Коррекция оптической дисграфии методом арт-технологии
методическая разработка на тему

Фролова Ольга Александровна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Виды дисграфии:  артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая,  более глубоко нас заинтересовала проблема оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.

  Специфические ошибки,  которые наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; X вместо Ж и т.д.;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв.

В логопедии такие ошибки поправляются с помощью специальных упражнений, но более активно они корректируются  при совместной работе с психологом (или учителем изо), который использует  арт-технологии. Сущность которых заключается в применении различных техник, разных видов искусств: драммотерапия, сказкотерапия, изотерапия;  занимается снятием тревожности и страха, улучшением атмосферы урока.

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: «арт» – искусство и терапия – лечение. Из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и пониманию своего отношения к миру и к самому себе. В основе лежит игровая деятельность. Видов арт-терапии множество: рисуночная, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия и другие.

При использовании методов арт-терапии снимается эмоциональный барьер, тревожность и страх пропадают, создается благоприятная обстановка, такая атмосфера благотворно влияет на запоминание и заучивание правил, ребенок не  думает о логопедических ошибках, а выполняет все задания в игровой форме, раскрывая его потенциал.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

«Коррекция оптической дисграфии методом арт-технологии»

Подготовили:

Учитель-логопед: Фролова О.А.

   Педагог-психолог: Шандор В.Д.


Аннотация

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Виды дисграфии:  артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая,  более глубоко нас заинтересовала проблема оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.

  Специфические ошибки,  которые наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; X вместо Ж и т.д.;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв.

В логопедии такие ошибки поправляются с помощью специальных упражнений, но более активно они корректируются  при совместной работе с психологом (или учителем изо), который использует  арт-технологии. Сущность которых заключается в применении различных техник, разных видов искусств: драммотерапия, сказкотерапия, изотерапия;  занимается снятием тревожности и страха, улучшением атмосферы урока.

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: «арт» – искусство и терапия – лечение. Из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и пониманию своего отношения к миру и к самому себе. В основе лежит игровая деятельность. Видов арт-терапии множество: рисуночная, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия и другие.

При использовании методов арт-терапии снимается эмоциональный барьер, тревожность и страх пропадают, создается благоприятная обстановка, такая атмосфера благотворно влияет на запоминание и заучивание правил, ребенок не  думает о логопедических ошибках, а выполняет все задания в игровой форме, раскрывая его потенциал.

Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М.

Цели: познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление, развитие познавательного интереса; создание психологической атмосферы в классе.

Оборудование: раздаточные карточки с изображениями букв занятия; заготовка точечное изображение лисицы, голова медведя; перчаточные куклы лисица, медведь; рюкзак; камни с пропущенными  словами; карточки с буквами; пластилин; магнитофон.

Ход урока

Запись на доске: «Заглавные и строчные буквы  Л-М, л - м рукописного и печатного шрифтов »

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте  ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы  научится вместе с вами различать буквы. А какие, вы узнаете, если прослушаете загадки: первая

Кто крадет цыплят в сарае
В лес скорее убегая
Рыжая сестрица
Хитрая  …
(лисица).

Психолог: (перчаточная кукла Лиса, тоненьким голосом) Здравствуйте, ребята! ла-ла-ла! А вы знаете, из какой я сказки?

(Дети называют сказки: «лиса и петух», «лисичка со скалочкой», «колобок» и т.д.)

Ребята, вы хотите, чтобы лисичка оказалась у вас в тетрадях? Тогда вместе хлопнем в ладоши, и она там (раздаются тетради), но чтобы вы ее увидели, соедините все точки по очереди.

Л: молодцы! Послушайте вторую загадку:

Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна,
И давай в лесу реветь …
Все зовут его (медведь)

П: (перчаточная кукла Медведь, низким голосом) Здравствуйте, ребята! м-м-м! А я тоже хочу к вам в тетради, м-м-м! нарисуйте меня! м-м-м! а учитель вам поможет.

( В тетрадях нарисована голова медведя, под ней буква М. Дети дорисовывают мишку обводя  букву М, превращая ее в лапы). Молодцы, замечательный мишка.

II.  Основная часть.

1. Знакомство с буквами занятия.

Л: Назовите первую букву в слове лисица? (Д: Л) на доску прикрепляют букву Л в виде лисы.

П: Посмотрите какая она худенькая, узкая, тоненькая, как лисичка. Произнесем вместе Л. Давайте возьмем оранжевый пластилин и сделаем букву Л.

Л: А с какой буквы начинается слово медведь? (Д: М) на доску прикрепляют букву М в виде медведя.

П: Давайте посмотрим на эту букву, она – толстая, широкая, похожа на мишку. Произнесем вместе М. Теперь возьмем коричневый пластилин и вылепим буковку М.

П: Поднимите руки и покажите ваши поделки.

Л: Определите тему нашего занятия? (Д: Буквы Л-М)

2. Сравнение букв занятия.

Л: Запишите и сравните заглавные и строчные буквы « Л-М, л-м». Чем они отличаются? (Опрос детей)

Л:  Вы правильно сказали, для буквы л – выбран один элемент «по количеству элементов», для буквы м – два элемента.

3. Дифференциация букв занятия в слогах

П:Лиса:Ребята, здравствуйте! Я собираюсь идти к медведю, но он живет далеко, и одна могу заблудиться, а вы меня проводите? (Д: да!)

Тогда надо подготовиться и сделать зарядку, так как дорога нам предстоит длинная и не простая. Повторяйте движения за мной:

Руки в стороны, в полет, отправляем самолет!

Правая рука вперед, левая рука вперед,

Полетел наш самолет: л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Л:( Упражнение «Волшебная дорожка»). Помогите  лисички добраться до берлоги  медведя.

П: нам понадобиться рюкзак. А в него мы положим все слова с доски.

Л: Для этого прочитайте слова и выделите из него первый слог.

Слова: морс, лужа, лыжи, мука, палатка, мама, лук, лоза, мел, мумия, лама.

(ребята по очереди называют слова).

4. Дифференциация букв на уровне слова.

П: Рюкзак собран можно отправляться в дорогу по волшебным коврикам.(фон детская песенка. Пока ребята идут по коврикам на доску прикрепляется рисунок камня на котором слова с пропущенными буквами)

П:  Ребята смотрите камень на нашем пути, а на нем какое-то испытание.

Лиса: ой, ой, ой я никогда не попаду к мишке в гости.

Л: Не переживай, ребята тебе помогут и выполнят задание, не правда ли?(Д: да!)

Л: Вставь в слова пропущенные буквы. (Упражнение «Пропущенные буквы»)

…ас…о            …у…ьтик                  

…а…ыш          …а…па                    

…о…одец        …о…око                  

…а…почка      …ы…о        

5. Физминутка.

П: ребята, давайте посмотрим нет ли на нашем пути  еще припятствий!(включается музыка «мы ногами топ-топ-топ»)

Мы ногами топ-топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,

И туда, и сюда,

Повернемся без труда.

П: молодцы! Лиса: смотрите а вот и дом мишки. Миша, привет!

 Медведь: Здравствуйте, ребята! Привет лиса! А у меня беда! Я так громко чихнул, что у меня полка упала и все предметы рассыпались, м-м-м.

П: не плач Миша, ребята тебе помогут! Соберут все твои вещи!

6. Самостоятельная работа.

Л: Запиши  слова так: со звуком л- под  лисой, а со звуком м- под медведем.

Слова: кукла, макушка, елка, лоза, мышь, машина, лупа, ложка, мошка, галка, майка, мозайка.

III. Итог занятия.

Л: Прочитайте слова, которые вы записали под словом лисица? (Д: кукла, елка, лоза, лупа, ложка, галка)

 Л: а какие под  словом медведь? (макушка, мышь, машина, мошка, майка, мозайка)

П: Медведь: молодцы, спасибо за помощь! Все вещи собрали!

Л: Чем отличается буква л от м?

Д: количеством элементов. Для буквы л – берется один элемент, а для буквы м- два элемента.

П: посмотрите ребята на наших гостей, какие они? Давайте сделаем им подарок, пусть они  уйдут от нас довольные. (Подрисуем лисе бусы, а медведю - шарфик).

П (Л,М): спасибо вам, ребята! Теперь мы не запутаемся,  запомним  разницу между  Л и М!  Спасибо за подарки! До свидания!

Л: Молодцы. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Урок закончен.

Список литературы

1. Л.С. Волкова.  Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведений – Владос, 2009. – 703

2. Н.А. Горяева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство 2класс – Просвещение, 2013. – 48

3. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская.   Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных  заведений - Издательский центр «Академия», 2003. – 248

4. Е.В. Мазанова. Упражнения по профилактики и коррекции оптической дисграфии. Альбом в 2 частях – Москва, 2006. -62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Методическая разработка по теме: "Современные технологии в коррекции оптической дисграфии (дислексии)

Актуальность разработки определяется значимостью проблемы трудностей обучения чтения и письму младших школьников.Цель работы  - составить комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий по...

"Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии"

Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...