следующую систему педагогических мероприятий по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме:

  1. межпредметные связи  уроков СБО и математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;
  2. внеклассная воспитательная работа, где идёт закрепление экономико – бытовых знаний и умений;
  3. педагогический всеобуч для родителей о путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;
  4. использование средств наглядности на каждом уроке.

. Осуществление связи   с учителями предметниками:

-задачи по формированию экономико – бытовых умений  применяются на уроках математики и практических занятиях СБО;

- изучение некоторых тем перекликается с уроками трудового обучения.  При изучении темы «Ремонт одежды» из раздела «Одежда и обувь» в 6-ом классе рекомендуется  провести беседу  о том, что одежду нужно вовремя починять, пришивать пуговицы, зашивать распоровшиеся швы, а на уроках трудового обучения у девочек практически закрепляются полученные знания. В 9-ом классе девочки занимаются рукоделием, и мы создаём ситуацию о необходимости расчёта разницы затрат на приобретение пряжи для носков и рукавичек, и  приобретение носков и рукавичек на рынке.

Используя  экскурсию, метод наблюдения, исследовательский метод показываем обучающимся пути и способы экономного ведения  домашнего хозяйства.

. Взаимодействие с воспитателями в одних случаях может предварять работу учителя, носить подготовительный характер (проведение воспитателем экскурсии - наблюдения перед изучением темы «Магазин»); в других случаях воспитатель  сразу вслед за учителем  закрепляет формируемые у детей умения, организует деятельность по их применению в повседневной жизни.

 Консультации для родителей, тематические родительские собрания способствуют успешной реализации задач по формированию экономико – бытовых умений обучающихся.

. Использование наглядного материала.

Многие дефектологи-исследователи признают, что применение символической (графической) наглядности в коррекционной школе имеет не только дидактическое, но и коррекционное развивающее  значение [2; 9]. Так, Е.Д.Худенко отмечает: «Использование схем и таблиц способствует формированию у умственно отсталых учащихся системы знаний, приучает их выделять главное, существенное в тех сведениях, которыми они располагали, помогая устанавливать причинно-следственные отношения, что, в конечном счете, способствует решению коррекционной задачи».

Для успешного осуществления образовательного процесса создан и систематизирован дидактический материал:

 Памятки для учащихся  

        Широко представлены в приложениях по каждой теме и могут быть использованы как при объяснении нового материала, так и при закреплении,  для самостоятельного изучения  и для фронтальной беседы. (приложение 2)

Опорно-логические схемы представляют собой карточки, таблицы с заданиями на восполнение  пробелов в записях, установление логической последовательности, причинно – следственных связей.

Разноуровневые  таблицы- тесты ( приложение 3)

Предложила этот прием Е.Д.Худенко. Учитель лишь частично заполняет таблицу, оставляя некоторые колонки пустыми, для того, чтобы ученики закончили их оформление самостоятельно. В случае необходимости педагог оказывает помощь в виде наводящих вопросов. Этот прием заставляет обучающихся осмысленно оперировать учебной информацией, развивает у них умение делать умозаключение. Задания на заполнение таблиц отвечает задачам развивающего и коррекционного обучения, хотя и достаточно трудны для учащихся коррекционной школы. С помощью таблиц, содержащих сгусток учебной информации, легче реализовать установку на запоминание и добиться продуктивности усвоения.

Проблемные ситуации

        По мнению ученых [(6; 12], применение проблемных методов активизирует деятельность обучающихся. При составлении конспекта урока   проблемные ситуации могут быть представлены виде картинок, задач, таблиц,  противоречивых фактов, что повышает познавательный интерес к изучаемому материалу.

Кроссворды

        Их использование в сценарии урока помогает обучающимся анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, развивает и тренирует память, обостряет сообразительность. Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума.

 Загадки, пословицы

        Их использование представляет собой сочетание рационального и эмоционального начал. Актуализации познавательного интереса умственно отсталых учеников, более непринужденному и естественному усвоению сообщаемой информации способствуют использование в учебном процессе пословиц, загадок.

Контрольные  тестовые задания (приложение 4)

являются одним из эффективных средств объективного контроля знаний, умений и навыков, они развивают мышление, самостоятельность, позволяют выявить трудности в изучении материала, выявить глубину и прочность знаний.

В работе с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья используются следующие виды тестов:

  1. тесты - задания на установление последовательности;
  2. тесты - задания на различия;
  3. тесты - задания на классификацию;
  4. тесты - задания свободного ответа.

Использование информационно – коммуникационных технологий для лучшего усвоения обучающимися получаемой информации, активизации восприятия, с целью сделать урок динамичнее, интереснее. Виды работ могут быть разнообразны: выступление с опорой на мультимедийную презентацию, компьютерное тестирование, работа с электронными энциклопедиями, обучающими фильмами.

Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. « То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направленной педагогом».[9].

Рассмотрим алгоритм работы по формированию экономико – бытовых умений на примере изучения темы «Уход за проблемной подростковой кожей лица» в разделе «Личная гигиена».

  1. Экскурсия в аптеку.
  2. Изучение стоимости предлагаемых средств для ухода за проблемной подростковой кожей лица .
  3. Соотнесение стоимости предлагаемых средств и материальных возможностей семьи. Выявление проблемы ценовой доступности товара.
  4. Обсуждение возможностей решения проблемы обучающимися.
  5. Предложение варианта решения проблемы учителем (знакомство с народными рецептами изготовления настойки и отвара из цветков календулы).  
  6. Практическое занятие. Изготовление отвара и настойки из цветков календулы .
  7. Знакомство с правилами применения изготовленного средства.
  8. Результат решения проблемы. Подведение детей к выводу, что сделанное своими руками средство гораздо дешевле аптечных и не потребует затрат из семейного бюджета.

Формирование экономико – бытовых умений успешно осуществляется при изучении раздела «Питание».

Работа по теме «Рациональное приготовление обеда из двух блюд» рассчитано на 4 урока и экскурсию во внеурочное время.

Алгоритм работы по данной теме следующий:

  1. Создание проблемной ситуации через подсчёт статьи расходов на питание семьи на неделю.
  2. Информация о рациональном использовании продуктов питания (объяснительное чтение статьи из энциклопедии «Экономная хозяйка», использование электронного варианта «кулинарной энциклопедии»)
  3. Изучение инструкционных карт. (Приложение 5)
  4. Практическая работа по приготовлению обеда из двух блюд -  борщ на мясном бульоне и блинчики, фаршированные мясом из бульона.
  5. Совместная работа с воспитателем по планированию экскурсии на рынок и в магазин с целью изучения стоимости продуктов и полуфабрикатов.
  6. Экскурсия (проводится воспитателем во внеурочное время). Заполнение таблицы стоимости  продуктов и полуфабрикатов.
  7. Подсчёт затрат  на рационально  приготовленный обед и обед, приготовленный из полуфабрикатов с целью   показать  разницу в затратах на питание.
  8. Результат решения проблемы. Подводим  обучающихся  к выводу, что экономнее рационально использовать продукты, чем покупать в магазине полуфабрикаты.

В конце учебного года проводятся фронтальные занятия по теме «Экономика домашнего хозяйства», с применением  методов моделирования реальных ситуаций,   проблемных методов. Детям  с проблемами в развитии предлагается, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составить, например, меню на неделю из определённого набора продуктов;  либо сделать расчёт бюджета  на 2 семьи с разным размером дохода, учитывая возможные варианты экономии.

 На первый взгляд это рутинная работа и раньше те дети, у которых возникали проблемы с изучением математики, с неохотой принимались за выполнение расчётов, но в процессе урока заинтересованность повышается, у детей формируются экономико – бытовые умения.

Динамика усвоения отражена в диагностике класса. (Приложение 6)

Система работы  по формированию экономико – бытовых умений с опорой на диагностический принцип планирования,  гибкость, вариативность обучения, взаимодействие учителя, воспитателя и родителей позволяет успешно формировать универсальные   общеучебные  умения и навыки, доступные для обучающихся коррекционной школы VIII вида.

 

Учебно-управленческие общеучебные умения:

  1. планирование учебной деятельности (понимать учебную задачу и            последовательность действий);
  2.  организация учебной деятельности (готовить рабочее место, пользоваться учебными принадлежностями, выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда);
  3. регулирование  и анализ (сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её реализации, владеть основными средствами различных форм контроля, оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму)

Учебно – информационные умения:

  1. умения работать с письменными текстами;
  2. умения работать с устными текстами (понимать сказанное, задавать восполняющие и уточняющие вопросы, выразительно говорить)
  3. умения работать с реальными объектами как источниками информации (осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем, осуществлять качественное и количественное описание объекта)

Учебно – логические умения, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:

  1. анализ и синтез;
  2. сравнение;
  3. обобщение и классификация;
  4. определение и решение проблемы.

