Изучение специфики развития детей с церебральным параличом.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Рассматривается развитие когнетивной сферы ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_spetsifiki_razvitiya_detey_s_tserebralnym_paralichom.docx | 96.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение специфики развития детей с церебральным параличом.
Психологическое обследование детей с органическими поражениями мозга характеризуется целым рядом особенностей его организации и проведения. Во-первых, необходимо учитывать характер имеющейся у ребенка клинической симптоматики, особенно наличие двигательных и речевых расстройств, что влияет на выбор конкретных, адекватных для данного больного методик исследования. Во- вторых, принципиальное значение имеет уровень интеллектуального развития, который зачастую также определяет подход к психологическому обследованию. В-третьих, необходимо иметь достаточные сведения о микросоциальном окружении ребенка, особенностях системы воспитания в семье, проблемах, связанных с обучением. В-четвертых, практически в любом психологическом тесте, рассчитанном на обследование детей и подростков, имеются ряд процедурных требований, связанных с возрастом обследуемых (Л.Ф.Шестопалова ,В.И. Козявкин).
Я выявил следующие методы диагностики психических функций ребенка с церебральным параличом:
- Восприятие («Коробка форм («почтовый ящик»), «Сложи разрезную картинку», «Цветные кубики» , «Включение в ряд»).
- Ориентировка в пространстве («Определи правую и левую сторону», «Положи верно»).
- Внимание («Кто спрятался в лесу?», «Найди отличия», «Найди и вычеркни»).
- Воображение («Дорисуй до реального предмета»).
- Интеллект («Сравни предметы», «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Серия сюжетных картинок», «Нелепицы»).
- Мнестические процессы («Десять слов», «Построй из палочек», «Повтори предложение», «Чтение стихов, потешек»).
- Осведомлённость об окружающем мире ( Беседа).
- Сенсомоторная координация («Рисование (дом, дерево, человек)», «Штриховка», «Графический узор»).
Также я разработал для каждого задания и для психической функции в целом критериальную шкалу ( Приложение № 2).
Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка(Мастюкова Е.М.) [16].
1 направление - Коррекция и развитие восприятия.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить представления о форме, величине, размере предмета, восприятие расстояния, направления, целостное восприятие явления и объекта.
- Определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.
- Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Желательно частое использование таких игровых заданий и упражнений, как:
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Игра в неделю».
2 направление - Коррекция и развитие памяти.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить слуховую, зрительную, моторную память.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения: «Ряд знаков, предметов», «Заучивание 10 слов», «Беспорядок», «Что изменилось», «Подбери другое слово».
3 направление - Коррекция и развитие мыслительных процессов. ЦЕЛЬ: сформировать и развить приёмы обобщения, синтеза, анализа, исключения, наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, межпредметные связи и отношений, умозаключения, классификации.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты).
4 направление - Коррекция и развитие внимания.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить объём, переключаемость и концентрацию внимания, умения устанавливать связи между предметами, отношениями, явлениями.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения: «Найди 10 различий», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам».
5 направление - Коррекция и развитие речи.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить речевую активность, обучить речевой деятельности.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения: «Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» .
6 направление - Коррекция и развитие моторики и сенсорики.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить у ребенка способность воспринимать окружающий мир во всем богатстве его запахов, звуков, красок, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения: «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры», «Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений», «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой).
7 направление - Коррекция и развитие слухо-зрительно-моторной координации:
ЦЕЛЬ: сформировать и развить звуковой анализ слов, фонематическое восприятие.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения: «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Воспроизведение ритма».
8 направление - Коррекция и развитие физического состояния.
ЦЕЛЬ: сформировать и развить координацию движений, нормализовать суставовную и мышечную силу.
На данном этапе необходимо применять следующие упражнения:
Занятия, развивающие навыки движения:
- ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
- ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
- взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
- ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
- придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
- подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Занятия для нормализации суставных функций:
- ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
- ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
- ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
- ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Занятия для мускулатуры живота:
- ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
- научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
- ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
- ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:
- проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
- крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Занятия для мышц ног:
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
- взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
- ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
- ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
- ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Приложение
Приложение № 1
1-й год
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Речь и слух | балл | Руки и глаза | балл | Способность к игре | балл |
1 | Лежит на животе поднимает подбородок. | 1 | На короткое время фиксирует взгляд на предмете. | 1 | Содрогается от звуков. | 1 | Наблюдает за источником света. | 1 | Может сжимать пальцы исследователя. | 1 |
Отталкивается от рук исследователя ногами. | 2 | Становиться спокойным на руках. | 2 | Становиться спокойным от речи, обращенной к нему.
| 2 | Смотрит на игрушку или кольцо. | 2 | Реакция на родителей генерализованными движениями. | 2 | |
Удерживает головку вертикально несколько секунд. | 3 | Радуется, когда купается . | 3 | Плачет меньше, чем гулит. | 3 | Смотрит на расположенный прямо перед ним колокольчик. | 3 | Тянет руки в рот. | 3 | |
2 | Лежа на животе Поднимает головку. | 4 | На лице появляется улыбка. | 4 | Слушает звон колокольчика. | 4 | Следит в горизонтальном направлении за колокольчиком. | 4 | Активно передвигает ручками. | 4 |
3 | Активно двигается. | 5 | Узнает маму. | 5 | Произносит гласные звуки, гулит. | 5 | Следит в вертикальном направлении за колокольчиком. | 5 | Тянет головку в направлении родителей. | 5 |
4 | Энергично отталкивается ножками во время купания | 6 | При обращении к себе начинает гулить. | 6 | Глазами ищет источник звука. | 6 | Переводит взгляд с одного объекта на другой. | 6 | Может держать палочку. | 6 |
Лежит на спине и поднимает головку. | 7 | Держит взгляд за движением человека. | 7 | Слушает музыку. | 7 | Следит по кругу за колокольчиком. | 7 | Играет со своими пальцами. | 7 | |
Может пeрекатываться с боку на спину | 8 | Реагирует на взгляд гулением или улыбкой. | 8 | Пытается произносить несколько звуков. | 8 | Наблюдает за подвешенным на веревочке предметом. | 8 | Рассматривает стоящую на столе коробочку. | 8 | |
В сидячем положении выпрямляет спину. | 9 | Проявляет дружелюбие к незнакомцам. | 9 | Поворачивая голову ищет источник звука. | 9 | Может сжимать игрушку, когда её вкладывают в руку. | 9 | Проявляет сопротивление, когда пытаются отнять игрушку. | 9 | |
Лежа на животе поднимает грудь и голову. | 10 | Проявляет сопротивление, когда взрослый тянет. | 10 | Смеется довольно громко. | 10 | Проводит исследование и рассмотрение нового предмета взглядом. | 10 | Удерживает и сжимает кубик. | 10 | |
Удерживает головку в вертикальном положении довольно долго. | 11 | Резвится, радуется, когда с ним играют. | 11 | Точно поворачивает головку в сторону звука. | 11 | Тянется к игрушке и схватывает её. | 11 | Бьёт одним кубиком по другому кубику. | 11 | |
Поднимает головку и плечи в сидячем положении. | 12 | Когда с ним разговаривают перестаёт плакать. | 12 | Прослушивает мелодичные звуки. | 12 | Тянет в рот игрушку. | 12 | Толкает игрушку от себя. | 12 | |
5 | Может перекатываться с боку на бок. | 13 | В сторону разговаривающего или поющего поворачивает голову. | 13 | Прекращает плакать и гулит при звуках музыки. | 13 | Схватывает раскачивающуюся игрушку. | 13 | Проявляет интерес к различным коробочкам | 13 |
Играет с большим пальцем на йогах | 14 | Пытается помочь, когда его сажают. | 14 | Обращаясь к человеку лепечет. | 14 | Пытается остановить раскачивающуюся игрушку. | 14 | Берет со стола кубик. | 14 | |
6 | Проявляется реакция ползания - может подгибать коленки. | 15 | Может держать ложку. | 15 | Проводит манипуляции с колокольчиком. | 15 | Обследует стол руками. | 15 | Может держать два кубика сразу. | 15 |
Сидит с небольшой поддержкой. | 16 | Тянетсядля того, чтобы взяли его на руки. | 16 | Произносит более 4 звуков. | 16 | Играется с колокольчиком, разглядывает и трясет его. | 16 | Схватывает коробку руками. | 16 | |
7 | Переворачивается на живот со спины и назад. | 17 | Пьёт из чашки. | 17 | Когда его зовут «отвечает». | 17 | Пытается дотянуться и любым способом захватить верёвку | 17 | Проводит манипуляции с кубиками. | 17 |
Танец- первое из шаговых движений. | 18 | Проводит манипуляции с чашкой и ложкой. | 18 | Двусложный лепет. | 18 | Следит за предметами, которые падают. | 18 | Достает и берет предмет в руки. | 18 | |
Старается ползать. | 19 | Реагирует отражение в зеркале и в него смотрит. | 19 | Для привлечения внимания -кричит. | 19 | Стучит предметом о предмет. | 19 | Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку. | 19 | |
8 | Сам короткое время сидит. | 20 | Различает незнакомых и знакомых. | 20 | Прислушивается к разговору. | 20 | Когда рисуют на бумаге следит. | 20 | Бросает один кубик, для того чтобы взять другой кубик. | 20 |
Может ставить одну ногу на другую ногу. | 21 | Реагирует на изменение ситуации достаточно быстро. | 21 | Произносит певчие звуки. | 21 | Прочно держит раскачивающееся кольцо. | 21 | Может играть сразу двумя предметами. | 21 | |
9 | Крутится на полу на месте. | 22 | Если убирают игрушку начинает плакать. | 22 | Фразовый лепет - 4 и более слогов. | 22 | Выведение указательного и большого пальцев. | 22 | Мнет бумагу. | 22 |
Самостоятельно сидит на полу. | 23 | Пытается когда пьёт держать чашку. | 23 | Говорит «па-па» ,«ма-ма» | 23 | Хватает более мелкие предметы. | 23 | Чтобы найти игрушку переворачивает чашку. | 23 | |
Пытается ползать назад и вперед. | 24 | Стаскивает шапку. | 24 | Слушает, когда тикают часы. | 24 | Качает кольцо на веревке | 24 | Бьет о стол кубиком. | 24 | |
10 | Стоит с помощью взрослых. | 25 | Реакция на своё отражение в зеркале - играет с ним ,смеется. | 25 | Качает головой, «нет» или «да». | 25 | Играет с подвешенными предметами. | 25 | Стучит двумя кубиками друг о друга. | 25 |
Хорошо сидит в стуле. | 26 | Говоря «до свидания» машет рукой. | 26 | Говорит 2 слова. | 26 | Бросает предметы осознанно. | 26 | Поднимает с коробки крышку. | 26 | |
11 | Держась за что -то поднимается сам. | 27 | Показывает свою любовь. | 27 | Лепечет предложения. | 27 | Полная специализация большого и других пальцев. | 27 | Может найти спрятанную игрушку. | 27 |
Держась за что -то может долго стоять. | 28 | Берет в рот, сосет свой палец. | 28 | Играет с колокольчиком осознанно. | 28 | Указывает пальцем на предмет. | 28 | Пытается вынуть из коробки кубик. | 28 | |
Ползание на «четвереньках» | 29 | Играет с чашкой и ложкой осознанно, правильно их ко рту подносит. | 29 | Реагирует на пение, музыку. | 29 | Проявляет интерес к заводными игрушками. | 29 | Удерживает 3 кубика. | 29 | |
12
| Самостоятельно переступает по периметру манежа или кровати. | 30 | Может отвечать на простые просьбы (типа «дай мне») | 30 | Когда один долго лепечет. | 30 | Может держать карандаш пытаясь рисовать им тыкая в бумагу. | 30 | Вынимает из коробки кубики и укладывает их обратно в коробку. | 30 |
Ходит за ручку. | 31 | Хлопает в ладоши. | 31 | Говорит 3 слова. | 31 | Пытается рисовать на бумаге. | 31 | - | 31 |
Условно можно показать нормативы психомоторного развития в первый год жизни по шкале Гриффитс в форме таблицы.
