Рабочая программа по предметно-практическим действиям
рабочая программа

Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся   осваивает основные навыки, необходимые для  простой  практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

                                 УТВЕРЖДЕНА

приказом № __ от ___________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предметно-практическим действиям

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Классы: 9б

Объём:68 ч.

Учитель: Джанхуватова А.О.

г. Нефтеюганск-2021

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Основные задачи

3

1.2

Основные направления и формы занятий

4

2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

5

3

Календарно – тематическое планирование

7

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

  1. Основные задачи

Программа предназначена для обучающихся 9б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся   осваивает основные навыки, необходимые для  простой  практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.           Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);

Таблица 1

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2021-2022 учебный год.

Ф.И.

Обучающегося

Образовательная  задача

Коррекционно-развивающая задача

Коррекционно-воспитательная задача

1

В.Н.

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. 

Коррекция восприятия пространства и времени.

Сформировать умение подражать действиям, выполняемы взрослым

2

В.Д.

Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога.

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя.

3

Е. Б.

Сформирование и умение понимать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

Сформировать умение при организующей, направляющей помощи выполнить посильное задание от начала до конца. 

4.

З.Ю.

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

5

М. Д.

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

6

Н.А.

Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога.

Сформировать умение последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя.

7

Т.Г.

Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога.

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя.

1.2.   Основные направления и формы занятий.

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

«Действия с материалами»

 Индивидуальная

Личностные

- Осознание себя как ученика

Коммуникативные

  1. -Обращаться за помощью и принимать помощь

-доброжелательно относиться, сопереживать

Регулятивные

-передвигаться п школе, находить свой класс

Слуховое восприятие

-прием «Ответ на вопрос, два вопроса»

-игры: «Что упало?» «У кого колокольчик», «Найди игрушку».

Зрительное
восприятие

- зрительная гимнастика

- игра «Наложенные» изображения

Тактильное  восприятие

- Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые).

-работа с пластилином

-игры с  мозаикой

2

«Действия с предметами»

Индивидуальная

*В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение.

  1. Планируемые результаты реализации программы (коррекционной работы)

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название курса

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Ожидаемые  результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами.

3.  Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

1

Диагностика на начало учебного года: обследование детей

1

2

Диагностика на начало учебного года: обследование детей

1

3

Развитие крупной моторики (упражнения с мячами и кубиками)

1

4

Развитие целенаправленности действий и движений (бросание предметов в цель)

1

5

Формирование чувства равновесия (упражнения на общую моторику)

1

6

Развитие тактильной чувствительности (упражнения с сыпучими материалами)

1

7

Развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)

1

8

Развитие навыков владения письменными принадлежностями

 (карандашом, ручкой)

1

9

Развитие мелкой моторики рук (обводка по трафарету)

1

10

Развитие мелкой моторики рук (штриховка)

1

11

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков)

1

12

Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бусин)

1

13

Определение наощупь величины предмета (дидактическая игра «Чудесный мешочек»)

1

14

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

15

Упражнение в раскатывании пластилина (лепка «Угощение»)

1

16

Покажи такой же

1

17

Игры с мелкой мозаикой

1

18

Работа с бумагой (сгибание)

1

19

Работа с бумагой (сминание)

1

20

Работа с ножницами (разрезание бумаги)

1

21

Работа с ножницами (вырезание из бумаги)

1

22

Формирование ощущений от различных поз тела (дидактическая игра «Море волнуется»)

1

23

Развитие координации движений верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты»)

1

24

Развитие выразительности движений (имитация движений животных)

1

25

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1

26

Выделение формы предмета в пространстве (упражнения на соотнесение предметов с геометрическими фигурами)

1

27

Группировка предметов и их изображений по форме

1

28

Группировка предметов и их изображений по цвету

1

29

Работа с крупным конструктором

1

30

Работа с мелким конструктором

1

31

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

1

32

Различение предметов по величине (упражнения на сравнение)

1

34

Различение предметов по высоте и длине (упражнения на сравнение)

1

35

Различение предметов по ширине и толщине (упражнения на сравнение)

1

36

Различение и обозначение основных цветов

1

37

Различение предметов по цвету (упражнения на сравнение)

1

38

Формирование навыков зрительного анализа, синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 предметов)

1

39

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов

 (дидактическая игра «Сравни предметы)

1

40

Нахождение изменений в предъявляемых материалах (дидактическая игра «Что изменилось?»)

1

41

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

42

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий) (дидактическая игра «Узнай на ощупь»)

1

43

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий) (дидактическая игра «Узнай на ощупь»)

1

44

Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый)  (дидактическая игра «Узнай по вкусу»)

1

45

Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый)  (дидактическая игра «Узнай по вкусу»)

1

46

Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый)  (дидактическая игра «Узнай по вкусу»)

1

47

Развитие обоняния (приятный запах - неприятный) (дидактическая игра «Узнай по запаху»)

1

48

Развитие обоняния (приятный запах - неприятный) (дидактическая игра «Узнай по запаху»)

1

49

Выделение и различение звуков окружающей среды (дидактическая игра  «Узнай на слух»)

1

50

Выделение и различение звуков окружающей среды (дидактическая игра  «Узнай на слух»)

1

51

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей действительности

1

52

Прослушивание музыкальных произведений

1

53

Различение речевых и музыкальных звуков

1

54

Ориентировка на собственном теле (правая/левая рука, правая/левая нога)

1

55

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.)

1

56

Ориентировка в знакомом помещении (школа, группа, класс)

1

57

Определение расположения предметов в знакомом помещении (школа, группа, класс)

1

58

Ориентировка в линейном ряду (первый предмет, последний и т.д.)

1

59

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона, углы)

1

60

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона, углы)

1

61

Составление на листе бумаги комбинаций из плоскостных геометрических фигур и объёмных фигур

1

62

Ориентирование во времени (части суток)

1

63

Развитие временных представлений (упражнения на соотнесение явлений природы и частей суток

1

64

Ориентирование во времени (дни недели)

1

65

Ориентирование во времени (дни недели)

1

66

Ориентирование во времени (времена года)

1

67

Ориентирование во времени (времена года)

1

68

Повторение и закрепление пройденного материала (определение дальнейшего образовательного маршрута)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности

Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на раз...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи:      знакомство с принципами и правилами ор...

Фрагмент рабочей программы по теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Умножение и деление». (6 класс)

Фрагмент структурирования рабочей программы от результатов освоения темы (ООО) (разработано в соответствии с новыми ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практической деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предметно-практической деятельности В 7 КОАССЕ...