Перспективный план работы учителя-логопеда ГАУ СО МО "МОЦРИ" Швердяковой Е.В.
методическая разработка на тему

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по

   следующим направлениям:

    - работа над формированием речевого дыхания;  

   - развитие артикуляционной моторики произносительной стороны речи;

   - формирование у детей навыков продуктивной учебной деятельности;

   - устранению фонетико-фонематической недостаточности;

   - формированию грамматического строя;

   - формированию навыков звукового анализа, послогового чтения;

   - развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2. Контрольное обследование динамики речевого развития детей младшей, средней и старшей группы.52 КБ
Microsoft Office document icon 1. Диагностика речевого развития детей старшей, средней и младшей группы..84 КБ
Файл своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-простран24.43 КБ
Файл своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-простран1.43 МБ
Microsoft Office document icon уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенст37.5 КБ
Microsoft Office document icon Уточнение, расширение.активизация словаря по теме,образование уменьшительно-ласкательной формы существительных,употребление суще36 КБ
Microsoft Office document icon Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе № 2 Тема: " Зоопарк. Животные жарк73 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы учителя-логопеда ГАУ СО МО "МОЦРИ" Швердяковой Е.В.

Содержание работы

Сроки проведения

I. Диагностическая работа

1. Диагностика речевого развития детей  старшей, средней и младшей группы..

2. Контрольное обследование динамики речевого развития детей младшей, средней и старшей группы.

Сентябрь

Январь, май

II. Коррекционно-логопедическая работа

1. Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по

   следующим направлениям:

    - работа над формированием речевого дыхания;  

   - развитие артикуляционной моторики произносительной стороны речи;

   - формирование у детей навыков продуктивной учебной деятельности;

   - устранению фонетико-фонематической недостаточности;

   - формированию грамматического строя;

   - формированию навыков звукового анализа, послогового чтения;

   - развитию связной речи.

В течение года.

III. Повышение квалификации

1. Участие в работе методобъединений учителей-логопедов реабилитационных центров Московской области.

2. Участие в работе методобъединения педагогов ГАУ СО МО "МОЦРИ".

В течение года

согласно годовому плану Министерства социальной защиты населения.

В течение года

согласно годовому плану МООУ

IV. Организационно-методическая работа.

1. Проведение открытого занятия для педагогов «МОЦРИ».

2. Изучение новинок, ознакомление с передовым опытом работы в области

   логопедии, дефектологии.

3. Оформление логопедического кабинета, обновление и пополнение рабочего материала (литература, методические пособия).

В течение года

согласно годовому плану МООУ

В течение года

В течение года

 

V. Работа по преемственности с педагогами «МОЦРИ».

1. Проведение консультаций с целью ознакомления их с дефектом

   речи, системой упражнений по коррекции и формированию

   психологической базы речи.

2. Посещение занятий  с целью контроля,  выработки единых требо

    ваний обучения.

 В течение года

 В течение года

VI. Взаимодействие  со специалистами

 

1. Сбор медицинского и педагогического анамнеза на детей, страдающих

   нарушениями речи для направления на психо-медико-педагогическую

   комиссию.

2. Постоянное взаимодействие, консультирование с педиатрами ЦГП       г.Юбилейного (и по месту жительства), врачами узких специальностей по     выявлению этиологии и патогенеза нарушения речи у детей.

3. Просмотр занятий музыкального руководителя по развитию темпо-

   ритмической организации на логоритмических занятиях.

4. Подготовка детей к утренникам совместно с музыкальным руководителем и

   кондуктивным педагогом.

5. Посещение занятий  педагога-психолога по формированию психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

6. Сотрудничество с учителями-логопедами ГБУ СО МО «КСР ЦДН «Забота»..

7. Взаимодействие со специалистами ЛФК, ФИЗО, преподавателем ИЗО-деятельности, кондуктивным педагогом..

В течение года.

VII. Консультативно-просветительская работа

1. Оформление консультативно-информационного материала для родителей

   (ширмы, памятки).

2. Проведение консультаций с целью оказания помощи.

3. Проведение родительских консультаций.

- Необходимость специального обучения в условиях логопедического    

  кабинета реабилитационного центра.

- Комплексная коррекция речевых нарушений у детей.

- Итоги логопедической работы за год.

В течение года.

