Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".
план-конспект на тему

Якобсон Евгения Александровна

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_yakobson_e.a._mbdou_145.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам развитии связной речи старших дошкольников с ОНР
  2. Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи.

Задачи:

  1. Дать понятие связной речи, познакомить с особенностями и формами  работы.
  2. Познакомить с синквейном – инновационной технологией  речевого развития дошкольников.
  3. Дать советы и  рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей с ОНР
  4. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы формирования связной речи.

Форма: семинар – практикум

Место проведения:  музыкальный зал

Подготовительная работа:

- вручение родителям приглашений, оформленных детьми

- подготовить  памятку для родителей по синквейну

- оформить выставку наглядных материалов (серии сюжетных картин, опорные схемы для составления описательных рассказов, фотоальбомы «Живая природа», групповая газета «Речецветик» с рассказами воспитанников  группы)

- обзор  литературы по проблеме

Оборудование: проектор, экран, презентация «Использование театрализованной деятельности для развития и коррекции речи дошкольников»,  проект «Волшебный мир театра», фотоматериалы «Живая природа», схема  написания синквейна, памятки для родителей, детские рассказы – материал групповой газеты «Речецветик», подборка сюжетных картин и серий картин для составления рассказов, опорные схемы описательных рассказов, доска, маркер.

План собрания:

- Вступительное слово

- Выступление 1. «Связная речь – это…» - выступление  учителя-логопеда

- Выступление 2.  «Синквейн – инновационная технология развития речи дошкольников (теория и практика)».

- «Синквейн напишем обо всем…» - знакомство с детскими работами

- Практическая часть: мастер-класс «Учимся составлять синквейн». Написание синквейна родителями - участниками собрания.

- Просмотр презентации «Использование театрализованной деятельности для развития и коррекции речи дошкольников»

- Рефлексия.

- Итог собрания.

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рады очередной встрече с Вами. Надеемся на плодотворное сотрудничество и Вашу заинтересованность при обсуждении темы родительского собрания. А она действительно заслуживает внимания. Сегодня мы будем говорить о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Формирование правильно грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе.

 «Связная речь – это…» - выступление  учителя-логопеда, мамы Яши И.

Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи. Язык служит ребенку, во-первых. Для налаживания эмоциональной связи с окружающими; во-вторых. Для формулирования мыслей, построения сообщений; в  - третьих, для налаживания с партнером речевого взаимодействия. В 6 – 7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые – раздражительными. В семье часто ребенка понимают с полуслова. И он не испытывают трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Но  постепенно круг общения ребенка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие. Следовательно, чем раньше мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем он будет увереннее себя чувствовать.

Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Возможные ответы родителей: Речь старшего дошкольника должна быть  грамотной, понятной, выразительной, осмысленной        , богатой, эмоционально окрашенной и т.д.

К сожалению,  наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.

Связная речь – это такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Дети с ОНР с большим трудом составляют рассказы по сюжетным картинам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Между отдельными фразами у детей с ОНР присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа. Дети не могут уловить сюжет картины, выделить основных участников сюжета, перечисляют второстепенные, незначимые детали картины. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

Программа коррекционного обучения  по развитию связной речи предполагает следующие формы работы:

Виды рассказов по развитию связной речи

- составление рассказа по серии предметных картинок;

- составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на план (схему);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности;

- составление описательного рассказа;

- составление творческого рассказа.

(Сообщение  сопровождается показом наглядного материала: предметные и сюжетные картинки, картины с проблемным сюжетом для развитии речи и мышления Ткаченко Т.А.,  серии сюжетных картин, опорные схемы описательных рассказов  Волковой Ю.С. и т. д.)

Виды пересказов

Последовательный, полный (подробный).   Цель: учить детей передавать содержание последовательно.

Выборочный.  Цель: научить чувствовать сюжетные линии. (Умение отделять одну узкую тему от всего текста).

Краткий.  Цель: передавать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).

Творческий. Цель: самостоятельное додумывание сюжета (ситуации):

- пересказ текста;

- составление рассказа из нескольких текстов;

- составление рассказа на основе личного опыта.

(Вниманию родителей предлагаются подборка текстов  для пересказов по различным лексическим темам,  рассказы цепной структуры Барышевой Т.Ю. и т.д.)

В течение учебного года в качестве домашнего задания предлагалось составить небольшие рассказы по следующим темам: «Мой любимый овощ (фрукт)», «Рассказ утюга о пожаре», «Как Маша варежку потеряла», «Птичья столовая», «Как я помогаю маме на кухне», «Мое любимое домашнее животное» и др.

