Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"
материал

Коркина Наталья Николаевна
Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории

Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

«Пальцы помогают  говорить»

Подготовила: Коркина Н. Н.

учитель - дефектолог

 

Чебаркуль, 2017 г

Пояснительная записка

  Одним из важных направлений в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста является моторика, как общая (разнообразные движения тела), так и  мелкая (движения пальцев, кистей рук). Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные процессы.

     Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

   Цель занятий: развитие мелкой моторики у детей младшего  дошкольного возраста с речевыми  нарушениями.

Задачи:

1. Формировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей, знакомить с сенсорными эталонами.

2. Способствовать формированию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста.

Принципы работы

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;

- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;

- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Ожидаемые результаты

1.Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

3. Пополнение предметно-развивающей среды;

Содержание работы

Занятия по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста   один раз в неделю по 15 минут по подгруппам и индивидуально. Занятия   включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем. Также в  работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы, липучки).  

Тематическое планирование

Лексическая тема

Содержание занятий

1

Фрукты

Разминка «Массажные шарики». Цель упражнения: массаж  ладоней рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с.29

1. Разглаживание  скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2.  «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая  карандаш от бумаги.

2

Овощи

Разминка «Спрячь в ладошку». Цель  занятия: Подготовка к играм, направленным  на развитие мелкой моторики Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 35

1. Катание между ладонями карандашей, шариков, орехов.

2. Разрывание бумаги (путём отщипывания от листа).

3. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь изученных овощей.

3

Золотая осень

Разминка «Непослушные макаронины» Цель: массаж ладоней рук, развитие ловкости  движений пальцев и кистей рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 28

1. «Сложи картинку» из 3- х  частей.

2. «Строим забор» из счётных палочек – закрепление представлений о жёлтом цвете.

3. «Найди вторую половинку»- разрезные картинки.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь изученных овощей.

4

Грибы

Разминка «Спрячь в ладошку» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 35

1. «Собираем грибочки» - выкладывание счётного материала  на досочки.

2. Разглаживание  скомканных бумажных комочков из цветной бумаги красного и жёлтого цвета.

3. Катание между ладонями карандашей, орехов.

5

Хлеб

Разминка «Скалка – каталка». Цель: массаж ладоней рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 24

1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами грибов, листьев.

2. «Копилка» - развитие хватания двумя пальцами; развитие соотносящих действий рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 54

6

Деревья

1.«Строим забор» из счётных палочек – закрепление представлений о красном  цвете.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку  из 3 х частей.

3. «Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62

7

Игрушки

1.«Чудесный мешочек» - определение на ощупь знакомых  игрушек.

2.«Копилка» - развитие хватания двумя пальцами; развитие соотносящих действий рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 54

8

Транспорт

1. «Сухой бассейн» - найти фигурки машинок на ощупь в коробке с горохом.

2. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами машины, самолёта.

3. «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по столу.

9

Осень

1. «Птицы собираются  в стаи»  - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.

2. «Заготовка корма для зимующих птиц» – рассортировать фасоль и макароны.

3. «Собери инструменты» - из двух частей – деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

10

Дикие животные

1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2.«Кто в лесу живёт?» - найти  фигурки в «сухом»  бассейне.

3. «Ёжик» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

11

Домашние  животные

1.«Кто в  домике  живёт?» - найти  фигурки в «сухом»  бассейне.

2. «Подарок для хомячка»-  сортировка семечек подсолнуха и фасоли.

12

Домашние птицы

1.«Подарок для курочки» -  сортировка семечек подсолнуха и фасоли.

2. «Разрезные картинки» -  собрать картинку  птицы из трёх частей (голова, туловище, хвост).

13

Зимние  забавы

«Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62

1. «Снегопад  в лесу» -  на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

2. «Лепим  снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

14

Новогодний калейдоскоп

1. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с контурными  изображениями новогодних атрибутов.

2. Выкладывание  по трафарету ёлочки из счётных палочек.

3. «Украсим ёлочку» - выкладывание из геометрических фигур новогодней игрушки.

15

Зимующие  птицы

1.«Лепим  снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

2.«Подарок для воробья» -  сортировка семечек подсолнуха и фасоли.

16

Мебель

1.«Догадайся, что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображением мебели.

2. «Это мебель» -  выкладывание из палочек по контурам  стола или стула.

3. «Разрезные картинки» -  собрать картинку  мебели  из трёх частей.

17

Посуда

1.«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги  с контурными изображениями посуды.

2. «Разложи по величине большие и маленькие  ложки».

3. «Мокрая или сухая» - определение на ощупь мокрой или сухой чашки, тарелки.

18

Одежда

1.«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги  с контурными изображениями одежды.

2. «Застегни одежду» на пуговицы, липучки.

3. «Подбери пуговицы по цвету».

19

Зима

«Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62

1. «Чтобы Мишке было теплее» -  мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». 2.«Снегопад  в лесу» -  на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

20

Наши защитники

1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги  с контурными изображениями военной техники.

21

Комнатные растения

1. «Красивый цветочек» -  втыкание спичек  в пластилиновый комочек.

2. «Напоим птиц» -  работа с водой и пипеткой.

22

Мамин праздник

1. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»  - Какой подарок для мамы приготовили дети?

2. «Праздничный салат» -  «Рассортируй фасоль по цвету».

23

Моя семья

1. «Напоим малыша» -  работа с водой и пипеткой.

2. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».

24

Труд взрослых

1. «Продавец» - «Оторви чек» – отрываем клочки бумаги от  полоски.

2. «Повар» -  «Рассортируй фасоль по цвету».

3. «Шофёр» - «Собрать машинку из геометрических фигур».

4. «Воспитатель» - «Игрушки» - разрезные картинки из  трёх  - четырёх частей.

25

Весна

1. «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.

2. «Кто  скоро проснётся после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными  изображениями.

26

Водоёмы

1. «Червячки  для рыбок» - лепка из пластилина

2. «Собери картинку» – разрезные картинки из 3 – 4 частей.

27

Встречаем  птиц

1. «Напоим птиц» -  работа с водой и пипеткой.

2. «Червячки  для грачей» - лепка из пластилина.

3. Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

28

Мой город

1.Строим дом из кубиков.

2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

29

Я- человек

1. « Я – человек» - выкладывание из геометрических фигур фигуры человека.

2. «Забинтуй ранку» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 92

 

30

Первоцветы

1. «Каждому листочку – своё место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек  в пластилиновый  комочек.

31

Насекомые

1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 2. «Разрезные картинки» -  собрать картинку  насекомого из трёх частей.

3. «Катушка» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 93

32

Лето. Цветы

1.«Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62

2. «Нарви  молодой травки для кроликов» - мелко порвать зелёную бумагу.

 

    Список используемой и цитируемой литературы

1.  Галкина, Г. Г., Дубинина, Т.И. Пальцы помогают говорить.- М.; Гном,   2015.- 41 с.

2.   Данилова, Е.А. , Пальчиковые игры. – М.:Росмен – Пресс, 2010. – 95с.

3. Янушко, Е. А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Владос, 2017.

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

«Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возраста»

В статье представлен материал по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста....

Развитие пальцевой моторики. Информационный материал для родителей "Пальцы помогают говорить"

В коррекционной работе по преодолению речевых недостатков у детей дошкольного возраста  важная роль отводится развитию тонкой произвольной моторики обеих рук.  Необходимо привлекать внимание...