Методика формирования самостоятельной письменной речи.
презентация к уроку по теме
Презентация по материалам книги Е.Н. Российской "Формирование самостоятельной письменной речи."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_noyabr_2009.ppt | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Письмо и самостоятельная письменная речь, являясь базой всего дальнейшего обучения, вызывают затруднения у значительной части младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
Тема эксперимента: Формирование самостоятельной письменной речи у учащихся 3 – 4 классов, имеющих речевые нарушения.
Цель эксперимента : Формирование самостоятельной письменной речи у учащихся 3 – 4 классов, имеющих речевые нарушения.
Задачи. I этап (2008 – 2009 учебный год): Выявление симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи; Выявление уровня готовности учащихся к овладению письменно – речевой деятельностью, а также самостоятельной письменной речью; Выявление резервных возможностей учащихся при овладении навыками изложения собственных мыслей в письменной форме; Создание предпосылок адекватных уровню психо – речевого развития учащихся и базовой функциональной готовности, необходимых для построения самостоятельного письменного высказывания.
II этап (2009 – 2010 учебный год): Совершенствование функциональных возможностей и навыков операционально –деятельностных компонентов письменной речи у учащихся 3 – 4 классов с нарушением речи; Совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
Цель: Выявление уровня готовности детей к овладению письменно – речевой деятельностью, а также собственно самостоятельная письменная речь учащихся. Задачи: Проанализировать особенности самостоятельных письменных высказываний учащихся; Описать типологию ошибок; Выявить причины затруднений и нарушений в порождении письменного текста.
Итоговая оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащихся. Учащихся экспериментальной группы.
Выводы. Сформированность операциональной структуры письменной речи повысит уровень оформления и порождения высказывания. Для формирования навыков построения связного письменного высказывания имеют первостепенное значение три факта: устно – речевые, операционально – деятельностные компоненты письменной речи функциональная база
Принципы организации обучения Принцип системности в обучении. Наглядности и доступности материала. Принципы логопедического воздействия и анализа речевых нарушений. Принципы коррекционной педагогики. Методический принцип последовательного формирования письменно – речевой деятельности.
Структура методики обучения. 1 уровень. Пропедевтико – ориентировочный. пропедевтический блок ориентировочный блок 2 уровень. Основной. базовый блок промежуточный блок продвинутый блок 3 уровень. Заключительный. контрольный блок итоговый блок
Цель пропедевтического блока: подготовка детей к обучению. Приемы работы: Составить подписи к картинкам; Списать предложение, закончить его одним словом (методика Эбингауза); Отгадать загадки с последующей записью отгадок.
Цель ориентировочного блока: обучение детей включению в систему требований методики. Ребенку предлагается: Прочитать трехбуквенное слово; Отстукать количество букв слова; Составить схему; Записать это слово. Затем ребенку предлагается слово из 4 -6 букв; Затем пары лексем из трех букв («Пел чиж»), задание постепенно усложняется до 6 букв в слове.
Базовый блок. Приемы работы: Прием составления устного рассказа по памяти, используя вопросы. Прием «Замена лексемы - 1». Прочитай предложение. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. На данном этапе детей обучают составлению графических и вербальных моделей анализируемых текстов. Прием «Текстовая компрессия – 1».
Промежуточный блок. Приемы работы: Восстановление деформированного текста; Прием «Замена лексемы - 2»; Прием «Орфорграфический поиск - 1» - слово с ошибкой подчеркивается, а ребенок исправляет ее сам; Прием «Текстовая компрессия - 2».
Продвинутый блок. Приемы работы: Прием «Наложение перцептивных полей». Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается постукиванием карандаша. Дети должны сосчитать число ударов, запомнить его, а затем записать предложение. Прием «Распространение текста»;
Контрольный блок. Приемы работы: Выполнение речевой разминки, орфографической и лексической подготовки, написание сочинений и изложений при помощи учителя – логопеда.
Итоговый блок. Приемы работы: Выполнение речевой разминки, орфографической и лексической подготовки, написание сочинений и изложений самостоятельно, без помощи учителя – логопеда.
Методика позволила : Оценить актуальный уровень речевой готовности и отдельных ее компонентов (операционального, функционального и устно - речевого); Выявить резервные возможности учащихся и симптомы нарушения операций и функций, наиболее ответственных за развитие письменной речи; Осуществить пропедевтику нарушений письменно – речевой деятельности на разных этапах ее становления; Охарактеризовать особенности построения письменного выказывания данной категории школьников; Наметить основные методы и приемы предупреждения нарушений сложных форм письменно – речевой деятельности.
Предполагаемый результат эксперимента. Составить дифференцированную программу поуровневого формирования навыков самостоятельной письменной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида
Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Системы упражнений англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.
В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – ...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР
Данная методика поможет учителям-логопедам и дефектологам осуществить оценку состояния письменной речи учащихся знаковыми математическими средствами....
Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...
Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др
Обучение немецкому языку направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В статье рассматриваются различные методы, приемы и подходы к обучению иноязычной письменной речи на старшем этапе. Обучение написанию творческих произведений обеспечивает коммуникативность в учебной,...