Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)
методическая разработка на тему
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы:
I Введение.
II Нарушение восприятия у детей с церебральным параличом.
III Сенсорное развитие у детей с церебральным параличом.
IV Заключение.
«Чувствительное восприятие составляет
главную и едва ли не единственную
основу умственной жизни»
М. Монтессори
I
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки, поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Успешность умственного, физического и эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования и речи.
Сенсорное восприятие направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие движений). Оно является очень важным для развития подготовительной деятельности ребенка, для подготовки его к обучению в школе.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно–двигательного, слухового, формирующего представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкий ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок–дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировки.
Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. Поэтому не следует путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, так как узнавание предмета лишь первый шаг к его полноценному восприятию. У нормально развивающихся детей целостное восприятие предметов начинает интенсивно развиваться уже в раннем возрасте, а дошкольники даже без специального воспитательного воздействия со стороны взрослых достигают такого уровня, что могут свободно совершать различные предметно-игровые, трудовые действия, в частности, по самообслуживанию. Кроме того, они способны создать в рисунке, лепке изображение предметов.
II
Многочисленными исследованиями доказано: примерно у половины детей с церебральным параличом интеллект находится на среднем уровне, или превышает его. Четверть детей отстают в интеллектуальном развитии и еще четверть – отстают значительно, т.е. у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения. Именно детям этих групп, которые развиваются очень медленно и как правило страдают тяжелыми физическими и речевыми нарушениями крайне необходима профессиональная помощь.
Но и дети с церебральным параличом, которые развиты интеллектуально, хорошо видят, слышат, у них менее незначительные двигательные нарушения, но, тем не менее, они с трудом обучаются. Например, у ребенка хороший словарный запас, он с готовностью обучается, с раннего возраста прекрасно строит фразы, но практические навыки, вроде одевания или игр с конструктором, даются ему крайне тяжело. У таких детей нарушен сложно организованный процесс восприятия (или перцепции) окружающего мира.
Патогенез нарушения познавательных процессов с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической системы, существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства. Сенсорное восприятие включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорное восприятие имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.
У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегрированной функции мозга. Степень тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей.
Зрительное восприятие.
Взаимосвязь зрительного восприятия и двигательной функции очень важна в повседневной жизни. На самом деле, большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Ее обрабатывает головной мозг, а мы реагируем на нее движениями или произносим в ответ звуки. Зрение и движения интегрированы.
Необходимо обращать внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность, которые неразрывно связаны с развитием его движений. К моменту рождения ребенка наблюдается несогласованное движение глаз, но к концу третьей недели у здорового младенца наблюдается согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца, оказывается доступным ему на 30-32 день. Уже к концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметами, движущимися в разных направлениях.
Движущиеся предметы, особенно яркие и красочные привлекают младенца больше, чем бесцветные.
Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижение поля зрения, снижение остроты зрения, поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение. Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движения глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия у больных детей предметных действий. Известно, что действие с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво сидит. Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встречаются примерно у 10% детей с ДЦП.
У детей с ДЦП (примерно в 20-30% случаев) отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко, непроизвольные движения глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большом поражении моторного аппарата левого глаза ребенок может выработать привычку игнорировать левого поля зрения. При конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует, пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит также только изображение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия по развитию движений глазных яблок и целостного восприятия предмета.
Слуховое восприятие.
При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуки высокой частоты (Т, К, С, П , Э, Ф, Ш) затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.
Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетание, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза – коса, дом-том, бочка-почка и т.п. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточности слухового восприятия и слуховой памяти. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях – к недоразвитию речи. Очень важно выявить нарушения слуха при ДЦП. Большую помощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии. У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточно. Специальными педагогическими приёмами ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражителей.
Тактильное восприятие.
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднить усвоение навыков. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудности или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем, у ребенка не формируется представление о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.
Для детей с ДЦП и с нарушением интеллекта (грубая задержка психического развития, олигофрения) выраженной особенностью восприятия является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-либо предмет или картину, эти дети, даже с нормальным зрением, не обнаруживают стремление рассматривать её во всех деталях, разобраться во всех ее свойствах, довольствуются самым общим узнаванием предмета.
Об инактивном характере восприятия свидетельствует, и неумение этих детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира. Отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема зрительных восприятий. Многопредметный участок действительности оказывается для них малопредметным. Эта слабость обозрения объясняется особенностью движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрен - постепенно. Узость восприятия мешает им ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации.
III
Фундаментальные принципы обучения для ребенка с церебральным параличом те же, что и для обычных детей. Хотя, конечно же, от тяжести нарушений зависит многое, в том числе особенности и длительность обучения.
Учить ребенка новому- значит не делать за него то, с чем он может справиться сам, но и не ставить перед ним невыполнимые задачи.
Родители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с двигательной патологией. Мать должна быть очень внимательной и первой бить тревогу при задержке и нарушении не только двигательного развития, но и познавательного и речевого. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним инструктор ЛФК, логопед и дефектолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.
Основные направления коррекционно-развивающей педагогической работы на первом году жизни является следующие:
- Развитие эмоционального общения с взрослыми (стимуляция “комплекса оживления”, стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым, выполнение общения в практическое сотрудничество со взрослыми);
- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);
- Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности, недифференцированной голосовой реакции, гуления, лепета и лепетных слов;
- Формирование движений руки и действий с предметами;
- Формирование подготовительных этапов понимания речи;
- Нормализация тонуса мышц и моторики; артикуляционного аппарата, развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- Развитие подвижности органов артикуляции;
- Коррекция кормления ( сосания, глотания, жевания);
9 Развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).
Младенцу необходим тесный физический и эмоциональный контакт. Благодаря контакту сначала мама, а потом и другие люди получают возможность влиять на поведение ребенка. В первые месяцы жизни малыша мама постоянно рядом с ним, ее присутствие ассоциируется у него с сытостью, теплом, уютом, и он начинает воспринимать маму как источник удовольствий.
Уже только ее лицо, голос, запах и прикосновение становятся для малыша крайне необходимыми, а потому и стимулируют его. Малыш стремиться к такой стимуляции, ищет и хочет ее и расстраивается, если часто бывает ее лишен.
Важность отношений с мамой для социального развития ребенка очевидна, но и в интеллектуальном развитии их роль не меньше. Обучение начинается не в пятилетнем возрасте и не в школе, а с самого рождения. Самые важные вещи дети узнают от матери, происходит это естественно и часто неосознанно. Такой жизненно необходимый навык, как умение выделить из всего окружающего мира один, наиболее значимый предмет, малыш приобретает, наблюдая за “говорящим лицом” - когда мама наклоняется к нему и с ним разговаривает. Он также учится быть внимательным, думать, предугадывать, а затем выражать себя, действовать и исследовать. Все это начинается с того, что он становится социально отзывчивым; он получает удовольствие от наблюдения за маминым лицом, и оно отвечает ему, вознаграждая за усилия.
Этот процесс – основа для дальнейшего обучения.
С первых месяцев жизни важным моментом коррекционно-развивающей педагогической работы является стимуляция эмоционального общения, формирование “комплекса оживления”. Для выработки потребности в общении с взрослым, первых эмоционально-коммуникативных реакций взрослый, улыбаясь, наклоняется Надежда ребенком, старается “поймать” его взгляд, поглаживает его, придает голосу певучий ласковый оттенок. Постепенно у ребенка формируют положительное отношение к игрушке. Для этого ласковым разговором привлекают внимание ребенка к лицу взрослого, вызывают ответную улыбку, после чего переводят его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, “комплекс оживления”, различные голосовые реакции.
Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта. Сначала мама стимулирует развитие зрительной фиксации на своем лице, а затем на игрушке (лучше с мягкими очертаниями силуэта, но с интенсивной цветовой окраской, размером 7х10 см.). В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений и глаз, возникающих при условии плавного прослеживания глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта (лица взрослого, затем игрушки) необходимо пассивно поворачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент.
