Художественные тексты, использованные мной при изучении отдельных тем по предмету "Обществознание"
учебно-методический материал на тему
Данные тексты использовались на уроках чтения с последующим обсуждением на занятиях по обществознанию, и для удобства распределены по соответствующим темам. Эти тексты не приводятся в учебниках по чтению для начальной школы, в том числе коррекционных. Они взяты мною из других источников и в некоторых случаях специально адаптированы для ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_po_predmetu_obshchestvovedenie.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты по предмету «Обществоведение».
Эмоции и чувства.
Как девочка увидела себя.
Однажды маленькая Соня закапризничала. Ей хотелось идти гулять, а мама говорила: сначала позавтракай, а потом гулять иди. Вот она и расплакалась.
Она думала, что мама будет просить: «Милая доченька, ну, иди, позавтракай, пожалуйста». Но мама не стала просить. Она сказала:
— Ну, что же, не хочешь есть — иди, гуляй. Но до обеда ничего есть не будешь.
Сказав это, мама вышла из комнаты. Соня еще больше разревелась. Вдруг сквозь слезы она увидела себя в маленьком зеркале, которое стояло на столе. Вначале Соня не поняла: что это за девочка в зеокале? Почему у нее скривившееся лицо с красными глазами, почему по лицу размазаны слезы? От удивления Соня перестала плакать и догадалась: это же ее отражение в зер кале .
Соне стало стыдно. Неужели это она?
Соня оглянулась: не видит ли мама, какая она противная в слезах?
Мамы не было. Соня поскорее вытерла слезы.
С той поры она никогда больше не капризничала. Ей иногда хотелось покапризничать: уже и губки у нее кривились, и на глазах дрожали слезы, но вдруг она вспоминала о зеркале, и ей становилось стыдно.
Так зеркальце помогло Соне увидеть себя.
(по В.А.Сухомлинскому)
Наши поступки.
Как Федя дразнился.
Жила-была семья. Было в ней двое детей – сестра Нюша и брат Федя. Однажды к Нюше в гости пришла подружка Маша.
- Здравствуй, Маша, проходи,
Нашей гостьей будь.
Если хочешь, посиди,
Чтобы отдохнуть.
Если хочешь, посмотри
Красивую книжку.
Если хочешь, покачай
Плю-ше-во-го мишку.
А Федя ух-мыль-нул-ся. Ему хотелось по-драз-нить девочек:
Нюшка-по-гре-муш-ка,
Машка-деревяшка!
У нашей у Нюшки
На носу веснушки!
У нашей у Машки
Чуб, как у барашка!
Ба-рыш-ни - мадамы,
Я вас брошу в яму!
Девочки обиделись. Папа услышал, как Федя дразнится, и увёл его в другую комнату.
Нюша и Маша долго играли, пели и танцевали. А Федя остался один. Никто не хотел с ним разговаривать.
Лисёнок-первоклассник
По В.Сухомлинскому.
У Лисы был сын — рыжий Лисёнок. Он учился в первом классе. Каждое утро мама провожала Лисёнка в школу.
Не хотелось сыночку рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать.
Однажды Лисёнок решил: не пойду сегодня в школу.
— Мама, — жалобно прошептал он утром, — у меня зуб болит.
Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».
Но мама сказала:
— Сейчас я схожу за Медведем — зубным врачом. Он придёт и вырвет больной зуб.
Лисёнок испугался. Кому это приятно, когда у тебя вырывают совершенно здоровый зуб!
И он сказал маме:
— Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы и позавтракаю.
Мама улыбнулась и сказала:
— Вот и хорошо, что болезнь прошла. А сладкая каша уже готова.
Скажи человеку «Здравствуйте».
По В.Сухомлинскому.
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вдруг сын увидел: навстречу им идёт бабушка с палочкой.
- Когда встретимся с нею, мы скажем ей «Здравствуйте», – сказал отец.
- Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы.
- А вот встре-тим-ся, скажем ей «здравствуйте», тогда у-ви-дишь для чего.
Вот и бабушка.
- Здравствуйте, – сказал сын.
- Здравствуйте, – сказал отец.
- Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын увидел: всё вокруг из-ме-ни-лось. Солнце
за-си-я-ло ярче. Громче запели птицы. На душе у мальчика стало радостно.
- Почему это так? – спросил сын.
- Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся.
Мишин велосипед.
По В.Сухомлинскому.
Мише купили велосипед.
Он привел свой велосипед в школу.
Мальчики окружили Мишу. Щупали колеса, педали, руль, фонарик. Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.
- Ну что же, катайся, — сказал Федя.
— Ты думаешь, мне хочется на нем кататься? — спросил Миша. — Бери, пробуй.
Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и поехал. Катался до самого звонка на урок.
На первой перемене катался Иван, на второй — Степан, на третьей — Сергей, на четвертой — Оля.
Остались кататься и после уроков. К четырём часам накатались все.
Миша привел велосипед домой.
- Где это ты до сих пор катался? — удивилась мама. — Разве так можно?
- А я и не катался...
- Как — не катался?
- Мальчики катались... И девочки...
Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:
- А я так боялась, что будешь кататься ты один.
Семья в жизни человека.
Дедушка и внучка
Дедушка внучку
Водит за ручку.
Дедушка внучку
Оберегает:
"Будь осторожна,
Моя дорогая!"
Держит ручонку
Детскую крепко.
"Я расскажу тебе
Сказку про репку.
Я покажу тебе
Новую книжку.
Я подарю тебе
Мягкого мишку".
