Особенности работы с учащимися срадающими РДА ( из опыта работы учителя ГБОУ СКОШ №486 Марченко Е. Н.)
статья (5 класс) по теме
Работа с учащимися страдающими РДА в коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с учащимися страдающими РДА в школе 8 вида. | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с учащимися страдающими РДА.
Комплексная работа с аутичными детьми включает в себя педагогическую психокоррекцию, выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики, а так же систематическую работу с родителями. Успех коррекционной работы зависит от координации действий родителей, врача, психолога и педагога. Клинические данные и исследования психолога позволяют раскрыть перед педагогом структуру нарушения психического развития аутичного ребёнка. Опираясь на эти данные, педагог определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методы работы.
Первое, на что надо обратить внимание – это адекватная оценка реального эмоционального возраста ребенка. Эмоциональный возраст аутичного ребенка характерен для очень ранних этапов нормального развития. Как любо малыш, аутичный ребенок очень чувствителен к эмоциональному состоянию близкого человека, особенно ему передаются его тревога и неуверенность, он страдает от дискомфорта, но часто может выражать это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страхов, агрессивным поведением.
Второе, на что надо обратить внимание – это точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружающим. Превышение этого уровня неизбежно вызовет у ребенка уход от взаимного контакта, появление нежелательных протестных реакций негативизма, агрессии и фиксацию негативного опыта общения.
Прежде всего нужно понаблюдать за следующими параметрами поведения ребенка:
-каково его излюбленное занятие;
-как он обследует окружающий мир, как использует игрушки;
- сложились ли какие либо стереотипы бытовых навыков, насколько они развёрнуты;
- использует ли речь и в каких целях, насколько она стереотипна, в каком лице говорит о себе;
-как он ведет себя в ситуации дискомфорта, страха;
- каково его поведение при радости;
-как он реагирует на запрет;
-как его легче успокоить;
-насколько легко может сосредоточить внимание и на чём;
- как он относится к включению взрослых в его занятия.
Эти наблюдения дают возможность понять, на что способен ребёнок в своей аутостимуляционной активности и можно рассчитывать на реализацию этих возможностей в правильно организованной среде.
В моем классе пять учеников с диагнозом РДА. Все они очень разные. У Артема Егиазаряна наиболее ярко проявляются симптомы классического аутизма:
- нарушение зрительного контакта (взгляд мимо)
- избирательность отношения к физическому контакту
- изменённое отношение к словесному общению, псевдоглухота, слабость и избирательность реакции
- феномен тождества, очень избирателен в питании (ест только дома), чрезвычайно зависим от привычек
- присутствуют стереотипы: машущие движения рук, стереотипное бормотание
- речь до второго класса отсутствовала, во втором классе стали появляться некоторые слова, часто непонятные, произносил их крайне редко, местоимение «Я» отсутствовало, была слабая реакция на речь других, не исполнял даже самые простейшие словесные инструкции, устные уроки не любил: выходил из-за парты и весь урок лежал на диване
-игра отсутствовала вообще, игрушками не интересуется
-гипотония мышц
-запаздывание формирования навыков самообслуживания, отказ от помощи взрослого в освоении этих навыков, внезапное спонтанное их появление.
Понаблюдав за Артемом, я выяснила, что его любимые уроки, это счёт и письмо, что он может часами заниматься с компьютером, его интересует современная техника: мобильный телефон, принтер, ксерокс, что всё остальное его практически не интересует, даже забавные детеныши животных не вызывали у Артема никакой реакции. Устную речь не использовал вообще. Иногда мог показать на табличке, чего он хочет. Ему очень нравилось, когда его хвалят и, ещё лучше, если хвалят не только мама или учитель, но другие люди. Я поняла, что пытаться изменить что-то в поведении Артёма можно только методом убеждения, объяснения значимости того, что нужно сделать, чётко определять время, когда это нужно делать. На запрет Артём реагировал очень бурным протестом, успокоить его можно было только убеждением, либо оставить всё, как есть. На начальных этапах работы с Артемом я пыталась создать положительный эмоциональный контакт с ним, создать и поддерживать адекватно организованную среду, особый режим, так как для аутичного ребенка стереотипная форма существования является наиболее доступной, а на начальных этапах работы обычно единственно возможной. Именно она часто может уберечь ребёнка от аффективного срыва, запустить с большей вероятностью его активность в адекватных контактах с окружающим, закрепить полученные достижения. Артём привык к регулярному посещению школы, он понял, что уроки проходят в определённое время и в определённом месте. Любимые уроки он воспринимал с удовольствием, но к остальным урокам его нужно было готовит заранее, заинтересовать, убеждать. Например, сегодня я говорю Артёму, что завтра мы будем лепить птичку, которую сейчас рассматриваем. Так как Артём не любит работу с пластилином, заинтересовываю его: это будут друзья этой птички, и мы послушаем, как они будут петь нам весной, убеждаю его в необходимости слепить птичку, если мы не слепим друзей для нашей птички, то она обидится на нас и улетит насовсем, и мы никогда не услышим её пения. С Артемом приходится всегда обыгрывать тему по рисованию и труду, придавать смысл его действиям. Например, что бы Артём стал рисовать корову, нужно было убедительно объяснить ему, что шоколад, который он любит, называется «Молочный» (прочитал на этикетке), а молоко нам даёт корова. Корове не понравится, что ты не захотел её рисовать, она перестанет давать молоко. Тогда не будет молока для твоего шоколада. Если не получалось заинтересовать Артёма темой рисования или ручного труда, то он отказывался выполнять задания. Так же Артем может отказаться выполнять задание, если он сомневается, что может сделать его, поэтому приходится напоминать Артёму, что я всегда ему помогу, когда ему трудно. Я обучаю его, как он может обратиться за помощью, как показать, что ему трудно. Метод убеждения, осмысления того, что надо сделать часто помогал заставить Артёма сделать что-то необходимое, что он делать отказывался. Например, если он отказывался читать на уроке чтения, я звала другого взрослого человека, которому Артём показывал, как он умеет читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Долгое время Артём избегал уроков развития речи: удержать его за партой можно было всего 5-10 минут. А если он и не уходил из-за парты, то он затыкал уши и начинал бормотать что-то бессвязное. Приходилось проводить с Артёмом упорную работу по разъяснению ему того, что мы делаем на уроке развития речи, зачем мы всё это изучаем, рассматриваем, учимся проговаривать, рассказывать, как это пригодится в жизни, заинтересовала его интересными пособиями, красочным альбомом по развитию речи, старалась эмоционально окрашивать свою речь. Я всегда давала Артёму время, что бы пережить полученные впечатления или информацию, так как для аутичных детей характерны отсроченные реакции, стремление стереатипизировать взаимодействия с окружающим. Предлагая Артёму что-то изменить в его стереотипном поведении, я заранее готовила его к этому: предлагала, объясняла, убеждала в том, что, когда и для чего ему нужно сделать. Если Артёму всё же было трудно принять что то новое, то процесс подготовки длился более длительное время. При необходимости я давала Артёму возможность уйти от общения, так как превышение его уровня взаимодействия с окружающим вызывало у Артёма уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций негативизма, иногда агрессии. Но в итоге он принимал и выполнял то, что от него требовалось. Теперь Артём занимается на всех уроках, говорит, что любит все уроки, а особенно любит только некоторые из них.
Особые трудности возникали у Артёма с развитием мелкой моторики. Все работы по письму, рисованию и ручному труду он выполнял только с помощью взрослого. Он всё время требовал, чтобы я держала его руки, хотя мог справиться сам. Вначале приходилось всё делать самой его руками и убеждать Артёма в том, что у него получается и без помощи взрослого, хвалить его, подбадривать. В результате, с середины первой четверти второго класса Артём стал писать самостоятельно. Но в середине третьей четверти после простудного заболевания Артём стал более психически неуравновешенным и опять стал требовать держать его руку. Это состояние длилось довольно долго, несколько месяцев. Писать самостоятельно Артём начал в середине четвёртого класса. Работы по рисованию и ручному труду выполняет самостоятельно с пятого класса. Длительное время Артём не понимал чувства других людей, не учитывал, что другие то же чувствуют, думают, имеют свои интересы. Он требовал, что бы только ему помогали первому, если я помогала другому ученику, Артём всё равно требовал немедленной помощи ему. Он не терпел, когда другие ученики делали что либо медленнее, чем он. Всё должно было делаться только для него. Я разъясняла Артёму его поведение, помогала ему осмыслить происходящее. Сейчас Артём в достаточной мере научился считаться с другими людьми, хотя и не всегда.
Так как для аутичных детей более продуктивный путь не от части к целому, а от целого к проработке частей, обучение чтению Артёма я начала с глобального чтения часто употребляемых простых слов. У Артёма это очень хорошо получалось, а затем мы перешли к буквам и слогам. Артём очень быстро перешагнул этот этап работы. Слоги он составляет и читае только на одном уроке изучения конкретной буквы и сразу переходит к чтению слов и предложений. Слова, смысл которых он не понимает, вызывают трудности с прочтением, поэтому Артёму надо разъяснять смысл слова, что бы он смог его прочитать. Артёму всё время нужно разъяснять, зачем ему сейчас нужно составлять слоги, или читать предложения или рассказ. Артём должен понимать смысл, зачем он это делает. Он часто отказывался читать «Букварь», но всегда соглашается читать тексты, напечатанные на компьютере специально для него на отдельных карточках, так же списывал с печатного текста только с этих карточек. Для дальнейшей работы я составляла тексты специально для него с напоминанием о его личном, с пожеланиями ему, похвалой, с его опытом. С Артемом ничего не должно происходить механически. Любое его действие планируется для чего-то, что будет очень хорошо, любое свершившееся действие то же комментируется, осмысливается с точки зрения пользы, радости, которую оно всем доставило. Любой навык осваивается осмысленно для непосредственного практического использования в жизни сейчас и потом, в будущем. Например, учить считать аутичного ребёнка можно моделируя ситуации практической необходимости. Для обучения аутичного ребенка очень важен развёрнутый, эмоциональный, подробный комментарий взрослого, эмоциональная фиксация взрослым всего того, что происходит с ребёнком, того что он видит, слышит, ощущает. В дневнике наблюдений я фиксировала изменения, происходящие с учеником, что бы понять, правильно ли организовано взаимодействие с ним и в каком направлении надо двигаться дальше.
Социализация аутичного ребенка, преодоление им трудностей обучения происходит на основе установления эмоционального контакта, личной связи учителя с ребенком. Именно благодаря тому, что учитель уже видит в ребенке хорошего ученика, он будет пытаться соответствовать этим представлениям.
В социализации и развитии аутичного ребёнка очень важную роль играют родители этого ребёнка. На протяжении всего периода обучения с родителями Артёма я проводила регулярные консультации и предлагала литературу для ознакомления его родителей с особенностями воспитания и обучения детей с РДА.
Благодаря такому подходу Артём стал более адаптированным в быту, становится менее аутистически отгороженным, более направленным на социальную жизнь. Сейчас Артём стал вступать в короткие диалоги с учителем и близкими людьми, стал пытаться обращаться с некоторыми вопросами и просьбами, не сильно противится попыткам детей вступать с ним в контакт, стал понимать смысл происходящего в школе, принимать участие в коллективных играх, иногда эмоционально откликается на поведение одноклассников, может оказать посильную помощь учителю и одноклассникам. У него появляется интерес к тем видам деятельности, которые раньше его не интересовали совсем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...
Внеклассная работа по физике в школе из опыта работы учителя
Можно познакомится с некоторыми формами внеклассной работы, которые я проводила....
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...
Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)
В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....
Телесно - ориентированная терапия в работе с учащимися с ОВЗ (из опыта работы)
В данной статье автор делится с читателями собственным практическим опытом работы по использованию методов и приемов телесно - ориентированной терапии в работе с учащимися с ОВЗ....