Сводная таблица баллов № 1(для возраста с 1 месяца до 1 года)
Месяцы | Количество баллов | Месяцы | Количество баллов |
1 | 5-15 | 7 | 85-95 |
2 | 20 | 8 | 100-105 |
3 | 25 | 9 | 110-120 |
4 | 30-60 | 10 | 125-130 |
5 | 65-70 | 11 | 135-145 |
6 | 75-80 | 12 | 150-155 |
2-й год
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Речь и слух | балл | Руки и глаза | балл | Способность к игре | балл |
13
| Забирается на ступеньку. | 32 | Вынимает и кладёт из чашки во время игры маленькие предметы. | 32 | Попытки пения. | 32 | Держит мелкие игрушки. | 32 | Находит спрятанную игрушку среди всех игрушек. | 32 |
Самостоятельно стоит. | 33 | Пытается оказывать помощь при одевании. | 33 | Рассматривает картинки в книжке несколько секунд. | 33 | Проявляется разница между левой и правой рукой. | 33 | Вкладывает предмет в отверстие предназначенное для него. | 33 | |
14
| Самостоятельно ходит. | 34 | Во время едыдержит чашку. | 34 | На своё имя откликается. | 34 | С мячиком играет. | 34 | Открывает две коробки разные по форме. | 34 |
Стоит на стуле или на коленях. | 35 | Сам использует ложку, не проливая пищу. | 35 | При считалочках и стишках подыгрывает. | 35 | Когда его просят укладывает кубики в коробку. | 35 | Пытается вверх по лестнице взбираться. | 35 | |
15
| Попытки поднятия по лестнице. | 36 | Чтобы одели ботиночки Показывает их . | 36 | Пользуется 4- 5 ясными словами. | 36 | Двигает маленькие машинки. | 36 | Вкладывает кружки один в другой. | 36 |
Толкает игрушечную коляску или лошадку. | 37 | Пытается повернуть дверную ручку. | 37 | Выделяет среди множества определенный предмет. | 37 | Ставит кубики один на другой. | 37 | В игровой форме кладет обратно и вынимает кубик. | 37 | |
16
| Ходит уверенно. | 38 | Проявляется чистоплотность. | 38 | Пользуется 6-7 словами. | 38 | Более длинными линиями рисует каракули. | 38 | Вкладывает квадратики один в другой. | 38 |
За игрушкой наклоняется. | 39 | Из наполовину наполненной чашки хорошо пьёт. | 39 | Вставляет понимаемые слова в лепет. | 39 | Находит завернутую игрушку. | 39 | Два элемента пирамиды складывает. | 39 | |
17 | Забирается на низенький стул. | 40 | Может снять носки и туфли. | 40 | С удовольствием рассматривает картинки и книжки. | 40 | Собирать игрушки помогает. | 40 | Закрывает коробку крышкой осознанно. | 40 |
18 | Ходит с поворотом вперед и назад. | 41 | Нравится со взрослыми рассматривать книжку. | 41 | Находит в коробке 2 заданных предмета. | 41 | Из 3 составных частей собирает пирамиду. | 41 | Вкладывает 3 и более кружка один в другой. | 41 |
19 | Ходит и тянет за собой машину на веревочке. | 42 | Может называть 1 часть тела. | 42 | Использует 9 слов. | 42 | Кидает мяч. | 42 | Может вложить два кубика один в другой, в коробку и закрыть её. | 42 |
Карабкается по лестнице вверх и вниз | 43 | Контролирует стул, просится на горшок.
| 43 | Различает среди множества 4 заданных предмета. | 43 | Собирает пирамидку из 4 частей.
| 43 | Вкладывает раздельно квадратики и кружочки в специальные отверстия. | 43 | |
20 | Прыгает. | 44 | Пользуется ложкой свободно | 44 | Пользуется 12 словами. | 44 | Рисует прямые длинные линии | 44 | Может вложить 3 и более предметов различной отверстия. | 44 |
Бегает. | 45 | Днём просится | 45 | Даёт название картинке. | 45 | Переливает воду из одной чашки, в другую. | 45 | Правильно раскладывает фигурки разной формы и вкладывает их в соответствующие отверстия. | 45 | |
21
| ходит по лестнице вверх уверенно. | 46 | Что с ним произошло пытается рассказать. | 46 | Комбинирует слова. | 46 | Пытается рисовать на бумаге круговые фигуры. | 46 | - | 46 |
Взбирается на любой стул, для того чтобы на нем стаять . | 47 | За столом просит что-нибудь, правильно называет предмет. | 47 | Называет и различает две картинки. | 47 | Составляет пирамиду из 5 и более составных частей | 47 | - | 47 | |
22 | Может спрыгнуть со ступеньки | 48 | Называет подряд 2 части тела | 48 | Сказки слушает. | 48 | Вертикальные линии чертит. | 48 | Собирает из кубиков домик. | 48 |
23 | Может за столом сидеть сам. | 49 | Называет 3 и более части тела | 49 | Словарный запас - 20 четких слов | 49 | Собирает поезд из 3 вагончиков. | 49 | - | 49 |
24
| Ударяет по мячу. | 50 | Открывает дверь сам. | 50 | Свои игрушки четко называет. | 50 | Пытается заставить двигаться игрушки. | 50 | Играет с различными элементами «развивающего центра». | 50 |
Самостоятельно и свободно ходит по лестнице. | 51 | Активно помогает одевать и раздевать его. | 51 | Пользуется словами из 4 и более слогов. | 51 | Горизонтальные линии чертит. | 51 | - | 51 |
Сводная таблица баллов № 2 (для возраста с 13 месяцев до 2 лет)
Месяцы | Коичество баллов | Месяцы | Количество баллов | Месяцы | Количество баллов |
13 | 160-165 | 17 | 200 | 21 | 230-235 |
14 | 170-175 | 18 | 205 | 22 | 240 |
15 | 180-185 | 19 | 210-215 | 23 | 245 |
16 | 190-195 | 20 | 220-225 | 24 | 250-255 |
Приложение № 2
Развитие психических функций у детей с церебральным параличом
1. Восприятие | Исследуемые параметры: зрительное восприятие свойств предметов (величина, цвет, форма); осмысленность и целостность восприятия. | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
«Коробка форм («почтовый ящик») | Выявить уровень развития зрительной ориентировки на форму, обучаемость. | Коробка с 6 прорезями: полукруглой, треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной, шестиугольной формы и 20 объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме 1 из прорезей | На стол перед ребёнком кладут коробку с прорезями, около неё ставят фигуры (не должны одинаковые фигуры находиться рядом). После взрослый берёт одну фигуру и кидает её в прорезь соответствующую этой фигуре. Затем предлагает ребёнку выполнить это задание самому. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой пытается протолкнуть фигуру, то нужно провести обучение. | Оценивается: понимание и принятие условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности. 4 балла - ребёнок понимает и принимает задание, выполняет его методом зрительного соотнесения, либо методом практического примеривания, интерес в итоговом результате. 3 балла - ребёнок понимает и принимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения использует метод целенаправленных проб. 2 балла- ребёнок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой, после обучения использует метод перебора вариантов. 1 балл - ребёнок не понимает цель, действует неадекватно, даже в условиях обучения. |
«Сложи разрезную картинку» | Выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. | 2 одинаковые, предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по диагонали. | Взрослый демонстрирует ребёнку 4 части разрезанной картинки и просит: «Сделай целую картинку». После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Что нарисовано на собранной им картинке?» | Оценивается: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату и сам результат. 4 балла - ребёнок понимает и принимает цель задания, самостоятельно выполняет его, собирает путём зрительного анализа, заинтересован в конечном результате своей деятельности. 3 балла - ребёнок понимает и принимает цель задания, но самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, присутствует интерес к результату деятельности. 2 балла - ребёнок понимает условие задания но не принимает задание, раскладывает картинки без учёта целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. 1 балл - ребёнок не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения. |
«Цветные кубики» | Выявить уровень развития зрительного восприятия, знания основных цветов и соотнесение оттенков. | 2 набора цветных кубиков: зелёный, белый, красный, синий, жёлтый, фиолетовый, оранжевый. | Ребёнку предлагаются цветные кубики основных цветов: «Назови, какого цвета кубики». Затем взрослый предлагает ребёнку соотнести кубики по оттенкам. За экраном оставляет по 2 кубика одного оттенка, предлагая назвать: «Назови, какие кубики одинаковые по цвету?» | Оценивается: знание названий цветов и оттенков ребёнок; узнавание их по слову или соотнесение. 4 балла - ребёнок понимает и принимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, используя зрительную ориентировку, верно соотносит и называет все оттенки и цвета. 3 балла - ребёнок понимает и принимает условия задачи, выполняет задание сам, используя практическое соотнесение называет основную часть оттенков. 2 балла - ребёнок принимает задание, но путает названия главных цветов, не соотносит оттенки цвета самостоятельно после организующей помощи.. 1 балл - ребёнок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. |
«Включение в ряд» | Выявить уровень развития ориентировки на величину. | Шестиместная матрешка, экран. | Взрослый на глазах у ребёнка, собирает, разбирает шестиместную матрешку и выстраивает матрешек по росту в ряд, соблюдая равные интервалы между ними. За экраном убирает 1 из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися матрешками. Ребёнку дают эту матрешку и просят поставить её на своё место, не обращая внимания, на принцип построения ряда. Когда матрешка на своём месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду. | Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость, отношение к результату. 4 балла - ребёнок понимает и принимает условия задачи, выполняет задание самостоятельно, используя зрительную ориентировку. 3 балла - ребёнок понимает и принимает условия задачи, выполняет задание самостоятельно, используя практическое примеривание. 2 балла - ребёнок принимает задание, но не понимает его условия, ставит матрешки без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек не ориентируется на величину самостоятельно. 1 балл - ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. |
