рабочая программа по природоведению
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов Протокол № 1 от 29 августа 2014 г. Председатель МО _________ Е.В. Логунова | СОГЛАСОВАНО: 29 августа 2014 г. Зам. директора по УВР _________ С.А.Никитина | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от 29 августа 2014 г. Директор школы-интерната № 1 им. К.К.Грота _______ А.В.Мухин |
Рабочая программа
по природоведению для 5 в класса
на 2014-2015 учебный год
Разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией (В. В. Воронкова)
Составитель: Мозгунова Ю.И.,
Учитель естествознания
Санкт-Петербург
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией (В. В. Воронкова). М.: Просвещение, 2013),
Данная рабочая программа ориентирована учебник «Природоведение. 5 класс.VIII вид» под редакцией Лифанофой Т.М., Соломиной Е.Н. М. Просвещение 2011.
Данная рабочая программа включает разделы:
-пояснительная записка;
-содержание программы;
-требования к уровню подготовленности обучающихся;
-учебно-тематическое планирование;
-контрольные работы и практические работы;
-перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение природоведения в 5-м классе по программе VIII вида направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменений в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимосвязь природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с нарушением интеллекта, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.
Цели изучения предмета:
дидактические:
- формировать элементарные сведения об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека;
- дать знания о сведениях, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- формировать основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами, формировать знания об основных элементах неживой и живой природы, формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды, Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
- вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе; активизировать творческие способности; Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношения к природе.
- воспитывать учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность.
- воспитывать у учащихся позитивное эмоционально-ценностного отношение к живой природе, чувство сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
- прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека
- воспитывать чувство патриотизма
коррекционные:
- повышать уровень культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
- формировать умения получать информацию и передавать другим.
- развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие и узнавание;
- развивать пространственные представления и ориентации;
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы;
- обогащать словарь и развивать связанную речь;
- корректировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
- совершенствовать навыки ориентирования в задании и планировании своей работы
Основные виды деятельности учащихся:
- наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- участие в индивидуальном устном или письменном, фронтальном устном опросах
- называние и характеристика предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы,
- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,
- участие в беседе
- правильные, полные ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей,
- составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе
- использование в своей речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
- выполнение лабораторных работ
- работа со словарем
- работа с учебником
- работа с рабочей тетрадью
- просмотр и работа с презентациями, аудио- видеоматериалами
- составление таблиц
- зарисовка некоторые объектов и предметов живой и неживой природы
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по природоведению, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- методических приёмах, используемых на уроках: алгоритмизация деятельности, снятие зрительной и тактильной утомляемости, оптимизация процесса чувственного познания за счёт использования тифлотехнических средств обучения (прибор «школьник»),
- коррекционной направленности каждого урока;
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
- ограничивать непрерывную зрительную нагрузку 15 минутами, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удаленных объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы;
- включать освещение, создающее комфортную обстановку для восприятия зрительных объектов;
- при чтении, списывании, конспектировании, выполнении письменных заданий с цитированием использовать подставки для книг;
- проводить зрительную гимнастику не менее 1 раза в течение каждого урока.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
- предъявлять их с соблюдением тифлопедагогических требований (достаточная освещенность, фон, статичное положение, возможность подойти на расстояние, удобное для восприятия и т.п.);
- комментировать восприятие (называть цвет, размер, положение в пространстве, форму, взаиморасположение объектов и т.п.);
- подбирать правильный размер наглядных пособий;
- использовать подходящие цвета при работе с наглядностью (в случае нарушения цветоразличения обращается внимание на обязательное контрастное изображение объектов и процессов в раздаточном дидактическом материале, особенно деталировку сигнальных признаков предметов, их органов, особенностей строения с помощью контрастных цветов; для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60 - 100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0);
- обращать внимание на расстояние до наглядных объектов (предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):
- при остроте зрения 0,01 — 0,03 — 15 мм,
- при остроте зрения 0,04 — 0,08 — 5 мм,
- при остроте зрения 0,09 - 0,2 — 3 мм);
- использовать наглядные объекты, воздействующие и на другие анализаторы.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание адаптированная программа составлена в расчете на обучение слабовидящих детей в основной школе в 5 классе.
Краткая характеристика контингента учащихся:
В 5 «в» классе обучается 5 человек каждый из которых имеет серьёзные нарушения психо-физического развития и эмоционально-волевой сферы. В целом, класс гиперактивный, многоуровневый с преобладанием у большинства детей возможностей среднего и ниже среднего уровня. Каждый из детей, наряду со зрительными, имеет множество сопутствующих заболеваний: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), ДЦП (детский церебральный паралич), энцефалопатия различной степени, вальгусные стопы, органическое поражение ЦНС, нарушение питания, дизартрия, ОНР (общее нарушение речи), нарушение осанки. Дети имеют серьёзные нарушения, не позволяющие им легко воспринимать учебный материал предмета «Природоведение». Объём информации об окружающем мире и о природе у большинства детей резко ограничен (чаще рамками простейших бытовых ситуаций). Дети(Эйвазов Эльчин, Корнейчук Артем) затрудняются в определении элементарных сезонных изменений, не всегда устанавливают элементарные причинно-следственные связи. Слабая память, трудности, связанные с концентрацией и удерживанием внимания, неспособность услышать, осмыслить и точно самостоятельно выполнить несложную инструкцию учителя, а также неумение сформулировать свой ответ замедляют темп работы на уроке и требуют продумывания специфических способов подачи, закрепления и проверки учебного материала. Выполнение заданий тестового характера по курсу «Природоведение» вызывает трудности, связанные с недопониманием смысла сформулированных заданий и способами их оформления. Поэтому на этом этапе работы необходимы подробные разъяснения (Корнейчуку Артему, Крейцер Элле), а для некоторых детей (Эйвазову Эльчину) индивидуальная консультация и сопровождение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программный материал по предмету «Природоведение» в соответствии с программой специальных коррекционных учреждений 8 вида (1 вариант) под редакцией В.В. Воронковой рассчитан на 2 часа в неделю. Так как учебным планом предусмотрен 1 час в неделю, то увеличение учебного плана на 1 час за счет регионального компонента позволит отразить изучение всех разделов программы в полном объёме, что несомненно поможет учащимся с комплексным (сочетанным) дефектом скорректировать недостатки психофизического развития, их познавательные возможности и интересы. В связи с данной особенностью содержание программы рассчитано на 2 часа в неделю.
Раздел. | Тема. | ||
1. | Введение. | Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | |
2. | Вселенная. | Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия в планетарий. | |
3. | Наш дом - Земля. | Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | |
4. | Растительный мир Земли. | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли». | |
5. | Животный мир Земли. | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк. Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | |
6. | Человек. Охрана здоровья | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | |
7. | Есть на Земле страна- Россия. | Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• что изучает природоведение;
• основные свойства воды, воздуха и почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов;
• правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• демонстрировать простейшие опыты;
• проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 68 час; в неделю 2 часа
1 четверть
9 недель, 18 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание. | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | |
Вводный урок | |||||||
Введение. Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 | Природоведение | Вводный | Активное участие в беседе. Внимательное слушание рассказа учителя. Дополнение ответов товарищей, работа со словарем | |||
Раздел 1 Вселенная. ( 4 часа) | |||||||
Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. | Урок изучения нового материала | Внимательное слушание рассказа учителя, беседа по вопросам учителя, работа с учебником, работа с тетрадью, работа со словарем. | |||
Солнечная система. Солнце. Значение Солнца для Земли. Небесные тела солнечной системы. | 1 | Солнечная система. | Комбинированный | Беседа по вопросам учителя, работа с учебником, зарисовка в тетрадях звездного неба, формы Земли, Луны Солнца, составление рассказа о Солнечной системе |
| ||
Первый полёт человека в космос. Космические спутники. Значение исследования космоса для человека. Полет Ю. А. Гагарина. | 1 | Космос. Спутник. | Комбинированный | Прослушивание доклада ученика, беседа по вопросам учителя, запись определений в тетрадь. правильные, полные ответы на вопросы учителя | |||
Экскурсия в планетарий | 1 | Планетарий. Обсерватория. | Комбинированный | Ведение наблюдения, беседа по вопросам учителя. | |||
Наш дом – Земля(13 часов) | |||||||
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | 1 | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Изучения новых знаний | Беседа по вопросам учителя, запись определений в тетрадь, участие в устном опросе | |||
Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1 | Прозрачность. Газ. | Комбинированный | Активное участие в беседе, выборочный пересказ дополнение ответов товарищей, работа в рабочей тетради, составление рассказа | |||
Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Кислород, углекислый газ, азот | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа по вопросам учителя, работа с учебником, выполнение теста «Воздух и его охрана» | |||
Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | 1 | Равнина, холм, овраг. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником, составление таблицы «Формы рельефа», изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. | |||
Поверхность суши: горы. Отличие гор от холмов. Горы в жизни человека. | 1 | Вершина, подошва, склон. горы | Комбинированный | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ | |||
Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | 1 | Чернозем. Почва, плодородие, перегной | Урок усвоения новых знаний | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы, работа с тетрадью. составление небольшого рассказа про почву | |||
Полезные ископаемые | 1 | Полезные ископаемые. месторождение, шахты, скважины. | Комбинированный | Работа с учебником, беседа, составление таблицы «Полезные ископаемые» | |||
Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. | 1 | Твердость, хрупкость, прозрачность. Уголь, торф, нефть, природный газ | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы учителя, составление таблицы «Полезные ископаемые» работа со словарем. | |||
Вода. Свойства . | 1 | Прозрачность, форма предмета. | Урок усвоения новых знаний | Выполнение опытов по определению свойств воды, работа в тетрадях | |||
Вода в природе: осадки, воды суши. | 1 | Снег, лед, пар. | Комбинированный | Активное участие в беседе, выборочный пересказ дополнение ответов товарищей, работа в рабочей тетради | |||
Воды суши: ручьи, реки. | 1 | Названия рек, ГЭС | Комбинированный | Ответы на вопросы и задания презентации, работа в тетрадях, выборочный пересказ | |||
Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1 | Озеро, пруд, болото, Байкал, Каспийское море | Комбинированный | Прослушивание докладов учеников, дополнение докладов, работа с картой, составление вопросов о сезонных изменениях озер, болот и почв | |||
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Проверочная работа №1 | 1 | Мировой океан, море, океан, рыба, кальмары, морские водоросли, осьминоги, киты, дельфины, рачки | Комбинированный | Активное участие в беседе, работа с картами. Проверочная работа по теме «Вода на Земле». Написание проверочной работы |
2 четверть
7 недель, 14 уроков
№ | Тема урока | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | ||
Растительный мир Земли(14 часов) | ||||||||
19. | Разнообразие растительного мира. Польза выращивания растений для человека. Охрана дикорастущих растений. | 1 | Дикорастущие растения, культурные растения. | Усвоение новых знаний. | Просмотр и работа по презентации «Разнообразие растительного мира», активное участие в беседе. Классификация с помощью учителя представленных видов растений, работа с учебником, выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях. | |||
20. | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1 | Среда обитания. | Комбинированный | Активное участие в беседе, рассматривание растений, ответы на вопросы, составление описательного рассказа по плану, выполнение упражнения в учебнике | |||
21. | Деревья, кустарники, травы. Части растения | 1 | Корень, стебель, листья, цветок, деревья, кустарники, травы | Усвоение новых знаний | Активное участие в беседе, выборочный пересказ дополнение ответов товарищей, работа в рабочей тетради | |||
22. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Названия растений | Комбинированный | Просмотр и работа с презентацией, работа с учебником, чтение литературы по изучаемому материалу, составление рассказа про дикорастущие и культурные растения | |||
23. | Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1 | Деревья лиственные | Усвоение новых знаний. | Прослушивание докладов учеников, активное участие в беседе, работа с учебником зарисовки деревьев, кустарников, трав | |||
24. | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | 1 | Деревья хвойные | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы учителя, составление таблицы «Хвойные и лиственные деревья» работа со словарем. | |||
25. | Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1 | Кустарники дикорастущие, культурные | Комбинированный. | Активное участие в беседе, выборочный пересказ дополнение ответов товарищей, работа в рабочей тетради называние и характеристика изучаемых растений | |||
26. | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1 | Одуванчик, подорожник, ромашка | Комбинированный | Активное участие в беседе, выборочный пересказ дополнение ответов товарищей, работа в рабочей тетради | |||
27. | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | 1 | Декоративные растения | Комбинированный | Активное участие в беседе, внимательное слушание рассказа учителя, дополнение ответов товарищей. Выполнение теста по теме: «Размножение и развитие растений» | |||
28. | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. | 1 | Лекарственные растения, лечебные свойства | Комбинированный | Прослушивание докладов учеников, активное участие в беседе, работа с учебником работа в тетради | |||
29. | Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. | 1 | Бегония, Герань | Комбинированный | Работа с учебником, участие в беседе, практическая работа по уходу за комнатным растением | |||
30. | Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | 1 | Красная книга | Комбинированный | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ | |||
31. | Контрольная работа №1 по теме : «Растительный мир Земли». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Написание контрольной работы | ||||
32. | Резервный урок | 1 |
3 четверть
10 недель, 20 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | ||
Животный мир Земли(12 часов) | ||||||||
33. | Разнообразие животного мира. | 1 | Животный мир | Урок усвоения новых знаний | Просмотр в/ф «Животный мир земли» активное участие в беседе, рассматривание иллюстраций, работа с учебником | |||
34 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | Среда обитания животных названия животных | Комбинированный | Прослушивание рассказа учителя о жизни животных суши и водоема, сравнение и описание животных по иллюстрациям, работа с учебником | |||
35 | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | 1 | Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Усвоение новых знаний | Прослушивания докладов учеников, дополнение ответами товарищей, заполнение таблицы «Классификация животных», работа со словарем. | |||
36 | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Жуки, бабочки, стрекозы, муравьи, кузнечики, тараканы | Усвоение новых знаний | Прослушивание рассказа учителя о насекомых, работа с учебником, выборочный пересказ | |||
37 | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Морская рыба, пресноводная рыба, чешуя, жабры, плавники, хвост, голова | Комбинированный | Активное участие в беседе, внимательное слушание рассказа учителя, дополнение ответов товарищей, выполнение зарисовок рыб в тетрадях | |||
38 | Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Перелетные птицы, зимующие птицы(оседлые), хищные птицы | Комбинированный | Прослушивание рассказа учителя, работа с учебником, составление таблицы «Зимующие и перелетные птицы». | |||
39 | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Млекопитающие звери, травоядные, всеядные, хищные | Комбинированный | Активное участие в беседе, внимательное слушание рассказа учителя, дополнение ответов товарищей, составление рассказа по иллюстрациям | |||
40 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1 | Животноводство | Урок усвоения новых знаний | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ, рассказы учеников о своих домашних питомцах, сравнение домашних животных в городе и деревне | |||
41 | Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. | 1 | Уход Рацион питания | Комбинированный | Активное участие в беседе, составление плана ухода за домашними питомцами, работа в учебнике | |||
42 | Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. | 1 | Служебные собаки, охотничьи собаки, декоративные собаки, длинношерстные кошки, короткошерстные кошки | Комбинированный | Просмотр и работа с презентацией, работа с учебником, составление правил ухода за домашними питомцами, сравнение правил ухода за кошками и собаками | |||
43 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 1 | Заповедник, заказник | Комбинированный | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ, работа со словарем | |||
44 | Контрольная работа №2 «Животный мир Земли» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Выполнение контрольной работы | ||||
Человек( 8 часов) | ||||||||
45 | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | 1 | Организм, внутренние органы, скелет | Урок усвоения новых знаний | Прослушивание рассказа учителя о строении тела человека, работа с макетом тела человека, составление таблиц «Строение тела человека». | |||
46 | Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. | 1 | Почки, мочевой пузырь, | Комбинированный | Активное участие в беседе, работа с учебником, с тетрадью, показ на муляжах и таблицах органов. составление небольшого рассказа о работе человеческого организма | |||
47 | Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). | 1 | Режим дня, закаливание, здоровый образ жизни | Урок усвоения новых знаний | Просмотр в/ф «Здоровье» составление распорядка дня, работа в тетрадях, чтение литературы по изучаемому материалу | |||
48 | Осанка (гигиена, костно-мышечная система). | 1 | Осанка, сколиоз. | Комбинированный | Активное участие в беседе, работа с учебником, с тетрадью, составление правил сохранения осанки, участие в беседе | |||
