Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка на тему

Фаткуллина Зиля Алямовна

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
  Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространёнными из игр.
  В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи были пустыми или набивались песком.
 В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей. 
Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.
Необходимо использовать мяч в играх младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и обратить внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уруссинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат

Игры с мячом для развития речи  у

младших школьников

с интеллектуальной недостаточностью

Составила учитель

татарского языка и

литературы

Фаткуллина З.А

Игры с мячом для развития речи  у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

  Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространёнными из игр.

  В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи были пустыми или набивались песком.

 В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.

Необходимо использовать мяч в играх  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью   и обратить внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

1.    Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2.    Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3.    Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4.    Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

5.    Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

6.    Регулируют силу и точность движения.

7.    Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8.    Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально - волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9.    Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
        

  1. Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости  от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
             Вариант 1.  Педагог называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Педагог: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

  1. Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
у тигра - тигрёнок

у медведя - медвежонок

у коровы - телёнок
у льва - львёнок

у верблюда - верблюжонок

у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок

у волка - волчонок

у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок

у зайца - зайчонок

у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок

у кролика - крольчонок

у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок

у белки - бельчонок

у собаки – щенок

  1. Игра «Кто как разговаривает»

Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Учитель:    

Корова - мычит
Тигр - рычит
Змея - шипит
Комар - пищит
Собака - лает
Волк - воет
Утка - крякает и т.д.

  1. Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Педагог: Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель:  
Летают: Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают:  Рыбы, дельфины, киты…
Ползают: Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают:  Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

  1. Игра «Кто, чем занимается?»

         Бросая мяч ребёнку, педагог называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
строитель - строит

повар - варит

носильщик - носит

рабочий – работает

 художник – рисует

 фотограф – фотографирует

 продавец – продаёт

 охотник – охотится

 парикмахер – стрижёт

 маляр – красит

 врач – лечит

 учитель – учит

 прачка – стирает

 пианист – играет

 пастух – пасёт и т.д.

  1. Игра «Горячий – холодный»

Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

  1. Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками.

Учитель: Дети:
Красный :  мак, огонь, флаг…
Оранжевый: апельсин, морковь…
Жёлтый:  солнце, репа…
Зелёный: огурец, трава, лес…

Голубой:  небо, незабудки…
Синий:  море, колокольчик…
Фиолетовый:  слива, сирень…

  1. Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Педагог:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

  1. Игра «Кто кем был?»

Педагог бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом

 лошадь – жеребёнком

 корова – телёнком

 дуб – жёлудем

 рыба – икринкой

 яблоня – семечком

 лягушка – головастиком

 бабочка – гусеницей

 хлеб – мукой

 шкаф – доской

 велосипед – железом

 рубашка – тканью

 ботинки – кожей

 дом – кирпичом

 сильный – слабым и т.д.

  1. Игра «Скажи ласково»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.

  1. Игра «Один - много», «Много – один»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома

Пеналы - пенал
Книга – книги

Листья - лист
Дерево – деревья

Торты - торт
Стол – столы

Ёлки - ёлка
Стул – стулья

Псы - пёс
Окно – окна

Оконца - оконце
Сильный - сильные

Деревца - деревцо
Телефон – телефоны

Идут – идёт



Литература:

1. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. – 70с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1989. – 140 с.
3. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994. – 256с.
4. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь/ Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук. – СПб.: Дельта, 2001. – 76с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...