опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"
материал по алгебре на тему

Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Содержание

Введение

Стр.

1)

Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

2)

Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

3)

Глава 3. Организация и алгоритмы устных вычислений на уроках математики

3.1.  Организация устных вычислений на уроках

3.2. Алгоритмы ускоренных вычислений

4)

Заключение

5)

Список литературы

Введение

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без устных вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.

Мною замечено, чем лучше ученик считает, тем он быстрей и качественней усваивает новые темы по математике. Вот уже три года я изучаю теоретический материал по теме «Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков», нахожу и применяю на уроках различные алгоритмы ускоренных вычислений. И прихожу к выводу, что это очень нужно. Мои наблюдения за работой учащихся 5-9 классов, показывают, что учащиеся испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, черчению и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, вниманию, памяти, что, в современных условиях не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.

Ведущая педагогическая идея опыта – повысить вычислительную культуру учащихся, чтобы они использовали свои навыки и умения при выполнении различных математических тестов и итоговых аттестаций.

Поэтому цель моей работы – обобщить сложившуюся систему работы по вычислительным навыкам учащихся 5-9 классов.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть особенности работы по формированию вычислительных навыков;
  2. Показать методику формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков;
  3. Рассмотреть организацию устных вычислений на уроках математики.

Предмет – вычислительная культура учащихся на уроках математики.

Объект – использование вычислительных навыков учащимися второй ступени обучения МОУ «СОШ № 9».

Гипотеза: повышению вычислительной культуры учащихся 5-9 классов способствует использование на уроках математики: таблиц устного счета (таблиц-тренажеров); алгоритмов ускоренного вычисления; различных математических игр (математическое лото, домино, «Быстрый счетчик» и многие другие).

Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие же годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются.

По мнению Федотовой Л. вычислительные навыки и умения можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления. [10; 3]

О наличии учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями. Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и его особенности.

Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом. Перечислю важнейшие вычислительные умения и навыки по каждой параллели. В пятом классе у учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами. В результате прохождения программного материала учащиеся должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значения выражения. В шестом классе у учащихся необходимо закрепить умение находить числовое значение выражения с использованием всех действий с десятичными  дробями. В процессе изучения материала учащиеся должны уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление дробей, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и отрицательными числами. В седьмом классе вычислительная техника школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения. В восьмом классе при изучении тем «Рациональные дроби», «Неравенства», «Квадратные корни и квадратные уравнения» широко используются умения учащихся выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений, преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней. В девятом классе в процессе изучения тем «Квадратичная функция», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и неравенств» учащиеся должны свободно владеть навыками действий с рациональными числами.

Учитель должен составить представление об уровне вычислительных умений и навыков учащихся, сформированных ранее. Этому могут помочь проведение самостоятельных работ и наблюдения учителя за работой учащихся в классе. Анализ письменных и устных работ учащихся дает возможность установить, как усвоен данный материал, какие общие и наиболее характерные ошибки допущены при проведении вычислений, кто из учащихся и что именно не усвоил и как ликвидировать выявленные пробелы. Также учитель должен постоянно следить за тем, чтобы учащиеся закрепляли свои навыки в действиях с многозначными числами, восстанавливали в памяти приемы вычисления. Поэтому для установления уровня умений учащихся выполнять арифметические действия с натуральными числами им предлагается выполнить самостоятельную работу. Эта самостоятельная работа должна удовлетворять определенным требованиям. В нее должны быть включены примеры на выполнение отдельных арифметических действий (с учетом простых и сложных случаев) и на совместные арифметические действия. Ее анализ помогает понять причины слабых умений учащихся. Например, для выполнения сложения обнаруживаются ошибки, связанные с плохим знанием таблицы сложения однозначных чисел, с неумением распорядиться суммой разрядных слагаемых в том случае, когда она является двузначным числом. Но возможно, что учащиеся хорошо владеют таблицами сложения и умножения. Правильно подписывают цифры, но не понимают механизма действия. Для того чтобы выяснить, понятен ли учащимся смысл действий, следует задавать соответствующие вопросы. Например, если учащийся сделал ошибки при умножении многозначных чисел, то ему задаются вопросы:

1. Почему первый множитель умножается на каждую цифру другого (на единицы, десятки и так далее)?

