Игры по развитию моторики у ребёнка раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Андреева Светлана Николаевна

Игры по развитию моторики у ребёнка от 1-го года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


 ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ с ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Лепка один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка  чрезвычайно высока. Недаром обучающий предмет лепка занимает важное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста. Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился интерес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материалам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бумаге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально  развивающегося ребенка появляется после года.
Эти игры:
1. знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают ощущения и восприятия (сенсорный опыт);
2.способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики, подготавливают руки к работе с более тугими     материалами (пластилином и глиной);
3. способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
4.формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым; стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
5. приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
 Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуждения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке. По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта действий с таким материалом, как тесто, начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окружающего мира.

Все игры предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятельности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элементами копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим процессом создания того, что он задумал слепить.
Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чаще хвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки;
1 стакан мелкой соли;
1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на порцию теста достаточно порошка на кончике ножа);
1 столовая ложка растительного масла.

добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окрашивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеленого цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши,  для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.

Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать следующие рекомендации:
— все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте заранее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго   ждать,
— приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;
— тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса крохи переключите его на другую игру, а к тесту вернитесь через день—два.

Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знакомится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте внимание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою скульптуру, называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!

 «Побьём  ладошками»

Выложите тесто на разделочную доску или поднос.  Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте» с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.  Дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пластичной массе.  Дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.

Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка!

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!

Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание в этом возрасте сохраняются З—5 минут. Очень важно закончить игру
с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес к игре ослаб, уберите тесто. К изучению материала возвращайтесь
через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать
пальцем дырочку и т. д.

Внимание! В следующих играх предполагается использование некрупных предметов. Мелкие предметы ребенок может взять в рот и подавиться. Безопасным для ребенка этого возраста будет размер предмета, превышающий контейнер-яйцо от «киндер-сюрприза». Более мелкие предметы пригодятся позже, когда малыш подрастет.
«
Где спрятался шарик?»
Возьмите пластмассовый шарик и покажите его малышу. На глазах у ребенка накройте шарик НОСОВЫМ платочком, а потом  спросите: «Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?». Вместе снимите платочек: «Вот шарик! ТЫ нашел шарик!» Поиграйте так два - три раза. Затем пусть малыш потрогает тесто. Опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и попросите малыша найти. (Шарик и тесто должны быть разных, желательно контрастных цветов.) Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогайте ребенку сжимать и разжимать кулачки. Эта игра доставит вашему малышу большое удовольствие.


«Достаем предметы из теста» 

Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков так, чтобы края спрятанных предметов были видны. Скажите малышу:
«Что тут спрятали? давай посмотрим!». Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, высвобождая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш.
Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы говорите:
«Один каштан, вот еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите:
«Много каштанов».

«Ручка спряталась»

Накройте свою руку платочком и спросите у ребенка: «Где моя рука? Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!». Так же поиграйте с его рукой.
А теперь дайте малышу потрогать приятное на ощупь тесто. Разомните его так, чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а другой половиной вы смогли ее прикрыть. Скажите:
«Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики, где твоя ладошка». Возможно, он начнет размахивать рукой, чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку». Помогите малышу, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, ручка, которая пряталась». Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?». Искренне радуйтесь, когда ребенок пусть пока с вашей помощью — освободит руку от теста.

«Зернышки для курочки»

Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка” (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко):

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко; не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Скажите: «давай сделаем зернышки для курочки!» От большого куска теста отщипывайте большим и указательным пальцем
маленькие кусочки и кладите их перед курочкой. Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать так называемый пинцетный захват, умение работать двумя пальцами.

«Сделаем блины»
Скатайте кусочек теста в шар. Скажите малышу: «Вот шар. Он круглый». Шлепайте своей ладонью по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получился блинчик». Пусть малыш повторяет ваши действия. Прочитайте приговорку:
Стал(а)... (имя ребенка) Гостей угощать:
И Ивану блин, И Степану блин, да Андрею блин,
да Матвею блин. А Митрошечке
Мятный пряничек!

Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, самолет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь испечь фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.

«Угостим собачку сосиской»

Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.

На стол посадите игрушечную кошку: «Угостим кошечку колбаской»

Из большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша

«Змейка»

Возможно, малыш видел змею в зоопарке, на картинках, в мультфильмах. Лепить змею можно только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок знает это животное. Раскатайте из яркого цветного теста, например оранжевого или розового, длинный и тонкий валик. Хвост заострите, голову приплюсните, чтобы она выделялась. При помощи специального ножа для лепки сделайте открытый рот, отметьте глаза. Попросите ребенка показать, где у змейки голова, а где хвост. Скажите, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Пусть ребенок повторит. Сделайте спящую змею, свернув ее кольцами. Теперь попросите сделать для нее змею-подружку: «Им будет весело гулять вместе». Пусть малыш самостоятельно сделает змею из теста другого цвета.

«Самолет»

Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слепить  его.
Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5—2 см. Разделите валик на две равные части: одна корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх.  Делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям

«Солнышко» 
Покажите ребенку солнышко на картинке. Лепите солнышко из желтого теста: Скатайте шарик, а малыш ,посмотрев, пусть раскатывает короткие валики-(лучики). Положите шарик на стол и скажите ребенку: «Вот шарик, ударь кулачком  по нему, и он расплющится,получится круг». Покажите, как под расплющенный круг  положить под него <лучики>, а дальше пусть малыш действует сам.
Прочитайте стихотворение:
Солнышко, солнышко,
ТЫ по раньше взойди,
Нас по раньше разбуди!
К нам в окошко загляни!
Скажите малышу: Получилось солнышко. Какое красивое! С лучиками! Помнишь, мы видели солнце на улице, на картинке в книжке.

