Рабочая программа по предметно-практическим действиям
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся осваивает основные навыки, необходимые для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predmetno-prakticheskie_deystviya_d.a.o.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № __ от ___________ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предметно-практическим действиям
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)
Классы: 9б Объём:68 ч. Учитель: Джанхуватова А.О. |
г. Нефтеюганск-2021
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Основные задачи | 3 |
1.2 | Основные направления и формы занятий | 4 |
2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 5 |
3 | Календарно – тематическое планирование | 7 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
- Основные задачи
Программа предназначена для обучающихся 9б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся осваивает основные навыки, необходимые для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);
Таблица 1
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2021-2022 учебный год.
№ | Ф.И. Обучающегося | Образовательная задача | Коррекционно-развивающая задача | Коррекционно-воспитательная задача |
1 | В.Н. | Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. | Коррекция восприятия пространства и времени. | Сформировать умение подражать действиям, выполняемы взрослым |
2 | В.Д. | Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога. | Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя. |
3 | Е. Б. | Сформирование и умение понимать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца. | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). | Сформировать умение при организующей, направляющей помощи выполнить посильное задание от начала до конца. |
4. | З.Ю. | Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). | Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца. |
5 | М. Д. | Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). | Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца. |
6 | Н.А. | Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога. | Сформировать умение последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога. | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя. |
7 | Т.Г. | Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога. | Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя. |
1.2. Основные направления и формы занятий.
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | «Действия с материалами» | Индивидуальная | Личностные - Осознание себя как ученика Коммуникативные
-доброжелательно относиться, сопереживать Регулятивные -передвигаться п школе, находить свой класс | Слуховое восприятие -прием «Ответ на вопрос, два вопроса» -игры: «Что упало?» «У кого колокольчик», «Найди игрушку». Зрительное - зрительная гимнастика - игра «Наложенные» изображения Тактильное восприятие - Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). -работа с пластилином -игры с мозаикой |
2 | «Действия с предметами» | Индивидуальная |
*В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение.
- Планируемые результаты реализации программы (коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
Ожидаемые результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | |||
1 | Диагностика на начало учебного года: обследование детей | 1 | |
2 | Диагностика на начало учебного года: обследование детей | 1 | |
3 | Развитие крупной моторики (упражнения с мячами и кубиками) | 1 | |
4 | Развитие целенаправленности действий и движений (бросание предметов в цель) | 1 | |
5 | Формирование чувства равновесия (упражнения на общую моторику) | 1 | |
6 | Развитие тактильной чувствительности (упражнения с сыпучими материалами) | 1 | |
7 | Развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика) | 1 | |
8 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | 1 | |
9 | Развитие мелкой моторики рук (обводка по трафарету) | 1 | |
10 | Развитие мелкой моторики рук (штриховка) | 1 | |
11 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков) | 1 | |
12 | Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бусин) | 1 | |
13 | Определение наощупь величины предмета (дидактическая игра «Чудесный мешочек») | 1 | |
14 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | |
15 | Упражнение в раскатывании пластилина (лепка «Угощение») | 1 | |
16 | Покажи такой же | 1 | |
17 | Игры с мелкой мозаикой | 1 | |
18 | Работа с бумагой (сгибание) | 1 | |
19 | Работа с бумагой (сминание) | 1 | |
20 | Работа с ножницами (разрезание бумаги) | 1 | |
21 | Работа с ножницами (вырезание из бумаги) | 1 | |
22 | Формирование ощущений от различных поз тела (дидактическая игра «Море волнуется») | 1 | |
23 | Развитие координации движений верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты») | 1 | |
24 | Развитие выразительности движений (имитация движений животных) | 1 | |
25 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 1 | |
26 | Выделение формы предмета в пространстве (упражнения на соотнесение предметов с геометрическими фигурами) | 1 | |
27 | Группировка предметов и их изображений по форме | 1 | |
28 | Группировка предметов и их изображений по цвету | 1 | |
29 | Работа с крупным конструктором | 1 | |
30 | Работа с мелким конструктором | 1 | |
31 | Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | |
32 | Различение предметов по величине (упражнения на сравнение) | 1 | |
34 | Различение предметов по высоте и длине (упражнения на сравнение) | 1 | |
35 | Различение предметов по ширине и толщине (упражнения на сравнение) | 1 | |
36 | Различение и обозначение основных цветов | 1 | |
37 | Различение предметов по цвету (упражнения на сравнение) | 1 | |
38 | Формирование навыков зрительного анализа, синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 предметов) | 1 | |
39 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов (дидактическая игра «Сравни предметы) | 1 | |
40 | Нахождение изменений в предъявляемых материалах (дидактическая игра «Что изменилось?») | 1 | |
41 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | |
42 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий) (дидактическая игра «Узнай на ощупь») | 1 | |
43 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий) (дидактическая игра «Узнай на ощупь») | 1 | |
44 | Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) (дидактическая игра «Узнай по вкусу») | 1 | |
45 | Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) (дидактическая игра «Узнай по вкусу») | 1 | |
46 | Развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) (дидактическая игра «Узнай по вкусу») | 1 | |
47 | Развитие обоняния (приятный запах - неприятный) (дидактическая игра «Узнай по запаху») | 1 | |
48 | Развитие обоняния (приятный запах - неприятный) (дидактическая игра «Узнай по запаху») | 1 | |
49 | Выделение и различение звуков окружающей среды (дидактическая игра «Узнай на слух») | 1 | |
50 | Выделение и различение звуков окружающей среды (дидактическая игра «Узнай на слух») | 1 | |
51 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей действительности | 1 | |
52 | Прослушивание музыкальных произведений | 1 | |
53 | Различение речевых и музыкальных звуков | 1 | |
54 | Ориентировка на собственном теле (правая/левая рука, правая/левая нога) | 1 | |
55 | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.) | 1 | |
56 | Ориентировка в знакомом помещении (школа, группа, класс) | 1 | |
57 | Определение расположения предметов в знакомом помещении (школа, группа, класс) | 1 | |
58 | Ориентировка в линейном ряду (первый предмет, последний и т.д.) | 1 | |
59 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона, углы) | 1 | |
60 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона, углы) | 1 | |
61 | Составление на листе бумаги комбинаций из плоскостных геометрических фигур и объёмных фигур | 1 | |
62 | Ориентирование во времени (части суток) | 1 | |
63 | Развитие временных представлений (упражнения на соотнесение явлений природы и частей суток | 1 | |
64 | Ориентирование во времени (дни недели) | 1 | |
65 | Ориентирование во времени (дни недели) | 1 | |
66 | Ориентирование во времени (времена года) | 1 | |
67 | Ориентирование во времени (времена года) | 1 | |
68 | Повторение и закрепление пройденного материала (определение дальнейшего образовательного маршрута) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на раз...
Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи: знакомство с принципами и правилами ор...
Фрагмент рабочей программы по теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Умножение и деление». (6 класс)
Фрагмент структурирования рабочей программы от результатов освоения темы (ООО) (разработано в соответствии с новыми ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практической деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практической деятельности В 7 КОАССЕ...