Музакально-ритмические занятия с глухими детьми
учебно-методический материал на тему

Григорян Регина Юрьевна

Сущность и содержание музыкально-ритмических занятий с глухими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-ritmicheskie_zanyatiya_s_glukhimi_detmi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре на тему: «Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха в школе I и II вида».

Музыкально-ритмические занятия проводятся со слабослышащими и глухими детьми начиная с дошкольной группы по 5 класс включительно. Эти занятия  имеют большую коррекционную направленность . На них решаются следующие задачи.(слайд2)

Развитие слухового восприятия. Имеет огромную роль для детей с нарушенным слухом. В процессе муз-ритмических занятий у детей обогащаются представления о звуках, речевых и музыкальных. Дети знакомятся с различными музыкальными произведениями с начало это несложные музыкальные произведения, затем более сложные- муз. сказки, балеты, оперы, знакомятся со звучанием различных муз. инструментов. Одновременно с развитием слухового восприятия у детей расширяется и кругозор в области искусства, происходит эстетическое воспитание.

Задача развития и расширения слуховых возможностей детей решается в неразрывной связи с задачей по развитию двигательных способностей детей, п обучению детей красивым, ритмичным, выразительным танцевальным движениям. Детям предлагаются задания, в которых необходимо выполнить движения в соответствии с характером музыки, например, дети весело танцуют играют под весёлую музыку, под грустную музыку грустно сидят под зонтом; под громкую музыку весело танцуют  кулами, под тихую-спят и т.д. С начало с детьми мы разучиваем те или иные движения, например, поскоки, различные хлопки, перевороты, притопы, а потом дети использую эти движения в заданиях по развитию слуха. Также детям предлагается много заданий по импровизации движений под музыку: изобразить как танцует медведь, слон, мышка. Детям не даются готовые движения, а они сами должны придумать. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Учитель только помогает выполнить движения выразительно и красиво. Надо сказать, что на занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой движений, но и уделяется не мало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети научаются мимикой показывать свой эмоциональный отклик на музыку, изображать характер героя в театрализованных постановках, характер музыкального образа.

Не менее значимой задачей урока ритмики является задача по совершенствованию произносительных возможностей детей. Для этой цели на уроке используются движения фонетической ритмики. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением звука или определенного речевого материала. Детям предлагаются разнообразные музыкальные  игры с речевым материалом, также  разучиваются разнообразные стихи, которые затем обыгрываются в различные театрализованные миниатюры, разучиваются песни. Глухим детям пение недоступно, поэтому песни мелодекламируются, т.е. выразительно читаются под музыку. Одновременно с этим стараюсь их и обыграть, театрализовать, чтобы детям был понятен смысл песни. С помощью таких упражнений речь детей становится более выразительной, эмоциональной, дети как бы берут на себя роль, становятся актёрами. Также дети научаются выполнять одновременно с проговариванием речевого материала определённые движения танцевального характера под музыку, ориентируясь на характер музыки, ритмический рисунок, или движения, свойственные герою.

Т.О. мы видим, что все задачи находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Данные задачи решаются в следующих видах деятельности (слайд№3):

  • Музыкально-ритмические движения
  • Мелодекламация песен
  • Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонет. ритмики)
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  •  Восприятие музыки (слайд2)

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у детей эмоциоанальной отзывчивости на музыку и дифференцированного восприятия:

  • начала и окончания звучания музыки
  • динамических отношений в музыке(громкая, тихая, негромкая музыка)
  • темповых отношений (быстрый, медленный, неторопливый)
  • метрических и ритмических  отношений (2-х, 3-х, 4-хдольный, ритм. рисунок мелодии)
  • определения частей муз. произведения
  • характера звуковедения(плавная, отрывистая)
  • звуковысотных соотношений ( регистры, восходящий, нисходящий звукоряды, и т.д.)
  • тембровых отношениё (сольное и коллективное исполнение, музыкальные инструменты) (слайд 3)

Многим детям не доступно различение речевых частот в силу большого нарушения слуха, поэтому единственным источником ознакомления со звуками является музыка, так как она находится в доступном диапазоне частот.

При целенаправленном обучении у детей с нарушенным слухом в условиях  системы интенсивного развития нарушенной слуховой функции развивается слуховое восприятие элементов музыки, т.е. им становятся доступными достаточно тонкие слуховые дифференцировки при восприятии звуковысотных, темпоритмических, динамических элементов музыки, у детей расширяется диапазон воспринимаемых частот.

Развивающаяся в ходе специального обучения слуховая функция служит основой для формирования устной речи, обогащения представления детей о неречевых звучаниях окружающего мира.

Развитие слухового восприятия музыки начинается с обучения определения начала и окончания звучания музыки. (слайд 4) Упражнения по развитию слухового восприятия музыки проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов и без них, и учитываются слуховые возможности детей. Если у слабослышащих детей опора идёт на слух и возможность восприятия широкого диапазона частот, то большинству глухих детей недоступно восприятие высоких и средних частот.

Развитие слухового восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе. Глухие дети сначала видят исполнение учителя, т.е. воспринимают музыку на  слухо-зрительно-тактильной основе. Затем зрительное восприятие клавиатуры и учителя исключаются и дети учатся воспринимать музыку на зрительно- вибрационной основе. Т.к. эта работа начинается с детьми дошкольного возраста, то широко применяются игровые приёмы. Далее в процессе специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку на слух.  (слайд 4). Постепенно  увеличивается расстояние от источника звука, развивается умение воспринимать музыку в движении ( а это очень сложно, т.к. вибрация музыки, проникающая через пол, сливается с движением ног)  ( слайд 5), дети научаются выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Это возможно при исполнении музыки «в живую». При восприятии музыки в грамзаписи такие тонкие дифференцировки глухим детям не доступны.

При обучении детей восприятию музыки для эффективности я использую следующие приёмы  (слайд 6):

  1. Слушание детьми музыки в исполнении учителя и в грамзаписи. Слушание музыки сопровождается и предварительными установками о слушании музыки (детям предлагается,н-р, хлопать на громкий звук музыки, прохлопать в темпе музыки, определить  средства выразительности музыки и т.д.), дети дают словесную характеристику муз. произведениям.
  2. Моделирование элементов музыки движениями: при слушании польки дети выполняют хлопки, поскоки, плавной музыки- покачивающие движения руками, проигрывают на музыкальных инструментах ритм. рисунок музыки, громкий звук и т.д.
  3. Дидактические игры с сенсорными заданиями, например, игра «Угадай на чём играю», «Где игрушка?». Подвижные игры, например, «Сова и мыши».(слайд 8)
  4. Соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем.

           Например, при слушании высоких звуков- дети выполняют движения  птички, средних- лягушки, лисы, низких- медведя.

(слайд 9).

  1. Двигательное моделирование музыкального образа (слайд 10).

Например, дети  воспринимают на слух фрагмент из сказки «Петя и волк», соответствующий определённому герою, и выполняют движения данного героя

или

дети воспринимают музыку в грамзаписи, анализируют её и далее импровизируют под музыку, выполняют движения в соответствии с характером музыки.

Далее я хочу представить вашему вниманию фрагмент урока по ознакомлению с симфонической сказкой «Петя и волк» в 3 кл. гл.\х. Чтобы лучше почувствовать характер музыки, дети под музыку изображают героев сказки. Этот приём позволяет как бы пропустить музыку через себя. Вы увидите как дети воспринимают музыку в грамзаписи, анализируют её , выполняют движения в соответствии с характером музыки, произносят речевой материал –фразы героев сказки с интонацией, соответствующей музыкальному герою.

 ( слайд 10).

( слайд 11)Ещё хотелось бы представить вашему вниманию фрагмент урока по обучению мелодекламации песни « К нам гости пришли» в классе глухих. Обучение глухих детей мелодекламации это долгий процесс. На начальном этапе дети знакомятся с содержанием песни        . Далее идёт поэтапная работа на каждой музыкальной фразой: разучивается ритмический рисунок мелодии (прохлопываем, протопываем, и т.д.), работа на произношение с использованием движений фонетической ритмики, проговаривание музыкальной фразы в ритме песни, работа над интонацией. Далее начинается работа над второй фразой. На заключительном этапе идёт работа над выразительностью исполнения песни. Добавляются танцевальные движения, можно включить игру на детских муз. инструментах.

(видео).

Таким образом, мы видим что  работа по развитию слухового восприятия музыки  идёт на протяжении всего урока в неразрывной связи с работой по обучению детей движениям и формированию произносительных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"

В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с по...

Конспект занятия «КИХОН» (с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ)

Конспект занятия «КИХОН»(с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ)...

Овладение коммуникативными компетенциями глухими детьми

В тексте говорится о значении овладения коммуникативными компетенциями, их структуре, направлениях работы в школе глухих...

Овладение коммуникативными компетенциями глухими детьми

В тексте говорится о значении овладения коммуникативными компетенциями, их структуре, направлениях работы в школе глухих...

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с по...