Выступающий предлагает ознакомиться с рассказами, составленными детьми дома и опубликованными в групповой  газете «Речецветик» (См. приложение)

Выступление  «Синквейн – инновационная технология развития речи старших дошкольников» (Учитель-логопед  Якобсон Е.А.)

Одним из эффективных методов развития речи ребенка и примером современных инновационных технологий  является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн  от французского  «пять», переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи детей дошкольного возраста.

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

В основном практикуется использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу. В результате достижения цели в данном направлении дети с ОНР могут определять грамматическую основу предложений, у них развивается языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Эта работа  готовит ребенка  к краткому пересказу. Важно отметить: синквейн получается у всех!

Методика синквейна успешно используется в нашей практике уже более 5 лет. Накоплен достаточный опыт. Мы представляли его на городском методическом объединении учителей-логопедов, проводили мастер-класс для педагогов общеобразовательных групп нашего детского сада.

Вашему вниманию предлагается зарифмованный авторский алгоритм написания синквйна.

Синквейн создать сумеет каждый.

И ты, дружок, начни однажды.

Назвав предмет, скажи какой,

И что он делает с собой.

Потом составим предложенье.

А завершим, на удивленье,

Ассоциаций парой слов.

Ты молодец! Синквейн готов!

Правила составления синквейна (этапы написания):

1 строка – Кто? Что? 1 слово, обычно  существительное, отражающее главную идею

2 строка - Какой? 2 прилагательных, описывающих основную мысль

3 строка – Что делает? 3 глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза из 4 (нескольких) слов, показывающая отношение к теме

5 строка – ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово; слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

В своей практике я использую традиционные условные обозначения существительных, прилагательных и глаголов (слов-предметов, слов – признаков и слов-действий), принятых в русском языке. Знакомство с этими понятиями происходит на первом году обучения (старшая группа). Дети успешно усваивают их: уверенно называют «живые  - неживые предметы», задают  к словам вопросы, подбирают по нескольку слов - признаков и слов - действий,  а алгоритм составления синквейна любовно называют «елочкой».  Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, закрепляется понятие «предлог» и его написание в предложении.

При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:

  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  • Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, формированию структуры значения слова.

Обычно мы пишем синквейн в пятницу (один раз в 2 недели) на занятии  по развитию связной речи в рамках изучаемой лексической темы. Темы синквейнов отражены в перспективном плане. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам, транспорту, профессиям, прочитанным сказкам и т.д.

На начальном этапе очень широко применяется наглядность (игрушки,  картинки). Но особенно нравятся детям в качестве наглядности фотопортреты. Это дикие и домашние животные и птицы, морские обитатели, животные жарких стран. Ежегодно мы пополняем наши фотоальбомы с помощью родителей, при этом  каждый ребенок сам выбирает объект для фотоработы. Позже наглядность убирается или  ее становится меньше, и дети пишут свои мини-сочинения по представлению.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. 

Схема написания синквейна предполагает 2 прилагательных и 3 глагола. Но я не ограничиваю ребят этими жесткими рамками. Они «набрасывают» до 7 – 9 слов, а потом из этого разнообразия мы отбираем наиболее точные слова, отражающие суть предмета. Если на этапе обучения синквейн пишем все вместе – это коллективная работа, то к концу года каждый ребенок  имеет возможность выбрать близкую и интересную  для него тему (например, «Транспорт»: автобус, корабль, грузовик, самолет; «Женский день»: мама, бабушка, сестренка, подружка, воспитатель). Практикуем написание синквейна как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. В целях повышения интереса и активности детей им  предлагаем ответить на ряд вопросов: 

- Нравится ли тебе синквейн? Да, нет? Почему?

- Почему его составлять легко? Трудно?

- Ты любишь составлять синквейн  один или в группе? Почему?

- Нужна ли тебе при этом схема?

- О чем бы ты хотел написать синквейн?

Каждое мини-сочинение мы старательно записываем, а потом оформляем в виде буклетов или книжек, и родители, да и сами дети  с удовольствием читают эти  произведения.  Дети подготовительной группы уже могут самостоятельно напечатать, записать свое стихотворение. Надеемся, то полученные навыки (умение анализировать информацию, выбирать главное, коротко, точно и грамотно выражать свои мысли) помогут нашим воспитанникам и в школьном обучении.

         

Знакомство с детским творчеством «Синквейн напишем обо всем…». В группе создана копилка образовательных детских синквейнов, оформленных в виде небольших книжек или буклетов.