2. Как подписываются промежуточные произведения (в том числе в случае, когда в середине второго множителя содержится нуль)?

3. Можно ли начинать умножение с высших разрядов (если да, то изменится ли запись счета)?

Существуют особенности в овладении сознательными и прочными вычислительными навыками у учащихся специальных коррекционных классов. Коррекционная направленность обучения таких школьников предполагает поиск наиболее эффективных методов и приемов обучения, учитывающих особенности познавательной деятельности учащихся и их возможности в усвоение знаний и умений. Моя практика многолетней работы в специальных коррекционных классах школы подтверждает  трудности формирования у школьников навыков  устной вычислительной деятельности. Это объясняется тем, что этот процесс выполнения целого ряда умственных операций. В силу своеобразия развития мыслительной деятельности школьников с недостатками интеллекта у них замедлено и с большим трудом формируются процессы абстрагирования и обобщения. Мышление характеризуется конкретностью и слабой подвижностью. Поэтому построение всей системы обучения устным вычислениям в классе коррекционного обучения должно строиться на основе изучения взаимообратных арифметических действий, рационального сочетания индуктивных и дедуктивных методов, приемов обобщения, сравнения, аналогии, использования наглядных средств обучения различной степени обобщенности, дифференцированного подхода. Все это в целом будет способствовать эффективности формирования устных счетно-вычислительных навыков, повышению качества знаний, развитию мышления, речи, улучшать качество их математической подготовки.

Таким образом, по содержанию первой главы можно сделать следующий вывод: для формирования у учащихся сознательных и прочных навыков учитель должен использоваться программный материал для рациональных вычислений: в 5 классе – нужно сформировать вычислительные навыки и довести до автоматизма знания таблиц умножения и деления, учащиеся должны уметь устно умножать и делить числа на 10, 100, 1000 и так далее; в 6-7 классе – учащиеся должны использовать свойства действий (переместительные, сочетательные и распределительные свойства); в 7-8 классе – учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения, степень и ее свойства; в 9 классе – учащиеся должны постоянно закреплять вычислительные навыки. Учитывать особенности мыслительной деятельности школьников с недостатками интеллекта при формировании прочных устных вычислительных навыков.

Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Проводимые исследования показывают, что большое количество учащихся не владеют навыками вычислительной культуры, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. и ряд других педагогов выделяют:

  • низкий уровень мыслительной деятельности;
  • отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
  • отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
  • неразвитое внимание и память учащихся;
  • недостаточная подготовка по математике за курс начальной школы;
  • отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и в контроле за овладением данными навыками в период обучения. [11; 6]

Результаты проверки знаний учащихся, проводимых Центром оценки качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют: почти четверть детей, окончивших начальную школу, ошибаются при вычислений значений числовых выражений, например,  960·60, 5708:18, (120+24):(4·3); около 40% шестиклассников не могут округлять натуральные числа и десятичные дроби; около 20% не осиливают вычислений с дробями, например, 10,3–3·(0,4+2,8), ; почти 30% семиклассников неправильно определяют наименьшую среди данных дробей, например таких: ; 0,7; ; 0,8; ошибаются в вычислениях, например, , 3·(-0,4)-10. Наблюдения на уроках за работой учащихся 8-9 классов показывают, что они испытывают трудности в переводе числовой информации из одной формы в другую, например, =0,15, 0,3 ( – это примерно 33%), 7·10-5 = 0,00007; редко используют потенциал преобразования числовых выражений (свойства арифметических действий, основное свойство дроби и прочее). Учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата. Ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями [6; 3].

Минаева С.С. говорит о том, как важно в процессе обучения математике в 5-6 классах формировать, а в 7-9 классах развивать у учащихся: опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата; умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа; предвидение возможностей использования математических знаний для рационализации вычислений. Нельзя не отметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умений пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями. [6; 4]

Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и формы, такие, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино» и многие другие. Сложившаяся определенная система работы по совершенствованию вычислительных навыков в 5-9 классах состоит из следующих этапов:

1. Этап вводного контроля.

На этом этапе в начале работы с классом (независимо от того, пятый это класс или девятый), проводится проверка знания таблиц сложения, умножения, вычитания и деления. Форма проверки – устный счет по карточкам и таблицам. Задания из таблицы могут быть представлены на карточках (в двух вариантах). Результаты заносятся в ведомость. Учащимся, допустившим ошибки, предлагаются сборники таблиц или отдельные таблица за начальную школу для отработки навыков. И в течение определенного времени эти учащиеся повторно проверяются (при устном или письменном опросе в ходе уроков и при выполнении самостоятельных и контрольных работ). Далее проводится проверка знаний по всем темам арифметики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами. При этом индивидуальная работа с неуспевающими учениками ведется как на уроках, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.

2.Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков. К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов: 1. Таблицы, для отработки отдельного навыка в определенном классе (например, действия с десятичными дробями – в 5 классе, формулы сокращенного умножения – в 7 классе, значения тригонометрических функций некоторых углов – в 9 классе); 2. Сводные таблицы для отработки нескольких навыков при обобщающем повторении (например, действия с натуральными числами, целыми, дробными числами – в 9 классе). Данные таблицы размножаются и выдаются каждому ученику. Такой же комплект таблиц имеется и у учителя. На этом этапе используются следующие формы работы:

  • Устный фронтальный опрос по карточкам (на два варианта), проводимый как учителем, так и учащимися.
  • Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
  • Письменная самостоятельная работа с последующим анализом над ошибками.
  • Решение у доски во время опроса.
  • Решение за первой партой.
  • Разбор образцов решения заданий и их оформления.
  • Отработка алгоритмов (правил) вычислений.
  • Рассмотрение примеров на использование рациональных способов решения.

При этом следует помнить, что: на каждом уроке надо заниматься не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят и его можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выделяется карточка с заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в плане указывать, кого и по какому вопросу нужно спросить. При изучении нового материала учителю необходимо обращать внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки. Полезно новый материал изучать в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом. При объяснении нового материала необходимо, чтобы ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает их к четкости и конкретности. В дальнейшем они смогут без суеты и волнения выполнить любое задание. Необходимо воспитывать осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задачи, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после этого приступал к выполнению задания. Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда». (Вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению.) Очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки, применяя при этом следующие критерии самооценки:

а) соотношение результата с действительностью;

б) соотношение результата с данными условиями задания;

в) проведение выкладок в обратном порядке;

г) решение различными способами;

д) исследование результата в предельных ситуациях.

Для формирования устойчивого внимания желательно подбирать соответствующие упражнения (психологический тренинг) или задания следующего характера:

а) найдите в решении ошибку;

б) выберите правильный ответ;

в) оцените правильность данной формулировки и так далее.

Текущий контроль, проводимый на этом этапе учителем, может заключаться в фиксировании:

а) количества верно выполненных примеров за 1 минуту, 2 минуты и так далее с каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);

б) промежутка времени, необходимого для безошибочного решения определенного количества примеров;

в) количества ошибок, допускаемых каждым учеником.

Используются различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них – самостоятельные и контрольные работы, проводимые учителем по своему плану. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность. Важной частью занятий на данном этапе является работа над ошибками. После проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения, рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки. При такой форме работы ни один ученик не останется вне поля зрения учителя.

3.Этап итогового контроля

Итоговый контроль проводится или в форме контрольной работы, или в форме устно-письменного зачета. К уроку-зачету учитель готовит систему карточек-заданий по теме. На зачете учащиеся отвечают теорию, решают задания, содержащиеся в карточке, иногда еще показывают тетради с выполненными примерами на вычисление и составленными примерами. Итоговые оценки выставляются в журнал. Приведу пример итоговой контрольной работы за восьмой класс, которая содержит 1-2 задания на все действия с рациональными числами; 1-2 задания, требующие применения формул сокращенного умножения, распределительного закона и так далее; одно задание на применение рационального счета.

1. Вычислите: 0,03·(-):(1,53:1,5–1,2)+1.

2. Вычислите: (0,5·2,08–0,215:0,2):3+1 .