Дальнейшее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущемся предметом (в горизонтальной, вертикальной плоскости), устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища. Необходимо проводить специальные игры с ребенком, приближая своё лицо к ребенку, и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Также используются яркие озвученные игрушки. При этом ребенок находится в различных положениях (лежа, сидя, вертикально на руках взрослого).
На наиболее поздних этапах развития необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются различные материалы по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры (“прятки”, “ну-ну”, когда мама накидывает на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула, ширму).
Развитие слухового восприятия начинают с формирования слухового сосредоточения (на голосе и звуке). Для этого используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии – в период несильного плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребенку, лаково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения. Звуковые раздражители варьируются от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки об другую), до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).
Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие), а также различно интонируемый голос взрослого.
Предлагая ребенку озвученную игрушку, а затем, разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами. При этом ребенок видит игрушку и лицо взрослого, которое постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребенок с двигательной патологией не может сам повернуть голову к источнику звука, мама делает это пассивно, т.е. сама поворачивает голову ребенка к источнику звука.
Тактильно-двигательное восприятие имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Но оно и имеет свою специфику, и поэтому в играх появляются новые задачи и условия. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать “чудесный мешочек” и др.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами – путем ощупывания объекта, обведением его по контуру.
При тактильно-двигательном восприятии не может быть воспринят цвет предмета. Он воспринимается лишь зрительно. В то же время есть свойства, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, свойства поверхности. Но есть и свойства, которые воспринимаются и зрительно, и тактильно. Это форма, величина, пространственные отношения предмета их частей. Именно при восприятии таких свойств вырабатывания зрительно-двигательная координация.
Не меньшее значение имеет и слуховое восприятие, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты (приближение транспорта, сигнал тревоги, приближение грозы, шум дождя, по голосу можно различать своих и чужих людей, узнавать голоса животных).
Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого “речевого” слуха. У детей с нарушением познавательной деятельности страдает фонематический слух. Поэтому игры и упражнения на развитие слухового восприятия имеют для таких детей чрезвычайное значение.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувствительного познания окружающего.
В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия зрительного, слухового, тактильно-двигательного. Формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой и изобразительной.
По настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. Поэтому не следует путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, так как узнавание предмета лишь первый шаг к его полному восприятию.
У детей с нарушением познавательной деятельности формирование целостного образа задерживается и без специального коррекционного воздействия оно фактически не происходит до конца дошкольного образа.
Игры и упражнения оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условие игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, здесь дети испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину и соотношение частей).
У некоторых детей с церебральным параличом, кроме двигательных нарушений, есть и нарушения зрения. Малыш, который плохо видит лица родителей, больше других детей нуждается в ласковых прикосновениях, объятиях, словах и песенках. Он воспринимает родительскую любовь и заботу через их руки и интонацию. Именно по ним, а еще по запаху и по ощущениям от прикосновения к их одежде он постепенно учится узнавать своих родных. Исследовать мир он будет на ощупь, дотрагиваясь до всего пальцами, и на вкус; он научится распознавать настроение родителей, улавливать веселые или строгие нотки в их голосе.
Ребенок с нарушениями зрения больше, чем все другие дети, учится, слушая звуки, все их многообразие в окружающем мире, в том числе и речь. Слышать речь для него жизненно необходимо. Постоянно разговаривайте с таким ребенком! Например, очень полезно комментировать приготовление пищи – звуки и запахи, которые при этом возникают, и ребенок сможет сопоставить их с характером и вкусом еды. Собираетесь ли вы купать малыша или вести на прогулку- комментируйте свои действия.
