Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по предметно-практической деятельности 1й год обучения.
рабочая программа на тему
Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppd_osobyy_rebenok_1god_obucheniya_individualnaya_programma.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 Приказ от ___________________ № ___________ Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова |
Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности
«Особый ребенок» 1-й год обучения
______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Составитель –
учитель Кабанова Галина Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности « Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка, составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой, а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
- Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО школе-интернате VIII № 42
- Локальными актами образовательного учреждения;
Цель: активное познание окружающей действительности, формирование коммуникативных навыков, элементарного
самообслуживания и социальной адаптации с одновременной коррекцией основных психически процессов в конкретной
практической деятельности.
Задачи:
- Развитие способности познавать себя;
- Развитие умения понимать свои потребности и самостоятельно заботиться о себе;
- Развитие бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности,
санитарно-гигиенических навыков;
- Развитие способности ориентироваться в окружающем и адекватно воспринимать его;
- Развитие всех анализаторов зрительного, осязательного, обонятельного;
- Формирование представлений и понятий о цвете, форме и величине;
- Развитие общей и мелкой ручной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы;
- Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И.ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Общая характеристика предмета
Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД – предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.
Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разнообразными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природным материалом, элементами конструирования и ручного труда. Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития уч-ся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.
ППД способствует воспитанию у детей эмоциональности и умения выражать свои чувства, учит терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать другому, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Уроки ППД способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности уч-ся, навыков взаимоотношения и опыта совместной деятельности, формируют положительные качества личности. ППД является первым этапом системы трудового обучения.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности
( формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, воспитательную и образовательную роль данного учебного предмета.
Место предмета
Учебный предмет «Предметно-практическая деятельность» является частью учебного плана «Особый ребенок». Количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
Методическая литература для учителя
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
М.,«Академия», 2003 год.
- Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».
М.«Владос», 2009г.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
М. «Владос», 2007г.
- «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,
- Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
- Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.
- Дополнительная литература для учителя
Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.
Содержательные линии
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Практические действия и понятия | Проблемы, возникающие при изучении темы | |
знать | уметь | ||||||
1-я четверть | 10 | ||||||
1 | Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность. | 1 | - названия простых предметов и игрушек (пассивный словарь) | -слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
2 | Восприятие ребенком близких для него людей. | 1 | - мама, папа, бабушка, и их фотографии. (пассивный словарь); | -реагировать на вопросы: где…? покажи…? - находить фото одного из названных родственников; - находить свое фото. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
3 | Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой. | 1 | - названия любимых игрушек и действия с ними. (пассивный словарь); | - показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
4 | Восприятие и предметная деятельность с звучащей игрушкой. | 1 | -название игрушки и действие с ней. (пассивный словарь); | - следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; -выполнять простые действия с игрушкой; -пытаться звукоподражать | - понимать и выполнять простые инструкции. - использовать простые звукоподражания | ||
5 | Ориентировка на своем лице и на лице куклы. | 1 | - название частей лица: глаза, нос, рот уши, лоб, щеки. | -рассматривать свое лицо в зеркале; -показывать части лица на себе; на кукле. | - использовать зеркало; - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
6 | Ориентировка на себе и на кукле. | 1 | -название частей лица; - название частей туловища; | -определять части тела на себе и на кукле, -показать на себе(на кукле) части тела по их названию ( пассивный словарь) | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений | ||
7 | « Кто Я?» - идентификация себя по полу. | 1 | внешние отличия девочек и мальчиков отличия по виду деятельности, в игре | различать девочек и мальчиков по внешнему виду: одежде, прическе, по видам деятельности, играм и игрушкам. | -выполнять совместные игровые действия | ||
8-9 | Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | - простые движения головы, рук, ног и туловища | -внимательно выполнять движение по подражанию и по образцу | -пользоваться игровыми приемами, -подражать животным. | ||
10 | Выполнение движений и действий по тексту потешек. | 1 | -простые движения: махать руками, разводить руки в стороны, хлопать в ладоши, топать ногами. | -слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений | ||
2-я четверть | 7 | ||||||
11 | Восприятие предметов. Фиксация взгляда на предмете. Слежение за движущимся предметом. | 1 | -правильная реакция на обращение, понятия: медленно, быстро. | - манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина) | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений | ||
12 | Обследование предметов (зрительное, тактильное, слуховое) | 1 | -игрушки резиновые звучащие, их названия (определять, показывать жестами). | -фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет, -действовать с предметами: сжимать, разжимать. | -принятие требований взрослого, как обязательных к выполнению. | ||
13 | Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку. | 1 | -понимать обозначение действий словами с предлогами: «положи в…», «достань из…». | -действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. | -задания на определение пространственного расположения предметов | ||
14 | Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши. | 1 | -понятие величины: «большой-маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | -использование игровых приемов | ||
15 | Нанизывание колец (пирамидка) бочонков. | 1 | -обозначение действий; -цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | -различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя | ||
16 | Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме. | 1 | - понятие величины - «большой- маленький», цвета, формы (круг, квадрат, треугольник) | -использовать предметы разного цвета, величины, формы. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя | ||
17 | Игра «Найди такой же предмет» | 1 | - одинаковые и разные предметы, их названия (пассивный словарь) | -находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию | -соотносить и различать одинаковые и разные предметы. | ||
3-я четверть | 9 | ||||||
18 | Действия с материалами разных поверхностей. | 1 | - названия простых предметов и игрушек (пассивный словарь) | -различать предметы, слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
19 | Комкание и разглаживание бумаги. | 1 | -свойства бумаги: шуршит, из листа собирается в комок . | -комкать бумагу, разглаживать, повторять действие несколько раз. | - показ с инструкцией. | ||
20 | Пересыпание сыпучих материалов. | 1 | - понятия много, мало, столько же, поровну | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | ||
21 | Переливание жидкости. | 1 | - понятия много, мало, столько же, поровну | - выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ||
22 | Вставление вкладышей (стаканчики). | 1 | -понятие величины: «большой- маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | -использование игровых приемов | ||
23 | Нанизывание крупных бусин. | 1 | -понятие «бусы», «бусинка». | - нанизывать бусины на крупную леску, используя последовательные движения | -показ и совместная деятельность | ||
24 | Задание с прищепками. | 1 | -название предметов и обозначение действий с ними | выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету | -совместные игровые действия | ||
25 | Скатывание клубков. | 1 | -свойства клубочка: круглый, катится | - совместно с учителем скатывать клубочек, держать его в руке, | -выполнять действие совместно с учителем | ||
26 | Задание с мячом «Попади в цель». | 1 | . | -игра с мячом | - катать, подбрасывать, отбивать об стол. | -совместные игровые действия | |
4-я четверть | 8 | ||||||
27 | Раскладывание и складывание пирамидки. | 1 | -обозначение действий; -цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | -различать, сравнивать кольца, по величине, цвету. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя | ||
28 | Задание с пуговицами разной величины. | 1 | -размер и цвет пуговиц | -раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету. | -упражнения в компьютерной игре, по заданию учителя. | ||
29 | Завязывание и развязывание узелков. | 1 | -понятие узелок. | завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел. | -показ и совместная деятельность | ||
30 | Шнуровка простая. | 1 | - образец шнуровки | -последовательно выполнять шнуровку | использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений | ||
31 | Задание с лентами. | 1 | - разные по цвету, длине и толщине ленты | -завязывать ленты с помощью учителя на простой узел. | -показ и совместная деятельность | ||
32 | Разборка и сборка игрушек. | 1 | - часть, целое, детали игрушки. | -соотносить действия со словами; -находить нужные детали. | -показ целой игрушки, совместная разборка и сборка | ||
33 | «Домик» - подбор деталей. | 1 | названия игрушки (пассивный словарь) – домик и его части | -собирать домик из отдельных деталей ; | -показ целой игрушки, совместная разборка и сборка | ||
34 | «Змейка» из текстильных отходов изготовление набиванием. | 1 | - понятия «змейка» | -набивать носочек текстилем | -использовать совместные действия «рука в руке». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Индивидуальная рабочая программа по истории 8 кл для дистанционного обучения
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по истории 8 кл для дистанционного обучения может быть использованна при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ...
Индивидуальная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения может быть использованна при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на раз...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи: знакомство с принципами и правилами ор...
Рабочая программа по предметно-практическим действиям
Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование...