Презентация "Работа над диалогом на логопедических занятиях в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида"
методическая разработка (5 класс) по теме
Для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо учить диалогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog.pptx | 747.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Диалогическая речь Подготовительный этап Основной этап заключительный Формирование фонетических навыков Формирование грамматических навыков Формирование лексических навыков Диалог - образец Диалог с расширением Учебно-речевые ситуации Полилог Дискуссия Интервью
Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог .
П одготовительный этап . - Задать вопросы к имеющимся предложениям. - Заполнить пропуски, закончить предложения. - Соединить разрозненные части предложений. - Перефразировать предложения с использованием предложенных слов. - Использовать различные языковые и речевые игры на отгадывание, описание, например, игры «Угадай слово». - Ответить на вопросы. - Прочитать предложения (основа), распространите его. - Составить предложения с помощью подстановочной таблиц. - Заполнить пропуски, выбрав подходящую словоформу из приведенных ниже.
Распространение предложения: Листва облетела. Какая листва облетела? Желтая листва облетела. С чего (откуда) облетела желтая листва? Желтая листва облетела с осинки. С какой осинки облетела желтая листва? Желтая листва облетела с тонкой осинки.
ОСНОВНОЙ ЭТАП ЦЕЛЬ ОСНОВНОГО ЭТАПА - овладение обучаемыми набором фраз необходимых для коммуникативного взаимодействия, оперирование языковым материалом в диалогической речи, формирование навыков и умений конструирования диалога в разных ситуациях с учетом характера коммуникативных партнеров и их межролевого взаимодействия, овладение навыками и умениями, необходимыми для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучающихся.
Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору: – Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь . Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится. Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает: – А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут? Кот отвечает: – Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.
Разберите реплики в следующем тексте . Клоун Леня примчался в милицию и говорит У меня кота похитили. Кризиса. Какого еще кота? Не простой кот, поймите! Говорящий. Артист цирка! Срывается выступление! Что же тут непонятного? Укажите приметы похищенного.
Прочитайте диалог по ролям . Кот. Почему ты черен кот Лазил ночью в дымоход Почему сейчас ты бел Из горшка сметану ел Почему ты черен стал Меня пес в пыли валял Так какого же ты цвета Я и сам не знаю это
Вежливые слова Прошу тебя (Вас) Если тебе не трудно Если можешь Будь другом Будь так добр Будь добр Будь так любезен Пожалуйста
Причина отказа Извините Прости (те) Я бы с удовольствием Я бы с радостью Мне бы очень хотелось Жаль, но
Составьте мини-диалоги , вежливо отвечая на каждую просьбу : а) согласием : б) отказом . Ольга Николаевна, спросите меня на уроке. Ладно? Дай мне, пожалуйста, яблоко. Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!
По ответной реплике восстановите предыдущую и составьте мини-диалоги. 1)-... Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-... К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает. 3)-... С радостью помогу вам. 4)-... У меня нет оснований не верить вам. 5)-... А что же в этом странного? 6)-... Мне жаль, но я не знаю. 7)-... Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.
Представьте ситуацию : вы потеряли младшего брата на ярмарке. Что вы будете говорить полицейскому, а что своим друзьям или маме?
В. Бианки «Лис и Мышонок» - Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный? - Землю копал. - Для чего землю копал? - Норку делал. _ Для чего норку делал? - От тебя, Лис, прятаться. - Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! - А у меня в норке спаленка. - Кушать захочешь – вылезешь! - А у меня в норке кладовочка . - Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою. - А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Составление своего диалога Например, диалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием. Герань и Вера - Здравствуй, Герань! - Здравствуй, Вера. - Почему ты засыхаешь? - Меня ребята не поливают. - Давай я тебя полью. - Спасибо.
Обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения. Составление диалога по теме к указанной ситуации с учетом коммуникативной задачи; составление диалога к картинке/серии картинок с использованием ключевых слов; составление диалога с использованием имеющихся данных о ситуации, зачин и концовку диалога; составление диалога по прочитанному тексту;
- диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану; - драматизация прослушанного или прочитанного текста; - выполнение роли определенного персонажа; - беседа по прочитанному тексту (групповая работа) с подготовкой и без нее. Это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"
Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....
Направления логопедической работы в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида
Данные материал позволяет определить направления логопедической работы в 6 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....