Дети со слабым зрением особенно любят музыкальные и звучащие игрушки, это могут быть и кастрюля с крышкой, и поднос с ложкой, и инерционные игрушечные машинки. Таких детей чаще, чем обычных, надо побуждать исследовать окружающее пространство, в коляске или ползком, ведь они по понятным причинам чаще робеют, пока не освоятся в комнате и не исследуют в ней все препятствия. Чтобы пробудить у ребенка желание ползти или ехать вперед, пустите перед ним звучащую игрушку, например мячик с погремушкой внутри.
Детям с небольшими зрительными проблемами, так же как и нам, бывает трудно, понять настроение другого человека по выражению его лица, например, быть абсолютно уверенным, что он сердится, а не усмехается. Поэтому основное значение мы придаем интонации голоса- ваши интонации должны быть понятны для ребенка. Об этом нужно всегда помнить, когда вы общаетесь с ребенком, у которого нарушено зрение.
Ребенку даже с незначительным нарушением зрения трудно распознавать предметы на расстоянии. Например, чтобы узнать свое пальто, ему надо потрогать его и узнать ткань на ощупь. Порядок в доме, когда все лежит на своих местах, и игры с предметами которые окружают ребенка каждый день и постоянно используются в повседневной жизни,- обязательная часть жизни такого ребенка. Очень важно создать для него хорошо «организованный» дом! Иначе он будет постоянно разыскивать свои вещи и расстраиваться, не найдя их.
За пределами своего дома мы ориентируемся по многочисленным признакам, которые встречаем на пути,- так сказать, «по зарубкам» в нашей памяти. Слабовидящему ребенку, даже если его возят в прогулочной или инвалидной коляске, следует иногда давать потрогать забор или решетку, мимо которых вы проходите,- гуляя по знакомой дорожке, он сможет узнать, где именно он находится. Весьма полезно описывать дома, машины, объяснять, почему и где вы остановились. Сопоставляя ваши слова с окружающими звуками и с тактильными ощущениями от предметов, ребенок расставит свои метки на «карте» окрестностей. Ваши слова дополняют те зрительные впечатления, которые он получает с помощью своего ослабленного зрения, и позволяют ему лучше узнать мир.
Знакомство с формой.
Как только ребенок поймет, что предметы имеют форму ( то есть они круглые, квадратные, треугольные, продолговатые), начинайте вместе собирать коллекцию разных по форме предметов, находите изображение этих форм на картинках и вырезайте. Пусть ребенок обводит вырезанные картинки карандашом, а позже копирует их или рисует самостоятельно. Таким образом он не просто узнает названия предметов, но и выяснит их назначение, поймет почему у них именно такая форма, познакомится с цветом, увидит, что вы можете делать с этими предметами.
Когда малыш научится различать формы, посвящайте каждое занятие освоению одной из них. В картонных коробках проделайте отверстия различных форм. В одной коробке- круглое, в другой- квадратное и т.д. Пусть сначала ребенок освоит круг, потом квадрат. Затем возьмите коробку с двумя отверстиями: круглым и квадратным, чтобы он выбирал нужное.
Замечательная игрушка- прозрачный «почтовый ящик», который можно сделать из прозрачной прямоугольной коробки с крышкой , ребенок с удовольствием будет опускать в него карточки и наблюдать, как они падают. Коробку можно разделить картонными перегородками на три или четыре отделения, чтобы малыш мог в каждое складывать предметы определенной формы, например горох, фасоль, макароны или пуговицы разного размера. Проверьте, сможет ли он назвать или показать форму предметов в каждой секции. Уберите перегородки и перемешайте содержимое коробки, затем пощупать, а в конце концов находит предмет заданной формы самостоятельно.