2. Ориентировка в пространстве | Исследуемые параметры: ориентировка в схеме тела, пространственное восприятие. | |||
«Определи правую и левую сторону» | Выявить представления детей о частях своего тела, лица и об их назначении, умение по словесной инструкции ориентироваться в схеме собственного тела. | Разноцветные мячи, цветные карандаши. | Ребёнку предлагается показать соответствующие части тела по словесной инструкции:
Рассказать, для чего нужны человеку нос, руки и т.д. При наличии затруднений использовать образец. После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Где находится у него та или иная часть тела (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку, справа, слева, над, под)?» | Оценивается: различение основных направлений пространства в схеме собственного тела: право-лево, верх-низ; знание о назначении частей тела, соответствие представлений нормативным показателям, различение основных направлений пространства. 4 балла – ребёнок различает руки и дифференцирует их местоположение. Знает и называет направления пространства в схеме собственного тела: верх - низ, право - лево. Рассказывает о назначении частей тела. Различает направления пространства относительно собственного тела: сверху - снизу, справа - слева, над - под. 3 балла – ребёнок ориентируется в схеме собственного тела, руки различает, владеет понятиями наверху - внизу, над - под, впереди - сзади, но испытывает затруднения в вербализации пространственных представлений. 2 балла – ребёнок показывает и называет части тела, руки пугает, различает основные направления пространства относительно собственного тела. 1 балл – ребёнок показывает и называет части тела, руки не различает, не ориентируется в основных направлениях пространства относительно собственного тела по словесной инструкции. |
«Положи верно» | Выявить умение ребенка ориентироваться на листе бумаги. | Геометрические фигуры: 2 круга, 2 квадрата, 2 прямоугольника, 2 овала, 1 треугольник, лист бумаги А4. | Взрослый по словесной инструкции предлагает: положить квадрат в левый нижний угол, круг в левый верхний угол, в средину листа - треугольник и так далее. После выполнения действия ребёнку нужно ответить на вопрос: «где находится квадрат, треугольник и т.д.». | Оценивается: понимание инструкции, сформированность представлений о пространстве листа, их соответствие нормативным показателям: на уровне словесной инструкции (экспрессивный уровень), понимания и показа (импрессивный уровень). 4 балла – доступна ориентировка на плоскости листа по инструкции; называет пространственные положения геометрических фигур на листе бумаги, использует самостоятельно пространственные речевые инструкции (экспрессивный уровень). 3 балла - доступна ориентировка на плоскости листа по словесной инструкции; но затрудняется в использовании пространственных речевых конструкций, и предлогов: «под», «над». 2 балла – доступна ориентировка на листе бумаги по образцу, пространственные представления сформированы на уровне показа и понимания, испытывает серьезные трудности в устном отчёте. 1 балл – ребенок задание принимает, но доступна простейшая ориентировка: внизу, середина, вверху, не может дать словесный отчёт о выполненном действии. |
Итоговый уровень развития процессов восприятия | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 5 баллов | В целом не сформирован объём знаний об основных свойствах и качественных характеристиках предметов. О воспринимаемых объектах знаний не достаточно. При сборе целого из частей действует неадекватно, не понимает цели, даже в условиях обучения. Не развита целостность восприятия. |
Ниже среднего | 6 – 10 баллов | Называет и находит меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе из частей целого хаотично действует, не переходит к самостоятельному способу деятельности после обучения. Что воспринимает мало осознаёт. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных изображений. |
Средний уровень | 10 – 15 баллов | Называет и находит половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Затрудняется в интерпретации по причине малого опыта недостаточно осознанно воспринимает образы, информацию. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. |
Выше среднего | 15 – 20 баллов | Называет и находит и большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. |
Высокий уровень | более 21 балла | Называет и соотносит и все свойства предметов, их пространственное расположение. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. |
3. Внимание | Исследуемые параметры: объём, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность. | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
«Кто спрятался в лесу?» | Выявить и развить объём и устойчивость внимания. | Рисунок с изображением зверей и леса. | Ребёнку предлагается изучить рисунок и найти, кто спрятался в лесу. После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Покажи, каких зверей нашёл на картинке. Как узнал изображения зверей?» | Оценивается: внимание, уровень сосредоточенности, понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату и сам результат. 4 балла – ребёнок может распределять внимание, объём соответствует показателям возрастной нормы, (до 4-х объектов), работает сосредоточенно. 3 балла – ребёнок в ходе работы может отвлекаться, неустойчивое внимание, воспринимает не более 3-х предметов, нуждается в организации деятельности и во внешней стимуляции. 2 балла – ребёнок в ходе выполнения задания частично удерживает материал, механическое скольжение внимания с одного объекта на другой. 1 балл – ребёнок принимает задание, внимание непроизвольное , требует неоднократного повторения. |
«Найди отличия» | Выявить и развить определение объема и степени концентрации внимания. | Две картинки, с 5 отличиями между собой. | Ребёнку предлагается рассмотреть внимательно обе картинки и найти, как можно больше различий между ними. | Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий. 4 балла - ребёнок задание принимает, действует в соответствии с условием, находит 5 различий. 3 балла - ребёнок принимает задание, понимает условие задачи, отмечается недостаточная активность, в ходе работы может отвлекаться, находит до 4-х различий. 2 балла- задание ребёнок принимает, понимает условие задачи, но в процессе выполнения частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание, находит до 3–х различия. 1 балл - задание ребёнок принимает, но выполняя действует хаотично, внимание непроизвольное. |
«Найди и вычеркни» | Выявить и развить уровень концентрации, продуктивности, переключения, устойчивости и распределения внимания. | Таблица с 3 видами чередующихся предметов. | Ребёнку предлагается изучить 5 строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.
| Оценивается: понимание и принятие задания, время выполнения, количество пропусков, умение последовательно вычёркивать все предметы. 4 балла – ребёнок действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает. 3 балла – ребенок принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки, отмечается недостаточная активность. 2 балла – принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок, переключение происходит с большим трудом. 1 балл – принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности, действует хаотично. |
Итоговый уровень развития внимания | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 4 баллов | Ребенок задание принимает, но требуется неоднократное повторение словесного материала, внимание неустойчивое, непроизвольное. Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость) |
Ниже среднего | 4-6 баллов | Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с большим трудом, механическое скольжение внимания с одного объекта на другой. Способен к выполнению многоступенчатой инструкции, разбитой на простые звенья. Ребенок в процессе выполнения задания частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание. Работоспособность недостаточная (утомляемость и истощаемость) |
Средний уровень | 6-8 баллов | Ребенок в ходе работы может отвлекаться, отмечается недостаточная активность, самостоятельность, внимание неустойчивое (возможны отвлечения), и ребенок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности. Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции, при напоминании справляется. |
Выше среднего | 8 - 10 баллов | Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность. |
Высокий уровень | более 10 баллов | Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Ребенок может распределять внимание, объём соответствует показателям возрастной нормы, работает сосредоточенно, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность. Возможно проявление недостаточной активности и самостоятельности. |
Итоговый уровень развития воображения | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | 1 балл | Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части, самостоятельно рассказать или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем. |
Ниже среднего | 2 балла | Незаконченные образы воссоздает по прямой подсказке взрослого. Самостоятельно не стремиться дополнить образ деталями, выполненную деятельность не оречевляет. Механически рассказывает или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем. |
Средний уровень | 3 балла | Воссоздает незаконченные образы по небольшому напоминанию, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительной внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны. |
Высокий уровень | 4 балла | Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов. |
5. Интеллект | Исследуемые параметры: Мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность, умение выражать в слове свои действия | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
«Сравни предметы» | Выявить умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений. | Картинки с изображением предметов. | Ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга. | Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. 4 балла - ребёнок выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями. 3 балла - ребенок выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами. 2 балла - ребёнок выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения. 1 балл - ребенок затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием. |
«Классифика-ция картинок по функциям назначения» | Выявить способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов по принципу классификации. | Наборы картинок с изображением одежды и посуды. | Взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки, его спрашивают: «расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом». | Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. 4 балла- ребенок принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане. 3 балла- ребенок принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора. 2 балла - ребенок принимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки. 1 балл - ребенок принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой. |
«Группировка картинок по способу действия» | Выявить уровень развития наглядно - образного мышления, выяснить может ли обобщить принцип группировки в речевом плане | 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими нельзя. | Взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной - ведро с ручкой, на другой - ведро без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением машинки с колесом, и спрашивает: «куда ее надо положить?» - и сам кладет под изображение ведра с ручкой. Картинку с изображением машинки без колеса кладет под изображение ведра без ручки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором. | Оценивается: принятие задания, умение работать по образцу. 4 балла - ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях. 3 балла - ребенок принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора. 2 балла- ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане. 1 балл- ребенок задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа. |
«Серия сюжетных картинок» | Выявить понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинке, то есть уровень сформированности наглядно-образного мышления. | 4 сюжетные картинки с изображением последовательности действий | Перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки. Оценивается: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ. | Оценивается: принятие и понимание задания , способы выполнения - самостоятельно, по образцу, после обучения, по показу, умение описывать последовательность событий. 4 балла - ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом. 3 балла - ребенок принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы) 2 балла- ребенок задание понимает, раскладывая картинки, воспринимает каждую, как отдельное действие. Последовательность событий изображенных на картинках устанавливает с помощью наводящих вопросов, однако составить связный рассказ о данном событии не может. 1 балл- ребенок задание принимает, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. Даже после обучения раскладывает картинки без учета последовательности изображенных событий. |
«Нелепицы» | Выявить понимание ребенком логических связей и закономерностей в окружающем, умения логически рассуждать. | Картинки с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными. | Ребёнку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?» Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами. | Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных неточностей за предложенное время. 4 балла- ребенок за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и высказал своё предположение, как должно быть. 3 балла - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел до конца объяснить или рассказать, как на самом деле должно быть. 2 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 1 балл - ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц. |
Итоговый уровень развития мышления | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 6 баллов | Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей. |
Ниже среднего | 6-10 баллов | Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление носит непроизвольный характер, действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно. |
Средний уровень | 10-15 баллов | Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. |
Выше среднего | 15 - 19 баллов | Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление не всегда самостоятельно. |
Высокий уровень | более 19 баллов | Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Узнаёт предметы на схематических изображениях, доступно понимании причинности. Формируются элементы критичности мышления, ребёнок замечает в небылицах, перевертышах несоответствие с действительностью. |
6. Мнестические процессы | Исследуемые параметры: Объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность мнемических процессов. | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
«Десять слов» | Определение уровня сформированности слуховой механической памяти. | Десять слов: дом, окно, лес, ком, игла, ночь, стол, мост, конь, брат. | Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова. | Оценивается: количество воспроизведённых слов. 5 балов- ребёнок воспроизводит 10 слов. 4 балла - ребёнок воспроизводит 8-9 слов. 3 балла - ребенок воспроизводит 6-7 слов. 2 балла - воспроизводит 4-5 слов. 1 балл- воспроизводит 1-2 слова. |
«Повтори предложение» | Выявление уровня развития смысловой памяти. | Предложения: 1.Дети любят играть. 2.В небе летит самолёт. 3.Мальчик помогает своей бабушке. 4.В саду растут яблони и груши. 5.Осенью идут дожди. | Ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить. Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно. | Оценивается: способность запомнить и воспроизвести фразу, не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания. 4 балла - ребенок четко понимает текст, понимает грамматические конструкции, запоминает фразы и почти дословное воспроизведит их. 3 балла - ребенок понимает текст, воспроизведит фразы не полностью, но с близким по смыслу значением. 2 балла - понимание текста ребенку доступно , для воспроизведения фразы нужны наводящие вопросы 1 балл - ребенок путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст. |
«Чтение стихов, потешек» | Выявление особенностей мнемических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение). | Стихи. | Ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть. | Оценивается: самостоятельность чтения стихов, выразительность, точность, соблюдение ритма. 4 балла – ребенок самостоятельно рассказывает наизусть стихи, потешки, проявляет интерес к запоминанию, с удовольствием воспроизводит словесный материал, сопровождая жестами и интонацией. 3 балла – ребенок читает стихотворение при минимальной помощи взрослого, стремится передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы. смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка. 2 балла – ребенок читает любимое стихотворение, но доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями. 1 балл – ребенок задание принимает и проявляет интерес, но доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения. |
Итоговый уровень развития памяти | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 3 баллов | Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная. |
Ниже среднего | 4-6 баллов | Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая. |
Средний | 6-8 баллов | Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена. |
Выше среднего | 8 - 10 баллов | Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная. |
Высокий уровень | более 11 баллов | Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная. |
7. Осведомлённость об окружающем мире | Исследуемые параметры: знания и представления о природном и предметном окружении, социальная осведомленность, их точность и осознанность, умение отвечать на поставленные вопросы, возможность выражать свои мысли в грамматически правильно оформленных предложениях. | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
Беседа | Выявить запас сведений о предметном окружении, точность имеющихся представлений. | Тестовый опросник. | Ребенку предлагается ответить на вопросы по темам: - Расскажи, что тебе нравится (интересы ребенка), во что ты любишь играть (любимые игры и игрушки); - Покажи и расскажи для чего нужны: лампа, пылесос, телефон, часы, холодильник, радио, видеомагнитофон, телевизор. | Оценивается: : знания и представления о природном и предметном окружении. 4 балла - ребенок знает и называет существенные признаки предметов, лежащие в основе родовых обобщений (игрушки, продукты, обувь, одежда, посуда, материалы, инструменты). Называет бытовые приборы: лампа, пылесос, часы, холодильник, телефон, телевизор, радио, видеомагнитофон: знает их функциональное назначение. 3 балла - представления ребенка об окружающих предметах конкретны, осознанны, но затрудняется в назывании функционального назначения 1-2-х предметов 2 балла - запас сведений и представлений о предметах быта, бытовых приборах у ребенка незначителен (называет 1-2), нет точных знаний о назначении бытовых приборов, существенные признаки предметов по родовым обобщениям не определяет. 1 балл - знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, не может рассказать о любимой игрушке, об окружающих предметах; на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматичная. |
Беседа | Определить соответствие социальных представлений и ориентировок. | Картинки с изображением растений: дерево, трава, куст, цветы; Картинки с изображением животных: кошка, собака, жук, червяк, бабочка, лягушка, змея, рыба, птица, Картинки с изображением явлений неживой природы. | Ребенку предлагается ответить на вопросы: Назови и покажи эти растения по картинкам; - Назови и покажи этих животных по картинкам; - Назови кто летает, ходит, ползает, плавает, прыгает (использовать картинки); - Назови кто живет в небе, на земле, в земле, в воде; - Покажи и расскажи об этом: снегопад, ледоход, пар град, гроза, туман, вода, лёд, земля, песок, глина, камни; - Расскажи для чего тебе сердце, уши, глаза, нос . | Оценивается соответствие социальных представлений и ориентировок: 4 балла - ребёнок различает и называет достаточное количество растений, животных, их характерные признаки и определяет их принадлежность к живым существам Имеет представления о некоторых особенностях своего организма (сердце, уши, глаза, нос). Имеет представления о явлениях неживой природы. 3 балла - представления ребенка о явлениях живой и неживой природы конкретны, осознанны, но знаний недостаточно для данного возраста. 2 балла - у ребёнка нет точных знаний о явлениях живой и не живой природы, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов. 1 балл - ребёнок затрудняется назвать отличительные особенности явлений живой и неживой природы не может рассказать о животных, растениях. |
Беседа | Выявить уровень социальных представлений и ориентировок, их точность и осознанность. | Тестовый опросник. | Ребенку предлагается ответить на вопросы: - имя, фамилия, возраст, адрес; - члены семьи, понимание родственных связей; места общественного назначения: магазин, аптека, почта, театр, вокзал; - явления общественной жизни (сведения о родной стране, родном городе, праздниках). | Оценивается: точность и осознанность социальных ориентировок и представлений. 4 балла - ребёнка знает свое полное имя, фамилию, возраст, адрес. Понимает разнообразие людей по полу и возрасту. Находит себя и членов семьи на фото. Различает признаки профессий людей по особенностям одежды (матрос, милиционер, врач и т. д.). Имеет достаточно полные знания о родной стране, столице, о городе и селе. Понимает разницу между городом и селом (транспорт, количество жителей, различия в природе, специфика людей). Имеет сведения о своём родном городе (селе), как называется главная улица, площадь. Знаком с достопримечательностями города (памятники, площади, театры, парки). Хорошо знают праздники: Новый год, 8 Марта, Масленицу - зимний праздник, дни рождения: свой и родителей. 3 балла - ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес. 2 балла - ребенок знает свое имя, фамилию, но запас сведений и представлений о себе и семье незначителен нет точных знаний о явлениях общественной жизни, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов Ограничены и бессистемны сведения о родной стране, родном городе, праздниках, в ответах на вопросы допускает значительные грамматические ошибки. 1 балл - ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, но представления о себе не соответствуют возрастным нормативам не может рассказать о членах своей семьи. |
Итоговый уровень общей осведомлённости об окружающем мире | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 4 баллов | Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференцирует имя и фамилию, представления о себе, семье не соответствуют возрасту (не может рассказать членах семьи, о любимой игрушке, об окружающих предметах, о животных, растениях), не знает отличительных особенностей явлений живой и неживой природы. Отсутствуют сведения о родной стране, родном городе, праздниках. Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматична. |
