Домашние задания для родителей направленные на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
методическая разработка по теме
Данный материал поможет закрепить в домашних условиях навыки звуко-буквенного анализа ,полученные ребенком на логопедичсеких занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki-bukvy.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания
по развитию навыков звуко - буквенного анализа
у детей дошкольного возраста
Тема: Предложение
Закрепите правило: предложения состоят из слов.
Каждое слово в предложении схематично обозначают линией.
В предложении есть начало и конец.
Первое слово – начало предложения – обозначаем
В конце ставим точку.
Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке.
Образец схемы предложения нарисован в тетрадке ребенка ( №1)
2. Составить рассказ о любимой игрушке. Записать предложения с помощью схем.
Тема: Слово, слог, ударение
1.Предложения состоят из слов.
Слова делятся на слоги.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится с силой и длительно.
Ударение помогает различать слова.
2. Проговорите дома слова и сосчитайте хлопками количество слогов:
градусник, милиционер, температура.
3. Составьте вместе с ребенком графическую схему предложений.
Дети
Дети учатся.
Дети учатся читать.
4. Придумайте 5 слов, которые состоят из 2 и 3 слогов.
5. Нарисовать в тетради бордюры.
6. Наклеить картинки, названия которых состоят из 2 слогов. Составить с этими словами предложения
Памятка-задание для родителей
Тема: Звук. Звуки гласные и согласные
- Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
- Эвуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно, они поются и тянуться. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э,О.
- Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, мягкие и твердые.
- Гласные звуки обозначаем красными квадратиками, а согласные синими.
1. Наклеить картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. Составить с ними предложения.
2. Придумайте 5 слов, которые состоят из 1, 2 и 3 слогов.
Определите, какой первый звук в слове – гласный или согласный.
3. Дорисовать узор в тетради.
4. Игра «Геометрический квадр Нарисовать в верхнем левом углу – треугольник, посередине – круг, в нижнем правом углу – овал, в левом нижнем углу – квадрат, верхнем правом – прямоугольник.
5. Нарисовать в верхнем правом квадрате – 1, в нижнем левом – 5, в среднем центральном – 9, в верхнем левом – 7, в нижнем правом – 2, под 1 – 6, над 5 – 3, справа от 7 – 4, слева от 2 -8.
Задание – памятка для родителей
Тема: Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
Звонкие согласные напоминают чем-то звучание колокола, а глухие произносятся приглушенно.
Если при произнесении согласных звуков ладонь положить на горлышко и оно вибрирует (дрожит), значит это звук звонкий, если нет – глухой.
- Придумать и записать в тетрадь 5 слов, начинающихся звонким согласным и 5 слов – глухим согласным. Составить с этими словами предложения и записать в тетрадь.
- Дорисовать строчку в тетради.
- Игра «Геометрический квадрат»
Начертите в тетради аналогичный квадрат, и продиктуйте задание ребенку. Нарисовать в верхнем левом углу – треугольник, посередине – круг, в нижнем правом углу – овал, в левом нижнем углу – квадрат, верхнем правом – прямоугольник
Тема: Мягкие и твердые согласные
Согласные звуки различаются по твердости и мягкости. Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными квадратиками, твердые согласные – синими.
- Игра «Скажи ласково»
Например: комар-комарик
Шар- нос- глаз-
дом- лоб- сад-
кот- стул- вода-
рот- стол- волос-
- Придумайте 5 слов, которые состоят из 2 и 3 слогов. Определите, какой по звучанию первый звук в каждом слове – мягкий или твердый.
- Составьте предложения к схеме.
___________.
___________ __________.
___________ __________ __________.
- Дорисовать строчку в тетради (ребенку предлагается образец геометрического орнамента)
Тема: Звук А. Буква А, а
- Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуком А, запишите их в тетрадь.
Составьте с этими словами предложения.
- Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звук А
- Печатание буквы в тетради
Тема: Звук У. Буква У, у
- .Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуком У, запишите их в тетрадь.
Составьте с этими словами предложения.
- Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук У
- Печатание буквы в тетради
Тема: Звуки А, У. Буквы А, а. У, у
1. Вместе с ребенком подберите по 5 слов со звуком А и У, запишите их в тетрадь. Составьте с этими словами предложения.
2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звуки А, У.
3. Выполните звукобуквенный анализ: АУ, УА
Например: АУ – первый звук А, он гласный обозначается красным цветом, второй звук У – гласный, обозначаем красным цветом.
- Печатание буквы в тетради.
Тема: Звук И. Буква И, и
1.Вместе с ребенком подберите слова со звуком И, запишите их в тетрадь.
2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук И.
3. Чтение звукокомплексов: АУИ, УАИ, ИАУ, ИУА, УИА. УАИ
4. Печатание буквы в тетради
Тема: Звуки О, И, Ы. Буквы О, о. И, и, ы
1. Вместе с ребенком подберите слова со звуками О, И, Ы. Запишите их в тетрадь.
2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звуки О, И, Ы.
3. Чтение и выполнение звукобуквенного анализа звукокомплексов: ИАО, АУИ, ОУА, У АЫ. Например: звукосочетание АОИ - обозначается
4. Печатание в тетради.
Тема: Звук Ы. Буква Ы
1. Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуком Ы, запишите их в тетрадь.
2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук Ы. Например ( дым, усы, губы, киты).
3. Чтение звукокомплексов: АУЫ, ИОЫ, АУЫИ, АУИОЫ
4. Печатание в тетради.
Тема: Звуки М, МЬ. Буква М, м
1. Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуками М и Мь, составьте с ними предложения и запишите в тетрадь.
2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки М, МЬ .
3. Чтение и печатание в тетради слогов:
АМ, ОМ, УМ, ЫМ, МО, МУ, МЫ
(интервал между слогами 2 клетки).
Тема: Звуки Х, ХЬ. Буквы Х, х
1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки Х и Хь.
2. Выполнить звуковой анализ слов: МОХ, УХА
Например: УХО
3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов: АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХО, ХУ, ХА, МУХА. (интервал между слогами 2 клетки).
Тема: Звуки П. ПЬ. Буквы П, п
1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки П и Пь.
2. Выполнить звуковой анализ слов: ПУХ, ПАПА.
3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов:
АП, ОП, УП, ЫП. ПА, ПО. ПУ, ПЫ, ПУХ, ПАПА
(интервал между слогами 2 клетки).
Тема: Звуки Т, ТЬ. Буквы Т, т
1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки Т и Ть.
2. Выполнить звуковой анализ слов: ТАК, УТКА, КОТ, ТОК.
3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов:
АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТОМ, ТАМ, ТУТ, ХАТА.
(интервал между слогами 2 клетки.
Тема: Звуки К, КЬ. Буквы К, к
1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки К и Кь.
2. Выполнение в тетради звукового анализа слов: КИТ, МАК, МУКА.
3.Чтение и печатание в тетради слогов и слов: АК, ОК, УК, ЫК, КА, КО, КУ, КЫ, КОТ, КАК, КТО.
(интервал между слогами 2 клетки
Тема: Звуки С, СЬ. Буквы С, с
- Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки С и Сь.
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов: СОК, САМ, ОСЫ, СУП, СИМА.
- Напечатать под диктовку:
АС, ОС, УС, ЫС, СА, СО, СУ, СЫ, СОК, УСЫ, СОМ, СОТЫ, ОСЫ
(интервал между слогами 2 клетки
Тема: Звуки З, Зь. Буква З
- Печатание буквы в тетради.
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Зубы ваза коза зима обоз
- Напечатать под диктовку
Зубы козы база забота
У Зины заноза.
Вот у козы зубы.
У папы два туза.
Тема: Звуки Н, НЬ. Буквы Н, н
1. Напечатать в тетради буквы Н, н
2. Напечатать предложение: У Наты ноты.
Запомнить правило:
Начало предложения и имена людей пишутся с большой буквы, в конце ставится точка.
3. Выполнить в тетради звуковой анализ слов: КИНО, НОТА, НАТА.
4. Напечатать в тетради слоги и слова под диктовку: АН, ОН, УН, ИН, НА, НО, НУ, НИ, НОС, НАС, НОТЫ, САНКИ.
(интервал между слогами 2 клетки)
Тема: Звуки Л, ЛЬ. Буквы Л, л
1. Напечатать в тетради буквы Л, л
2. Напечатать предложение:
У лисы лапы.
У Милы мыло.
Запомнить правило:
Начало предложения и имена людей пишутся с большой буквы, в конце ставится точка.
3. Выполнить в тетради звуковой анализ слов: ЛАК, ЛУПА, ЛУНА. ЛИСА, МИЛА
4.Напечатать в тетради слоги и слова
под диктовку:
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛАПА, ПОЛ, ЛИПА, ЛИСА
(интервал между слогами 2 клетки)
Тема: Звук Ш. Буква Ш
ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛО: ПОСЛЕ Ш – ВСЕГДА ПИШИ И.Характеристика звука Ш - согласный, всегда твердый, шипящий.
1. Напечатать в тетради буквы Ш, ш.
2. Наклеить картинки слов со звуком Ш
3. Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов:
ША, ШО, ШИ, ШИНА, ШИПЫ
- Напечатать под диктовку слова и предложения:
Шапка шишка шутка камыш пушка мишка
У Миши шапка.
У мышки ушки.