Понедельник, четверг

VIII.Экспертная работа

 Работа в ПМПК ГАУ СО МО «МОЦРИ»:

   - по набору детей в логопедические группы и группу детей с ЗПР;

   - по выпуску детей из логопедических групп «МОЦРИ»;

   - по выпуску детей с ЗПР из коррекционной группы «МОЦРИ».

Февраль-март

Май



Предварительный просмотр:

                   Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

                                    МОНИТОРИНГ

                    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

                            (за 2012-2013 учебный год)

                                                                                                                                         Провела учитель-логопед:

                                                                                                                                                          Степанова Е. В.

                                                                   

                                                                     

                                                                    г. Новороссийск

                                                                 май -2013г.

             

                        Мониторинг  работы в логопедической группе за 2012-2013 уч. год

                                                           провела учитель-логопед: Степанова Елена Васильевна                                 

                                                               

Ф.И. ребёнка

Звуко

произношение

       I

Фонематические процессы

       II

Словарный запас

      III

Грамм. строй речи

      IV

Связн. речь

           

      V

Простран.  ориентировка   VI

Артикуляцион. мотор-ка

       VII

Мелкая моторика

       VIII

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1.

Арутюнян Р.

 2        

4

2

4

3

4

2

4

2

4

2

4

2

4

3

4

2.

Багмет Д.

 1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

3

2

3

3.

Головань Д.

 1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

2

4

2

4

4.

Ефремов М.

 1

3

1

2

1

2

2

3

1

3

1

2

1

3

2

3

5.

Зарубаева Е.

 2

4

2

4

2

4

2

4

2

4

1

4

2

4

3

4

6.

Лукина К.

 1

4

2

4

2

4

3

4

2

4

3

4

2

4

3

4

7.

Новикова В.

 1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

2

3

1

3

2

3

8.

Орлова Д.

 1

4

2

4

3

4

2

4

2

4

2

4

2

4

3

4

9.

Попова А.

 1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10.

Протасевич Г.

 1

3

1

2

2

3

1

3

2

3

2

3

1

3

2

3

11.

Павлов М.

 1

3

2

3

2

3

1

3

2

3

2

3

1

3

2

3

12.

Скибин А.

 1

4

2

4

3

4

3

4

2

4

2

4

2

4

3

4

13.

Стерхов И.

 2

4

2

4

3

4

2

4

1

3

2

4

2

4

3

4

14.

Сульженко А.

 1

 3

 1

 3

1

3

1

3

1

2

1

3

1

4

2

4

15.

Тарасенко Д.

 2

 4

 2

 4

3

4

2

4

2

4

2

4

2

4

3

4

16.

Чернова М.

 1

 3

 1

 2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

3

2

3

       Средний балл:

1.2

 4

1.5

3.1

2

3.2

1.6

3.2

1.5

3.1

1.6

3.2

1.5

3.5

2.4

3.5

                        Диаграмма результатов логопедической работы

                                                                                                       

                                                                                                          Результаты баллов:

                                                                                                         1б.- очень низкий уровень  

                                                                                                                                       2б.- низкий уровень

                                                                                                                                       3б.- средний уровень

                                                                                                                                       4б.- выше среднего уровень

           баллы                                                                                                                    параметры обследования



Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ и Реабилитационные центры СО.

Заключение по результатам обследования Саши А., 7 л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное. 
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Состояние речи. Артикуляционный аппарат: тремор языка, девиация вправо; словарь – звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би», «баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован.. Понимает простые инструкции. Ответы односложные, речь невнятна, в речи использует отдельные слоги и односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не развита.

Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
  11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
  12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию лексико-грамматических представлений

 в подготовительной группе

Тема: Дикие животные.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых распространённых предложений с предлогами ИЗ, В, У, С и определениями, составление сложносочинённых предложений, работа над слоговой структурой слов, выделение гласных звуков из слов, определение их места в словах, чтение букв.

2. Коррекционно-развивающие

развитие зрительного и слухового гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.

Оборудование:

картинки с изображением животных и детей, фланелеграф, "ступеньки" для составления предложений, символы Бардышевой, картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: зайца, медведя, лисы), схемы для определения места гласного звука в слове, домашние задания на листочках.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из начала слов.

  – Сядет тот, кто сможет назвать своё имя по частям-слогам (Да-ни-ла)…

              (В слове столько слогов, сколько гласных звуков!)

- Каждый назвал своё  И…МЯ (- Какой первый звук в этом слове?)

- В имени А…НЯ какой первый звук?

- У Жени сестричка У…ЛЯ? ( У )

- А как звали девочку, о которой я вам рассказывала на прошлом занятии? ( О…ЛЯ )

               ( На доске схема слова с красным магнитом вначале.)

- Я записала звуки буквами. Почему красным мелом? ( ГЛАСНЫЕ ) Прочитайте.

  1. Введение в тему. Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из середины и конца слов.

- Отгадайте загадки и узнаете, кто к нам в гости спешит.

Серый зверь по лесу рыщет

И себе добычу ищет.

Из кустов зубами щёлк,

Ну конечно, это…( ВОЛК )

Длинные уши, хвостик короткий,

Он по характеру добрый и кроткий.

Этот зверёк не зазнайка,

Серенький, шустренький…( ЗАЙКА )

Хитрые глазки, острые зубки,

Ходит гордится пушистою шубкой.

Хвост удивительный, просто краса!

Вы угадали? Это…( ЛИСА )

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его … (БАР…СУК)

- Как я должна спросить: ЧТО это? Или КТО  это? Почему?

- Кто они? (Животные)

- ВО…ЛК – Какой гласный звук спрятался в слове? (Схема слова с красным магнитом посередине.) 1 гласный звук, значит и 1 слог в слове( хлопнем 1 раз!)

      Дети хлопают по–одному и вместе.

 - …покажи букву.

- …быстро называй-ка, кто же это? ( ЗА…ЙКА… ) Давайте вместе:… Какой гласный звук пели? 1 раз? ( Схема с двумя магнитами) …отхлопай слово. 2 гласных звука – 2 слога!

- …покажи букву А.

- Марина, отхлопай следующее слово ( ЛИ…СА…) Сколько слогов? Почему? (показать букву И)

- Серёжа, отхлопай…( БА…Р - СУ…К ) Сколько слогов? Почему? (показать букву У)

- Похвалим себя: мо – лод – цы! ( отхлопывают )

  1. Восстановление деформированного предложения.

- Послушайте внимательно.: Животные, леса, прибежали, из

      Я сказала предложение? (слова поссорились, разбежались, давайте их помирим)

Какое маленькое слово есть в предложении? А какой гласный звук услышали в этом слове?

Какие это животные? ( лесные = дикие)

4. Составление предложений из четырёх слов с предлогом « В » - « Кто в лесу живёт?»

- Гости придумали для нас разные задания. ВОЛК предлагает вспомнить, кто ещё в лесу живёт.

В лесу живёт енот?

Поднимемся по ступенькам и скажем предложение. Какое маленькое слово скажем?

Не забывайте о нём! (4 ступеньки и «шифровка»-жёлтый кружок, квадрат и животные по Бардышевой)

Дети выходят к фланелеграфу, находят своё животное.

  1. Развитие слухового внимания и понимания речи, составление сложных слов.

     « Какое слово подходит?»

ЗАЙКА приглашает вас поиграть: приготовьте руки…, слушайте слова и хлопайте, если о мишке так можно сказать:

Колючий, косолапый, короткохвостый, длинноухий, бурый, трусливый, неуклюжий

 - Медведь короткохвостый, как вы понимаете это слово? (Какой медведь?)

Белка какая?(треугольник – признак) шустрая, белая, пушистая, хитрая, короткохвостая, ловкая

 - Белка не короткохвостая, а наоборот…ДЛИННОХВОСТАЯ. (Какая белка?)

6. Физкультминутка. Речевая подвижная игра.

- Засиделись мы, пора подвигаться!

Медвежонок— топ-топ, а ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок — щелк-щелк, а зайчонок —скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг, а лосенок —брык-брык,

А рысенок — прыг-прыг, и бельчонок —прыг-прыг. (Вариант: - Что медвежонок делал? – топал…)

 

7. Составление распространённых предложений из четырёх слов

(с определениями).

 -  Ребята вы, конечно, видели этих животных? Где?

Лиса просит вас рассказать о тех животных, которых вы видели.

 ( лесенка, фигурки мальчика и девочки, символы Бардышевой –стрелка, треугольник, животные на фланелеграфе )

- Я видела рогатого оленя.

- Кого видела Марина? (видел Валера?)