Именно неумение различать и распознавать форму часто становится одной из причин, по которой детям с церебральным параличом трудно научиться читать и писать. Поэтому очень важно не пожалеть времени и помочь ребенку во время игры почувствовать и осознать форму, научиться подбирать одинаковые по форме предметы. Для этого надо знакомить его с различными формами постепенно- изучать на каждом занятии одну форму и не приниматься за следующую, пока он полностью не освоится с предыдущей. Следующие примеры показывают, как можно познакомить ребенка с круглой формой. Дайте малышу мяч и опишите его форму, затем положите его на пальцы на мяч, чтобы он почувствовал его форму на ощупь. Затем подкиньте мяч и поясните, что он катится, потому что круглый. Возьмите квадратный предмет и покажите, что углы не дают ему катиться. Подберите еще несколько круглых предметов, например, мячи разного диаметра и апельсин. Позже научите ребенка лепить шар из пластилина или теста. Покажите ему другие варианты круглых форм- кольцо для метания или любое другое. Продемонстрируйте, как сквозь него можно смотреть, просовывать предметы или одевать кольцо на них. Найдите вместе такой же круг у чашки, крышки, блюдца и кастрюли.
На прогулке соберите несколько круглых камешков, покажите малышу круглые колеса машин и автобусов, круглые цветочные клумбы в парке и т.д. В результате он поймет, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму, и его понимание окружающего мира расширится. Среди квадратных печений спрячьте одно круглое и попросите ребенка найти его. Смешайте круглые и квадратные предметы и предложите малышу разложить их на две кучи. Научите его рисовать круг пальцем на песке или муке, рисуйте пальцем, испачканным в краске, карандашом или мелом. Прекрасная возможность изучать цвет, размер, форму и строение поверхности- вернувшись из магазина. Разобрать покупки дома.
Некоторым детям трудно удерживать предметы в руках и поднимать их, но, тем не менее, они способны изучать форму и готовы к этому. В обучении таких детей замечательно помогает магнитная доска. Ее можно положить на стол, установить под любым углом к плоскости или повесить на стену. Для магнитных досок выпускают фигурки и буквы разных моделей, которые легко брать и передвигать по доске. Для того, чтобы прикрепить обычные игрушки к магнитной доске, продаются магнитные полоски.
Хорошая развивающая игрушка- доска с ячейками разных форм, в которые вставляются соответствующие фигурки. Иногда ребенку легче брать фигурки, если к их верхушкам приделаны ручки. Чтобы ручка не искажала форму фигурки, она должна быть небольшой. Сначала выньте из ячейки только одну фигурку и дайте малышу вставить ее на место, затем вынимайте их по две и по три и наконец выньте все фигурки из ячеек, чтобы он расставил их сам. Когда он научится это делать, поверните доску другой стороной и повторите задание.
Если ребенок плохо владеет пальцами рук, обучение потребует времени и терпения, но не бросайте его, поскольку, как было сказано, именно знание формы лежит в основе многих навыков, в том числе чтения и письма.
К четырем годам ребенок начинает сортировать предметы по форме. Чуть позже он находит предметы заданной формы, например круглой или квадратной. Он подбирает пары одинаковых по форме предметов, выбирает из нескольких подходящий, рассматривает его в трех измерениях, сравнивает его с заданным, подбирает форму по образцу и на ощупь, а в конце концов находит предмет заданной формы самостоятельно.
Знакомство с величиной.
Величину, как и форму, ребенок учится различать практически. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка могут возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения “большой-маленький” существуют частные: “длинный-короткий”, “высокий-низкий”, “широкий-узкий”. Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.
При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на разные параметры величины. Ребенка надо научить различать высокие и низкие предметы, ведь ребенку с церебральным параличом большую часть времени проводят на полу или на стуле, трудно в полной мере воспринимать размер и высоту предметов и сравнивать их между собой. Детям предлагаем игрушки: пирамидки, матрешки и учим складывать пирамидки и собирать матрешки, опираясь на зрительное соотнесение величины.
Знакомство с цветом.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Дети узнают цвета в определенной последовательности. Сначала ребенок различает основные цвета, которые быстро начинает узнавать. Но, если для сравнения со знакомым цветом ему предложить другой, он часто не может определить уже известный. Как только он научится различать основные цвета, он подбирает предметы одного цвета, называет их цвета и, наконец, определяет цвет окружающих предметов.
Формирование целостного образа предмета.
