КОМПЛЕКС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»
план-конспект урока на тему
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
Комплекс индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р» состоит из конспектов, в которых предусмотрено поэтапное проведение коррекционной индивидуальной логопедической работы.
Цель комплекса: поэтапное формирование правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
¾ закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи;
¾ развивать фонематический слух и восприятие; память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку, двигательные возможности;
¾ развивать навыки языкового анализа и синтеза;
¾ расширять и развивать активный словарь;
¾ совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией;
¾ воспитывать положительное отношение к деятельности, учить преодолевать негативизм к своему речевому дефекту.
Комплекс составлен с учетом применения принципа от простого к сложному, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Комплекс индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р» реализуется с применением информационных технологий (слайд-презентация, работа с ноутбуком), наглядного демонстрационного материала, словесно-дидактических игр, которые соответствуют требованиям предъявляемым к дидактическому материалу.
Комплекс предусматривает проведение коррекционной работы с использованием следующих форм: индивидуальный просмотр слайд-презентаций и выполнение заданий, представленных на них; тренировочные упражнения по автоматизации правильного произношения звуков в слогах и словах, в предложениях и в свободной речи, представленны в форме игровых заданий.
Задания комплекса могут повторяться до достижения устойчивого навыка произнесения звука Р в свободной речи дошкольниками.
Комплекс адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ, работающим в компенсирующих группах, для закрепления навыка правильного произношения звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_no1.docx | 306.3 КБ |
prezentatsiya_no1_k_nod_no1.pptx | 2.39 МБ |
nod_no2.docx | 626.45 КБ |
prezentatsiya_no1_k_nod_no2.pptx | 1.54 МБ |
nod_no3.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Машенька»
муниципального образования город Ноябрьск
КОНСПЕКТ №1
индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Автоматизация звука Р в слогах»
Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»
Кашкаха Светлана Александровна,
1 квалификационная категория
2013 г.
Тема: Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах
Цели НОД:
- закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах,
- развивать навыки языкового анализа и синтеза.
- развивать фонематический слух.
- расширять и развивать словарь
- совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией
- развивать память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку
- развивать двигательные возможности
- воспитывать положительное отношение к деятельности, чувство коллективизма, учить преодолевать негативизм к своему дефекту.
Оборудование: игрушки «рыбка», «робот», «ракета», таблица-характеристика звука Р, ноутбук.
Ход НОД:
Этапы НОД | Игровые и учебные задания | Описание, приложение |
1.Орг.момент 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Уточнение артикуляции звука. | Пространственная ориентировка Артикуляционную гимнастику проводим путём показа слайдов Работа по таблице «Характеристика звука Р » | Игрушки расставлены в разных частях кабинета - Куда пойдешь? Что найдёшь? (налево пойду- робота найду, направо пойду- рыбу найду, прямо пойду- ракету найду) - Назови первый звук в своих находках (Р) - Мы сегодня с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук Р. -Для этого нужно запомнить и правильно выполнять упражнения: -для языка «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Лошадка», «Барабанщики», «Мотор». - для развития речевого дыхания «Фокус», «Футбол» (Презентация №1) - Давайте вспомним волшебные правила, что мы делаем, чтобы у нас получился красивый звук [Р]. - Звук [Р] какой? (согласный, звонкий, твердый). - голосок дрожит? (да) - где находится язычок? (за верхними зубами). - когда произносим звук [Р] во рту есть преграда? (да) Значит звук гласный или согласный? |
4. Изолированное произнесение звука | «Собери разрезную картинку» (тигр) Звукоподражание | -Собери разрезную картинку и назови кто на ней изображен. - Кого ты видишь на картинке? Назови последний звук в слове тигр? Как рычит тигр? (рррррррр) Звукоподражание «Папа Тигр разговаривает с тигрятами » (произносить звук Р с разной силой и высотой голоса) |
5.Закрепление звука [р] в слогах. | «Сороконожка» | Трудно жить сороконожке Надевать самой сапожки Вот помог бы кто-нибудь Сорок ножек ей обуть. -Поможем сороконожке обуться? “Надевай” ей на ножки ботиночки и повторяй за мной слог. “Обувать” сороконожку следует с хвоста. (Прил.№ 1) |
6. ФЗМ | «Старые качели»
| Встать лицом друг к другу, держась за руки. Выполнять поочередные приседания, изображая звук качели: «трррррррынь-тррррррынь» |
7.Развитие фонематического слуха. | «Хлопни» | – Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО. |
8. Чистоговорки | Чистоговорки со звуком [Р]. РА-РА-РА –за мостом стоит гора . РУ-РУ-РУ-мышка спряталась в нору РО-РО-РО- потерял петух перо РЫ-РЫ-РЫ- у меня в руках шары АР-АР-АР- горячий самовар УР-УР-УР-Мы кормили кур ОР-ОР-ОР – спелый помидор ЫР-ЫР-ЫР- на столе сыр (Презентация № 2) | |
9.Подведение итогов. | - Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно? -Молодец, ты сегодня очень старался, работал хорошо, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях. |
Приложение №1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чашечка
Грибок
Маляр
Лошадка
Барабанщик
Моторчик
Футбол
Фокус
МОЛОДЕЦ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Машенька»
муниципального образования город Ноябрьск
КОНСПЕКТ №2
индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Автоматизация звука Р в слогах»
Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»
Кашкаха Светлана Александровна,
1 квалификационная категория
2013 г.