8. « Чтение »  предложений с буквами У, А и с картинками – изображениями животных с детёнышами -  « У кого кто?»

- У всех животных есть детишки. Барсук просит вас назвать их.

У барсука барсучонок, а у лисы лисёнок. ( гласные буквы читают на доске, а картинки    ЛОГОПЕД                    ДЕТИ                   меняются.)

Дети выходят парами.

9. Развитие зрительного гнозиса, внимания, логического мышления, воображения.

Образование притяжательных прилагательных.

« Путаница »

- Наши гости - шалуны принесли вам вот такие фотографии.

Кто это? ( Заяц)

А туловище заячье? А чьё? (туловище лисы – лисье…)

Заячьи лапы?  

- Все фото разрезаны, кусочки перепутаны.

И т. д. аналогично.

- Наведи порядок!( дети выходят к фланелеграфу )        

10. Итог занятия. Оценка работы детей.

-Итак, с кем вы сегодня играли? Вам было интересно? Весело? Я рада!

И ещё одно задание – домашнее. На рисунке животные спрятались от вас, найдите их!

( см. Крупенчук – наложения)



Предварительный просмотр:

Старшая группа ОНР

Тема: Развитие общего внимания и понимания речи. Игрушки(1).

Цели: Уточнение, расширение.активизация словаря по теме,образование уменьшительно-ласкательной формы существительных,употребление существительных в винительном падеже единственного числа, , употребление предлога НА, составление простого предложения,развитие внимания,восприятия,памяти,логического мышления.

                                                            Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед предлагает сесть на место только тем детям, у которых в одежде присутствует красный(жёлтый,зелёный и т.п.)цвет. Обращаясь к детям логопед называет их имена в уменьшительно-ласкательной форме.

1.-В гости к нам пришёл Петрушка,

     А в мешке его Игрушки,

     Даст он нам их поиграть,

     Если ласково назвать.

(из мешка вынимаются игрушки, детям предлагается назвать их в уменьшительно-ласкательной форме)

2.-Посмотрите,ребята,какие разные игрушки. Назовите большие(новые,старые,красные,жёлтые,синие,зелёные,мягкие,резиновые,деревянные...) игрушки.

Названные игрушки демонстрируются, и логопед проговаривает названия их признаков ещё раз.

3. Петрушка: -Развесёлый я Петрушка,

                          Раздаю свои игрушки.

                          Кто загадку отгадает,

                          Тот игрушку получает.

(Логопед загадывает описательные загадки. Отгадавшие дети забирают игрушки и отвечают на вопрос: -Что у тебя?)

4.Петрушка:-Поиграй своей игрушкой,

                          А потом скажи Петрушке,

                          Как играть ты будешь с ней,

                          Отвечай-ка побыстрей!

С помощью логопеда дети составляют простые предложения :-Я катаю машину. Я бросаю мяч .Я собираю пирамидку. и т. д.

5. Петрушка:-  Вы игрушки соберите

                           И на стол их отнесите.

                           Что вы сделали, скажите?

-Что ты поставил(а),положил(а) НА стол?(куклу,мишку,кубик...)

6.Динамическая пауза.

 Дети выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово "пожалуйста".

-Руки вверх, пожалуйста!

Руки вниз!

Руки вниз, пожалуйста!

Присядьте!

Присядьте, пожалуйста!

Встаньте!

Встаньте , пожалуйста!

Попрыгайте, пожалуйста!

Покружитесь!

Покружитесь , пожалуйста!

7.  Петрушка: -Наши ножки, отдыхайте

                            И рукам работу дайте.

                            Разложите всё по росту-

                            Это сделать очень просто!

Игра с наборами "Больше-меньше". Образец-Матрёшка или большой набор на доске.

Дети называют изображения во множественном числе(куклы,мишки.мячи...), выясняется, у  кого находятся рисунки с изображением  игрушек(на парте- 2 комплекта "игрушки -не игрушки").

8.Итог занятия.

-А теперь ответьте снова:

Как назвать всё одним словом?Почему?

Буду собираться,с вами я прощаться.

Вы в игрушечки играйте

И меня не забывайте. До свидания!

Старшая группа ОНР

Тема: Развитие общего внимания и понимания речи. Игрушки(2).