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, не дифференцированным, т.е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, в лепке. Это не происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
У ребенка с нарушением познавательной деятельности, формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и состояние предмета, зачастую не узнают его в изображении.
"Простая мозаика (пазлы)".
Картинка на первой мозаике малыша должна быть простой, иметь четко разграниченный фон и изображение, слишком сложные мозаики с большим числом деталей лишь приводят детей к замешательству. Прежде чем ребенок попытается собрать мозаику, пусть он рассмотрит картинку, чтобы он хорошо освоился с формой деталей, вынимайте их по одной и сразу же давайте ему вставлять их на место. Так малышу будет гораздо легче понять, как из деталей получается картинка.
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой стороны - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.
У детей с нарушением интеллекта вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их.
Все дети любят музыку. Слушать радио или диски, но гораздо лучше самим создавать музыку. Если ребенок с тяжелыми нарушениями не может удержать в руках барабанные палочки или стучать по барабану руками, наденьте на барабан обычную резинку, связанную в кольцо, даже если малыш будет только слегка задевать за такую резинку - барабан зазвучит.
Отличные инструменты с разным звучанием получаются из пластиковых бутылок, в которые насыпают песок, пуговицы или горох. Прекрасный способ помочь ребенку музицировать и одновременно двигаться - надеть ему на запястье и щиколотки кожаные или войлочные браслеты с нашитыми колокольчиками или бубенчиками. Не только в магазине "Игрушки", но и в магазине "1000 мелочей" найдутся интересные для малыша предметы, которые легко приспособить в качестве игрушки. Магазины индийских и азиатских товаров предлагают всевозможные колокольчики, подвески и другие подобные предметы. Простые замечательные игрушки есть и среди произведений народного творчества России.
Игры и упражнения по развитию тактильно-двигательного восприятия.
С детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно - двигательного восприятия. Особенно важно для детей с нарушениями в их интеллектуальном развитии, которые порой не проявляют попыток тактильно - двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не могут в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять определенный предмет или совершить с ним какое либо действие.
Для развития тактильной чувствительности подойдут широкие полоски ковровой, шелковой, шерстяной, пушистой ткани, наждачной бумаги, которые наклеены на банки. На каждую банку наклейте не более трех различных полосок. Играя банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Сшейте квадраты (со стороной 12 см) из ковровой, вязанной, портьерной и т. д. ткани в ленту. Дайте малышу разрозненные куски тех же тканей и предложите подобрать пару к каждому квадрату на ленте. Разобрать по парам можно обувь, носки, попросите малыша помочь вам разложить по парам носки после стирки. Ребенку постарше полезно раскладывать по местам и развешивать на нужные крючки тряпочки для вытирания пыли или кухонные полотенца.
Выбор игрушек.
Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Обычные игрушки и предметы для ребенка – это инструменты для исследования и развития. Он обнаруживает, что у них есть верх и низ, внешняя и внутренняя сторона оказывается, что если предмет твердый, то его нельзя смять, а если мягкий – можно. Он узнает, что он может положить предметы в емкость и вынуть их оттуда - поначалу он высыпает их разом, но уже к 18 месяцам достает по одному и аккуратно и последовательно. Малыш обнаруживает, что из двух поставленных друг на друга кубиков получается башня. Он узнает, что можно одной рукой держать предмет, а другой действовать. Ребенок учится действовать в соответствие с желаемым результатом, например один игрушки толкает, а другой тянет, понимая, что они легче и быстрее едут, когда с ними обращаются именно так.
Малыш узнает и сравнивает свойства предметов и их связи друг с другом: он знакомится с понятиями “рядом”, “назад”, “вперед”, “позади” и т.д.; сравнивает предметы по ширине, высоте, длине. Он сортирует их по форме, по цвету, подбирает одинаковые.
Игра для детей с церебральным параличом – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести заболевания, а кроме этого снижение зрения, слуха и трудности в обучении. Только наша помощь педагога и родителей, руководство и поддержка позволяет малышу с ДЦП, у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция или память, получить от игр удовольствие и пользу.
