Овладение коммуникативными компетенциями глухими детьми
учебно-методический материал

Мазурова Лариса Николаевна

В тексте говорится о значении овладения коммуникативными компетенциями, их структуре, направлениях работы в школе глухих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели образования детей с ОВЗ. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции обучающегося

«Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку.

Усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта.

В стандарте для детей с ОВЗ названы следующие компоненты жизненных компетенций, которые оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении: 

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,

способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни.

Жизненные компетенции, сформулированные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не обозначались как конкретные и измеряемые величины. С введением СФГОС перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования. 

Таким образом, возникает множество вопросов по поводу условий, средств, методов формирования и измерения жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Средства формирования жизненно важных навыков можно разделить на несколько групп. 

Средства, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания, профессионально-трудовое обучение и другие), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами. 

Средства, действующие во внеурочной, внеклассной деятельности (открытое образовательное пространство образовательного учреждения, позволяющее ученикам посещать различные кружки, дополнительные занятия, спортивные секции, формы культурно-просветительской деятельности: экскурсии, спектакли, концерты, хозяйственно-бытовая деятельность в школе и т.п.). 

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в Стандарте , организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.

Программа оценки включает: 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки жизненной компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

Формирование жизненных компетенций предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

Заключение:

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение ключeвыми компетенциями на уроках ОБЖ.

С.В. Кочеткова МОУ СОШ №168,заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе,педагог-организатор ОБЖ, высшая категория.       Овладение ключeвыми компе...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Доклад на научно-практическую конференцию:Объект исследования: отношение учащихся колледжа к дисциплине.Предмет исследования: взгляды педагога-новатора А.С. Макаренко на дисциплину.Методы исследования...

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

Овладение коммуникативными компетенциями глухими детьми

В тексте говорится о значении овладения коммуникативными компетенциями, их структуре, направлениях работы в школе глухих...