Тема: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Цели:
- уточнить артикуляцию звука Р
- автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях
- развивать интонационную окраску речи
- развивать фонематический слух
- продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
Оборудование: картинка «рак», карточки- «напоминалки» для артикуляционной гимнастики, сюжетная картинка «машина едет по дороге», счетные палочки
Ход НОД:
- Орг. момент. Загадка
Про меня говорят
Буд-то пячусь я назад.
Не назад, а вперед
Только задом наперед
(рак)
- Какой первый звук слышим в этом слове (Р)
2. Характеристика и артикуляция звука Р.
- Давай вспомним, как правильно произносить звук Р (губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык наверху чашечкой, кончик языка вибрирует)
Характеристика звука Р: согласный, твердый, звонкий (показ символа согласного, твердого, звонкого звука )
- Выполнение артикуляционной гимнастики по карточкам. Приложение № 1
- часики
- чашечка
- грибок
- лошадка
- фокус
- завели моторчик (ДР-ДР)
- Произнесение изолированного звука Р
« Машина едет по дороге»
- перед ребёнком сюжетная картинка с изображением дороги. Ему предлагается взять маленькую машинку и «проехать» по дороге, произнося звук Р. (Приложение №2)
3. Автоматизация звука Р в слогах
Логопед проговаривает чистоговорку не до конца, показывает картинку с изображением и предлагает закончить предложение, назвав изображаемый объект. (Презентация №1)
РА-РА-РА - высокая гора
РО-РО-РО - новое перо
РУ-РУ-РУ - скачет кенгуру
РЫ-РЫ-РЫ - новые шары
АР-АР-АР - мы купили самовар
ОР-ОР-ОР – вырос помидор
ИР-ИР-ИР - Ира любит пить кефир.
4. Автоматизация звука Р в словах
- Игра «Посчитай слово до 10».
Описание игры: Ребенок выкладывает по одной счетной палочке на стол и проговаривает: один «робот», затем берёт следующую палочку, проговаривая «два робота» . По аналогии выкладываются оставшиеся палочки. Ребенок в процессе игры изменяет слово (робот) в соответствии с числительным.
- Лото «Чего не стало»
Описание игры: Перед ребёнком логопед выкладывает 6 картинок с изображением объектов, в названиях которых есть звук Р. Предлагает запомнить картинки. Затем убирает по одной картинке, задавая вопрос: «Чего не стало?» (Приложение №3)
5. Физкультминутка.
- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с мячом. Будем бросать друг другу мяч придумывая слова со звуком Р.
6. Заключительная часть.
Игра «Бывает, не бывает».
Описание игры: Логопед произносит предложения с неправильным смысловым содержанием , ребёнок внимательно слушает , исправляет смысловую ошибку, переставляя слова в нужном порядке.
Рама моет Раю
Рак ловит Рому
Сахар ест Иру
Забор красит Раю
Работа ходит на Рому.
