Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия на тему

Асауленко Надежда Викторовна

Тема:  «Хомячок» (звуки [ Х, Х’].  Буква Х.)

Цель:  создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х  - Х’]  в слогах, словах, фразах

Задачи: создать условия для:

развития фонематического слуха;

развития способности выделять звуки [Х  - Х’]    в начале   и в конце слова;

ознакомления с буквой Х;

закрепления различия существительных по родам – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё;

развития памяти, внимания, мышления.Тема:  «Хомячок» (звуки [ Х, Х’].  Буква Х.)

Материал:

Картинки (хомяк, петух, кот,  зайчиха, охотники, пастухи,  художник, холодильник, мох, пух, хлопушка, хлеб, орехи, петухи, Вини - Пух)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

                Тема:  «Хомячок» (звуки [ Х, Х’].  Буква Х.)        

Разработала: Асауленко Надежда Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»

город Абакан, Республика Хакасия

C:\Users\Росинка\Desktop\хомяк.jpg

Цель:  создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х  - Х’]  в слогах, словах, фразах

Задачи: создать условия для:

развития фонематического слуха;

развития способности выделять звуки [Х  - Х’]    в начале   и в конце слова;

ознакомления с буквой Х;

закрепления различия существительных по родам – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё;  

развития памяти, внимания, мышления.

Материал:

Картинки (хомяк, петух, кот,  зайчиха, охотники, пастухи,  художник, холодильник, мох, пух, хлопушка, хлеб, орехи, петухи, Вини - Пух)

Ход занятия

Оргмомент. – Солнышко проснулось, детям улыбнулось! (улыбнулись друг другу)  

Психогимнастика:  Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице.

Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Зх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Выставляется картинка  хомячка. - Кто это? (Хомяк.) Его зовут  Хомка.  Этот Хомка такой хвастунишка, он утверждает, что все и обо всех знает. Хомка, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово  хомяк?  (Со звука О.) Вы согласны с ним? (Нет)  Какой первый звук вы услышали в словах   хомяк, хвастун?  (Звук Х) Сегодня мы будем слушать и произносить звук [ Х] и звук [ Х]’  Звук [ Х]’ -  братец звука [ Х]. Они очень похожие и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика и артикуляция звуков { Х –Х'}

Звуки { Х –Х'} согласные, глухие, бывают твёрдые и мягкие. Воздушная струя встречает преграду – корень языка поднимается к нёбу.

Произношение звуков  { Х –Х'} в слогах

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха – ха – ха! Хи – хи – хи!

Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

Выделение звуков { Х –Х'}   на слух

Поможем  Хомке  поймать слоги со звуками  { Х –Х'}

Ка-то-ху-мы-хи-по-ох- ок-ух-ым-их-ти-ха- ту-ху-хи-хи .

Игра «Наоборот»   ха-ха-ха – хя-хя-хя

                                    хо-хо-хо – хё-хё-хё

                                    хы-хы-хы – хи-хи-хи

                                    хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе

Произношение звуков  { Х –Х'} в словах

Пригласим к Хомке друзей. Кого  позовем?  (выставляются картинки –  Вини –Пух, петух, петухи,   черепаха, слониха, зайчиха, кот, орехи) Кого  из этих картинок можно назвать друзьями  Хомки? ( дети помогают и называют картинки )Остаются картинки  кот и орехи. Почему их нельзя назвать друзьями? В слове кот нет звука [Х], слово  орехи нельзя назвать другом.

Игра  «Запомни друзей Хомки, назови» (по картинкам) 

Игра  « какие картинки добавились»  (художник, хлопушка, пастухи, охотники, мох)           

Определение позиции звуков   { Х –Х'}  Вини – Пух хочет, чтобы мы угадали, где находятся звуки  { Х –Х'}  в названии картинок.

 -  дети определяют место звуков  { Х –Х'} в словах их мягкость и твердость.

Физминутка

Хомка – хомка, хомячок,                           Подметает Хомка хатку

Полосатенький бочок.                              И выходит на зарядку.

Хомка раненько встаёт                          Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, шейку трёт.                    Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомяка)       

Звуки  { Х – Х'} в предложениях

Друзья Хомки  предлагают составить предложения  со словами  (слониха, зайчиха, ежиха, Вини –Пух, петухи, орехи, охотники). Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Знакомство с буквой Х

Хомка  никогда не видел букву Х. На что она похожа?  (На крестик большой и маленький, дети рисуют  в воздухе пальцем букву)

Хомка просит детей напечатать букву Х большую и маленькую в тетрадях

Звуки  { Х –Х'}  в стихотворении

Хомка  на прощание предлагает послушать и запомнить  стихотворение о хомяке

Хомяк       В. Лунин

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты.

Хитрец  холодною  порой

Храпит в хоромах под землёй.

Итог. Поможем  Хомке  вспомнить с какими звуками и буквой сегодня познакомились. Произнесение, характеристика звуков  { Х –Х'}, припоминание картинок сначала на звук [ Х’], затем на звук [ Х] в сочетании с притяжательными местоимениями  мой, моя, моё –игра в мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...

Конспект интегративного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Бережём планету вместе».

Современный  ребёнок - это уникальный и неоднозначный человек своего времени. У молодого поколения свои задачи, новые условия жизни и новые требования. Заинтересовать, удивить и научить чему-либо...