Развитие творческих способностей – один из способов социальной адаптации детей с двигательной патологией
статья на тему

Горб Елена Павловна

О реабилитации больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Развивать детские способности – это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Социальная адаптация – это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни. Это создание очагов социальной жизни, где люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь.  Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной дезадаптации. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач, которая стоит перед педагогами нашей школы №47. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СоциальнОЙ адаптациИ детей с двигательной патологией.

Горб Елена Павловна (5738365@mail.ru)

Шпехт Ирина Александровна (i.shpeht@yandex.ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VI вида № 47

(ГБОУ СКОШ № 47 ЗОУОДО г. Москвы)

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.                                                  
                                                     В.А. Сухомлинский.

Все люди мечтают о счастливой судьбе - об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний - утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Ребенок - это развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Семья в одиночку, не готова к тому, чтобы воспитывать полноценную личность, и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. «Особый» ребенок ограничен в свободе и социальной значимости. У него есть высокая степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Основная задача помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - создать такое реабилитационное пространство, где каждый ребенок сможет освоить основные виды деятельности: игровую, познавательную, коммуникативную, трудовую, т.е. то, без чего не может состояться личность.

Задумывались ли вы над тем, что чувствуете, когда видите ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Самый распространенный ответ – жалость. Но этим детям нужна не жалость, а наша помощь. Общество должно обеспечить людей с ограниченными возможностями доступной средой обитания. Им нужен мир во всех его проявлениях, чтобы чувствовать себя личностью, чтобы иметь возможность реализовать себя, раскрыть свои таланты. Эти дети не просто нуждаются во внимании, они хотят быть нужными нам, здоровым. Они хотят быть полноправными членами общества.

В силу особенностей здоровья и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, им необходима профессиональная помощь специалистов. И эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

Как известно, реабилитация больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата должна начинаться еще с родильного дома. Дальнейшее освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений должно продолжаться в специальных учреждениях (школах-интернатах, техникумах, ВУЗах и др.), где разработка мер основывается на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Наша школа относится к такого типа образовательным учреждениям. Это специальная коррекционная общеобразовательная школа VI вида № 47 при Научно-практическом центре (НПЦ) детской психоневрологии города Москвы.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной дезадаптации. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач, которая стоит перед педагогами школы №47. Мы стараемся сформировать способность к самостоятельной социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации и общественной интеграции. Обычно, у детей, приходящих в школу, отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. У них повышена возбудимость, они чрезмерно чувствительны, беспокойны, пассивны, излишне расторможены или безынициативны. Такие дети не имели до поступления в школу возможности полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены. Многие не приучены к общению со сверстниками, проявляют замкнутость, робость. Но дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на полноценную жизнь. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям. Цель нашей работы: открыть детям, имеющим инвалидность, широкие просторы для развития их потенциальных талантов, помочь им активно участвовать во всех аспектах жизни общества. В связи с этим мы помогаем детям, обучающимся в нашей школе, попробовать себя в различных видах творчества, даём возможность раскрыть свой талант, тот талант, который живет в каждом, как непреложная истина.

Вообще вся воспитательная работа нашей школы очень многогранна. Это и духовно-нравственное, эстетическое, правовое и т.д. направления. Но главное в нашей работе – воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. Это основа всех основ, база социальной адаптации любой личности – здоровой и тем более больной.

Социальная адаптация – это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни. Это создание очагов социальной жизни, где люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь. Они имеют право на посещение театров, музеев, концертов, на собственную творческую деятельность. В связи с гигиеническими требованиями больницы у нас нет возможности посещения школьниками городских культурных заведений. Поэтому педагоги создают все условия для того, чтобы дети, находящиеся на лечение в НПЦ детской психоневрологии и соответственно обучающиеся в нашей школе, смогли проявить и реализовать свои творческие способности, причем сделать это в короткий промежуток времени (период лечения в среднем составляет 3-4 недели, затем ребенок выписывается).

Способность к творчеству присуща каждому человеку. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Почему же потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными. Дело в том, что умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения учителя организовать ее. Причем педагогу необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и сам вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Практика показывает, что развивать способности – это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности ребёнка проявляются, формируются, развиваются, расцветают в действии и гибнут в бездействии. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. ребята взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества.

4. Мотивация задания.

5. Непрерывность творческого процесса.

Эмоциональная сфера современных малышей с ограниченными возможностями здоровья развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию. Уроки и внеурочные мероприятия в нашей школе немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности.

Все виды работ, которые проводятся в нашей школе, учат мечтать и действовать, углубляют общенаучные и специальные знания, развивают кругозор учащихся, выявляют разнообразные творческие способности, дарование, воспитывают творческую инициативу и самостоятельность, помогают воспитывать интерес к профессии, любовь к творческому труду.

Для развития творческих способностей наших ребят мы используем различные формы массовой работы: тематические вечера, конкурсы, встречи с интересными людьми, беседы по профессиональной ориентации, выставки, открытые классные часы.

Целью тематических вечеров является закрепление и углубление знаний учащихся, знакомство с достижениями науки и техники, с передовыми методами труда, изучение наследия прошлого. Это могут быть лекции, доклады, отдельные небольшие выступления. Все сообщения сопровождаются демонстрацией видеофильмов, плакатов, презентаций. К мероприятиям оформляются выставки рисунков и творческих работ учащихся, альбомы, модели, фотостенды и т.п.