49 | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 1 | Глаза, уши, нос, кожа, язык | Комбинированный | Прослушивание докладов учеников, дополнение ответами учеников, составление правил гигиены, работа со словарем | |||
50 | Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. | 1 | Витамины. | Комбинированный | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ, рассказы учеников о своем питании | |||
51 | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1 | Нос, легкие, никотин | Комбинированный | Просмотр и работа с презентацией, работа с учебником, с тетрадью, чтение литературы по изучаемому материалу, участие во фронтальном опросе. | |||
52 | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Проверочная работа №2 | 1 | Ушиб, порез, ссадина, аптечка. | Урок проверки и коррекции знаний | Активное участие в беседе, написание проверочной работы по теме «Человек» |
4 четверть
8 недель, 16 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
Есть на Земле страна- Россия(12 часов) | ||||||
53 | Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | 1 | Карта. Родина | Урок усвоения новых знаний | Активное участие в беседе работа по карте, зарисовка Государственного флага России, нахождение России на политической карте. | |
54 | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1 | Город, народ | Комбинированный | Просмотр и работа с презентацией, беседа по вопросам учителя работа с учебником, с тетрадью | |
55 | Столица Москва. | 1 | Кремль, Красная площадь, Мавзолей, столица | Урок усвоения новых знаний | Активное участие в беседе, работа по карте. Подбор иллюстраций, чтение литературы по изучаемому материалу, работа со словарем | |
56 | Санкт-Петербург. | 1 | Культурная столица, | Комбинированный | Активное участие в беседе, работа по карте, беседа по вопросам учителя работа с учебником, с тетрадью Подбор иллюстраций. Составление рассказа о своем городе | |
57 | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | Комбинированный | Активное участие в беседе работа по карте, выборочный пересказ, | ||
58 | Золотое кольцо. | 1 | Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов | Урок усвоения новых знаний | Просмотр и работа с презентацией, беседа по вопросам учителя работа с учебником, с тетрадью | |
59 | Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 1 | Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир | Комбинированный | Прослушивание докладов учеников, работа с учебником, изготовление альбома «Россия- наша Родина». | |
60 | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. | 1 | Охрана природы края. Растения края. | Урок усвоения новых знаний | Активное участие в беседе работа по карте, выборочный пересказ, зарисовки растений и животных в тетради | |
61 | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | 1 | Экологическая катастрофа. | Комбинированный | Активное участие в беседе работа по карте, выборочный пересказ, зарисовки растений и животных в тетради. | |
62 | Заповедники, заказники, охрана природы. | 1 | Заповедники, заказники, национальные парки. | Комбинированный | Беседа по иллюстрациям, работа с учебником, выборочный пересказ, рассказы учеников о своем питании | |
63 | Контрольная работа №3 по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Выполнение контрольной работы | ||
64 | Экскурсия по городу | 1 | Названия географических объектов | Комбинированный | Экскурсия по району, беседа по вопросам учителя, чтение литературы по изучаемому материалу | |
65-66 | Повторение пройденного | 2 | Комбинированные | Активное участие в беседе работа по карте. | ||
67-68 | Резервные уроки | 2 |
КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. | Значение воздуха для жизни на Земле. | Контрольный тест | «Воздух и его охрана» | Класс |
2. | Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | лабораторная | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы | Класс |
3 | Вода. Свойства . | лабораторная | Выполнение опытов по определению свойств воды, работа в тетрадях | Класс |
4 | Проверочная работа № 1 «Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.» | Проверочная | «Вода на Земле». | Класс |
5 | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | «Размножение и развитие растений» | Класс | |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Растительный мир Земли.» | Контрольная | Растительный мир Земли. | Класс |
7 | Контрольная работа №2 по теме «Животный мир Земли.» | Контрольная | Животный мир Земли | Класс |
8 | Проверочная работа №2 «Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.» | Проверочная | Человек | Класс |
9 | Контрольная работа №3 по теме «Есть на Земле страна- Россия.» | Контрольная | Есть на Земле страна- Россия. | Класс |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва Просвещение 2011г. | Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Методические рекомендации. «Природоведение. 5 класс.» VIII вид. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...