Цели: Расширение.активизация словаря по теме,усвоение обобщающего слова,образование родительного падежа существительных единственного и множественного числа, употребление предлога НА,обучение описанию,составление простого предложения,развитие внимания,памяти,мышления.

                                                            Ход занятия.

Организационный момент.

Назови игрушку ласково(по картинкам): "куколка,мячик,пирамидка"...

1. -О чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Игра "Запомни,повтори" Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.  

Логопед называет 3 картинки из выставленных и просит детей повторить названия (затем другую тройку)

           -Мы с игрушками играем

             Мы игрушки называем:

             Неваляшка,мишка,гномик,

             Пирамидка,кубик,домик.

2.Игра "Что изменилось?"

Дети закрывают  глаза, логопед:

 а) меняет последовательность картинок(в последней тройке),уточняются понятия "слева-справа"(домик,кубик,пирамидка);

 б)добавляет ещё 1 картинку- не игрушку(например, с изображением живого медведя):

                      - Подходит? Почему? Лишняя картинка, это живой медведь, не игрушка. ;

в)добавляет картинку(игрушку) -мячик:

             -Круглый,гладкий и пузатый-

               Больно бьют его ребята.

               Почему беднягу бьют?

               Потому что он надут.

3.Составление рассказа-описания.(Обучение описанию игрушек по вопросам логопеда).

 Логопед показывает  игрушку:

-Какой по форме мяч? Какой по цвету?

-Какой на ощупь? Потрогайте.

-Из какого материала сделан? Мяч резиновый и упругий Посмотрите, как он хорошо прыгает.

-Как ещё с ним можно играть?

Что вы будете с ним делать?(Будем(буду) бросать...)

Логопед обобщает: -Мяч круглый.красный,гладкий,резиновый.Мяч можно кидать, ловить, подбрасывать,катать. С мячом можно играть в футбол...

4. Динамическая пауза.

-Давайте поиграем в мяч.

Логопед организует игру в мяч на ковре,учит детей бросать мяч двумя руками от груди,из-за головы,катать мяч друг другу,сидя на ковре.

-Раз,два,прыгай, мячик.               Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу.

 Раз,два, и мы поскачем.              

 Девочки и мальчики                    Ритмично прыгают на двух ногах на носочках,руки на поясе.

 Прыгают как мячики.

Затем логопед  предлагает детям пройти обратно за стол.

5.Упражнение в употреблении предлога НА.

                  -Глазки,глазоньки,не спите,

                   А за мною последите.

                   Буду прыгать и скакать,

                   А куда-вам лучше знать.

                  (на стол,на пол,на стул...)

6. Игра "Чего не стало?"

 -Уберём картинки.Чего нет?(мяча,домика,кубика...пирамидки...)

7. Игра "Чего не хватает?"

 -Дети не всегда аккуратно играют с игрушками.Игрушки ломаются.

  Чего нет у куклы?(руки) и т. д.

 Игрушки нужно беречь-чинить.зашивать,заклеивать,мыть...

8.Итог занятия.

 



Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение социального обслуживания

 Московской области «Московский областной

центр реабилитации инвалидов», отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ

__________________________________________________________________

141092, МО, г.Юбилейный, ул.Трофимова 5/3   тел. (498)6468678

Конспект

открытого занятия по развитию лексико-грамматических представлений

в старшей группе № 2

Тема: " Зоопарк. Животные жарких стран"

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Швердякова  Е. В.

                                               Ноябрь 2014г.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлога С(СО)), работа над слоговой структурой слов, обучение умению вести диалог, развитие связной речи.

2. Коррекционно-развивающие

развитие зрительного гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, тактильных ощущений, мелкой и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.

Оборудование:

трафареты (рамки и картинки ) для игры "Подбери по силуэту", фланелеграф, картинки с изображением животных(для работы на фланелеграфе), "ступеньки" для составления предложений , картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: льва, слона, обезьяны, тигра), игрушки животных, "сухой бассейн" с пробками, сюжетные картинки для составления рассказа "Обезьянка и бегемотик" (демонстрационная и индивидуальные).

1. Психогимнастика « Обезьянка». Воспитание эмоциональности.

                             

 Очень любит есть бананы.
Это точно...( Обезьяна)        
(  Игрушка)

- Раз, два, повернитесь, в Обезьянок превратитесь!

Любит покривляться Обезьяна- всех дразнить готова постоянно!