Дедушка внучку
В щечку целует,
Дедушка внучку
Любит, балует.
МОЙ ДЕДУШКА (песня)
У меня есть дедушка,
Я его люблю
И при-ез-да дедушки,
С не-тер-пень-ем жду.
На рыбалку с дедушкой
Мы вдвоём идём,
Песенки весёлые
Радостно поём.
Ласковое солнышко,
Нам всегда свети!
Хорошо мне с дедушкой,
Весело в пути!
Рас-ста-вать-ся очень жаль,
Но приходит час,
Уезжает дедушка
Далеко от нас.
Ты по-ча-ще, дедушка,
В гости приезжай,
Я скучаю без тебя,
Деда, так и знай.
(Эдит Сницарук )
Мамочка милая, мамочка моя (песня)
Зореньки краше и солнца милей
Та, что зовётся мамой моей.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Ветер завоет, гроза ль за окном,
Мамочка в доме –страх нипочём.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Спорится дело, веселье горой –
Мамочка, значит, рядом со мной.
Мамочку милую очень люблю,
Песенку эту я ей подарю.
(Музыка В. Канищева, слова Л. Афлятуновой)
Самые ласковые руки
Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Девочка увидела что- то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
- Мама! Где моя мама?
Люди окружили девочку и спрашивают:
- Как тебя зовут, девочка?
- Оля.
- А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.
- Маму зовут... мама... мамочка...
Люди успокоили девочку и снова спрашивают:
- Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?
- Глаза у нее... самые добрые...
- А косы? Ну, волосы какие у мамы - черные, русые?
- Волосы... самые красивые...
Опять улыбнулись люди. Спрашивают:
- Ну, скажи, какие у нее руки.
- Руки у нее... самые ласковые.
И объявили по радио:
«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».
И мама сразу же нашлась.
(по В.А.Сухомлинскому)
АПЕЛЬСИНЫ
На базаре папа с сыном
Покупали апельсины
И решили в парке сесть,
Апельсины эти съесть.
Сын до-воль-ный и счаст-ли-вый,
И с улыбкой на лице,
Потому что в апельсинах
Витамины А, В, С,
Потому что апельсины
Вместе брали папа с сыном,
Потому что апельсины
Вместе ели папа с сыном,
А ещё и потому,
Что народ, идущий мимо,
Так завидовал ему! (О.Бундур)
Взаимопомощь и уважение интересов других людей.
«Доброта»
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер,
Ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
(Л.Николаенко)
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ДОБРО
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Худо жить без ласкового слова.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— В ком добра нет, в том и правды мало.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброго здоровья, дедушка!
Возле школы живет старик – дед Иван. Нет у него никого – ни родных, ни товарищей. Было два сына – погибли на фронте. А жена недавно умерла.
Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», – говорит дед соседям.
Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.
- Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, – говорят они.
Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.
- Доброго вам здоровья, дедушка, – щебечут дети. Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.
Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавку возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берет ведро и идет за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова:
«Доброго вам здоровья, дедушка».
(по В.А.Сухомлинскому)
ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК (песня)
Музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать.
Я готова тебе, дорогая
Не платок, даже сердце отдать!
Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.
Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог!
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.
Если бабушка болеет
Если бабушка болеет,
Я на цыпочках хожу.
Сяду у ее постели
И тихонько посижу.
Я поправлю ей подушку
И подбодрю добрым словом.
Прошепчу я ей на ушко:
«Скоро будешь ты здорова!
Только слушайся врачей,
Вовремя лекарства пей!» (Т.А. Шорыгина)
Ценность труда человека.
Борщ со свежим хлебом
У матери было два сына — Работящий и Ленивый.
Однажды поехал Работящий сын в поле — землю пахать. А Ленивый сын пошел в сад под грушей лежать.
Мать думает: «Чего бы такого вкусного на обед сыновьям сварить?»
Сварила борщ со свежей капустой, со сметаной, с укропом и буря- ками. А к борщу испекла хлеба свежего, душистого.
Села мать возле стола, ждет сыновей. Вот уже и солнце садится, а Работящего брата нет. Ленивому же брату уже под грушей не лежится, хочется есть, но знает он, что обедать мать даст им обоим вместе.
Наконец приехал Работящий брат. Умылся, переоделся, сел за стол. И Ленивый брат сел.
Налила мать две миски борща, разрезала хлеб на куски. Запахло в хате борщом и свежим хлебом.
Ест Работящий брат хлеб и благодарит мать.
- Ой, и вкусный же вы борщ сварили.
Съел Работящий брат миску борща и попросил еще немного.А Ленивый брат съел одну ложку — поморщился, вторую ложку съел — загрустил, а как третью съел — ложку на стол положил и спрашивает у матери:
- Мама, почему это борщ такой невкусный?
- Поезжай, сын, завтра в поле, — ответила мать, — тогда и борщ будет вкусный, и хлеб душистый...
(по В.А.Сухомлинскому)
Пословицы и поговорки о труде.
Без топора — не плотник,
без иголки — не портной.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Не игла шьёт, а руки.
Не молот железо куёт, а кузнец.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Любовь к родной стране.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
(Г. Граудин)
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"
Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера...
Изучение экспрессивной сферы языка в художественном тексте
Формирование устойчивого представления выразительности в художественном тексте, так как она – основа коммуникативного общения....
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ С БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВС БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ (НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ)...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Методика использования средств ИКТ при изучении отдельных тем и разделов в математике.
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю для успешного проведения компьютерного урока приходится решать следующие задачи:дидактическая (подготовка учебного материала урока...