Синквейн мы пишем обо всем:

Про маму, звезды или дом.

Я – про слона, а ты – про мышку.

Потом из них составим книжку.

Когда прочтут ее друзья,

Узнают, как старался я.      (См. приложение)

Практическая часть: мастер-класс «Учимся составлять синквейн»

Родителям предлагается составить коллективный синквейн  (С использованием  фотопортрета какого-либо животного или без наглядности)

Каждый из присутствующих (по желанию) может выбрать тему и написать индивидуальный синквейн, затем познакомить с ним всех.

Просмотр презентации «Использование театрализованной деятельности для развития и коррекции речи дошкольников» сопровождался выступлением воспитателя группы компенсирующей направленности Павловой Л.В.  Интересной и продуктивной была работа над долгосрочным групповым проектом «Волшебный мир театра», который объединил педагогов, детей и их родителей. Театрализованная деятельность предоставляет огромные возможности для всестороннего развития и воспитания дошкольников, для обогащения их словаря, совершенствования произношения и грамматического строя речи, развития диалогической и монологической речи, ее выразительности и т.д. Опыт работы по развитию речи  старших дошкольников с ОНР средствами театрализации  был нами обобщен и представлен на городском уровне: провели методическое объединение для учителей – логопедов и воспитателей коррекционных групп. Выражаем благодарность всем родителям, активно участвовавшим в этой интересной работе!

Проект решения родительского собрания:

- Использовать разные формы работы,  способствующие развитию речи  детей, активизировать домашнее чтение

- Применять дидактический  синквейн  при организации домашних занятий (по прочитанным сказкам, по изучаемым лексическим темам)

- Изготовить красочные индивидуальные альбомы «Синквейн  - это интересно!» (собственноручно напечатанные синквейны)

Рефлексия.

- Какая форма работы по развитию связной речи Вам наиболее интересна?

- Считаете ли Вы целесообразным использование  синквейна для закрепления представлений детей по изучаемой лексической теме?

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия – Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010
  2. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей – М.: «Сфера», 2007
  3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.  Журнал «Логопед» №5 2005 г.
  4. Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2013
  5. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать – М.: Детство-Пресс, 2016
  6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у детей 4 – 6 лет – М.: Ювента, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отзывы родителей:

1. Сегодняшнее собрание считаю очень полезным, обсуждаемая тема актуальна для каждого, т.к.  понимаю, насколько серьезные проблемы могут возникнуть у наших детей при школьном обучении. В школе обращают внимание  на речь ребенка: как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, насколько богата, разнообразна его речь. Хорошо развитая речь ребёнка будет способствовать  успешному обучению наших детей в школе. Полученные сегодня рекомендации  постараюсь использовать в работе с сыном дома.  С понятием «синквейн» была знакома и раньше, но применительно к работе со школьниками. Представленные детские работы очень интересны, часто неожиданны. Я поняла, что мой сын неплохо справляется с выполнением такого рода заданий. Они не составляют для него трудности. Постараемся и дома использовать этот метод и обязательно познакомим с ним и старшего сына - первоклассника. (Андреева С.Л.)

2. Мне очень понравилось сегодняшнее собрание, было интересно познакомиться с детскими рассказами.  О синквейне услышала впервые, для меня это было совершенно новым, Как хорошо, что наши дети научились его писать. Думаю, что если в школе будут давать подобные задания, наши дети не растеряются и справятся успешно. Особенно интересно было и самим попробовать написать синквейн. Теперь, когда у нас есть и схема синквейна, дома тоже обязательно будем продолжать эту работу. (Романова Е.П.)

3. С понятием синквейна познакомила дочь, так как она уже получала домашнее задание по его составлению. Ей было несложно и составить его,  и самой записать в тетрадь. У нас в семье  есть две школьницы, но они еще не выполняли заданий такого рода, поэтому очень здорово, что уже в детском саду детей знакомят с новыми  и такими интересными  формами работы. А идея создания красочного индивидуального альбома с синквейнами  тоже очень хороша, думаю, что мы обязательно оформим такой альбом.

(Осипова М.В.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Детские рассказы из групповой газеты «Речецветик»

1. Мой любимый овощ - морковь. Морковь растет на грядке на даче и  в деревне. Она красного и оранжевого цвета, овальной формы, похожа на длинный треугольник. Морковь твердая, вкусная и полезная. Из нее можно сделать салат, добавить в суп, в пирог, сделать сок, пюре. Морковь нельзя есть грязную с грядки, ее надо помыть!   (Егор А.)

2. Мой любимый фрукт – яблоко. Яблоки растут на яблоне. Яблоки круглой формы. Яблоки бывают розовые, красные, зеленые и желтые. Они могут быть мягкие  и твердые, сладкие и  кислые. Мне нравится есть яблоки, потому что они полезные, в них много витаминов. Мы часто готовим из яблок компот и шарлотку. (Рома М.)

3. Мое любимое домашнее животное – это собачка. Мне ее купили родители, когда она была еще щенком. Собачке мы дали кличку Чарли. Он был таким маленьким и милым, и быстро привык ко мне. Рано утром Чарли меня будил, облизывая лицо, и часто мы играли вместе. Я кормила его с рук, а когда он все съедал, то облизывал мою руку, отчего мне было очень щекотно. Чарли смотрел на меня ласково добрыми глазами. (Софья Л.)

         4.  У моей крестной мамы Надежды есть кошка британской         породы. Кошку зовут Ундина, а мы ее зовем Уна. Ей 6 месяцев. Она серая с черными и белыми полосками. Она любит куриное мясо и рыбу, а больше всего – «Вискас». Когда мы приходим в гости, Уна нас всегда встречает и ласкается к нам. Она очень умная и знает, что царапаться нельзя. А когда она громко мяукает, я знаю, что она злится, и мы от нее отходим. Когда мы сидим и грустим, Уна приходит ласкаться, мурлычет, и мы ее гладим. Она очень смешная, потому что любит залезать в пакет и сидеть там. Как только мы собираемся домой, она сидит и провожает нас вместе со всеми. Я очень жду, когда у Уны появятся котята, потому что Надежда обещала мне подарить одного. Я назову его Васькой, буду за ним ухаживать и обязательно научу не обижать Лизу.   (Яша И.)

5. «Как Маша варежку потеряла»

В один зимний солнечный день Маша решила сходить в гости к Мишке. По дороге она увидела высокую гору, с которой ей захотелось покататься. Она полезла наверх, провалилась в сугроб и случайно обронила варежку. Без варежки рука стала замерзать,  и она отправилась к медведю. Маша пришла к Мишке. Медведь напоил ее чаем, а Маша рассказала, что с ней приключилось. И Мишка связал ей теплые варежки и пришил к ним резинку, чтобы больше Маша не теряла варежки. (Софья Л.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Синвейн напишем обо всем…»

Олень

Длиннорогий, длинноногий, короткохвостый, серый, северный

Ест, быстро бегает, бодается, убегает от волка

В лесу и на севере можно увидеть оленя.

Дикое животное, оленята, рога, ягель

Волк

Серый, зубастый, злой, страшный, хищный

Охотится, воет, ест мясо, убивает

Злой опасный волк ходит в лесу.  Волки напали на зайца.

 Хищник, мясо, зубы  

Кошка

Пушистая, длинноусая, длиннохвостая, быстрая

Ловит мышей, бегает, мяукает, мурлычет

У меня дома есть кошка Юна.

Домашнее животное

Крокодил

Зеленый, зубастый, хищный, сердитый, длиннохвостый

Ест мясо, нападает, плавает, прячется

Крокодилы живут в воде.

Хищник, дикое животное

Камаз

Сильный, тяжелый, мощный, крутой, грузовой

Перевозит грузы, едет, вываливает, стоит

Камаз ехал по дороге

Машина, грузовик, водитель

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Памятка для родителей

Правила составления синквейна (этапы написания)

1 строка – Кто? Что?      1 слово существительное (тема синквейна)

2 строка – Какой?           2 прилагательных, описывающих предмет

3 строка – Что делает?    3 глагола, описывающих действия предмета

4 строка – Предложение из 4 (нескольких) слов, связанных с темой

5 строка – Ассоциация, возникающая, когда ты слышишь тему синквейна

Братик

Маленький, младший, хороший

Бегает, падает, играет, залезает,  спит

Моему братику Егору один годик.

Малыш, мама, игрушки  

Собака

Сердитая,  умная, быстрая

Гавкает, охраняет, нападает, бегает

Большая собака охраняет дом

Домашнее животное, друг, будка

Радуга

Цветная, красивая, полукруглая, разноцветная

Цветет, появляется, стоит,  радует

Когда заканчивается дождь, появляется радуга.

Люди улыбаются, когда видят в небе радугу.

Краски, небо, лето, радость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.

Развитие связной речи у дошкольников. Советы  родителям....

Методическая разработка "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Многие родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирате...

Стендовый доклад "Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала"

Развитие связной речи  старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала...