Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР
методическая разработка на тему
Данная методика поможет учителям-логопедам и дефектологам осуществить оценку состояния письменной речи учащихся знаковыми математическими средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otsenki_sostoyaniya_pismennoy_rechi.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР
Автор: Пальцева Г.Л. -учитель-логопед школы № 59
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Состояние письменной речи учащихся старших классов школы VII вида можно оценить исходя из результатов написания слухового диктанта взятого из учебно-методического пособия под редакцией Н.Н.Яковлевой.[1] Это наиболее информативный вариант исследования. С списыванием текста учащиеся старших классов, как правило, справляются успешно.
Для оценки успешности написания диктанта предлагается применить балльную систему (таблица 1), основанную на методике Т.А Фотековой.[2]
Таблица 1.
Оценка успешности написания слухового диктанта
Балл | Количество ошибок | Балл | Количество ошибок |
5 | 0 | 2 | 6 |
4,5 | 1 | 1,5 | 7 |
4 | 2 | 1 | 8 |
3,5 | 3 | 0,5 | 9 |
3 | 4 | 0 | 10 и больше |
2,5 | 5 |
Балл каждого учащегося можно перевести в процентное выражение, приняв 5 баллов за 100 %. Далее полученный балл или процент успешности каждого учащегося соотносится с одним из уровней успешности грамотного овладения письменной речью:
- 5 уровень (высокий) - 4,5-5 баллов (90-100%);
- 4 уровень (средний) - 3,5-4 балла (70-80%);
- 3 уровень (ниже среднего) - 2,5-3 балла (50-60%)
- 2 уровень (низкий) - 1,5-2 балла (30-40%)
- 1 уровень (очень низкий) - 0,5- 1 балл (10-20%)
- 0 уровень (самый низкий) - ниже 0,5 балла. (ниже 10%)
Затем вычисляется процентное количество учащихся успешно (V, IV, III уровни) и неуспешно (II, I, 0 уровни) справившихся с заданием. Общее количество учащихся в классе принимается за 100%.
Усреднённые результаты исследования сводятся в таблицу 2.
Таблица 2..
Динамика коррекции письменной речи у учащихся с ЗПР *
Наименование показателя | Уровни успешности | |||||||||||
V | IV | III | II | I | 0 | |||||||
4,5-5 баллов ( 90-100%) | 3,5-4 балла ( 70-80%) | 2,5-3 балла ( 50-60%) | 1,5-2 балла ( 30-40%) | 0,5-1 балл (10-20%) | ниже 0,5 балла (0%) | |||||||
На-чало года | Ко- нец года | На-чало года | Ко- нец года | На-чало года | Ко- нец года | На-чало года | Ко- нец года | На-чало года | Ко- нец года | На-чало года | Ко- нец года | |
20__/20__ уч.г. ( 6 класс, всего -10 чел) | ||||||||||||
Количество учащихся | 1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 0 | 2 чел. | 2 чел. | 0 | 2 чел. | 0 |
10% | 20% | 30% | 40% | 20% | 20% | - | 20% | 20% | - | 20 % | - | |
Средний % успешности | 90% | 95 % | 76,7 % | 75 % | 55% | 60% | - | 35% | 20% | - | 0% | 0% |
* Пример заполнения таблицы.
Пример вычисления среднего процента успешности 4 учащихся (IV уровень, конец уч.года):
1) 4 (балла) +3,5 (б.) +3,5 (б.) + 4(б.) =15 (б.)
2) 15 (б.) : 4 (чел)=3,75 (б.)
3) 3,75 (б.) :5 (б.) *100 = 75 (%)
Проанализируем данные, приведённые в таблице 2.
В начале года 6 (60%) учащихся написали диктант успешно, а в конце года уже 8 (80%). Количество успешно написавших увеличилось на 20 %. В начале года 4 (40 %) учащихся написали диктант неуспешно, а в конце года только 2 (20 %) учащихся. Количество неуспешно написавших уменьшилось на 20 %.
Данная методика может быть применена и к другим видам письменных заданий: списывание, сочинение, изложение.
Для более глубокого исследования письменной речи учащегося, все ошибки, допущенные в работе, можно разделить на дисграфические и дизорфографические, дисграфические рассортировать по видам дисграфии и при помощи методики, представленной выше, вычислить процент успешности преодоления конкретных дисграфических или дизорфографических проявлений.
Литература:
1.Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. -СПб.: «КАРО», 2008.
2.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение состояния письменной речи у учащихся начальной школы
В работе представлен материал по вопросу изучения состояния письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ, подробно рассмотрены приемы и методы исследования состоян...
Методика формирования самостоятельной письменной речи.
Презентация по материалам книги Е.Н. Российской "Формирование самостоятельной письменной речи."...
Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...
Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В статье рассматриваются различные методы, приемы и подходы к обучению иноязычной письменной речи на старшем этапе. Обучение написанию творческих произведений обеспечивает коммуникативность в учебной,...
Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...