Ниже среднего | 4-6 баллов | Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференцирует имя и фамилию, запас сведений и представлений о себе и семье недостаточен, нет точных знаний о функциональном назначении бытовых приборов и оборудования, о явлениях общественной жизни. Существенные особенности предметов, явлений живой и неживой природы и общественной жизни выявлены с помощью наводящих вопросов. Сведения о родной стране, родном городе, праздниках неточные. Знания об окружающем неполны, в ответах на вопросы допускает системные ошибки. |
Средний уровень | 6-8 баллов | Ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес, свой возраст с помощью наводящих вопросов. Имеются представления о некоторых существенных признаках предметов, лежащие в основе родовых обобщений, сведения о своём родном городе, представления о животных и растениях, явлениях неживой природы, но знаний недостаточно для формулирования развернутого высказывания. |
Выше среднего | 8 - 10 баллов | Устойчивые знания своего полного имени, фамилии, возраста, адреса. Представления ребенка о явлениях живой и неживой природы и об окружающих предметах, о явлениях общественной жизни конкретны и осознанны, но требуют некоторой систематизации знаний. |
Высокий уровень | более 10 баллов | Представления ребенка о себе, семье и окружающем мире достаточно развернуты и конкретны. Ребенок может рассказать о месте жительства, о животных, растениях, любимых игрушках и занятиях, о явлениях общественной жизни. Объясняет суть происходящих явлений в неживой природе и соотносит их с сезонными изменениями, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме. |
8. Состояние продуктивных видов деятельности | Исследуемые параметры: уровень развития предметного рисунка, целенаправленность предметной деятельности. | |||
Название методики | Цель | Оборудование | Проведение обследования | Оценка действий ребенка в баллах |
«Рисование (дом, дерево, человек)» | Оценивается: способность передачи формы предмета. 4 балла - форма передана точно, целостно, соблюдены пропорции, у человека выражено представлен пол. 3 балла - незначительные искажения формы предмета или рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи). 2 балла - значительные искажения предмета, пропорции переданы неверно. 1 балл - рисунки непредметны, ребенок не способен передать форму в изображении. | |||
Форма | Выявить способности передачи формы предмета. | Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. | Ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. | |
Цвет | Выявить умения различать и назвать цвета, сличение и выбор цвета по образцу. | Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. | После этого на том же листе бумаги ребёнка просят нарисовать человека. | Оценивается: умения различать и назвать цвета, сличение и выбор цвета по образцу. 4 балла - ребенок выбирает соответствующий цвет и использует его как средство изображения, передает выразительность рисунка (добрый, злой, красивый, веселый , др). 3 балла - незначительные отступления от реального цвета, ребенок использует выразительные средства. 2 балла - основные цвета ребенок различает, значительные отступления от реального цвета, не использует цвет как признак определенных свойств предметов или выполняет работу одним цветом. 1 балл - ребенок не выделяет оттенки цвета по слову и не называет, цвет передан в рисунке неверно. |
Композиция | Выявить способности передачи композиционного построения сюжетной линии в рисунке. | Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. | Затем ребенка просят нарисовать – дерево. | Оценивается: способности передачи композиционного построения сюжетной линии в рисунке. 4 балла - изображение на всём листе с соблюдением пропорций разных предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению. 3 балла - на одной линии изображены предметы, но связаны единым содержанием. 2 балла - расположение предметов непродуманно, случайно, без соблюдения пропорций и не связано единым содержанием. 1 балл - изображение непредметное и не соответствует заданию («каляка - маляка»). |
«Штриховка» | Выявить навыки самоконтроля, пространственной ориентировки, | Лист бумаги с контурными изображениями предметов, простые и цветные карандаши | Ребенок получает задание определить предмет по контуру (первый этап задания) и самостоятельно заштриховать его не выходя за пределы контура (второй этап задания). | Оценивается: точность выполнения заданного направления линий в пределах контура и правильность нажима. 4 балла - ребёнок заштриховывает предметы и не заходит за контур, штрихи в разных направлениях, штрихует без просветов, штрихует непрерывно, легко определяет предмет по контуру. 3 балла - при штриховке предметов ребёнок может заходить за контур, штрихует с просветами, затрудняется определить предмет по контуру, помощь принимает. 2 балла - при штриховке предметов ребёнок резко заходит за контур, штрихует с просветами, не определяет предмет по контуру. 1 балл - ребёнок не пользуется штриховкой. |
«Графический узор» | Диагностировать уровень внимания, мелкой моторики, умение действовать по правилу. | Тетрадный лист в клетку, графический узор карандаши | Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор (первый этап задания) и самостоятельно продолжить его до конца строки (второй этап задания). | Оценивается: точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора. 4 балла - ребёнок полностью справляется с заданием и не допуская ни одной ошибки. Работает внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. 3 балла - ребёнок успешно выполняет задание, но в их работе присутствуют некоторые неточности, которые ребенок самостоятельно исправляет, сверяя свой результат с образцом. 2 балла - ребёнок точно срисовывает образец узора, но допускает ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Наблюдается моторная расторможенность, быстрое истощение внимания, не может сосредоточиться на целенаправленной деятельности. 1 балл - ребёнок изначально не может скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке. |
Итоговый уровень сенсомоторной координации | Количество баллов | Характеристика уровней |
Низкий уровень | менее 6 баллов | Знания о цвете и композиции ограничены, изображенные предметы не объединены сюжетной линией. Несформированные навыки произвольного внимания и слабая пространственная ориентировка не позволяют ребенку даже приближенно скопировать графический узор с визуального образца. |
Ниже среднего | 6-10 баллов | В рисунке отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок — более 6. При копировании образца допускает системные ошибки. |
Средний уровень | 10-15 баллов | У ребенка могут быть грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. В рассказе по рисунку ребенок может допускать ошибки, которые способен исправить после уточняющих вопросов. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них. |
Выше среднего | 15 - 19 баллов | Устойчивые знания о цвете и композиции может самостоятельно воплотить, но допускает 2 — 3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нерезко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их. Рассказывая о своем рисунке, ребёнок допускает незначительные ошибки, неточности в грамматическом оформлении фразы, которые понимает и старается исправить. |
Высокий уровень | более 19 баллов | Представления о цвете и композиции ребенок свободно воплощает в рисунке, выполняя задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним. По содержанию своего рисунка рассказывает в правильной грамматической форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук. Связи с нейропсихоло...
Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоц...
Коррекционное обучение и воспитание детей с церебральным параличом в условиях массовой общеобразовательной школы
Данная статья поможет в воспитании детей с церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.В последние годы дети с двигательными нарушениями стали поступать в массовые общеобразовательные...
Особенности логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом.
Международный форум «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» ФГАОУВО «КФУ», кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики....
Как обеспечить успешное психическое развитие детям с церебральным параличом.
О коррекции познавательных процессов средствами конструирования и рисования...