Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории
Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
«Пальцы помогают говорить»
Подготовила: Коркина Н. Н.
учитель - дефектолог
Чебаркуль, 2017 г
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста является моторика, как общая (разнообразные движения тела), так и мелкая (движения пальцев, кистей рук). Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные процессы.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель занятий: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Формировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей, знакомить с сенсорными эталонами.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста.
Принципы работы
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;
- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;
- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.
Ожидаемые результаты
1.Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
3. Пополнение предметно-развивающей среды;
Содержание работы
Занятия по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста один раз в неделю по 15 минут по подгруппам и индивидуально. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы, липучки).
Тематическое планирование
№ | Лексическая тема | Содержание занятий |
1 | Фрукты | Разминка «Массажные шарики». Цель упражнения: массаж ладоней рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с.29 1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. 2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме. 3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги. |
2 | Овощи | Разминка «Спрячь в ладошку». Цель занятия: Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 35 1. Катание между ладонями карандашей, шариков, орехов. 2. Разрывание бумаги (путём отщипывания от листа). 3. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь изученных овощей. |
3 | Золотая осень | Разминка «Непослушные макаронины» Цель: массаж ладоней рук, развитие ловкости движений пальцев и кистей рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 28 1. «Сложи картинку» из 3- х частей. 2. «Строим забор» из счётных палочек – закрепление представлений о жёлтом цвете. 3. «Найди вторую половинку»- разрезные картинки. 4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь изученных овощей. |
4 | Грибы | Разминка «Спрячь в ладошку» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 35 1. «Собираем грибочки» - выкладывание счётного материала на досочки. 2. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги красного и жёлтого цвета. 3. Катание между ладонями карандашей, орехов. |
5 | Хлеб | Разминка «Скалка – каталка». Цель: массаж ладоней рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 24 1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами грибов, листьев. 2. «Копилка» - развитие хватания двумя пальцами; развитие соотносящих действий рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 54 |
6 | Деревья | 1.«Строим забор» из счётных палочек – закрепление представлений о красном цвете. 2. «Разрезные картинки» - собрать картинку из 3 х частей. 3. «Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62 |
7 | Игрушки | 1.«Чудесный мешочек» - определение на ощупь знакомых игрушек. 2.«Копилка» - развитие хватания двумя пальцами; развитие соотносящих действий рук. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 54 |
8 | Транспорт | 1. «Сухой бассейн» - найти фигурки машинок на ощупь в коробке с горохом. 2. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами машины, самолёта. 3. «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по столу. |
9 | Осень | 1. «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты. 2. «Заготовка корма для зимующих птиц» – рассортировать фасоль и макароны. 3. «Собери инструменты» - из двух частей – деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток). |
10 | Дикие животные | 1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2.«Кто в лесу живёт?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. 3. «Ёжик» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек. |
11 | Домашние животные | 1.«Кто в домике живёт?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. 2. «Подарок для хомячка»- сортировка семечек подсолнуха и фасоли. |
12 | Домашние птицы | 1.«Подарок для курочки» - сортировка семечек подсолнуха и фасоли. 2. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трёх частей (голова, туловище, хвост). |
13 | Зимние забавы | «Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62 1. «Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. 2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. |
14 | Новогодний калейдоскоп | 1. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями новогодних атрибутов. 2. Выкладывание по трафарету ёлочки из счётных палочек. 3. «Украсим ёлочку» - выкладывание из геометрических фигур новогодней игрушки. |
15 | Зимующие птицы | 1.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. 2.«Подарок для воробья» - сортировка семечек подсолнуха и фасоли. |
16 | Мебель | 1.«Догадайся, что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображением мебели. 2. «Это мебель» - выкладывание из палочек по контурам стола или стула. 3. «Разрезные картинки» - собрать картинку мебели из трёх частей. |
17 | Посуда | 1.«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями посуды. 2. «Разложи по величине большие и маленькие ложки». 3. «Мокрая или сухая» - определение на ощупь мокрой или сухой чашки, тарелки. |
18 | Одежда | 1.«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды. 2. «Застегни одежду» на пуговицы, липучки. 3. «Подбери пуговицы по цвету». |
19 | Зима | «Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62 1. «Чтобы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». 2.«Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. |
20 | Наши защитники | 1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями военной техники. |
21 | Комнатные растения | 1. «Красивый цветочек» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. 2. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой. |
22 | Мамин праздник | 1. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек» - Какой подарок для мамы приготовили дети? 2. «Праздничный салат» - «Рассортируй фасоль по цвету». |
23 | Моя семья | 1. «Напоим малыша» - работа с водой и пипеткой. 2. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур. 3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке». |
24 | Труд взрослых | 1. «Продавец» - «Оторви чек» – отрываем клочки бумаги от полоски. 2. «Повар» - «Рассортируй фасоль по цвету». 3. «Шофёр» - «Собрать машинку из геометрических фигур». 4. «Воспитатель» - «Игрушки» - разрезные картинки из трёх - четырёх частей. |
25 | Весна | 1. «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка. 2. «Кто скоро проснётся после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. |
26 | Водоёмы | 1. «Червячки для рыбок» - лепка из пластилина 2. «Собери картинку» – разрезные картинки из 3 – 4 частей. |
27 | Встречаем птиц | 1. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой. 2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина. 3. Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. |
28 | Мой город | 1.Строим дом из кубиков. 2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур». |
29 | Я- человек | 1. « Я – человек» - выкладывание из геометрических фигур фигуры человека. 2. «Забинтуй ранку» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 92
|
30 | Первоцветы | 1. «Каждому листочку – своё место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. |
31 | Насекомые | 1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2. «Разрезные картинки» - собрать картинку насекомого из трёх частей. 3. «Катушка» Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 93 |
32 | Лето. Цветы | 1.«Ветерок» - игры со спринцовками. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», с. 62 2. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зелёную бумагу. |
Список используемой и цитируемой литературы
1. Галкина, Г. Г., Дубинина, Т.И. Пальцы помогают говорить.- М.; Гном, 2015.- 41 с.
2. Данилова, Е.А. , Пальчиковые игры. – М.:Росмен – Пресс, 2010. – 95с.
3. Янушко, Е. А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Владос, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....
Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...
«Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возраста»
В статье представлен материал по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста....
Развитие пальцевой моторики. Информационный материал для родителей "Пальцы помогают говорить"
В коррекционной работе по преодолению речевых недостатков у детей дошкольного возраста важная роль отводится развитию тонкой произвольной моторики обеих рук. Необходимо привлекать внимание...