                               Заключение

Конечной целью  работы по формированию социально – бытовых умений и навыков является достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

Данная система работы имеет то преимущество, что способна разрешить противоречия, возникающие при обучении социально-бытовой ориентировке детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. отсутствие учебников  компенсируется созданием различного дидактического материала;
  2.  благодаря смене видов деятельности, разнообразию используемых методов и приёмов, повышается интерес  к теоретической части урока;
  3. концентрация учебного материала, межпредметные связи, взаимосвязь с воспитателями и родителями, помогают решить проблему малого количества времени, отводимого по учебному плану.

Система работы по формированию экономико – бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью  может быть использована в работе педагогами коррекционных школ VIII вида.

                                Литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Под

 Ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

2.  Выгодский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.5. – М., 1983

3.Виткаускайте Д.А. Работа воспитателя по формированию социально – бытовых знаний и умений у умственно – отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №2

4. Гладкая В. В  Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Мет. пособие. – М. 2003

5. Павлова Н. П.  Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально – бытовой ориентировке // Дефектология. -1987.- №2. – С.26-33.

6. Павлова Н. П.  Организация  и методика проведения занятий

по СБО // Дефектология. - 1985.- №1. – С.40-45.

7. Павлова Н. П.  Система социально – бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1991.- №1. – С.53-58.

8. Певзднер М. С.  Дети олигофрены. – М.: АПН РСФСР, 1959

[(Г.К.Селевко, В.П.Лебедева, М.И.Махмутова, И.Я.Лернера

9. Специальная педегогика / /Под ред. Н.М.Назаровой.–М.,2000 –С.132.

10. Стариченко Т. Н. Формирование экономико – бытовых знаний и умений  у старшеклассников вспомогательной школы (на материале социально- бытовой ориентировки): Дис. канд.пед. наук. – М.,1988. – 199 с.

11. Стариченко Т. Н. Экономический практикум в выпускнрм классе вспомогательной школы: Пособие для учителей. Екатеринбург:                      УрО РАН, 2001. – 384с.

12. Махмутов М.И. Проблемное обучение и его особенности // Вопросы проблемного обучения в школе. – Казань, 1970. – С.3 – 46

Приложение 1

Диагностическая карта

«Формирование экономико – бытовых умений и навыков»

Ученика (цы)________________класса_____20__-20__ уч.г.

Начало года (изучения темы)

Конец года

Критерии диагностики

знания

умения

Задачи на текущий год обучения

знания

умения

Задачи на следующий год обучения

Знает что такое «бюджет семьи»

Знает виды источников дохода

Знает  основные статьи расходов

Знает размер квартплаты, оплаты электроэнергии, телефона

Знает цены на основные продукты питания

Знает примерные  цены на мебель, одежду, обувь

Знает виды сбережений

Умеет подсчитать бюджет семьи на месяц, на неделю

Умеет снять показания счётчика и подсчитать количество израсходованной электроэнергии

Умеет заполнить  квитанцию на оплату электроэнергии

Умеет планировать и подсчитывать расходы на питание на семью в зависимости от кол- ва человек

Умеет планировать расходы на текущие потребности

Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально – бытовыми умениями

Первый уровень —  большая  часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена неправильно, помощь неэффективна;

Второй уровень —  большая часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена с помощью;

Третий уровень — обучающийся правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса;

Четвертый уровень — обучающийся правильно са мостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно;

Пятый уровень -  обучающийся   правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях.

Приложение 2

Памятка

«Планирование расходов на питание»

  1. Нужно знать сумму семейного бюджета, которую можно потратить на питание.
  2. Нужно знать потребности членов семьи.
  3. Нужно учитывать сезонные возможности продуктового рынка.
  4. Удобнее планировать покупки перед походом в магазин или на рынок, а не скупать всё, что понравилось.
  5. Посчитай дома примерную сумму затрат и не бери с собой лишних денег.

Приложение 3

 Разноуровневые  таблицы- тесты   тема «Личная гигиена»

 «Планирование расходов на текущие потребности»

 Вариант 1

  Задание: Пользуясь справочными материалами,  заполни колонки таблицы и

подсчитай затраты семьи на месяц

расходы

стоимость

1.

2.

3.

4.

5.

Вариант 2.

