Развитие пассивно-активного словаря по теме "Дикие животные". Формирование диалогической речи посредством жестового языка
план-конспект урока (5 класс) по теме
Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 5в класса "Особый ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye._zayats.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа № 25
Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект индивидуального логопедического занятия
с учащимся 5 «В» класса «особый ребенок»
Андреем И.
(Системное недоразвитие речи тяжелой степени)
Логопедическая тема Развитие пассивно-активного словаря по лексической теме. Формирование диалогической речи посредством использования жестового языка.
Лексическая тема Дикие животные. Заяц
Учитель-логопед Понкратова Г.И.
Логопедическая тема Развитие пассивно-активного словаря по лексической теме. Формирование диалогической речи посредством использования жестового языка.
Лексическая тема Дикие животные. Заяц
Цель: Расширить и уточнить пассивно-активный словарный запас предметов, глаголов и признаков.
Формирование диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы по картинкам с использованием жестового языка
Задачи:
Образовательные: учить соотносить слова-предметы, слова-действия, слова-признаки с изображением на картинке; побуждать к воспроизведению жестовой речи для обозначения названий диких животных, их действий и признаков
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие; зрительный гнозис; слуховое внимание и чувство ритма; общую и мелкую моторику; внимание; подражательную деятельность; жестовую речь
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость; целенаправленность деятельности в контексте ситуации
Оборудование:
- образная игрушка — заяц;
- карточки (большая и маленькая) с изображением зайцев;
- маленькие карточки с изображением действий животных;
- поднос с манной крупой;
- веточки с листочками (большая и маленькая);
- музыкальная игрушка — барабан;
- карточки (пиктограммы) для составления расписания;
- фотографии;
- пиктограммы «мальчик», «девочка»;
- демонстрационная доска;
- демонстрационное полотно (2)
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие
- Андрей, мы начинаем наш урок (подкрепление жестом «урок»).
- Что мы делаем в начале урока?
Логопед демонстрирует ребенку пиктограммы «привет» и предлагает использовать для приветствия соответствующий жест.
Ребенок здоровается с логопедом.
Соотнесение изображения на фотографии с образом — Я. Определение гендерной принадлежности
- А теперь посмотрим фотографии.
Логопед демонстрирует фотографии детей, на одной из них Андрей.
- Андрей, посмотри внимательно и покажи, где ты на фотографии?
Ребенок выбирает соответствующую фотографию.
- Андрей, это кто?
Ребенок выполняет жест «Я».
Затем логопед предъявляет ребенку пиктограммы «мальчик», «девочка» (с подкреплением жестами «мальчик», «девочка») и предлагает ребенку выбрать нужную, в соответствии с его гендерной принадлежностью. Ребенок выбирает соответствующую пиктограмму.
- Андрей, это кто?
Ребенок отвечает, используя жест «мальчик»
- Кто у нас мальчик?
Ребенок выполняет жест «Я».
II. Основная часть
Раздается стук в дверь.
- Андрей, мне кажется кто-то пришел и стучится в дверь. Давай посмотрим, кто это.
Логопед вместе с ребенком открывают дверь. За дверью заяц. Логопед демонстрирует образную игрушку, называет ее, подкрепляя жестом «заяц»
- К нам в гости пришел заяц! Это заяц!
Логопед читает стихотворение, обозначая ключевые слова жестами «заяц»,
В гости к нам пришел зайчишка,
Длинноухий шалунишка.
Быстрые у зайца ножки,
Ловко скачет по дорожке.
Соотнесение изображения предмета со словом
Ребенку предъявляются карточки с изображением животных разного размера (заяц большой, заяц маленький).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть изображения , называет их, с использованием жестов «заяц», «большой», «маленький». Затем предлагает ребенку ответить на вопросы.
- Андрей, покажи, где большой заяц?
- Андрей, покажи, где маленький заяц?
Ребенок отвечает на вопросы, используя «указательный» жест.
Соотнесение изображения признаков со словом, использование жестов в ответах на вопросы
Логопед вместе с ребенком рассматривают те же картинки.
- Андрей, это кто?
- Андрей, это какой заяц?
Ребенок называет животных и отвечает на вопросы, используя жестовую речь «заяц», «большой», «маленький»
Соотнесение изображения действий со словом, использование жестов в ответах на вопросы
Ребенку предъявляются маленькие карточки с изображением действий.
Логопед называет действия, предлагает рассмотреть их и просит ребенка показать нужное изображение, затем ребенок отвечает на вопросы, используя жестовую речь
- Посмотрим, что может делать наш зайчик. Зайчик может спать, сидеть, есть, ходить.
-Андрей, покажи, где зайчик спит, сидит, идет, ест?
Ребенок отвечает на вопросы, используя «указательный» жест.
Затем логопед просит назвать изображения действий, используя жестовую речь.
- Что делает зайчик?
Ребенок отвечает на вопросы, используя соответствующие жесты «спать», «сидеть», «ходить», «есть»
Развитие слухового внимания, чувства ритма
Логопед демонстрирует ребенку изображение и предлагает ребенку постучать в барабан, соблюдая определенный ритм.
- А что еще может делать зайчик? Зайчик может стучать в барабан. Давай мы тоже попробуем. Сначала я, а ты послушай.
- Бом-бом.
- Бом-бом-бом.
Ребенок повторяет с соблюдением ритма.
- А теперь мы попробуем произносить твое имя и стучать в барабан.
- Ан-дрей.
- Ан-дрю-ша
Ребенок повторяет с соблюдением ритма
Физкультминутка. Развитие общей моторики
Логопед предлагает ребенку отдохнуть и выполнить несколько движений и жестов.
- Жили-были зайчики (жест «заяц»)
На лесной опушке. (хлопки в ладоши)
Жили-были зайчики в маленькой избушке. (жесты «маленький», «дом»)
Мыли свои ушки, (круговые движения ладонями в области ушей)
Мыли свои лапочки, (потирания ладонями друг о друга)
Наряжались зайчики, (жест «одеваться»)
Надевали тапочки. (жест «обувь»)
- Андрей, а теперь попрыгаем, как зайчики.
Развитие мелкой моторики
- Андрей, а где же наши зайчики будут прыгать? Давай нарисуем им дорожки.
Логопед предъявляет ребенку поднос с манкой и предлагает прорисовать линии пальцами рук.
Соотнесение предметов по размеру
Прыгал зайка по дорожке,
У него устали ножки.
Нужно зайке отдохнуть
И покушать что-нибудь.
- Зайчики наши устали. Давай их накормим.
Логопед демонстрирует ребенку веточки с листочками, объясняет, что зайцы любят их грызть и предлагает выбрать для большого и маленького зайцев веточки соответствующего размера. Ребенок выбирает для большого зайца — большую веточку, для маленького — маленькую.
Логопед подводит итог урока.
- Андрей, ты сегодня молодец, справился со всеми заданиями! Получаешь звездочку!
Логопед вместе с ребенком повторяют пройденный во время урока материал и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков диалогической речи на английском языке
Не секрет, что обучение диалогической речи очень трудоемкий процесс. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие навыков говорения....
Формирование диалогической речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, как одно из направлений социальной адаптации слабослышащих учащихся.
В данной презентации обоснована актуальность обучения навыкам ведения диалога слабослышащих детей, проанализированы речевые трудности слабослышащих детей и приемы формирования диалогической речи...
Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
Понимание диалогической речи в психологии, педагогике, лингвистике. Становление диалогической речи в онтогенезе. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР
В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению....
Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...
Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...