Коррекция оптической дисграфии методом арт-технологии
методическая разработка на тему
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая, более глубоко нас заинтересовала проблема оптической дисграфии.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.
Специфические ошибки, которые наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; X вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
В логопедии такие ошибки поправляются с помощью специальных упражнений, но более активно они корректируются при совместной работе с психологом (или учителем изо), который использует арт-технологии. Сущность которых заключается в применении различных техник, разных видов искусств: драммотерапия, сказкотерапия, изотерапия; занимается снятием тревожности и страха, улучшением атмосферы урока.
Само слово «арт-терапия» состоит из двух: «арт» – искусство и терапия – лечение. Из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и пониманию своего отношения к миру и к самому себе. В основе лежит игровая деятельность. Видов арт-терапии множество: рисуночная, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия и другие.
При использовании методов арт-терапии снимается эмоциональный барьер, тревожность и страх пропадают, создается благоприятная обстановка, такая атмосфера благотворно влияет на запоминание и заучивание правил, ребенок не думает о логопедических ошибках, а выполняет все задания в игровой форме, раскрывая его потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_opticheskoy_disgrafii_metodom_art-tekhnologii.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
на тему:
«Коррекция оптической дисграфии методом арт-технологии»
Подготовили:
Учитель-логопед: Фролова О.А.
Педагог-психолог: Шандор В.Д.
Аннотация
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая, более глубоко нас заинтересовала проблема оптической дисграфии.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.
Специфические ошибки, которые наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; X вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
В логопедии такие ошибки поправляются с помощью специальных упражнений, но более активно они корректируются при совместной работе с психологом (или учителем изо), который использует арт-технологии. Сущность которых заключается в применении различных техник, разных видов искусств: драммотерапия, сказкотерапия, изотерапия; занимается снятием тревожности и страха, улучшением атмосферы урока.
Само слово «арт-терапия» состоит из двух: «арт» – искусство и терапия – лечение. Из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и пониманию своего отношения к миру и к самому себе. В основе лежит игровая деятельность. Видов арт-терапии множество: рисуночная, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия и другие.
При использовании методов арт-терапии снимается эмоциональный барьер, тревожность и страх пропадают, создается благоприятная обстановка, такая атмосфера благотворно влияет на запоминание и заучивание правил, ребенок не думает о логопедических ошибках, а выполняет все задания в игровой форме, раскрывая его потенциал.
Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М.
Цели: познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление, развитие познавательного интереса; создание психологической атмосферы в классе.
Оборудование: раздаточные карточки с изображениями букв занятия; заготовка точечное изображение лисицы, голова медведя; перчаточные куклы лисица, медведь; рюкзак; камни с пропущенными словами; карточки с буквами; пластилин; магнитофон.
Ход урока
Запись на доске: «Заглавные и строчные буквы Л-М, л - м рукописного и печатного шрифтов »
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы научится вместе с вами различать буквы. А какие, вы узнаете, если прослушаете загадки: первая
Кто крадет цыплят в сарае
В лес скорее убегая
Рыжая сестрица
Хитрая …(лисица).
Психолог: (перчаточная кукла Лиса, тоненьким голосом) Здравствуйте, ребята! ла-ла-ла! А вы знаете, из какой я сказки?
(Дети называют сказки: «лиса и петух», «лисичка со скалочкой», «колобок» и т.д.)
Ребята, вы хотите, чтобы лисичка оказалась у вас в тетрадях? Тогда вместе хлопнем в ладоши, и она там (раздаются тетради), но чтобы вы ее увидели, соедините все точки по очереди.
Л: молодцы! Послушайте вторую загадку:
Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна,
И давай в лесу реветь …
Все зовут его (медведь)
П: (перчаточная кукла Медведь, низким голосом) Здравствуйте, ребята! м-м-м! А я тоже хочу к вам в тетради, м-м-м! нарисуйте меня! м-м-м! а учитель вам поможет.
( В тетрадях нарисована голова медведя, под ней буква М. Дети дорисовывают мишку обводя букву М, превращая ее в лапы). Молодцы, замечательный мишка.
II. Основная часть.
1. Знакомство с буквами занятия.
Л: Назовите первую букву в слове лисица? (Д: Л) на доску прикрепляют букву Л в виде лисы.
П: Посмотрите какая она худенькая, узкая, тоненькая, как лисичка. Произнесем вместе Л. Давайте возьмем оранжевый пластилин и сделаем букву Л.
Л: А с какой буквы начинается слово медведь? (Д: М) на доску прикрепляют букву М в виде медведя.
П: Давайте посмотрим на эту букву, она – толстая, широкая, похожа на мишку. Произнесем вместе М. Теперь возьмем коричневый пластилин и вылепим буковку М.
П: Поднимите руки и покажите ваши поделки.
Л: Определите тему нашего занятия? (Д: Буквы Л-М)
2. Сравнение букв занятия.
Л: Запишите и сравните заглавные и строчные буквы « Л-М, л-м». Чем они отличаются? (Опрос детей)
Л: Вы правильно сказали, для буквы л – выбран один элемент «по количеству элементов», для буквы м – два элемента.
3. Дифференциация букв занятия в слогах
П:Лиса:Ребята, здравствуйте! Я собираюсь идти к медведю, но он живет далеко, и одна могу заблудиться, а вы меня проводите? (Д: да!)
Тогда надо подготовиться и сделать зарядку, так как дорога нам предстоит длинная и не простая. Повторяйте движения за мной:
Руки в стороны, в полет, отправляем самолет!
Правая рука вперед, левая рука вперед,
Полетел наш самолет: л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Л:( Упражнение «Волшебная дорожка»). Помогите лисички добраться до берлоги медведя.
П: нам понадобиться рюкзак. А в него мы положим все слова с доски.
Л: Для этого прочитайте слова и выделите из него первый слог.
Слова: морс, лужа, лыжи, мука, палатка, мама, лук, лоза, мел, мумия, лама.
(ребята по очереди называют слова).
4. Дифференциация букв на уровне слова.
П: Рюкзак собран можно отправляться в дорогу по волшебным коврикам.(фон детская песенка. Пока ребята идут по коврикам на доску прикрепляется рисунок камня на котором слова с пропущенными буквами)
П: Ребята смотрите камень на нашем пути, а на нем какое-то испытание.
Лиса: ой, ой, ой я никогда не попаду к мишке в гости.
Л: Не переживай, ребята тебе помогут и выполнят задание, не правда ли?(Д: да!)
Л: Вставь в слова пропущенные буквы. (Упражнение «Пропущенные буквы»)
…ас…о …у…ьтик
…а…ыш …а…па
…о…одец …о…око
…а…почка …ы…о
5. Физминутка.
П: ребята, давайте посмотрим нет ли на нашем пути еще припятствий!(включается музыка «мы ногами топ-топ-топ»)
Мы ногами топ-топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,
И туда, и сюда,
Повернемся без труда.
П: молодцы! Лиса: смотрите а вот и дом мишки. Миша, привет!
Медведь: Здравствуйте, ребята! Привет лиса! А у меня беда! Я так громко чихнул, что у меня полка упала и все предметы рассыпались, м-м-м.
П: не плач Миша, ребята тебе помогут! Соберут все твои вещи!
6. Самостоятельная работа.
Л: Запиши слова так: со звуком л- под лисой, а со звуком м- под медведем.
Слова: кукла, макушка, елка, лоза, мышь, машина, лупа, ложка, мошка, галка, майка, мозайка.
III. Итог занятия.
Л: Прочитайте слова, которые вы записали под словом лисица? (Д: кукла, елка, лоза, лупа, ложка, галка)
Л: а какие под словом медведь? (макушка, мышь, машина, мошка, майка, мозайка)
П: Медведь: молодцы, спасибо за помощь! Все вещи собрали!
Л: Чем отличается буква л от м?
Д: количеством элементов. Для буквы л – берется один элемент, а для буквы м- два элемента.
П: посмотрите ребята на наших гостей, какие они? Давайте сделаем им подарок, пусть они уйдут от нас довольные. (Подрисуем лисе бусы, а медведю - шарфик).
П (Л,М): спасибо вам, ребята! Теперь мы не запутаемся, запомним разницу между Л и М! Спасибо за подарки! До свидания!
Л: Молодцы. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Урок закончен.
Список литературы
1. Л.С. Волкова. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведений – Владос, 2009. – 703
2. Н.А. Горяева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство 2класс – Просвещение, 2013. – 48
3. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - Издательский центр «Академия», 2003. – 248
4. Е.В. Мазанова. Упражнения по профилактики и коррекции оптической дисграфии. Альбом в 2 частях – Москва, 2006. -62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...
Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...
Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...
Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...
Методическая разработка по теме: "Современные технологии в коррекции оптической дисграфии (дислексии)
Актуальность разработки определяется значимостью проблемы трудностей обучения чтения и письму младших школьников.Цель работы - составить комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий по...
"Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии"
Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии....
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...