Воспитательные мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности максимально возможное количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика. Всё это позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки.

Воспитательные мероприятия влияют на общественное мнение, приобщают к жизни коллектива, формируют его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. Каждое мероприятие ведёт школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

В школе сложилась традиционная система коллективных творческих дел: «День знаний»; «День Учителя»; «День Матери»; литературные праздники; праздник, посвящённый Международному женскому дню 8 марта; вахта памяти ко дню Победы - мероприятия, ставшие настоящими праздниками, как для участников, так и для зрителей.

Все проведённые мероприятия способствуют проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности. В ходе подготовки и проведения коллективного творческого дела укрепляется содружество между педагогами и учащимися. Ребята проявляют такие качества, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, причём проделать это в максимально короткий срок. Ученики демонстрируют высокую степень заинтересованности, инициативности и творчества, эмоциональности. В результате подготовки и проведения праздника наши дети не только развивают свои социальные способности, но и начинают чувствовать себя частью человечества, что абсолютно необходимо для разворачивания скрытого потенциала развития. Мы учим детей общаться друг с другом. Для того чтобы общение состоялось, необходимо желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить  или  поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи.  Мы учим и этому наших детей - уметь правильно реагировать на  поступки других, дифференцировать их, и  проявлять  своевременно, адекватно своё эмоционально-нравственное поведение. Всё это способствует сплочению коллектива. Дети (особенно обучающиеся на дому) ощущают себя в новом качестве: они впервые вступают в социум, впервые подчиняют свои мысли, эмоции ученическому сообществу, впервые становятся членами коллектива.

Школьный учитель тонко чувствует своих учеников, бережно поддерживает их, когда они делают свои первые шаги в этот разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Если добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то его духовная жизнь станет более полной. И каждый раз вместе с детьми мы радуемся их маленькой победе: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Девизом нашей работы стали слова М.Горького: «Поверьте ребенку, и он покажет себя с лучшей стороны». Чтобы по-настоящему помочь детям, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Также мы учитываем и то, что педагогическая деятельность более эффективна, если она осуществляется в сотрудничестве с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и педагоги становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Мы очень благодарны всем, кто оказывает помощь в подготовке и проведении праздников, и всегда отмечаем участников памятными подарками и сладкими призами.

«Общешкольные мероприятия стали традиционными в нашей школе, и все больше детей с ограниченными возможностями получают возможность реализовывать свои таланты, – говорит Родак Елена Владимировна, директор школы. – Их творчество – это способ духовного обогащения, наша польза и наше удовольствие».

Работа по развитию творческих способностей учащихся – это и важнейшее средство профориентации. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет человеку быстрее адаптироваться в обществе. Мы даём возможность каждому ученику обрести себя, создаём условия для творческого роста и развития. Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность любой трудовой деятельности. За время работы с нашими детьми мы сделали вывод: нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть. Как результат работы  следует считать то, что наш ученик Назаров Максим Сергеевич, окончив в 2007 году МГПУ с красным дипломом, с мая 2006 года работает в нашей школе №47 учителем английского языка. «Осуществилась моя мечта – помогать «братьям по несчастью». Хочу, чтобы дети, страдающие тяжелым недугом, не отчаивались, получали образование и находили своё место в жизни» - говорит Максим.

Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. Многие из учеников нашей школы, окончив такие ВУЗы как: МГИМО, РУДН, медицинская академия, МИРЭА, педагогические университеты и др., в настоящее время работают по специальности.

О социализации человека в школьные годы можно сказать словами В.Г. Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самими собой, с окружающей жизнью, с обществом.

В конечном счете, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (врачами или парикмахерами и п.п.), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

Список используемой литературы.

  1. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Изд-во Всероссийского общества инвалидов, 1995.

  1. Вовлечение молодежи в деятельность по решению социальных задач: город равных возможностей. М.: РООИ «Перспектива», 2001.

  1. Дименштейн Р., Заблоцкис Е., Кантор П., Ларикова И. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее. М.: Теревинф, 2010.

  1. Если ваш ребенок не такой, как другие… Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. О.И. Волжиной. М.: НИИ семьи, 1997.

  1.  Зотова Е.П. «Особые школьники». О проблемах реабилитации детей-инвалидов: дискуссия. Русский инвалид. – 1999. - № 5.

  1. К независимой жизни. Книга для людей с инвалидностью, организаций и специалистов, работающих в области проблем инвалидности. М.: РООИ «Перспектива», 2001.

  1. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами. 2004.

  1. От реабилитации души к общей реабилитации: Сборник статей культурно-творческой интеллигенции инвалидов. М., 2003.

  1. Сборник. Жить инвалидом, но не быть им. Редактор-составитель: Л.Л. Коноплина, Екатеринбург, 2000.

  1. Селигман М. Обычные семьи, особые дети: (пер. с англ.) / Селигман М., Дарлинг Р. - Изд. 2-е. – М.: Теревинф, 2009.

  1. Степанов В. Здесь согреваются сердца. Опыт работы дома-интерната с умственно-отсталыми детьми. Голос. – 1998. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи....