"Особенности работы в отделении "Милосердие""
статья по теме
В отделении «Милосердие», где мы работаем, находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития .Самое главное в нашей работе-терпение. Необходимо кропотливо выполнять свою работу и ребенок скоро сам начнет выполнять все то, что вы от него требуете, сначала под вашим наблюдением, а затем самостоятельно. Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа-ключ к раскрытию потенциальных возможностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Особенности работы в отделении "Милосердие"" | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Статья
Особенности работы в отделении
« Милосердие»
(из опыта работы)
Подготовили:
учителя - дефектологи
Горбунова Ольга Юрьевна
Иванова Ирина Владимировна
Москва 2014
Особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В отделении «Милосердие», где мы работаем, находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, ДЦП, синдром Дауна, аутизм, хромосомные нарушения, собственная речь находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний, либо отсутствует вообще).
Для детей, с которыми мы работаем характерно пассивное подчинение, трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением, отмечается слабый интерес к новым предметам. Привлечь их внимание к чему-либо удается лишь на очень непродолжительное время. При выполнении заданий затруднено принятие помощи взрослого. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание, не различают функционального назначения многих предметов. Основным способом усвоения нового являются лишь совместные действия со взрослым. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций, отсутствует навык самоконтроля, эти дети с трудом ориентируются , навыки самообслуживания полностью отсутствуют, они нуждаются в уходе. Более сформированными оказываются навыки приема пищи: могут открывать рот, держат ложку в руке, едят при этом неаккуратно.
В связи со всеми этими особенностями нами была разработана и внедрена диагностика, которая предусматривает 3 ступени развития.
После обследования детей, мы составляем индивидуальные программы развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков ,социальное развитие.
Сенсорное развитие: наши дети нуждаются в специальном развитии сенсорных эталонов. Воспринимаем, узнаем, сличаем, соотносим, группируем предметы по величине, форме, цвету; раскладываем предметы разного цвета в разные коробки; различаем предметы контрастных величин.
Предметно-практическая деятельность :специальная работа по развитию действий с предметами направлена на развитие мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных манипулятивных действий ( катаем шарики в заданном направлении, бросаем шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладываем предметы из одной коробки в другую, открываем и закрываем коробки, матрешки, деревянные яйца, заполняем отверстия втулками, нанизываем предметы с отверстиями на стержень).
Формирование моторных навыков включает в себя:
-развитие общей моторики (Развитие общих движений: ходим самостоятельно, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т.д.); самостоятельно сползаем с дивана, с кресла, с кровати; влезаем на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки, самостоятельно садимся и встаем со стульчика, со скамейки, ступеньки; ударяем по мячу ногой из положения стоя, в то время как сама поддерживаю ребенка за руки.
-развитие тонкой моторики (выполняем несложные манипуляции с предметами: захватываем, удерживаем в руках крупные предметы, сначала двумя руками, потом одной, нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, достаем бусины ложкой из стакана, наматываем нитки на катушку и сматываем ее в клубок , стираем ластиком нарисованные предметы, сжимаем и разжимаем эспандер, рисуем точки мелом, чиркаем каракули карандашом, рисуем пальчиками, кулачком, ладошкой).
-делаем ежедневно массаж рук и пальцев рук;
развитие пространственной ориентировки ( включает ориентировку в схеме собственного тела; ориентировку в группе; в здании ДДИ; на прогулочной площадке ДДИ; учимся располагать предметы в пространстве и соотносим режимные моменты в разное время суток).
Социальное развитие. По данному направлению работа строится следующим образом:
- формируем активную реакцию на вербальное обращение, речь.
-формируем умение сосредотачивать внимание при обращении взрослого к ребенку.
-вырабатываем желание взаимодействовать со взрослым.
-формируем умение выполнять простую вербальную инструкцию.
-учим детей слушать речь взрослого и понимать ее.
-учим детей знать назначение предметов окружающего быта.
-учим узнавать действия бытового характера, показывать их, по возможности называть.
Коррекционно-развивающая работа в детском доме-интернате в отделении «Милосердие» проводится на индивидуально-дифференцированных занятиях. Они рассчитаны на 20-25мин.
Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет ряд особенностей. Такие занятия требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия требуют большого терпения, интуиции и любви.
Работа с нашими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов и принципов обучения и воспитания.
Поделимся важнейшими принципами, которые используем в работе с детьми, страдающими нарушениями развития.
Безусловно, все занятия провожу в игровой форме. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка так, как играя с детьми, учитываю их жизненный опыт.
Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поэтому использовать только вербальный метод нельзя, применяю наглядные средства, вовлекаю в практическую деятельность самих детей . Еще один важный принцип обучения-доступности. Уровень трудности каждого следующего задания хоть не намного, но увеличиваю.
Ну и, конечно же, насыщаю занятия эмоциональным компонентом. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности.
Главный принцип – соблюдение интересов ребенка. Адекватно оцениваю реальный уровень развития каждого ребенка, его особенности и ориентируюсь на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
В целом, стараюсь установить более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражаю эмоциями радости, удовольствия и поддерживаю состояние психологического комфорта; укрепляю положительные эмоциональные связи; прививаю различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепляю эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учимся узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где ...», и т.п.
Методы и приемы работы.
Конкретное содержание коррекционной образовательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического воздействия используются в практике специального обучения и воспитания те же, что в общей и коррекционной педагогике. При этом данные методы, приемы преломляются с учетом возрастных особенностей детей с нарушенным интеллектом, специфики ментального нарушения, его последствий, то есть вторичных, третичных и т.п. дефектов развития. Сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития ребенка, коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону актуального и ближайшего развития ребенка.
Основной формой организации педагогической работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком и строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого воспитанника. На занятиях особое значение придаем речи, она должна сопровождать всю деятельность ребенка, но не подменять ее.
Поэтому используем приемы, которые повышают общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:
• приемы эмоционально-речевого воздействия: комментарии всех действий («баю-бай» - укачивание куклы, «топ-топ» - шагает мишка и т.д., речевое сопровождение , изменение интонации голоса, песенки, потешки и т.д.);
• приемы тактильного воздействия (поглаживание, прижатие, обращение к ребенку …);
• приемы, привлекающие внимание (различные «шумелки и гремелки» сюрпризные моменты, «чудесные мешочки» и т.д.);
• приемы поощрения (предложения поиграть новой игрушкой …);
• приемы отсроченного речевого сопровождения;
• подхватывание встречных действий – манипуляций с предметом.
Во всех перечисленных приемах речь взрослого может содержать и пару слов, и несколько предложений, но всегда должна быть направлена на стимулирование действий ребенка.
Кроме того, осуществляется прохождение разделов специальной образовательной программы, корригирование, компенсирование высших психических процессов и формирование отсутствующих, но необходимых для продуктивной коммуникации и усвоения знаний, умений и навыков - качеств личности.
Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:
*совместные действия взрослого и ребенка (метод «рука в руке»)
*указательные жесты (вид стимулирования деятельности);
*подражание действиям взрослого;
*действия по образцу и речевой инструкции;
*поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
В своей работе мы активно применяем мультисенсорный подход, т.е на занятиях стараемся задействовать все органы чувств детей. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен этот подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.
«Услышал, увидел, сделал»-вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включаем и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, показываем , даем потрогать, понюхать, поиграть и попробовать их. Ведь реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинки. У детей, с нарушением зрения, восприятие активируем через тактильные, вкусовые, обонятельные и слуховые ощущения. Здесь можно использовать метод «рука в руке»-взять руки ребенка в свои и помочь ему. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения и навыки в памяти.
Процесс формирования того или иного навыка у ребенка происходит с большим трудом и требует длительного времени. Он может быть разделен на следующие этапы:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Не продолжителен по времени. Задача - создать у детей положительное отношение, например к умыванию (основной метод –разъяснение).
2.ДИДАКТИЧЕСКИЙ. Обучение приемам выполнения, установление их логической последовательности (основной метод - метод показа).
3.ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ навыка. Самый продолжительный этап. Осуществляется при помощи методов требования и упражнения (при необходимости-метод совместных действий).
4.КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ детьми навыка с целью определения уровня его сформированности (проверяется методом указующего жеста, речевой инструкции).
Ребенку легче усваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Мы не пытаемся обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Например, чтобы научить ребенка катать мяч, сначала мы учим удерживать его в руках. Так же здесь помогает метод «рука в руке».
Не нужно забывать о повторении и настойчивости. Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, нам приходится повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Но рано или поздно настойчивость в 90%случаев приносит свои плоды. И когда это происходит, мы очень рады и выражаем свое одобрение словесно, мимикой и жестами, хлопаем в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыкает к своему достижению, похвала должна плавно сходить на нет.
Самое главное в нашей работе-терпение. Необходимо кропотливо выполнять свою работу и ребенок скоро сам начнет выполнять все то, что вы от него требуете, сначала под вашим наблюдением, а затем самостоятельно. Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа-ключ к раскрытию потенциальных возможностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.
Данная статья написана двумя концертмейстерами хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...
Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.
Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ С ПЕЧАТНЫМИ ИЗДАНИЯМИ И РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКАМИ» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Интернет предлагает колоссальные возможности для обучения, и это привлекает в первую очередь: не надо сидеть в библиотеке или выуживать необходимую информацию из словарей. И современные уч...
Особенности работы с учащимися срадающими РДА ( из опыта работы учителя ГБОУ СКОШ №486 Марченко Е. Н.)
Работа с учащимися страдающими РДА в коррекционной школе 8 вида....
презентация к педсовету по воспитательной работе об особенностях работы с подростковыми волонтерскими группами
Волонтеры-подростки - это особая группа добровольцев, в работе с ними необходимо учитывать некоторые факторы....
опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"
Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...