 Словно Заинька насторожилась, Как лисичка доброй притворилась, Будто глупый Ослик удивилась, Как колючий ёжик рассердилась. Словно Мышка в норке, испугалась. И, как вы, ребята, рассмеялась!

- Раз, два, повернитесь, и в детишек превратитесь!

2. Игра "Кто в домике живёт?" ("Найди по силуэту"). Сообщение темы занятия.

     - Где мы можем увидеть обезьян?(В зоопарке) Отправимся в зоопарк!

     -Тот попадёт в зоопарк, кто угадает, с кем  в зоопарке живёт обезьянка.

                                                     

     - Зверюшки живут в своих домиках. У вас домики, а где же зверюшки?              

- Кто в твоём домике живёт? Угадал? Найди... -С кем дружит обезьянка? (Обезьянка дружит с жирафом.)  Садись.

- Кто в ваших домиках живёт? Ищите...(.Помогите малышам!  Проверьте друг друга! Правильно?) Много друзей у обезьянки!...Садитесь.........

 -С кем дружит обезьянка в зоопарке?

3. "Загадки"

-Когда Соня впервые побывала в зоопарке, она удивилась! Расскажи, Соня!

А вы СЛУШАЙТЕ внимательно, будем отгадывать Сонины загадки. 

В зоопарке

Лидия Слуцкая

В зоопарке были с мамой,                            Я потом сказала  маме:
Каждый зверь там самый-самый!                Здесь всё странно, непривычно,
                                                                        Сходим в зоопарк обычный!
Кот – огромней не найдёте,
И с причёской как у тёти.


Полосатая лошадка
Словно новая тетрадка

.
С длинной шеей великан.


Гномик в шубе ел банан...


Зверь огромный, словно дом,              

с длинным носом и клыками...

          - Соня, почему ты удивилась?( Первый раз была в зоопарке и никогда ещё не видела       животных жарких стран)

                                          -  Кто же Соню удивил?!

     Кот – огромней не найдёте,                  -Кто это? Давайте спросим Соню!

     И с причёской как у тёти.                     - Спроси: "Соня, это был тигр?"

                                                                                 (Нет...)

                                                                                  Или: "Соня, это был лев?"

                                                                                 (Да, это был   лев.) Найди льва.

     (Отгадавший находит перевёрнутую картинку по силуэту и крепит её на фланелеграф .)

                                                                                 - Как называется  причёска льва?    (грива)

   

     Полосатая лошадка                              Ребёнок:- Соня, это(была) зебра?  

     Словно новая тетрадка.                    (-Почему лошадку сравнили с тетрадкой?)  

                                                                              -Какая лошадка?(полосатая)

      С длинной шеей великан.             Ребёнок: -Соня, это(был) жираф?

                                                                          -Почему жираф-великан?
                                                         

    Гномик в шубе ел банан.                  (Гномик- большой или маленький?

                                                                                 - Гномик  похож на человека?            

                                                                                  Какое животное похоже на человека? )

                                                                    Ребёнок: -Соня, это(была) обезьянка?

  Зверь огромный, словно дом,               -Как называется нос слона?(Хобот) У слона      с длинным носом и клыками.                клыки?(Бивни)

                                                                             

               -Отгадали мы все твои загадки, Сонечка, садись, спасибо!

4. Составление предложений из 3 слов.

           -Итак, кого Соня видела в зоопарке?

            Поднимемся по ступенькам и скажем 3 слова: "Соня видела...льва."

           - Иди сюда, повтори.

(на фланелеграфе- 3 ступеньки, фигурка девочки поднимается по ступенькам , на верхней-  меняются изображения животных) .

                                      (Дети выходят к фланелеграфу.)

 5. Работа над прилагательными.

      - С Сониными загадками вы справились, а теперь отгадайте мои загадки:

           - Кто длинноносый? (Слон длинноносый) Почему?(У СЛОНА длинный нос-хобот.)  Какой слон?

           - Кто длинношеий? Почему?...(У жирафа...)

             А ещё у жирафа длинные ноги. Какой жираф? Попробуйте составить слово. (длинноногий)

           -У кого острые зубы? Лев острозубый?(повторяют)

           -Кто длиннохвостАЯ? Почему? Какая обезьяна?

           -Кто быстроногая? Почему? (Как вы это понимаете?) Какая зебра?...

   -Похлопаем животным!(слон, лев, зе-бра...)

6. Развитие мелкой моторики пальцев.

-Соня фотографировала животных, и мы сфотографируем:

Мы шагаем в зоопарк,

(пальчики "бегут" по столу)
Побывать там каждый рад!
(Хлопают в ладоши.)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)
У нас чудесный аппарат,
(Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)
Сделаем вам фото.
(Руками от себя "предлагают".)
Вот такое фото!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

                                                       -Закройте глазки!

7. Развитие внимания и памяти. "С кем гуляла мама?"

    -Все фотографии получились.? Кого нет?...(зебры, жирафа)

Кто появился?(тигр)

Чего нет на фотографии у слона?(бивней)

Потому что это ещё ребёнок: не взрослый слон, а маленький...(слонёнок).

Мамы гуляли со своими детёнышами:

            Слониха гуляла с кем?- СО...(слонёнком)

            Львица гуляла с кем?- СО...(львёнком)        (Дети выходят показывать, повторяют)

            Тигрица гуляла с кем?- С...(тигрёнком)        

Львёнком славным так гордится

Его мама! Мама-...?(львица).

Тигрёнок совсем никого не боится,

Ведь ходит поблизости мама-...(тигрица).

Гулять зовёт слонёнок тихо:

Свою мамочку-...(слониху)

                                         -И мы пойдём погуляем!

8.Физминутка.

Это лев. Он царь зверей!В мире нет его сильней!

(Неторопливо идут с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами,качаются.)
А вот этот добрый слон
Посылает всем поклон.
(Растопыренные пальцы рук прижаты к ушам. Выполняют наклоны туловища вперёд - вправо, вперёд - влево.)
Зебра очень быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.)
Львёнок бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки. Руки двигаются вперёд - назад в такт движениям)

  - Львёнок бегает, и мы...(бегаем)

    Зебра скачет, и мы...(скачем)

    Обезьяна качается, и мы...(качаемся).

    Лев идёт, и мы...(идём)

    Слон поклонился, и мы...что сделали?(поклонились)

9. "Путаница"

-Пока мы играли, шаловливая обезьянка порвала наши фотографии и перепутала. (поменяла части тела животных) Давайте разбираться!

-Голова чья?(кого?) (льва) Львиная голова.

А туловище львиное?(обезьяны)

Лапы чьи?  и т.д.

                (логопед вызывает  ребёнка к каждой фотографии)

          -Наведи порядок...

-Склеили фотографии. Похвалим себя: МО-ЛОД-ЦЫ!

10. Рассматривание сюжетной картинки-подготовительная работа для составления рассказа по предложенному началу. Развитие творческого воображения и связной речи.

-А вот ещё одна фотография- не цветная. Кого вы видите?

Наша обезьянка ловкая! Куда она забралась? Чем занята обезьянка на пальме?

Почему бегемотик разинул свою пасть?

Можно назвать обезьяну и бегемота друзьями? Почему?

Очень любит бегемотик бананы! Да высоко они растут- не достать малышу... -Вечером с воспитателем придумайте продолжение этой истории, завтра расскажете мне, а дома с мамой и папой раскрасьте картинки. Я вложу их в ваши тетради.

11. Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.

      Игра "Прятки"(сухой бассейн)

-Итак, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Весело? Я рада!

-Напоследок обезьянка предлагает вам поиграть в прятки с животными!(сухой бассейн)

 Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте!

         - Кого ты нашёл(нашла)?...Сядьте, поиграйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы учителя - логопеда ДОУ с родителями

Взаимодействие учителя -логопеда с смьями воспитанников - один из наиболее важных аспектов в коррекционной работе, т.к. там, где родители высткпают активными помощниками педагога отмечаются наилучшие ...

Перспективный план взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами

Перспективный план взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет....

Перспективный план работы учителя-логопеда Кузнецовой Л.И.

Перспективный план работы учителя-логопеда составлен с учётом современных требований, включает  следующие направления: работа с детьми (диагностическое, коррекционно-развивающее направление), раб...

Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития.

Перспективно-тематический план составлен на основе сборника программ дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под ред. Г.В. Чиркиной по следующим направлениям коррекции...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в 6 классе по преодолению СНР у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автором создана программа логопедической коррекции  с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 6 классах отводится 2 часа в неделю. Перспективное планирование является ...

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами МДОУ

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ...