Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
статья по географии (6 класс) на тему

Статья по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

     География  является одной из важнейших учебных дисциплин в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у учащихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.

География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов,  ограниченности информации об окружающем мире у учащихся.

    С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

Работая в школе VIII вида, я заметила, что многие ученики с нарушениями в развитии не умеют работать с учебником. Для учащихся это является сложным видом умственной деятельности, и начинаться она должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала ребята учатся находить названия учебника, нужную страницу, картинку, текст. Учащихся необходимо научить приёмам  ориентировки в учебной книге: находить  введение, оглавление, шрифтовые выделения, заголовки, абзацы. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в  книге, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.  Важно чтобы эта работа проводилась систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям учеников коррекционной школы. Главное, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:

1.Работа с учебником с помощью учителя.

2.Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

   За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:

-уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

-устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

-сравнивать изучаемые явления;

-делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

-составлять словарь по теме;

-составлять план по тексту учебника;

-писать конспекты;

-выполнять опыты, описанные в учебнике.

       Первое, с чего я начинаю работу – это  с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение. По структуре учебника провожу игру “Книжкин компас”.

                 План игры “Книжкин компас”. По учебнику Т.М.Лифанова  и Е.Н.Соломина « География 6 класс».

I. Задания по оглавлению.

1.Сколько глав в учебнике?

2.А сколько параграфов во второй главе?

3.Верно ли, что во втором параграфе 6 пунктов?

4.Сколько пунктов посвящено теме “ Вода  на земле”?

5.Чем заканчивается каждый пункт?

6.На какой странице тема: «Острова и полуострова».

Рассмотрим применение некоторых приемов работы с учебником при изучении темы “Явления природы” (стр.13-15; 6кл.)

I вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.

Чтение текста

План

1. Прочитали первое предложение. Вывод.

1.Знакомство с явлениями природы.

2. Прочитаем первый абзац. Вывод.

2.Образование ветра.

3. Прочитаем второй абзац. Вывод.

3. Осадки, что к ним относится.

5. Прочитаем четвертый абзац. Вывод.

5. Правила поведения во время грозы.

План записывается в тетради учащихся.

         

II-й вид работы. Самостоятельная работа.

    Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:

1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

      На следующем уроке, например по теме: «Природные явления» можно задать домашнее задание  на отыскание дополнительной информации о природных явлениях в виде загадок.

      Так же одной из форм работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.

       Вопросы при этом могут быть следующими.

1.Что из прочитанного вам уже известно?

2.Что нового вы узнали?

3.Как выделены в тексте новые понятия?

4.Ответы на эти вопросы помогают научить учеников коррекционной школы ориентироваться в тексте.

   Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа  позволяет решать сразу несколько задач:

способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);

формирует умение отвечать кратко и четко;

облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы VIII вида с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);

при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

 Можно проводить письменную работу над новыми терминами. Для этого необходимо выписать эти термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, ставить звездочку подчеркивать или выделять;

            Не менее  важным этапом в работе с  учебником является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

       

Вывод:

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида...