Конспект открытого логопедического занятия для детей с ОНР по формированию звукобуквенного анализа ( подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по теме

Формирование навыков звукового анализа. Звуки "З", "ЗЬ". Звуковой анализ слова " ЗУБЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

( Подготовительная группа компенсирующей направленности)

Путешествие в страну Волшебных звуков.

Цель: Дать ребенку представления о звуках (фонемах) русского языка.

задачи:

Коррекционно-образовательные : привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи, научить звукоразличению гласных-согласных, твердых, мягких. Дифференциация звуков [з-з’]. Определение места звука в слове. Слоговой анализ слов. Звуковой анализ слов: зима, зубы.

 Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие, долговременную слуховую память, мышление, мелкую моторику.

 Воспитательные: Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: конверт с письмом, красный, синий, зеленый , белый круги («остановки»), ковер- самолет ( покрывало), картинки со звуками «з», «зь», конверты с цветными резинками, звуковые схемы слов, схемы для определения места звука в слове, банки для фокусов, музыка ( классическая, инструментальная для распевки гласных звуков), мнемотаблица для стихов, игра « Рыбалка», картинки животных жарких стран.

Ход  коррекционной организованной образовательной деятельности:

Дети здороваются с гостями.

Организационный момент.  Логопед:   Ребята, сегодня мне пришло письмо.  

Читаю…

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Звукарик из волшебной страны звуков. Произошла беда!  Злой волшебник заколдовал нас и теперь мы боимся звучать. Пожалуйста, помогите! Идите в волшебную страну, а встретив на пути трудности, обязательно справьтесь с ними,  и тогда мы будем расколдованы. Подумайте над словами волшебной пословицы и запомните ее - она  поможет - «От желания к исполнению приложи умение».

( развитие долговременной памяти) Запомните.

Ребята, спасем  Волшебную страну?

Дети:

1.( характеристика гласных звуков,  произнесение их изолированно и в словах).

Логопед: А вот и красная остановка. Догадайтесь ,  какие звуки тут любят гулять?!

Дети:

Логопед:  Расскажем про гласные звуки:

Дети:  Звуки гласные мы знаем,

без труда их различаем:

А, О, У, Ы, Э, И,- вот такие все они.

Петь мы эти звуки рады-

нет нигде для них преграды.

Логопед: Вызываем по порядку наши звуки на зарядку:

А- закачалась голова…

о - закрутилось колесо…

у- руль в руках держу

ы- моем в доме мы полы

э- две руки на голове

и- суп получше посоли.

Логопед: Молодцы!  А теперь пропоем  гласные звуки…

(упражнение выполняется под музыку)

2. (слоговой анализ слов)

Логопед: Очень хорошо пели!  А дальше - болото.

                                                         Прыгать осторожно слово по слогам-

                                                        Задание вам.

                                                       Сколько слогов в слове скажите,

                                                       Да поспешите.

                                                      Диких животных вы поищите-

                                                     По 1 и последнему звуку слово определите.

 ( на занавесках прикреплены картинки : жираф, обезьяна, лев, зебра, тигр , леопард, верблюд.)

Первый звук Ж, последний Ф,

1 ребенок:,.., 2,.. 3,.. 4,.. 5..,6,.. 7..

 Логопед:  Животных,  каких  стран вы называли?

3.( фонематический слух)

Логопед: Логопед: Очень хорошо прыгали!

 А  вот и остановка « Потерянные  слова и звук  »

Садитесь, отдохните тут!

А) Хлопните в ладоши, если услышите слово Зуб( суп , дуб, лук, бук, сук, кук, тук, куб, чуб)

Б) Узнайте, какой гласный звук спрятался в словах. ( бак, сок, лук, рыба, часы,…)

Логопед: Вы справились, молодцы!

Но дальше без волшебной пословицы не пройти,-

 Густой лес впереди

Вспомним, что Звукарик  просил запомнить?!

Дети:

- идите , друг за другом, гусиным шагом и произносите волшебные слова. ( развитие долговременной памяти)

( дети идут и говорят: «от желания к исполнению приложи умение»).

4. ( характеристика согласных звуков и звуков ЗЬ, З. Произнесение данных звуков  в слогах, словах. Развитие  мышления).

Логопед: А тут остановка сине- зеленая.  Какие звуки тут любят играть?

Дети:

Логопед: Давайте расскажем про эти звуки.

Дети:  А согласные согласны

И рычать, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь.

Они очень гордые-

Среди них  - мягкие и твердые.

Логопед: 1,2,3 взрослыми комарами стали вы.

        Твердо, звонко вы звените и летите и летите, и

        И над синей остановкой покружите

Дети:

Логопед: Прилетели комары-

                  1,2, 3 превратились в детей вы.

Логопед: Какой звук З?

Ребенок:

Логопед: Начинаю я считать 1,2,3,4,5- молодыми комарами нужно стать-

        Мягко, звонко вы звените-

        звук зь произносите- у зеленой остановки покружите.

Дети:

Логопед: Прилетели комары-

                  1,2, 3 превратились в детей вы.

Логопед:  Какой звук Зь?

Ребенок:

Логопед: Что общего и чем отличаются звуки З , ЗЬ

Ребенок:

 ( Дифференциация ЗЬ,З)

Логопед:  Игра «Рыбалка»

                   Начинается игра Слово со звуком «Зь»

                 В зеленое ведерко  положите

                А со звуком  «З»- в  синенькое

        

Дети:

Логопед:

Сочинив бубнилки тут-

Мы сможем отправиться в путь-

 (Проговаривание чистоговорок на звуки [з] и [з’])

Дети: За-за-за – у меня коза.

Зи-зи-зи – Зина вся в грязи.

Зу-зу-зу - моем  мы ее в тазу.

Зя-зя-зя – пачкаться в грязи нельзя.

Зы-зы-зы на лугу пасутся козы

Зе-зе-зе-зе дали травку мы козе….. ( идут змейкой)

5. ( звуковой анализ слов)

А  это остановка называется  «зашифрованное слово».

Логопед: садитесь,  отгадайте загадку вы.

(Загадка) Можно ими хлеб жевать.

                  можно яблоки кусать.

Дети: Зубы.

Очень хорошо! Зашифруем слово, наденем волшебные цветные резинки и выложим дорожку к ковру- самолету.

Звуковой анализ слова.  ( 1, 2 ребенка  выкладывают дорожку, рассказывая про каждый звук, остальные надевают резинки на пальцы)

 (Дети прыгают  то по согласным звукам, то по гласным, называя звук )

Логопед: Вы - молодцы! Устраивайтесь поудобнее на ковёр-самолёт, закрыли глазки и «полетели».  ( звучит спокойная музыка)

6. Итог. Логопед: Вот мы и прилетели. Посмотрите, это же обычная вода, ее нужно превратить в цветную. Если мы правильно назовем звуки, то цвет воды поменяется. Кидайте в сосуды только гласные звуки.

Ответы

Логопед:  А сюда бросайте только твердые согласные звуки.

Ответы

Логопед: А тут будут, какие звуки?

3ребенок: мягкие согласные звуки.

Логопед: Давайте и эту баночку наполним, говорите мягкие согласные звуки

Ответы.

Логопед:  Вспомните, какое заклинание просил запомнить Звукарик.

( развитие долговременной памяти)

Дети:

(  звучит музыка, одновременно со словами детей логопед  встряхивает банки и цвет воды меняется)

Логопед:   Ой, посмотрите, произошло чудо!!!  Гласные звуки, каким цветом окрасились?

Дети:

Логопед: А твердые согласные?

Дети:

Логопед: А мягкие согласные?

Дети:

Логопед: Вот теперь-то мы спасли Звукарика и Волшебную страну. Вам понравилось путешествие?

Дети:

Логопед:  Мы совершили волшебство-

                  И исчезло колдовство!

                 Тут и есть конец пути-

                 Все вы,  дети- молодцы!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...

Открытое логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группе «В поисках Нолика» Тема: Звуки Р-Рь, буква Р.

В конспекте отражено знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением. Конспект по...