«Черепаха» 
для лепки черепахи, также как и для лепки солнышка, нужны шарик из теста и пять коротких валиков — голова и лапы. Хорошо, если панцирь будет одного цвета, а голова и лапки — другого. Перед тем как лепить черепаху, обязательно нужно рассмотреть вместе с малышом игрушечную черепаху или ее изображение на картинке.


«Осьминог»

Из шарика и нескольких валиков можно слепить осьминога, предварительно познакомившись с изображением на картинке, посмотрев мультфильм про осьминога и рассмотрев игрушечного осьминога. Круг из теста станет телом. Снизу прикрепите к нему валики-«ножки», их должно быть не менее четырех. На теле осьминога пальцем сделайте углубления- глаза, нос, рот.

«Цветок»

Серединка цветка — приплюснутый шарик из желтого теста, лепестки — расплющенные валики из розового или голубого теста, ножка и листик — длинный и короткий зеленые валики. Валики ребенок уже может раскатывать самостоятельно. Вместе с ребенком изготавливайте детали и тут же собирайте их воедино — прямо на глазах у малыша появится цветок.


«Собери тесто»
Равномерно распределите тесто по всей тарелочке, пусть ребенок помогает вам. Оставьте на тесте отпечатки пальцев, ладоней. Затем попросите малыша собрать, сгрести все в комочек. Желательно, чтобы он действовал двумя руками. Скажите: «Был у нас блинчик, а ты собрал все в комочек.  Давай из этого комочка опять сделаем блинчик!». Играя, ребенок тренирует пальчики и готовится к более сложным играм.


«Дорожка» 
Распределите тесто по тарелке или подносу. Теперь на нем можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, фасоли, морских камешков, ракушек, больших пуговиц и т. п. Скажите:
давай сделаем дорожку!» — и начните выкладывать дорожку из какого-нибудь одного материала, например каштанов, а ребенок пусть продолжит ее. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку) и покажите, как она идет по дорожке: «Топ-топ». Пусть ребенок сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка

 

Внимание! В следующих играх используется более мелкий материал:
фасоль, горох, чечевица, семена подсолнуха. Это необходимо для развития мелкой моторики. Но будьте особо внимательны и помните: безопасность прежде всего.

«Яблоко»

дайте ребенку подержать яблоко, скажите: «Яблоко круглое, красное, вкусное». Вместе с малышом распределите тесто по тарелке. Малыш будет с интересом следить, как вы выкладываете из темных фасолин контур яблока с листиком. Скажите: «Это тоже яблоко». Указательным пальчиком крохи обведите контур «рисунка». Спросите: «Где настоящее яблоко, которое можно съесть? Правильно! Где яблоко, которое сделала я? Где листик? Правильно, это тоже яблоко, только есть его нельзя».

Вместе с ребенком указательным пальцем в середине изображенного яблока сделайте ямки и скажите, что в них вы будете вкладывать фасолинки. Важно, чтобы малыш делал ямки именно пальцами. Может, он захочет действовать двумя руками. Покажите, как заполнить то, что ограничено контуром- середину яблока. Порадуйтесь тому, что ваш малыш вдавил несколько фасолин в тесто. По мере взросления  у ребенка совершенствуются крупные и мелкие движения. Если через некоторое время вы вернетесь к этой игре, то увидите, что ребенок более умело заполняет ограниченное пространство, а еще через некоторое время малыш уже сможет полностью заполнить фасолью все яблоко.

«Украсим пирог»

Когда мама или бабушка будет готовить настоящий пирог или пиццу, привлеките ребенка к их украшению: разрешите на пироге разложить дольки яблок, изюм или курагу, а на пицце — кусочки сладкого перца или оливки.
Покажите, где центр пирога, а где край. Когда будете угощать членов семьи, обязательно делайте это в присутствии ребенка и похвалите его за то, что он помогал вам украшать пирог или пиццу.
Помогите ребенку реальные жизненные события перенести в игру. Разомните соленое тесто по всей площади тарелки. Скажите:
«давай украсим пирог для куклы. Кукла ждет гостей. Гости придут и кукла их угостит пирогом».

Украшать такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками, скорлупой ореха. Скажите от имени куклы, что пирог ей очень понравился, поблагодарите малыша.

«Елка»

После встречи Нового года детей переполняют эмоции. Они с удовольствием рассказывают о елке стихи, поют песни, рисуют лесную красавицу. Самое время украсить елку из теста.  Для этого зеленое тесто разомните на клеенке или подносе и придайте ему форму елки. Вспомните Новый год, елочку, которая стояла дома, стихи и песенки о ней. Скажите: давай украсим елочку! Елку можно украшать каштанами, желудями, ореховой скорлупой, фасолью. А можно украсить елку цветными шариками из теста. Скатайте маленькие шарики из цветного теста и прикладывайте их к елке, слегка придавливая. Малыш с интересом будет делать то же. В конце работы скажите: «Какая красивая елка, какая нарядная!» Украшенную елочку подсушите в духовке на слабом огне. Она останется такой же яркой и нарядной.
Распределите тесто на клеенке, организуйте поле для аппликации, привлекая к этому ребенка. Из фасоли, каштанов или пуговиц выложите на тесте дом — квадрат и треугольник. Покажите ребенку готовый рисунок, его пальчиком обведите геометрические фигуры и назовите их. Треугольник можно пока называть проще — крыша. Квадрат можно вместе с ребенком заполнить одним материалом, например фасолью, а треугольник-крышу — другим, например семенами подсолнуха, или треугольник белой, а квадрат тёмной фасолью.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

        Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не с...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...

Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"

Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные пр...

Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...