МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ
статья по физкультуре
В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с помощью различных методов адаптивной физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_afk_shkoly_22.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель АФК Школы-интернат №65
Гришагин Максим Дмитриевич.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ
Аннотация:В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с помощью различных методов адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нарушение слуха, координация, физическое здоровее, спортивная гимнастика, игровой стретчинг.
На сегодняшний день по результатам статистических данных среди всех лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране около 6,4% имеют нарушения слухового анализатора. Это немалая цифра, которая подтверждает необходимость исследования особенностей как психического, так и физического здоровья лиц данной категории. Кроме этого не меньшее внимание требуется разработке методов и средств, которые будут направлены на развитие и коррекцию тех особенностей детей и взрослых с нарушением слуха, которые будут выявлены при их диагностике
Как к развитию нормальных детей, так и к развитию детей с нарушением слуха, всегда нужно подходить через принцип гармоничного развития и обучения. Это свидетельствует о том, что кроме работы над психическим здоровьем ребенка с дефектом, необходимо также уделять особое внимание физическому здоровью. А так как мы говорим о взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма, то отсюда следует то, что физическое здоровье напрямую влияет и на психическое здоровье.
Из вышесказанного следует то, что адаптивная физическая культура имеет важнейшее значение при коррекционной и развивающей работе с глухими детьми.
Адаптивная физическая культура – это подсистема общей физической культуры, суть которой заключается в комплексе мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц с нарушениями физического и психического здоровья, а также с теми, кто не имеет достаточного уровня физического развития. Чаще всего целью данного комплекса мер является не только достижение того или иного уровня физического здоровья, но и преодоление психологических препятствий
При разработке и использовании различных методов адаптационного физического воспитания в работе с глухими детьми, необходимо в первую очередь быть ознакомленным с особенностями психомоторного развития детей данной категории.
Во-первых, нужно понимать, что заболевания слухового анализатора всегда имеет биологическую основу. Вследствие изменений биологических структур у этих детей отмечают нарушения восприятия звуковых сигналов, которые поступают из окружающего мира. А это в свою очередь связывается на психо-эмоциональном развитии ребенка.
Так как слух тесно связан с движением человека, ведь слуховые сигналы активно участвуют в регуляции движений, между нарушениями слухового анализатора и двигательной системой отмечают тесную функциональную взаимосвязь. Как отмечают ученные, в двигательной сфере глухого ребенка существуют те особенности, которые напрямую связаны с работой вестибулярного аппарата.
Выделяют следующие особенности двигательной сферы, которые связаны с негативным влиянием данной патологии:
- неточная координация движений, которая проявляется в грубой и резкой форме выполнения тех или иных движений, а также в отсутствие размеренности и плавности движений;
- невозможность сохранения статического и динамического равновесия без трудностей;
- низкий уровень развития пространственной ориентировки;
- возникновение трудностей при осуществлении сложнокоординированных действий .
Вышеперечисленные особенности двигательной сферы находятся в тесной связи и могут проявляться в замедленности и скованности движений глухого ребенка. Кроме этого у детей данной категории отмечаются нарушения двигательной памяти, произвольного внимания, что является ярким примеров взаимосвязи психического и физического здоровья.
Для коррекции и развития имеющихся особенностей двигательной сферы глухих детей существуют различные методы адаптивной физической культуры. Но использование всех их должны быть подчинены общим принципам системности и целенаправленности. Помимо этого должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. И только после соблюдения этих правил, возможно, достижение положительных результатов.
В комплекс мер по адаптивной физической культуре для исправления выше перечисленных особенностей физического состояния детей с нарушением слуха можно отнести следующие упражнения на развитие координации: столб с веревками, цапля, ролик, молоток, зародыш, скручивания, наклоны.
Эти и многие другие упражнения с данной направленностью способствуют развитию большинства участков коры головного мозга, а это особенно важно при коррекции нарушений слухового анализатора .
Кроме этого большое значение в занятиях адаптивной физической культурой детей с нарушением слуха имеют элементы спортивной гимнастики. Это связано с огромным количеством в данном виде спорта различных действий, которые так же направлены на развитие координации, а также на повышение общего уровня двигательной активности и в целом развитие двигательных способностей.
Также в работе по физической культуре с глухими детьми используют методику скоростно-силовой направленности, основным принципом которой является сопряженное развитие координационных и кондиционных физических способностей. Для того что бы использование данной методики было более эффективным используют упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции
Последняя группа упражнений осуществляется с помощью звукового сопровождения (ритмичные звуки барабана или другого музыкального инструмента). Средствами развития скоростно-силовых качеств в данной методики являются те же упражнения, которые используются и при занятиях с детьми нормы, например, бег, прыжки, метание. Для вовлечения детей в процесс занятий и вызывания у них интереса используют игровые и соревновательные способы подачи тех или иных упражнений .
Еще одним методом является методика игрового стретчинга. Заключается она в статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, что оказывает эффективное оздоровительное воздействие на организм в целом. Цель данного вида занятий заключается в развитии двигательной активности детей и их коммуникативных качеств. Это играет важную роль в процессе коррекции ребенка. Примерами стретчинга будут являться такие упражнения под названиями: кошка, змея, велосипед. Они направлены на развитие гибкости и заключаются в плавном переходе от одной позы к другой.
Как для детей нормально развивающихся, так и для детей с нарушением слуха при использовании данного метода необходим учет следующих принципов работы:
- наглядная демонстрация упражнений, ведь дети с нарушением слуха не всегда могут воспринимать речевую инструкцию, поэтому так важно показать им зрительный пример упражнения;
- доступность заключается в том, что при подготовке занятия педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка и давать каждому ту нагрузку, которая адекватно подходит под возможности детей;
- принцип закрепление навыков характеризуется многократным повтором одного и того же упражнения не на одном занятии, а на курсе занятий .
Таким образом, можно придти к выводу о том, что занятия по физической культуре с глухими детьми, используя различные методы и виды упражнений, являются одним из основных факторов их успешного развития. Необходимо понимать, что целенаправленное использование этих методов возможно позволит глухим детям стать в будущем спортсменами. Так на настоящий момент выделяют целый ряд видов спорта (баскетбол, легкая атлетика, теннис, футбол, плавание и многое другое), в которых показывают высокий уровень достижений лица с нарушением слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"
В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе....
Рабочая программа по физической культуре для слабослышащих и глухих учащихся 6—11 классы (основное общее образование)
Программа подготовлена Самусенко И.Г., учителем физической культуры ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов» с учетом Обязательного минимума со...
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ
В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с по...
Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры "Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"
культуре и спорте в Российской Федерации»). Одаренность в области физической культуры подразумевает собой не только моторную (двигательную) составляющую, но в том числе и интеллектуальную, нравственн...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, при работе с детьми с ОВЗ»
Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства....