Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ
статья на тему

Бородулина Ольга Васильевна

 Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ

 

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание опирается на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определенным опытом жизнедеятельности, с учетом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

 

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

·        коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:

- ясли-сады;

- детские сады;

- дошкольные детские дома;

- дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.

·        коррекционные образовательные учреждения:

- школы I – VIII видов;

- специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.

·        коррекционные учреждения начального профессионального образования;

·        образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:

- центры диагностики и консультирования;

- центры психолого-медико-социального сопровождения;

- психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

·        Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.

Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.

Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

 I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.

II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.

 III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.

IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.

VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.

Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.

Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:

1 ступень— начальное общее образование;

2 ступень— основное общее образование;

3 ступень— среднее (полное) общее образование.

       Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзивному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

·        имеющие снижение слуха  до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

·        имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

·        имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

·        имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

 

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

 

 

 

Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях:

·        ­имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

·        имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

·        имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

       -  ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и         функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

 Плюсы и минусы инклюзивного образования

плюсы

минусы

1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей

4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи, мед.работники)

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

 

 

Другие варианты обучения детей с ОВЗ

1.  Домашнее обучение

- преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

- обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;

- по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

2. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Сущность личностно-развивающего обучения в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций.

а) основные  элементы личностно-развивающих занятий, адаптированных для использования в коррекционной школе;

б) организация разнообразной учебной среды, способствующей не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем;

 Правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности, использование личностно-развивающего обучения  способствуют коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза) позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_s_ovz.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание опирается на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определенным опытом жизнедеятельности, с учетом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

  • коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:

- ясли-сады;

- детские сады;

- дошкольные детские дома;

- дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.

  • коррекционные образовательные учреждения:

- школы I – VIII видов;

- специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.

  • коррекционные учреждения начального профессионального образования;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:

- центры диагностики и консультирования;

- центры психолого-медико-социального сопровождения;

- психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.

Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.

Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

 I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.

II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.

 III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.

IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.

VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.

Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.

Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:

1 ступень— начальное общее образование;

2 ступень— основное общее образование;

3 ступень— среднее (полное) общее образование. 

       Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзивному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

  • имеющие снижение слуха  до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
  • имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
  • имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
  • имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях:

  • имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);
  • имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);
  • имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

       -  ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и         функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

 Плюсы и минусы инклюзивного образования

плюсы

минусы

1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей

4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи, мед.работники)

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

Другие варианты обучения детей с ОВЗ

1.  Домашнее обучение 

- преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

- обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;

- по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

2. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Сущность личностно-развивающего обучения в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций.

а) основные  элементы личностно-развивающих занятий, адаптированных для использования в коррекционной школе;

б) организация разнообразной учебной среды, способствующей не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем;

 Правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности, использование личностно-развивающего обучения  способствуют коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза) позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обучения на основе личностно-ориентированной технологии

Cовременное общество испытывает потребность в личности, способной принимать решения в постоянно меняющейся социальной среде, личности, способной к самообучению, саморазвитию и умеющей нести ответствен...

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

Тестовые задания для групп коррекционного обучения по Основам Российского Законодательства

Тесты составлены с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Предназначены для контроля знаний по предмету ОРЗ...

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Презентация к материалу" Безотметочное обучение на основе личностно – ориентированного подхода"

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическому совете по теме "Безотметочное обучение на основе личностно-ориентированного подхода"...

Основы личностного развития

Курс внеурочной деятельности  «Основы личностного развития» представляет собой самостоятельный курс, в котором в систематизированном виде излагаются знания о формировании навыков реал...