Ребенок часто не может, координировано и ловко, действовать пальцами из-за того, что не может правильно выполнять определенные крупные движения (правильно сидеть, стоять), но если мы поможем ему во время игры использовать уже приобретенные пусть и весьма ограниченные, навыки, мы позволим ему учиться.
Вот несколько рекомендаций:
1 - следите за тем, чтобы у ребенка было устойчивое положение тела и надежная опора, чтобы он мог, насколько это, возможно, зафиксировать положение рук и кистей;
2 - подбирайте игрушки, игры дидактические, которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребенка: размер игрушки должен позволять малышу удерживать её;
3 - учитывайте предпочтение ребенка – выбирайте игрушки, которые нравятся и интересны ему;
4 - учитывайте, насколько малыш усидчив и способен удерживать внимание;
5 позволяйте ребенку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости.
Например, ребенку с гиперкинетической формой церебрального паралича, у которого постоянно возникают непроизвольные движения и периодические спазмы мышц, нужен тяжелый мяч – движение такого ребенка неорганизованные и неуклюжие, и обычный мяч их будет постоянно “убегать” от него. При спастической форме церебрального паралича ситуация совсем другая – малыш удерживает предметы, очень крепко сжимая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжелый мяч ему будет крайне трудно, а значит для него лучше подойдет небольшой твердый мячик. Ребенку со спастической гемиплегией полезно играть большим надувным мячом, который заставит его действовать обеими руками. Если малыш может удержать только предметы типа палочки, ему подойдет игра с мячом, который привязан на резинке. Если малыш не может удержать мяч рукой, но ему очень хочется бросать и ловить его, то вместо мячика можно взять подушку. Подушечки любых цветов, размеров, формы и тяжести можно сделать самим – насыпьте в наволочку из материала, который хорошо стирается, наполнитель из полистироловых или пенопластовых шариков. Чтобы малышу было веселее и легче ловить “мяч” обеими руками, пришейте к рукавичкам ленты – липучки и возьмите мяч, который к ним прилипает.
На кубики можно наклеить полоски – липучки или магнитики, чтобы они лучше держались друг на друге, так будет легче ребенку что-то построить. Легкие и крупные деревянные кубики подходят не только для строительства, но и для других игр. Не стоит забывать, что разрушать постройки из кубиков детям не менее приятно, чем строить. Для маленьких детей разработано множество игр, которые учат сортировать предметы и подбирать пары. Карточки, на которых изображены, например, овощи и фрукты разложить ребенку с ДЦП по группам трудно, ведь ему трудно манипулировать тонкими карточками, но если наклеить картинки на кубики, то он сможет играть в эту игру.
Из разноцветных деревянных или пластмассовых катушек от ниток получаются прекрасные фишки, которые легко одевать на деревянные колышки. Футляры от “киндер сюрприз”, которые ребенку удобно держать, подходят для игры в загадки. Положите в них предметы с разным запахом, весом, которые по разному гремят о стенки футляра, (это может быть фасоль, пшено, сахарный песок, вода и т.п.) и предложите малышу угадать, что внутри. Из пластиковых бутылок можно сделать кегли.
В обучении детей с ДЦП замечательно помогает магнитная доска. Её можно положить на стол, установить под любым углом к плоскости или повесить на стенку. Для магнитных досок выпускают фигурки и буквы разных моделей, которые легко брать и передвигать по доске. Для того чтобы прикреплять обычные игрушки к магнитной доске, продаются магнитные полоски. Хорошая развивающая игрушка – доска с ячейками разных форм, в которые вставляются соответствующие фигурки. Иногда ребенку легче брать фигурки, если их верхушкам приделаны ручки. Чтобы ручка не искажала форму фигуры, она должна быть небольшой, сначала выньте из ячейки только одну фигурку и дайте малышу вставить ее на место, затем вынимайте их по две и по три и наконец выньте все фигурки из ячеек, чтобы он расставил их сам. Когда он научится это делать, поверните доску другой стороной и повторите задание.