3. Вычислите рационально: + 2,52+4,42.

4. Вычислите рационально: -14,09·2–16,31·(-1)–2·6,31+(-1)(-4,09).

5. Вычислите рационально: 369369:12+(601–599)(93–57)·50–(357·27–57·27):270+27.

Ответы: 1. 1; 2. 1,49; 3. -11. 4; 4. -13,2; 5. 6600.

К работе по совершенствованию вычислительных навыков можно активно привлекать учащиеся: они могут подобрать или самостоятельно составить задания для устного счета или задания с применением рационального счета, по группам или индивидуально могут проводить устный счет на уроке, частично привлекаться к проверке работ, консультировать других учащихся.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков  и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на легкое восприятие на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не должно допускаться различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.[7; 30]

Таким образом, по содержанию второй главы можно сделать следующие выводы:

  • для того чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие алгебраические преобразования, необходимо время для отработки навыков;
  •  5-7 минут устного счета на уроке не достаточно не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, поэтому учителем должна быть создана система работы по совершенствованию вычислительных навыков;
  • первая задача учителя – выявить вычислительные навыки учащихся данного класса;
  • вторая задача учителя – использовать простые и доступные приемы устного счета;
  • третья задача учителя – увлечь учащихся в игру, соревнование, дети не должны бояться отвечать;
  • четвертая задача учителя – применять счет на время;
  • пятая задача учителя – постепенно усложнять карточки устного счета.

Глава 3. Организация и алгоритмы устных вычислений на уроках математики

3.1.  Организация устных вычислений на уроках

Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать другие предметы физико-математического цикла. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

При подготовке к уроку  учитель отбирает материал, систематизирует, продумывает переход от одного упражнения к другому. При обдумывании системы заданий и форм организация устного счета учитывается индивидуальная подготовка учащихся, склонности и способности к устным вычислениям. Но чтобы все учащиеся быстро считали, выполняли простейшие алгебраические преобразования необходимо время для их отработки: 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета.

Первое время на уроках учащимся для устного счета предлагаю обычные карточки типа: найдите сумму чисел 57 и 9, 18 и 13 и так далее или же проводились игры типа «Быстрый счетчик», «Математическое лото». Для слабого ученика это разнообразие приемов недостаточно. Слабому ученику необходимо иметь систему устных упражнений и дома. Поэтому на первом уроке математики в 5 классе каждому ученику предлагаю карточки (№ 1) устного счета. Взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. По вертикали – примеры на разные правила. Сначала учащимся пробуют считать примеры по горизонтали строка за строкой. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Это помогает учащемуся быстро привыкнуть к карточке. Обычно все идет без особых затруднений до шестой строки. В этой строке у кого-нибудь из учеников обязательно возникнут трудности. Тогда классу задается вопрос: «А как проще выполнить деление в данном примере?». После того как учащиеся приходят к правильному ответу, продолжаем решать примеры этой строки дальше, обязательно с пояснениями. И если учащиеся все еще затрудняются при решении примеров данной строки, им необходимо еще раз вычислить эти же примеры с подробными объяснениями. Если и этого недостаточно, можно назвать следующую строку с аналогичным алгоритмом решения (например, строку 18).