Задание: Пользуясь справочными материалами, впиши стоимость расходов и подсчитай затраты семьи на месяц

расходы

стоимость

1.стрижка мужская 2 чел

2.стрижка женская 1 чел

3.мыло 3 шт.

4.шампунь 1 шт.

5.зубная паста 2 шт.

Вариант 3.

Задание: подсчитай затраты семьи на месяц

расходы

стоимость

1.стрижка мужская 2 чел

100 руб *2 чел

2.стрижка женская 1 чел

150 руб

3.мыло 3 шт.

18 руб*3 шт

4.шампунь 1 шт.

120 руб

5.зубная паста 2 шт.

45 руб+25 руб

Справочные материалы:

Стрижка мужская – 100 руб           Стрижка женская – 150 руб.

Мыло – 18 руб; 35 руб                    Средство для посуды -45 руб

Стиральный порошок – 85 руб.     Зубная паста – 45 руб:  25 руб

Шампунь – 120 руб; 180 руб, 45 руб.

Приложение 4

Контрольные  тестовые задания

Тема «Бюджет семьи»

Задание: подчеркни правильный ответ.

Вопрос

ответ

Бюджет семьи складывается из

  1. Заработка членов семьи
  2. Пенсии членов семьи
  3. Выигрыша в лотереи
  4. Пособия на ребёнка
  5. Денег,взятых в долг

Какие обязательные ежемесячные оплаты нужно производить?

  1. Квартплата
  2. Ремонт
  3. Коммунальные услуги
  4. Крупные покупки
  5. электроэнергия

Что входит в оплату коммунальных услуг?

  1. Квартплата
  2. Электроэнергия
  3. Вывоз мусора
  4. телефон

Где можно получить счёт на оплату жилья?

  1. На почте
  2. В милиции
  3. В ЖЭК

Как узнают сведения об израсходованной электроэнергии?

  1. По телефону
  2. По радио
  3. По электросчётчику

Что нужно сделать для того,чтобы приобрести дорогостоящую вещь?

  1. Попросить денег у родственников
  2. Взять в долг у друзей
  3. Планировать приобретённые вещи и копить для этого средства

Приложение 5

Инструкционная карта «Плов с мясом курицы»

Оборудование:

Эл. печь, ножи, разделочные доски,  сковорода, миска, тёрка.

 Необходимые продукты:

Свежая мясо, лук, морковь, рис, масло сливочное, масло растительное.

Первичная обработка продуктов:

1. Мясо разморозить,  помыть.

2. Нарезать мясо на порционные куски, посолить.

3. Почистить лук, морковь, обмыть в чистой воде.

4. Лук мелко порезать, морковь нашинковать.

5.Рис перебрать, помыть, меняя воду несколько раз.

Тепловая обработка продуктов:

1.

Разогреть сковороду. Налить растительное масло.

2.

Куски мяса обжарить  на сковороде с обеих сторон.

3.

Выложить на мясо измельчённый лук, морковь, промытый рис.

4.

Залить кипятком содержимое сковороды так, чтобы жидкость была на 1см-1,5 выше.

5.

Накрыть крышкой и тушить на среднем огне до готовности.

6.

В конце тушения осторожно, не перемешивая, сделать ложкой 5-6 небольших  углублений в разных местах и положить туда по кусочку сливочного масла. Накрыть крышкой и выдержать ещё 2-3 минуты.

 Сервировка стола:

Скатерть, хлебница, тарелки, вилки по количеству детей, салфетки.


Приложение 6

Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально – бытовыми умениями

Первый уровень —  большая  часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена неправильно, помощь неэффективна;

Второй уровень —  большая часть дей ствий в составе социально-бытового про цесса выполнена с помощью;

Третий уровень — обучающийся правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса;

Четвертый уровень — обучающийся правильно са мостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно;

Пятый уровень -  обучающийся   правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида

программа подготовки к ГИА по  слесарному делу для учащихся коррекционных школ VIII вида...

система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида

программа подготовки к ГИА по слесарному делу учащихся коррекционной школы VIII вида...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...


 

Комментарии

Филинкова Татьяна Игоревна

Елена Геннадьевна, спасибо за отличный материал по СБО!
Шумарина Вера Алексеевна

Елена Геннадьевна!Спасибо за помещённую работу.Ценно и полезно!Обязательно рекомендую нашим педагогам!Удач Вам дальнейших!
Рыжкова Наталья Васильевна

Спасибо! Много интересного возьму для себя!