После игры логопед отмечает успехи ребёнка в выполнении предложенных ему заданий:
- Молодец. мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Давай вспомним, что мы делали сегодня? Какое задание для тебя было трудным? Какое задание тебе больше всего понравилось? Мы можем его повторить.
Приложение №1
Приложение№2
Приложение №3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РО-РО-РО - новое перо
РУ-РУ-РУ - скачет кенгуру
РЫ-РЫ-РЫ - новые шары
АР-АР-АР - мы купили самовар
ОР-ОР-ОР – вырос помидор
ИР-ИР-ИР - Ира любит пить кефир.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Машенька»
муниципального образования город Ноябрьск
КОНСПЕКТ №3
индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Учитель-логопед МАДОУ «Машенька»
Кашкаха Светлана Александровна,
1 квалификационная категория
2013 г.
Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».
Форма проведения: слайд-презентация.
Цели НОД:
• закреплять навыки правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях
• развивать навыки языкового анализа и синтеза.
• развивать фонематический слух.
• расширять и развивать словарь
• совершенствовать артикуляционную моторику, работать над дикцией
• развивать память, мышление, зрительно-пространственную ориентировку
• развивать двигательные возможности
• воспитывать положительное отношение к деятельности, чувство коллективизма, учить преодолевать негативизм к своему дефекту.
Оборудование: ноутбук
Ход НОД:
Слайд 1
Содержание НОД:
- Артикуляционная гимнастика.
- Произношение звука «Р» в звукоподражаниях
- Запомни и повтори слоговые ряды
- Игра «Я начну, а ты закончи».
- Что изменилось?
- Загадки. Игра «Подскажи словечко».
- Закончи предложение по картинке. Повтори все предложение
Слайд 2
Качели
Маляр
Лошадка
Грибок
Гармошка
Барабан
Комарик
Моторчик
Описание слайда: ребёнок смотрит на картинки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений. Выполняет упражнения по порядку.
Слайд 3
Как рычит тигр?
Как заводится трактор?
Как взлетает ракета?
Описание слайда: ребёнок смотрит на картинку и отвечает на вопрос путём звукоподражания.
Слайд 4
Запомни и повтори слоговые ряды
РО-РУ-РЫ-РЭ-РА
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
РУ-РЫ-РЭ-РА-РО
РЫ-РЭ-РА-РО-РУ
РЭ-РА-РО-РУ-РЫ
Описание слайда: ребёнок повторяет за логопедом слоговые ряды, правильно проговаривая звук Р.
Слайд 5
Игра «Я начну, а ты закончи».
Описание слайда: Логопед проговаривает чистоговорку не до конца, показывает картинку с изображением и предлагает закончить предложение, назвав изображаемый объект.
Слайд 6
Что изменилось?
Описание слайда: ребенок просматривает картинки и отвечает на вопрос: что изменилось?
Слайд 7
Загадки. Игра «Подскажи словечко».
Описание слайда: Ребенок слушает загадку и придумывает отгадку. Если отгадка верная- картинка появляется на экране.
Ползёт наоборот
задом наперёд,
всё под водой хватает клешнёй (рак)
Разноцветное коромысло
над рекою повисло (радуга)
Ну и кошка, вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке (рысь)
Слайд 9
Описание слайда: Дано основное слово «рыбка». Ребёнку следует просклонять слово, добавив его в предложения.
В речке плавала красивая …
Рома поймал красивую …
Рома принёс домой красивую …
Рома любовался красивой …
Рома показал друзьям красивую …
Рома сочинил песенку о красивой …
После просмотра слайдов логопед отмечает успехи ребёнка в выполнении предложенных ему заданий:
- Молодец, мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Давай вспомним, что мы делали сегодня? Какое задание для тебя было трудным? Какое задание тебе больше всего понравилось? Мы можем его повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».
Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...
Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района» Конспект индивидуальной...
Коррекционно-образовательная деятельность: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н. А. Методическая тема коррекционно-образовательной деятельности: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.Т...
Коррекционная образовательная деятельность АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Автоматизация звука [Ш] в связной речиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.Коррекционно-образовательные цели:Автоматизация звука [Ш] в стихах, связной речиКоррекционно-развивающие цели:Развитие моторик...
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности для 3-4 лет
Формирование целостной картины мира...