Тема: Звук Ж. Буква Ж
ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛО: ПОСЛЕ Ж – ВСЕГДА ПИШИ И.
Характеристика звука Ж - согласный, всегда твердый, звонкий.
1. Напечатать в тетради буквы Ж, ж.
2. Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов:
ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖУК, ЖАБА,
3. Напечатать под диктовку слова и предложения:
ЖИВОТ, УЖИ, БАГАЖ, ЖАБА, НОЖИ
У Жоры ужи..
У Вани ножик. Под кустом ужи..
Тема: Звуки Г, ГЬ. Буква Г
- Печатание буквы в тетради.
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Гуси гол сапоги губа
- Напечатать под диктовку
Гости когти гусак губы
У гусака пух.
Гости у хаты.
У кота когти.
Повторение пройденного
- Напечатать в тетради букву Я, я
- Напечатать под диктовку:
Жук санки шуба кот бусы лапы лиса
С каждым словом составить предложение.
- Выполнить звуковой анализ слов:
Определить сколько гласных звуков в каждом слове.
Ухо сом кукла книга шубка живот
Тема: Звук и буква Э
1. Наклеить картинки слов со звуком Э.
- Придумать 10 слов со звуком Э, с каждым
словом составить предложение,
- Напечатать под диктовку:
Нос сын насос санки сутки это эти
Это мак. Это сын.
Это сок. Это кубик.
Тема: Звуки Б, Бь. Буква Б
1.Печатание буквы в тетради.
2.Придумать 5 слов со звуком Б, с каждым
словом составить предложение.
3.Напечатать под диктовку:
Бак бык бок баба хобот кубик
У быка бока.
У собаки бок.
Тема: Звуки Р, Рь. Буква Р
1.Печатание буквы в тетради.
2.Придумать 5 слов со звуком Р, с каждым словом составить предложение.
3.Напечатать под диктовку:
Рот рыба рак хор робот рука радуга рама
У Ромы рыба.
У Раи рак.
Тема: Звук Ч. Буква Ч.
Характеристика звука Ч – согласный, мягкий, глухой.
- Печатание буквы в тетради. Придумать 5 слов со звуком Ч.
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Чудо туча чайка час
- Напечатать под диктовку:
Лучи бочка чашка дочка внучка тучка
У мамы дочка.
У Ниночки сумочка.
Тема: Звук Щ. Буква Щ, щ
Характеристика звука Щ – согласный, мягкий, глухой.
- Печатание в тетради.
Придумать 5 слов со звуком Щ .
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Плащ щука щит пища
- Напечатать под диктовку:
Овощи щука хищник чаща
Мышка пищит.
У Вани щука.
Тема: Звук Ц. Буква Ц, ц
Характеристика звука Ц – согласный, твердый, глухой.
!. Печатание в тетради.
- Придумать 5 слов со звуком Ц
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Овца птица цапли лисица
- Напечатать под диктовку:
Овцы концы пуговица лисица
У папы зайцы.
Птица сидит на суку.
Тема: Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф,ф
- Печатание в тетради
- Придумать 5 слов со звуком Ф
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Фокус фикус фата фото
- Напечатать под диктовку:
Флаг Фома форма филин
У Фомы фикус.
У мамы фото.
Филин сидит на суку.
Тема: Звуки В, Вь. Буква В, в
- Печатание в тетради.
- Придумать 5 слов со звуком В, с каждым словом составить предложение
- Напечатать под диктовку
Вот вата киви сова буквы
Вот тут сова.
Вова в ботах.
Вот вата.
В кустах собака.
Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д
- Печатание в тетради
- Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Дом Дима дыни домик Дина
- Напечатать под диктовку
Дом домик дымок дыни Дина
У Дины дыни.
У Димы вода.
В саду дубы.
В саду дубы.
Тема: Звук Й. Буква Й, й
Звук Й – согласный, мягкий, звонкий, обозначается
зеленой фишкой.
- Печатание буквы в тетради.
- Придумать 5 слов со звуком Й
- . Выполнить в тетради звуковой анализ слов:
Май мой рисуй майка зайка
- Напечатать под диктовку
Дай май свой твой гайка сайка
У Вовы зайка.
У Зои новый зонт.
Тема: Буква ь
- Печатание в тетради.
- Придумать 5 слов со звуком
- . Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов:
- Напечатать под диктовку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза
В презентации дано описание учебно-методического пособия "Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза", которое было создано мною для работы с учащимися специальной (коррекционной) начально...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...
Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"
Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
Конспект занятия на тему: «Развитие навыков звуко -буквенного анализа и синтеза»
Для группы общего недоразвития речи 1 класс...
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
В данной статье вы найдете для себя подборку игр и упражнений для развития навыков звукового анализа и синтеза...
Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...