Если ребенок плохо владеет пальцами рук, обучение требует времени и терпения, но не бросайте его, поскольку, как было сказано, именно знание формы лежит в основе многих навыков, в том числе чтения и письма.
IV
Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятиях в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны.
К процессу воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии должны быть подключены не только врачи педагоги, массажисты, но и в первую очередь семья.
К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий к восстановлению нарушенных функций. А ведь только родители могут терпеливо и кропотливо вести тяжелую ежедневную работу, вырабатывая у своего ребенка ту или иную задержанную функцию.
Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности пострадавшего ребенка.
И, в заключение, еще несколько практических советов. Чтобы усилия родителей оказались более эффективными, во время любого периода обучения ребенка необходимо следовать этим правилам.
1. Ребенок любого возраста должен быть настроен, действовать, то есть внимательно радостно и с готовностью отвечать Вам, а задание должно его интересовать. Поэтому заниматься обучением надо, когда ребенок сильнее всего заинтересован в том или в ином действии.
2. Обучать ребенка надо понемногу, как только Вы заметили, что он заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятия.
3. Нельзя воевать с ребенком – Вы все равно проиграете. Для вас обоих лучше остановиться.
4. Действуйте так: покажите-ждите, подбодрите-ждите, покажите и так далее. Дайте ребенку время среагировать, увидев его старания, подбодрите его, похвалите и улыбнитесь.
5. Постарайтесь настроиться положительно, поощряйте любую попытку, не критикуйте ребенка за неуклюжесть и ошибки или когда у него не получается, выполнить задание полностью. Любую, даже самую слабую, попытку надо поощрять, малыша следует хвалить – и он будет учиться с удовольствием.
6. Если Вы встречаете сопротивление или натыкаетесь на детский негативизм, не давите на ребенка, а лучше прекратите занятия. Помните, чем больше Вы настаиваете, тем сильнее он будет сопротивляться. Если ребенок отказывается есть – спокойно уберите его тарелку, но не жалейте его потом, он не должен есть до следующего приема пищи, только так он поймет, что его упрямств повредит ему, а не Вам. Жестоко? Вовсе нет – в конце концов, лучше проявить твердость. Предельно ясные правила усваиваются легче и быстрее.
7. Вам требуется и терпение и время. Если Вы не уделите своему медлительному ребенку с нарушениями достаточно времени, никуда не спеша и не отвлекаясь, он просто не успеет сделать то, чего от него ждут, а Вам покажется, что он ничего не понял. Это особенно касается детей с физическими, двигательными нарушениями. Их действия бывают замедленны, затруднены, иногда ребенок просто не в состоянии их совершить.
8. Если руки и ноги у ребенка полностью парализованы, научите его показывать понял ли он вас. Например, кивать головой – “да”, мотать головой – “нет”.
9. Не оставляйте своих попыток, даже если процесс очень медленный; отмечайте любые признаки улучшения. Если Вы перестанете его учить – другой возможности научиться у него не будет. Если вы решите, что ребенок к чему-то не способен – он никогда и не сможет этого делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....
Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников 3-4 лет с детским церебральным параличом.
Статья о формировании и развитии фонетико-фонематических представлений у дошкольников 3-4 лет с ДЦП....
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...
Изучение специфики развития детей с церебральным параличом.
Рассматривается развитие когнетивной сферы ребенка с ОВЗ...
Развитие восприятия. Игры и упражнения. Рекомендации для родителей и педагогов.
Восприя́тие — чувственное познание окружающего мира.Познание возможно на основе восприятия:Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия....
Как обеспечить успешное психическое развитие детям с церебральным параличом.
О коррекции познавательных процессов средствами конструирования и рисования...
Консультация для родителей "Игры для сенсорного развития дошкольников"
В статье представлены игры для развития представлений о цвете, форме и размере предметов у детей....