КОМПЛЕКС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»
план-конспект урока на тему

Кашкаха Светлана Александровна

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

Комплекс индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р» состоит из конспектов, в которых предусмотрено поэтапное проведение коррекционной индивидуальной логопедической работы.

Цель комплекса: поэтапное формирование правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

¾    закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи;

¾    развивать фонематический слух и восприятие; память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку, двигательные возможности;

¾    развивать навыки языкового анализа и синтеза;

¾    расширять и развивать активный словарь;

¾    совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией;

¾    воспитывать положительное отношение к деятельности, учить преодолевать негативизм к своему речевому дефекту.

Комплекс составлен  с учетом применения принципа от простого к сложному, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.

Комплекс индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р» реализуется с применением информационных технологий (слайд-презентация, работа с ноутбуком), наглядного демонстрационного материала, словесно-дидактических игр, которые соответствуют требованиям предъявляемым к дидактическому материалу.

Комплекс предусматривает проведение коррекционной работы с использованием следующих форм:  индивидуальный просмотр слайд-презентаций и выполнение заданий, представленных на них; тренировочные упражнения по автоматизации правильного произношения звуков в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи, представленны в форме игровых заданий.

Задания комплекса могут повторяться до достижения устойчивого навыка произнесения звука Р в свободной речи дошкольниками.

Комплекс адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ, работающим в компенсирующих группах, для закрепления  навыка правильного произношения звука Р.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_no1.docx306.3 КБ
Файл prezentatsiya_no1_k_nod_no1.pptx2.39 МБ
Файл nod_no2.docx626.45 КБ
Файл prezentatsiya_no1_k_nod_no2.pptx1.54 МБ
Файл nod_no3.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Машенька»

муниципального образования город Ноябрьск

КОНСПЕКТ  №1

        индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности  по теме «Автоматизация звука Р в слогах»

Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»

Кашкаха Светлана Александровна,

1 квалификационная категория

2013 г.

Тема: Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах

Цели НОД:

  • закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах,
  • развивать навыки языкового анализа и синтеза.
  • развивать фонематический слух.
  • расширять и развивать словарь
  • совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией
  • развивать память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку
  • развивать двигательные возможности
  • воспитывать положительное отношение к деятельности, чувство коллективизма, учить преодолевать негативизм к своему дефекту.

Оборудование: игрушки «рыбка», «робот», «ракета», таблица-характеристика звука Р, ноутбук.

Ход НОД:

Этапы НОД

Игровые и учебные задания

Описание, приложение

1.Орг.момент

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Уточнение артикуляции звука.

Пространственная ориентировка

Артикуляционную гимнастику проводим путём показа слайдов

Работа по таблице «Характеристика звука Р »

Игрушки расставлены в разных частях кабинета

- Куда пойдешь? Что найдёшь?

(налево пойду- робота найду, направо пойду- рыбу найду, прямо пойду- ракету найду)

- Назови первый звук в своих находках (Р)

- Мы сегодня с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук Р.

-Для этого нужно запомнить и правильно выполнять упражнения:

-для языка «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Лошадка», «Барабанщики», «Мотор».

- для развития речевого дыхания «Фокус», «Футбол»

(Презентация №1)

- Давайте вспомним волшебные правила, что мы делаем, чтобы у нас получился красивый звук [Р].

- Звук [Р] какой? (согласный, звонкий, твердый).

- голосок дрожит? (да)

- где находится язычок? (за верхними зубами).

- когда произносим звук [Р] во рту есть преграда? (да) Значит звук гласный или согласный?

4. Изолированное произнесение звука

«Собери разрезную картинку» (тигр)

Звукоподражание

-Собери разрезную картинку и назови кто на ней изображен.

- Кого ты видишь на картинке? Назови последний звук в слове тигр? Как рычит тигр? (рррррррр)

Звукоподражание «Папа Тигр разговаривает с  тигрятами » (произносить звук Р с разной силой и высотой голоса)

5.Закрепление звука [р] в слогах.

«Сороконожка»

Трудно жить сороконожке

Надевать самой сапожки

Вот помог бы кто-нибудь

Сорок ножек ей обуть.

-Поможем сороконожке обуться? “Надевай” ей на ножки ботиночки и повторяй за мной слог. “Обувать” сороконожку следует с хвоста. (Прил.№ 1)

6. ФЗМ

«Старые качели»

 

Встать лицом друг к другу, держась за руки. Выполнять поочередные приседания, изображая звук качели: «трррррррынь-тррррррынь»

7.Развитие фонематического слуха.

«Хлопни»

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

8. Чистоговорки

Чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА –за мостом стоит гора .

РУ-РУ-РУ-мышка спряталась в нору

РО-РО-РО- потерял петух перо

РЫ-РЫ-РЫ- у меня в руках шары

АР-АР-АР- горячий самовар

УР-УР-УР-Мы кормили кур

ОР-ОР-ОР – спелый помидор

ЫР-ЫР-ЫР- на столе сыр

(Презентация № 2)

9.Подведение итогов.

- Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно?

-Молодец, ты сегодня очень старался, работал хорошо, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях.

Приложение №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика по картинкам Презентация №1 к конспекту №1 индивидуальной логопедической НОД « Автоматизация звука Р»

Слайд 2

Чашечка

Слайд 3

Грибок

Слайд 4

Маляр

Слайд 5

Лошадка

Слайд 6

Барабанщик

Слайд 7

Моторчик

Слайд 8

Футбол

Слайд 9

Фокус

Слайд 10

МОЛОДЕЦ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Машенька»

муниципального образования город Ноябрьск

КОНСПЕКТ  №2

        индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности  по теме «Автоматизация звука Р в слогах»

Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»

Кашкаха Светлана Александровна,

1 квалификационная категория

2013 г.

Тема: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.

Цели: 

  • уточнить артикуляцию звука Р
  • автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях
  • развивать интонационную окраску речи
  • развивать фонематический слух
  • продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
  • воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Оборудование: картинка «рак», карточки- «напоминалки» для артикуляционной гимнастики, сюжетная картинка «машина едет по дороге», счетные палочки

Ход НОД:

  1. Орг. момент. Загадка

Про меня говорят

Буд-то пячусь я назад.

Не назад, а вперед

Только задом наперед

(рак)

- Какой первый звук слышим в этом слове (Р)

2. Характеристика и артикуляция звука Р.

- Давай вспомним, как правильно произносить звук Р (губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык наверху чашечкой, кончик языка вибрирует)

Характеристика звука Р: согласный, твердый, звонкий (показ символа согласного, твердого, звонкого звука )

- Выполнение артикуляционной гимнастики по карточкам. Приложение № 1

  • часики
  • чашечка
  • грибок
  • лошадка
  • фокус
  • завели моторчик (ДР-ДР)
  1. Произнесение изолированного звука Р

« Машина едет по дороге»

- перед ребёнком сюжетная  картинка  с изображением дороги. Ему предлагается взять маленькую машинку и «проехать» по дороге, произнося звук Р. (Приложение №2)

3. Автоматизация звука Р в слогах

Логопед  проговаривает чистоговорку не до конца, показывает картинку с изображением и предлагает  закончить предложение, назвав изображаемый объект.  (Презентация №1)

РА-РА-РА - высокая гора

РО-РО-РО - новое перо

РУ-РУ-РУ - скачет кенгуру

РЫ-РЫ-РЫ - новые шары

АР-АР-АР - мы купили самовар

ОР-ОР-ОР – вырос помидор

ИР-ИР-ИР - Ира любит пить кефир.

4. Автоматизация звука Р в словах

  • Игра «Посчитай слово до 10».

Описание игры: Ребенок  выкладывает по одной  счетной  палочке на стол и проговаривает: один «робот», затем берёт следующую палочку, проговаривая «два робота» . По аналогии выкладываются оставшиеся палочки. Ребенок в процессе игры изменяет слово (робот) в соответствии с числительным.

  • Лото «Чего не стало»

Описание игры: Перед ребёнком логопед выкладывает 6 картинок с изображением объектов, в названиях которых есть звук Р. Предлагает запомнить картинки. Затем убирает по одной картинке, задавая вопрос: «Чего не стало?» (Приложение №3)

5. Физкультминутка.

- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с мячом. Будем бросать друг другу мяч придумывая слова со звуком Р.

6. Заключительная часть.

Игра «Бывает, не бывает».

Описание игры: Логопед произносит предложения с неправильным смысловым содержанием , ребёнок внимательно слушает , исправляет смысловую ошибку, переставляя слова в нужном порядке.

Рама моет Раю

Рак ловит Рому

Сахар ест Иру

Забор красит Раю

Работа ходит на Рому.

После игры логопед отмечает успехи ребёнка в выполнении предложенных ему заданий:

- Молодец. мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Давай вспомним, что мы делали сегодня? Какое задание для тебя было трудным? Какое задание тебе больше всего понравилось? Мы можем его повторить.

Приложение №1

                     

                     

           

                                 

 

                                   


Приложение№2

http://hg.joemonster.org/mg/albums/fotki/fajne_foty/doprzyszlosci.jpg

Приложение №3

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=31111235-29-72&n=21     http://static.akvarista.cz/web/imgs/clanky/tmp/0008191.jpg                                  http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=21191874-37-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=473153834-45-72&n=21               http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=115960680-37-72&n=21                 http://i3.imgbb.ru/img8/6/e/8/6e8cea605c0f41a3ba5f06f8e66a88de_h.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ра-ра-ра - высокая го - РА Презентация №1 к конспекту №2 индивидуальной логопедической НОД «Автоматизация звука Р»

Слайд 2

РО-РО-РО - новое перо

Слайд 3

РУ-РУ-РУ - скачет кенгуру

Слайд 4

РЫ-РЫ-РЫ - новые шары

Слайд 5

АР-АР-АР - мы купили самовар

Слайд 6

ОР-ОР-ОР – вырос помидор

Слайд 7

ИР-ИР-ИР - Ира любит пить кефир.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Машенька»

муниципального образования город Ноябрьск

КОНСПЕКТ  №3

        индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности  по теме «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»

Кашкаха Светлана Александровна,

1 квалификационная категория

2013 г.

Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».

Форма проведения: слайд-презентация.

Цели НОД:

•        закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях

•        развивать навыки языкового анализа и синтеза.

•        развивать фонематический слух.

•        расширять и развивать словарь

•        совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией

•        развивать память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку

•        развивать двигательные возможности

•        воспитывать положительное отношение к деятельности, чувство коллективизма, учить преодолевать негативизм к своему дефекту.

Оборудование: ноутбук

Ход НОД:

Слайд 1

Содержание НОД:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Произношение звука «Р» в звукоподражаниях
  • Запомни и повтори слоговые ряды
  • Игра «Я начну, а ты закончи».
  • Что изменилось?
  • Загадки. Игра «Подскажи словечко».
  • Закончи предложение по картинке. Повтори все предложение 

Слайд 2

Качели

Маляр

Лошадка

 Грибок

 Гармошка

 Барабан

 Комарик

 Моторчик

Описание слайда: ребёнок смотрит на картинки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений. Выполняет упражнения по порядку.

Слайд 3

Как рычит тигр?

Как заводится трактор?

Как взлетает ракета?

Описание слайда: ребёнок смотрит на картинку и отвечает на вопрос путём звукоподражания.

Слайд 4

Запомни и повтори слоговые ряды

РО-РУ-РЫ-РЭ-РА

РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

РУ-РЫ-РЭ-РА-РО

РЫ-РЭ-РА-РО-РУ

РЭ-РА-РО-РУ-РЫ

Описание слайда: ребёнок повторяет за логопедом слоговые ряды, правильно проговаривая звук Р.

Слайд 5

Игра «Я начну, а ты закончи».

Описание слайда: Логопед  проговаривает чистоговорку не до конца, показывает картинку с изображением и предлагает  закончить предложение, назвав изображаемый объект.  

Слайд 6

Что изменилось?

Описание слайда: ребенок просматривает картинки и отвечает на вопрос: что изменилось?

Слайд 7

Загадки. Игра «Подскажи словечко».

Описание слайда: Ребенок слушает загадку и придумывает отгадку. Если отгадка верная- картинка появляется на экране.

Ползёт наоборот

задом наперёд,

всё под водой хватает клешнёй (рак)                                      

Разноцветное коромысло

над рекою повисло (радуга)

Ну и кошка, вот так кошка!

Даже страх берет немножко.

И у этой кисочки

На ушах по кисточке (рысь)

Слайд 9

Описание слайда: Дано основное слово «рыбка». Ребёнку следует просклонять слово, добавив его в предложения.

В речке плавала красивая …

Рома поймал красивую …

Рома принёс домой красивую …

Рома любовался красивой …

Рома показал друзьям красивую …

Рома сочинил песенку о красивой …

После просмотра слайдов логопед отмечает успехи ребёнка в выполнении предложенных ему заданий:

- Молодец, мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Давай вспомним, что мы делали сегодня? Какое задание для тебя было трудным? Какое задание тебе больше всего понравилось? Мы можем его повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...

Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...

Коррекционно-образовательная деятельность: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.

МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.  Методическая тема коррекционно-образовательной деятельности: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.Т...

Коррекционная образовательная деятельность АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Автоматизация звука [Ш]  в связной речиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.Коррекционно-образовательные цели:Автоматизация звука [Ш] в стихах, связной речиКоррекционно-развивающие цели:Развитие моторик...