Консультация для родителей "Игры для сенсорного развития дошкольников"
консультация
В статье представлены игры для развития представлений о цвете, форме и размере предметов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_sensornogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры для сенсорного развития дошкольников»
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия. Для этого необходимо осуществлять сенсорное развитие ребенка – целеноправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Ребенок должен научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
В детском саду основное содержание сенсорного воспитания составляет ознакомление с восприятием цвета, формы и величины. Сенсорное развитие воспитанников групп компенсирующей направленности имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача не только педагогов, но и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Наилучший результат можно получить, занимаясь с дошкольниками в игровой форме.
Игры для формирования представлений о форме
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, потому что она является наиболее надежным признаком предмета, остающимся неизменным при изменениях его цвета, величины, положения в пространстве. От умения определить форму зависит результат деятельности детей.
Первоначально детям предлагается проталкивать фигуры (объемные и плоскостные) в соответствующие прорези в коробке, а также предлагают игры с различными сортерами, вкладышами. В процессе данных игр дети учатся практически различать форму, соотносить форму предметов с помощью проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, соотносить плоскостную и объемную формы.
Для уточнения и закрепления представлений о форме будут полезны следующие игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Необходимо приготовить мешочек с объёмными геометрическими фигурами: куб, шар, кирпичик, цилиндр. Ребенку предлагают узнать на ощупь объёмные геометрические фигуры.
Игра «Страна геометрических фигур»
Приготовьте материал для игры: картонные квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению:
Взрослый приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Игра «Выложи из палочек или ниток»
Ребенку предлагается выложить из счетных палочек квадрат, треугольник, прямоугольник, а с помощью ниток изобразить круг и овал.
Игра «Разложи по форме»
Игра закрепляет умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом. Материал для игры: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.
Ребенку предлагают разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры. Малыш берет картинку, например, с изображением тарелки, и говорит: «Это тарелка, она круглой формы» и кладет ее на соответствующую фигуру. Таким образом раскладываются все остальные картинки.
Игра «Чего не стало?»
Положить в ряд 3 (5) знакомых геометрических фигур, предложить ребенку внимательно на них посмотреть. Затем малыш должен закрыть глаза, а взрослый прячет одну из фигур. Далее ребенку нужно посмотреть на оставшиеся фигуры и назвать какой не хватает среди них.
Игра «Геометрическая мозаика»
Ребенку предлагается выложить из геометрических фигур, разного цвета и размера, изображения (например, домик, снеговика, зайку, птичку и т.д.) по предъявленному образцу, а затем по представлению и по памяти.
Игры для формирования представлений о величине
Величину дети первоначально учатся определять практически – путем сравнения (прикладывая и накладывая предметы), а позже начинают выделять ее зрительно. Чтобы ребенок научился различать контрастные предметы по величине, обыграйте различные игрушки. Например, большую и маленькую куклу можно «напоить» чаем из чашек разной величины, предложить им подходящее по размеру печенье и т.д.
Далее детей учат ориентироваться в 3-5 различных величинах; употребляя слова: большой, маленький, больше, поменьше, самый большой, самый маленький. Для усвоения представлений о величине нужно овладеть умением выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. В качестве наглядного примера можно представить выстроенных «по росту» матрешек. Для этого подойдут так же игры «Пирамидка», «Формочки». Обучая построению ряда, следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем самый большой из оставшихся и так действовать, пока задание не будет выполнено.
Если ребенок, действуя с предметами, вполне усвоил понятия «большой – маленький», то настало время предложить ему задания по картинкам. Попросите его показывать и называть большие и маленькие предметы на картинках и отвечать на вопросы, какой предмет больше (меньше). Затем без предъявления картинок спросите: «Кто больше – мышка или слон, кто меньше кошка или котенок и т.д.» Необходимо научить ребенка отвечать полным предложением, например: «Слон больше мышки».
Аналогичным способом нужно познакомить ребенка с понятиями: длина, высота, ширина, толщина. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, толстый – тонкий. Малыш учится использовать степени сравнения прилагательных: низкий – ниже – самый низкий. Начинает употреблять логико-грамматические конструкции: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли», строить сложные предложения: «Красная лента длинная, а желтая лента короткая».
Игры для формирования представлений о цвете
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет надо обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить в первую очередь. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.
Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: «Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.
Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т. д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т. д.».
Игра «Маленький строитель»
Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.
Игра «Цветная уборка»
Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т. д.»
Игра «Строим башню»
Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь, называем её цвет: «Это красная, а это какая?»
Игра «Кто больше»
Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.
Игра «Светофор»
Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем». Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет.
Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.). Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).
Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д. Это игра не только закрепляет представления о цветах, но и развивает воображение.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорной культуры ребенка"
Эта консультация предназначена для родителей с целью первоначального ознакомления с понятием "сенсорная культура"...
Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Методы и приемы сенсорного развития дошкольников...
«Продуктивная и исследовательская деятельность дошкольников в рамках программы сенсорного развития».
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при други...
Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоц...
Семинар-практикум (консультация) для родителей «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Консультация Природа родного края, как важнейший элемент сенсорного развития детей дошкольного возраста
Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде....