Роль искусства в социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью. 20.12.2014 г.
статья на тему

Чередниченко Татьяна Николаевна

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль искусства в социализации школьников

с интеллектуальной недостаточностью

Искусство помогает детям развиваться и жить. Ежегодно проводимый в Москве фестиваль детского творчества «Надежда», участниками которого являются воспитанники специальных дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, подтверждает, что искусство для ребенка с проблемами — это шанс реализоваться в этом мире. В нашем городе также ежегодно проводится конкурс для детей-инвалидов «Я – автор», в котором наши дети принимают самое активное участие.

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:

— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Очень важно стимулировать положительную мотивацию художественной деятельности, которая может быть обеспечена такими методами и приемами, как:

— показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готового продукта деятельности — рисунка, аппликации, лепки; в художественно-речевой — образца сказки, стихотворения; в музыкальной — исполнение песни, пляски и др.);

— применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (например, предложение сочинить загадку, попевку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.);

— использование занимательных упражнений;

— применение игровых ситуаций;

— создание ситуаций успеха, вызывающих эмоционально-положительные переживания;

— использование специального оборудования и нетрадиционных материалов для занятий художественной деятельностью (например, мольбертов, тканей и различных природных материалов в изобразительной деятельности, музыкальных инструментов, музыкальных игрушек и дидактических пособий в музыкальной деятельности; элементов театральных костюмов, комплектов кукол в театрализованно-игровой деятельности и т. д.)

— наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них;

— обогащение детей новыми впечатлениями.

Показ яркого, выразительного образца, изготовленного взрослым в изобразительной деятельности, вызывает у детей эстетические чувства, способность любоваться, наслаждаться красиво выполненной работой и желание подражать ей — лепить, рисовать, конструировать и т. п. В музыкальной деятельности эмоционально-выразительное исполнение педагогом песни является не только примером для исполнения, но и вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые в ней выражены, и желание ее исполнить так же выразительно.

Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.

Как известно, у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа: первый этап — пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения, второй — основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Под ситуацией успеха понимается субъективное чувствование, состояние удовлетворенности итогом физического и психического напряжения исполнителя.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.

В художественной деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится — ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например: «Именно ты сможешь передать образ лисы» или «Всем понравится, если именно ты выполнишь эту работу».

Ситуацию успеха создает и положительный эмоциональный фон в процессе организуемых педагогом занятий (уроков), что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявлении интереса к художественной деятельности.

Художественно-ручной труд представляет собой синтез трудового воспитания и художественной ручной деятельности, является продолжением изобразительной деятельности и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной школе. Вся работа на уроках художественно-ручного труда носит целенаправленный характер, развивает самостоятельность учащихся при выполнении художественных изделий. Обучение этому виду деятельности предусматривает различные виды художественно-ручного труда:

— работа с глиной и пластилином: дети изготавливают различные предметы и сюжетные композиции — это может быть декоративная лепка по мотивам народной дымковской игрушки, плоская лепка в индивидуальном и коллективном исполнении;

— работа с природными материалами: дети учатся путем соединения различных материалов (желудей, шишек, листьев, плодов липы, ясеня, хвои сосны и ели, скорлупы грецкого ореха, сухой травы) изготавливать поделки, которые в дальнейшем дарят родителям, друзьям, которыми украшают класс и рекреационные помещения школы;

— работа с бумагой и картоном: дети путем вырезания, складывания, склеивания, закручивания, конструирования из бумаги создают интересные игрушки, поделки для игр с водой, ветром, оформления помещения к праздникам;

— работа с тканью и нитками: дети упражняются в изготовлении аппликации из ткани, вышивают по готовым фигурам, по рисунку разными способами, изготавливают из ниток закладки, кисточки для кукольных головных уборов, делают бантики, плетут косички и т. д.;

Выбор конкретного вида художественного ручного труда определяется особенностями нарушения в развитии школьников и их возможностями. При всех отклонениях в развитии эти занятия способствуют формированию психических функций: внимания, воображения, мышления, стимулируют развитие речи, дифференцируют движения рук, нормализуют взаимодействие речи и деятельности. Особое влияние занятия по ручному труду оказывают на умение планировать предстоящую работу, выделять этапы, устанавливать последовательность действий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Существенную роль в развитии мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса у школьников с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи играют тренировочные упражнения, используемые на первом этапе таких занятий. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц руки. Реализация коррекционно-развивающих задач во многом зависит на таких занятиях от того, насколько педагог понимает общие и индивидуальные особенности учащихся и использует потенциальные возможности каждого ребенка. В процессе овладения детьми художественно-ручным трудом повышается и трудовая и художественная культура школьников с проблемами в развитии.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

Во время занятий творчеством решаются следующие задачи:

- развитие  познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины

-  развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;

- знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;

- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;

- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.

Творческая  работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся.

При организации внеурочной работы классный руководитель должен соблюдать следующие принципы:

- выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ.

С помощью учителя даже дети с значительными нарушениями моторики способны создать конечный продукт, который порадует окружающих и, прежде всего, самого ребенка. Выставка поделок, выполненных руками наших учеников, украшает стены школы. Наши работы ежегодно принимают участие в различных муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях , таких как «Я – автор»,  «Пасхальный благовест», «Мартовская котовасия», «Жизнь – творчество, творчество – жизнь», «Южный полюс», «Апельсин» и др. Участие результативное, многие работы награждены дипломами и грамотами.

Таким образом, педагог, создавая ситуацию успеха, может помочь ребенку с особенными образовательными потребностями ощутить радость созидательного труда, приобщиться к творчеству, почувствовать себя значимым, нужным, успешным. Это очень важно для развития и социализации умственно отсталого ребенка. Так давайте же поможем ему в этом! Это – главная задача педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

Материал может быть интересен учителям трудового обучения в коррекционных школах....

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

"Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью"

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью....