Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Русский язык.
план-конспект занятия на тему
Гласные после шипящих.
Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.
Парные звонкие и глухие согласные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_posle_shipyashchikh.doc | 101.5 КБ |
slovoobrazovatelnaya_rol_pristavok_i_suffiksov_v_russkom_yazyke.docx | 17.96 КБ |
parnye_zvonkie_i_glukhie_soglasnye.docx | 6.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦЛПДО
Конспект дефектологического
занятия.
Тема: «Гласные после шипящих».
учитель-дефектолог
Кузьменцова А.С.
Москва
2013 г.
Тема: «Гласные после шипящих».
Цель: закрепить знания о грамматическом правиле «гласные после шипящих» в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи: 1) образовательные:
- закрепить знания о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- учить применять знания на практике;
- тренировать и упражнять учащегося, отрабатывать умение без ошибочно писать слова с данными сочетаниями;
2) коррекционно - развивающие:
- коррекция памяти и внимания;
- развитие связной речи учащегося;
- коррекция и развитие зрительного восприятия;
3) воспитательные:
- формировать навык самостоятельной работы
Ход занятия.
1. Предложить ученику повторить правило на тему: «Гласные после шипящих».
Запомни:
жи-ши — пиши с и
ча-ща — пиши с а
чу-щу — пиши с у
2. Задание № 1.
Буквы упали и слово образовали. Напиши слова, которые получились из этих букв.
Закружились, случай, машина, лыжник, чащоба, бежит.
3. Задание № 2.
Все обдумай, не спеши, а потом уже пиши.
Ча жы жы щу чя
йка, е ки, чи ки, ка, йка.
Чя жи жи щю ча
4. Задание № 3.
Дополни стихотворные строчки.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ...
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни...
По полям бегут ручьи,
На дорогах...
Скоро выйдут муравьи
После зимней...
(С. Маршак)
5. Задание № 4.
Из данных слов составь и запиши слова.
6. Физкультминутка.
Игра «Пальчики».
Пальцы сжаты в кулачок. Поочередное разгибание пальчиков, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
7. Задание № 5.
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Напиши его.
В мутной воде щука сама попалась на удочку.
Щука хотела поймать леща.
Жила в пруду щука.
Она стала мутить воду.
8. Задание № 6.
Восстанови стихи с помощью сочетаний жи, ши, чу, щу.
ли на мы ,
За трубой на крыше.
Там десное местечко,
Потому что рядом печка.
Су т печка сухари,
Мы и т крошки.
Знают даже малы ,
Что и т мышек кошки.
9. Задание № 7.
Запиши слова под диктовку.
Шина, машина, чайка, чаща, щука, чулок, шишка, жираф, чулан, машинист.
10. Итог урока.
Какое правило мы сегодня проходили?
Какие слова ты запомнил с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ЮАО
Тема: Словообразовательная роль
приставок и суффиксов в русском языке.
Учитель-дефектолог: Кузьменцова А.С.
Ученик 4го класса: Сорокин И.
Москва
2013г.
Тема: Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.
Цель: формировать умение выделять приставку и суффикс в слове, развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование умения выделять приставку и суффикс в слове.
- Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи (во всех упражнениях и на вопросы в подготовительном этапе дети учатся давать полный ответ на поставленный вопрос).
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе.
- Здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой детей
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей
- чередовать статические и динамические задания
Ход урока:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
На доске: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка.
Ребенку предлагается прочитать слова, найти лишнее слово, далее задаются вопросы что такое корень, что такое окончание, для чего они служат? Сегодня на уроке мы повторим части слова такие как суффикс и приставка.
- РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
- Наблюдение над ролью приставок.
Ребенку предлагается прочитать слова : выходить, заходить, переходить, уходить. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах? (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая часть придает им разное значение? (приставка).
- Работа с правилом.
Ребенок проговаривает правило, вспоминает как образуются слова? (с помощью приставок и суффиксов), для чего служит приставки?
- Упражнение в определении приставок.
Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить приставку.
Безоблачный, выписать, надставить, проверить, заплакать, сгореть, доплыть, расцвел.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал,
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой,
И последний лист с осинки, ветер кружит над тропинкой.
(Ребенок повторяет вместе с дефектологом стихотворение и выполняет упражнение).
– Наблюдение над ролью суффиксов.
Ребенку предлагается прочитать слова : лисица, лисичка, лисонька, лиса. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах? (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая еще часть слова служит для образования новых слов? (суффикс).
- Упражнение в определении суффиксов.
Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить суффикс.
Дом-домик-домишко-домино, брат-браток-братец-братишка.
- ИТОГ УРОКА.
- Какие части слова служат для образования новых слов?
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦЛПДО
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Провела: Учитель-дефектолог
Кузьменцова А.С.
Ученик: Смирнов А..
Москва
Январь 2014
Тема: парные звонкие и глухие согласные.
Цель: сформировать у детей знание о парных звонких и глухих согласных.
Задачи:
- Сформировать знания о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
- Актуализировать , уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных;
- Учить анализировать звуковой состав слова; писать слова с парными согласными звуками.
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
- Развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | - Записать число, классная работа | |
Гимнастика для пальцев |
| Ребенок повторяет действия учителя. |
Новая тема | - Я прочитаю стихотворение , а ты скажешь о чем оно и догадаешься какая тема урока у нас сегодня будет. Парные согласные – самые опасные! Слово смело изменяй – Рядом гласный подставляй. Плот – плоты, плод – плоды, Этаж – этажи, шалаш – шалаши. - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? | Слушает стихотворение О парных согласных Парные звонкие и глухие согласные. |
Физкультминутка | - Прежде чем продолжить работу надо немного нам отдохнуть. - Я буду читать строки, а ты дополнять слова. 1. Возле поля, мимо ржи Шли колючие ………(ежи) 2. В поле травы хороши, А в озерах ……(камыши) 3. С неба падают снежинки, Словно белые пу……….(…шинки) 4. Не шумите! Тише, тише! В темной корке дремлют мыши! | Шагает на месте Разводит руками Руки вверх сомкнуты. Кружится на месте Присаживается на корточки. |
Работа по учебнику | - Давайте вспомним парные звонкие и глухие согласные. - Как можно проверить звонкие и глухие согласные? - Вставьте вместо точек подходящие слова и запишите предложения. | Поставить после парных согласных гласные буквы. Подбирают нужные слова и записывают предложении в тетрадях. |
Гимнастика для глаз |
| Ребенок повторяет за учителем |
Работа в тетради. | - 1)Прочитайте слова. - Назовите выделенные согласные. - Какие они, звонкие или глухие? Лиза - …. Горка - ….. Дело - ……. 2) Подбери слова с парными глухими согласными. 3) Вставь эти слова в предложения. Предложения запиши. Приехала сестра ……. . …… запутала след. На столе осталась только хлебная ……. . ……. стала скользкой. Сделал ……. – гуляй смело. ….. птицы покрыто перьями. | З, г, д Звонкие лиса корка тело Приехала сестра Лиза. Лиса запутала след. На столе осталась только хлебная корка. Горка стала скользкой. Сделал дело – гуляй смело. Тело птицы покрыто перьями. |
Закрепление | - Я буду называть слова с парной согласной на конце слова. Ты должен назвать мне проверочное слово. Клуб, обрыв, пирог, народ, груз, сторож, арбуз, след, хлеб, дуб, снег. | Называет проверочные слова. |
Итог | Оценки Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Коррекционно-развивающая программа по русскому языку в спец. (корр.) кл.VIII вида
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 6,8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VIII вида, с целью ко...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида
Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....
Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку на тему "Местоимение"
Разноуровневые коррекционные развивающие упражнения по русскому языку на внимание, мышление, память на тему "Местоимение" можно использовать на урока русского языка и на индивидуально-коррекционных за...