Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Морские обитатели" с воспитанниками старшей группы с ЗПР
план-конспект занятия на тему
Занятие направлено на обобщение и автоматизацию знаний детей о морских обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskie_obitateli.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Лексическая тема: «Морские обитатели».
Цель: обобщение и систематизация знаний и представлений детей о морских обитателях.
Задачи:
- активизация номинативного словаря по теме «Морские обитатели»: дельфин, медуза, кит, акула, осьминог, черепаха;
- развитие адъективного словаря: зубастая, злая, хищная, опасная, медлительная, прозрачная, водоплавающая, желеобразная;
- развитие умения подбирать слова – антонимы;
- развитие умения изменять имена существительные по числам;
- побуждение детей использовать в своей речи простые и сложные предложения;
- развитие связной речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие общей и мелкой моторики;
- воспитание умения внимательно слушать педагога;
- воспитание умения выполнять задание по инструкции.
Оборудование: аудиозапись «Шум морского прибоя», «Крик дельфинов»; воздушный шар «Дельфин»; предметные картинки с изображением: дельфина, акулы, кита, черепахи, медузы, осьминога; компьютерная презентация «Скажи наоборот», компьютерная презентация «Один – много», медали с символом дельфина по количеству детей.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Организационный момент.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте с вами поздороваемся «Здравствуйте, ребята» (Здравствуйте).
Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».
- Ребята, прислушайтесь! Что это за шум? (Это шум моря). Правильно, это шумит море.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю. Во время путешествия мы будем выполнять задания, преодолевать препятствия, которые для нас приготовили обитатели моря. Садитесь на стулья (Дети садятся на стулья полукругом перед доской).
II. Основная часть:
1. – Вместе с нами будет путешествовать по морю Дельфин.
Логопед берет воздушный шар «Дельфин» и размещает его рядом с детьми.
- В подводном царстве живет очень много обитателей водного мира. Дельфин хочет познакомить вас со своими друзьями. Послушайте загадки и угадайте, про кого они.
Эта рыба – хищник злой.
Всех проглотит с головой.
Зубы, показав, зевнула
И ушла на дно … (акула)
На доску вывешивается предметная картинка с изображением акулы.
- Правильно. Это акула.
- Посмотрите, что мы можем сказать про акулу? Какая она? (Акула зубастая, акула злая, акула большая, акула хищная, акула опасная).
- Угадайте следующую загадку.
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живет на свете … (кит)
На доску вывешивается предметная картинка с изображением кита.
- Правильно. Это кит.
- Посмотрите, что мы можем сказать про кита? Какой он? (Кит большой, кит добрый, кит длинный, кит синий).
- Ребята, а вы знаете, что в морях и океанах живут не только рыбы, но и другие существа? (Да).
- Попробуйте угадать, с кем еще дружит наш гость – Дельфин.
Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для нее родней –
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха
Кто – эта крепость? … (черепаха)
На доску вывешивается предметная картинка с изображением черепахи.
- Правильно. Это черепаха.
- Всем вам знакомы черепахи. Но есть черепахи, которые живут на суше, а есть такие, которые очень любят плавать, поэтому они живут в воде. И называются «водоплавающие». Повторите (водоплавающие).
- А какой отличительный признак есть у черепахи? (У черепахи есть панцирь).
- А что мы можем сказать про черепаху? Какая она? (Черепаха большая, черепаха добрая, черепаха медленная, черепаха водоплавающая).
- Молодцы. Следующая загадка.
Плывет прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте».
Ручки у нее и пузо,
А зовут ее … (медуза)
На доску вывешивается предметная картинка с изображением медузы.
- Правильно. Это медуза.
- Медузы внешне напоминают колокол или зонтик. Медуза в основном состоит из воды, поэтому она может жить только в воде. Если волна выкинет медузу на берег, то она под лучами солнца может погибнуть.
- Что мы можем сказать про медузу? Какая она? (Медуза прозрачная, медуза скользкая, медуза желеобразная).
- Молодцы. Попробуйте отгадать еще одного обитателя водного мира, с которым дружит дельфин.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог)
На доску вывешивается предметная картинка с изображением осьминога.
- Правильно. Это осьминог.
- Что мы можем сказать про осьминога? Какой он? (Осьминог большой, осьминог добрый, осьминог сильный).
2. - Вот вы и познакомились с друзьями нашего Дельфина. Давайте теперь посмотрим, что общего у всех рыб?
На доске остаются предметные картинки: акула, дельфин, кит.
- Какие части тела есть у всех рыб? (У всех рыб есть голова, у всех рыб есть хвост, у всех рыб есть туловище, у всех рыб есть плавники, у всех рыб есть глаза и т.д.)
3. Физ. минутка.
Инсценирование текста.
Я прошу вас тихо встать,
Что скажу, то выполнять.
Руками к солнцу потянулись,
До земли рукой коснулись,
Вправо, влево наклонились,
На носочках покружились.
И как рыбки поплывем,
Каждый домик свой найдем.
4. – А сейчас Дельфин предлагает поиграть вам в игру «Скажи наоборот».
На экране появляется презентация.
Это кит большой, а этот кит … (маленький)
Эта рыбка длинная, а эта рыбка … (короткая)
Этот маяк низкий, а этот маяк … (высокий)
Эта река узкая, а эта река … (широкая)
Эта удочка короткая, а эта удочка … (длинная)
- Молодцы, ребята, Дельфину понравилось, как вы отвечали.
5. – Друзья Дельфина тоже приготовили для вас игру «Один – много».
Вы уже знаете, как каждый обитатель моря называется отдельно. А знаете ли вы, как правильно их называть, если они плывут целой семьей, стаей?
На экране появляется презентация.
Акула – акулы
Дельфин – дельфины
Кит – киты
Черепаха – черепахи
Медуза – медузы
Осьминог - осьминоги
6. Физ. минутка.
Инсценирование текста.
Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
7. Играет аудиозапись «Крик дельфинов».
– Ребята, послушайте, чей это голос мы слышим в море? (Это дельфин).
- Правильно, давайте пройдем, сядем на стулья и узнаем, что говорит дельфин. (Дети садятся на стулья).
- Дельфин предлагает вам составить рассказ о нем или его друзьях – морских обитателях. А поможет вам в этом наглядный план, который вы видите на экране. На экране появляется наглядный план.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Молодцы. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, где мы сегодня путешествовали вместе с дельфинами? (В подводном царстве).
- С кем мы познакомились? (Мы познакомились с обитателями моря).
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Оценка деятельности детей.
- Вы все молодцы, хорошо занимались, все старались. Гость нашего занятия – Дельфин вами очень доволен, ему понравилось, как вы себя вели, как отвечали и занимались. Дельфин хочет подарить вам символы подводного царства. (Каждому ребенку выдается символ подводного царства – дельфин).
- До свидания. (До свидания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект фронтального логопедического занятия с элементами логоритмики с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Целью занятия является координация речи с темпом и ритмом движения....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х
Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"
Цель данного занятия: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М"....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР в старшей группе.
С чего начинать работу с детьми ТНР? Конечно, с развития фонематического слуха и восприятия. Для того, чтобы занятия были эффективными и интересными, следует использовать природные и нетрадиционные ма...