Карточка № 1

3+4

3+5

3+6

3+7

3+8

3+9

3+10

33:3

30:3

27:3

24:3

21:3

18:3

15:3

20–3

10–3

18–3

17–3

16–3

15–3

14–3

3·4

3·5

3·6

3·7

3·8

3·9

3·10

3+11

3+12

3+13

3+14

3+15

3+16

3+17

39:3

42:3

45:3

48:3

51:3

54:3

57:3

13–3

12–3

11–3

10–3

9–3

8–3

7–3

3·11

3·12

3·13

3·14

3·15

3·16

3·17

3+18

3+19

3+20

3+21

3+22

3+23

3+24

60:3

63:3

66:3

69:3

90:3

93:3

96:3

30–3

31–3

32–3

33–3

41–3

42–3

43–3

3·20

3·22

3·23

3·30

3·31

3·33

3·35

4+5

4+6

4+7

4+8

4+9

4+10

4+11

44:4

40:4

36:4

32:4

28:4

24:4

20:4

20–4

19–4

18–4

17–4

16–4

15–4

14–4

4·4

4·5

4·6

4·7

4·8

4·9

4·10

4+12

4+13

4+14

4+1

4+16

4+17

4+18

16:4

12:4

8:4

48:4

52:4

56:4

60:4

13–4

12–4

11–4

10–4

9–4

8–4

7–4

4·11

4·12

4·13

4·14

4·15

4·16

4·17

4+19

4+20

4+21

4+22

4+27

4+28

4+29

80:4

84:4

88:4

100:4

244:4

284:4

400:4

33–4

32–4

31–4

88–4

87–4

86–4

85–4

4·20

4·21

4·22

4·30

4·31

4·40

4·50

5+5

5+6

5+7

5+8

5+9

5+10

5+11

55:5

50:5

45:5

40:5

35:5

30:5

25:5

20–5

19–5

18–5

17–5

16–5

15–5

14–5

5·5

5·6

5·7

5·8

5·9

5·10

5·11

5+12

5+13

5+14

5+15

5+16

5+17

5+18

20:5

15:5

10:5

5:5

0:5

60:5

70:5

13–5

12–5

11–5

10–5

9–5

8–5

7–5

5·12

5·13

5·14

5·15

5·16

5·17

5·18

6+6

6+7

6+8

6+9

6+10

6+11

6+12

66:6

60:6

54:6

48:6

42:6

36:6

30:6

20–6

10–6

18–6

17–6

16–6

15–6

14–6

6+13

6+14

6+15

6+16

6+17

6+18

6+19

24:6

18:6

12:6

6:6

0:6

96:6

120:6

13–6

12–6

11–6  

10–6

9–6

8–6

7–6

7+7

7+8

7+9

7+10

7+11

7+12

7+13

77:7

70:7

63:7

56:7

49:7

42:7

35:7

20–7

 19–7

18–7

17–7

16–7

15–7

14–7

7∙7

7∙8

7∙9

7∙10

7∙11

7∙12

7∙13

7+14

7+15

7+16

7+17

7+18

7+19

7+20

28:7

21:7

14:7

7:7

0:7

70:7

77:7

13–7

12–7  

11–7

10–7

9–7

8–7

7–7

7∙14

7∙15

7∙20

7∙21

7∙30

7∙100

7∙101

8+8

8+9

8+10

8+11

8+12

8+13

8+14

88:8

80:8

72:8

64:8

56:8

48:8

40:8

20–8

19–8

18–8

17–8

16–8

15–8

14–8

8∙8

8∙9

8∙10

8∙11

8∙12

8∙100

8∙111

9+9

9+10

9+11

9+12

9+13

9+14

9+15

99:9

90:9

81:9

72:9

63:9

54:9

45:9

20–9

19–9

 18–9

17–9

 16–9

15–9

14–9

9∙9

9∙10

9∙11

9∙100

9∙101

9∙111

9∙1000

Дальше переход бывает очень интересен и для различных классов различен. Так, если класс имеет достаточно твердую математическую подготовку, ученики вскоре начинают называть только ответы примеров. С этого момента наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отставать от одноклассников, каждый из учеников напрягает свое внимание, развивает смекалку, вычислительную сноровку. Причем процесс этот длительный. В любое время можно прервать ученика и предложить другому считать дальше. Установка карточки на длительное внимание дает возможность максимально загрузить учащихся, проверить их работоспособность. Дух соревнования-игры еще больше увлекает учеников. Ученики перестают бояться карточек, работа с ними им нравится. Следующий этап работы с карточками – счет на время. Если после недели работы учащиеся считают до 28 примеров в минуту, то к концу октября – до 65 примеров.

Итак, в течение недели работы с карточками учитель может сделать выводы об уровне вычислительных навыков у учащихся. Здесь важно не пропустить момент и как можно раньше пригласить в школу родителей тех учащихся, которые считают слабо. При беседе с родителями надо убедить и ученика, и его родителей в том, что для ликвидации пробелов в знаниях необходима ежедневная работа. Если ученик не высчитывает до 20 примеров в минуту, шансов на усвоение темы «Десятичные дроби» у него нет. Поэтому при подготовке домашнего задания родителям надо контролировать устную работу дома. После того как учащиеся стали достаточно бегло считать, у них появилась настоящая потребность в расширении приемов устного счета. Так появилась необходимость в карточках типа 16∙25, 17∙11; затем на применение законов сложения: 137–(37+18); 284–(84+37); законов  вычитания: 137–(37–18), (245–38)–145 и тому подобное.

3.2. Алгоритмы ускоренных вычислений

На уроках математики в 5-9 классах по соответствующим темам математики я использую различные алгоритмы ускоренных вычислений. Приведу примеры некоторых из них:

Сложение с перестановкой слагаемых:

72+63+28=? Заметим, что третье слагаемое является дополнением первого до 100. Мысленно переставим слагаемые и сложим их: 72+28+63=163. 3013+74+2187+126=? Группируем слагаемые попарно: (3013+2187)+(74+126)=5200+200=5400.

Раздельное поразрядное вычитание:

 574–243=? Вычитаем из 500 число 200, получим 300. Вычитаем из 70 число 40, получаем 30. Вычитаем из 4 число 3, получаем 1. Ответ: 331. 68 894–42 413=? Вычитаем из 68 000 число 42 000, получаем 26 000. Вычитаем из 800 число 400, получаем 400. Вычитаем из 94 число 13, получаем 81. Ответ: 26 481.

Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого:

67–48=? Добавив к уменьшаемому 1, вычитаем 48 из 68, получаем 20. Отняв из этой разности ранее добавленную единицу, окончательно получаем 19. 67–48=(68–48)–1=20–1=19. 453–316=? Уменьшив вычитаемое на 3, вычтем 313 из 453, получим 140. Отняв от этой разности еще 3, найдем 137.

Умножение на 11:

Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. Примеры: 72∙11=7∙(7 + 2)∙2=792; 35∙11=3∙(3 + 5) ∙5=385. Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения. Пример: 94∙11=9∙(9+4)∙4=9∙(13)∙4=(9+1)∙34=1034.

Умножение на число, оканчивающиеся на 5:

Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило. Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится. Примеры: 44∙5=(44:2) ∙5∙2=22∙10=220;  28∙15=(28:2) ∙15∙2=14∙30=420; 32∙25=(32:2) ∙25∙2=16∙50=800.

Алгоритм возведения в квадрат чисел, близких к 50:

Назовите любое число, близкое к 50, но больше, чем 50 (скажем, число 58). Записываем: 582=3364. Еще пример: 632=3969. Как же мы так быстро произвели вычисления? Нам опять помогает алгебра. Пусть нужно возвести в квадрат число х, близкое к 50, но больше 50. Тогда х = 50+а, где а – избыток числа х над 50. х2=(50+а)2=2500+100а+а2=(25+а) ∙100+а2=(25+х–50) ∙100+а2=(х–25) ∙100+а2. Отсюда следует алгоритм: если хочешь возвести в квадрат число, близкое к 50, но больше 50, то поступай так: 1) вычти из этого числа 25; 2) припиши к результату двумя цифрами квадрат избытка этого числа над 50. Примеры: 582=3364. Пояснение. 58–25=33, 82=64, 582=3364. 642=4096. Пояснение. 64–25=39, 64–50=14, 142=196, 642=4096.

Работая в старших классах и, проверяя различные тесты и контрольные работы, я отметила, что 15-20 % ошибок – это вычислительные ошибки, и даже калькулятор не помогает учащимся. В настоящее время работаю в 6 и 8 классах и мне захотелось исправить этот недочет, поэтому уже три года занимаюсь проблемой «Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков». В 6 классе часто провожу устный счет в различных формах по таблицам умножения и деления: «Цепочки», игры «Лесенки», «Эстафета» (эти виды заданий есть в учебниках Н.Я. Виленкина для 5 и 6 классов). Эти игры фактически представляют собой математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а ребята пишут ответы. В 6-7 классах знакомлю учащихся с алгоритмами быстрого вычисления, которые были описаны мною выше. Особо важно, что учащиеся с удовольствием участвуют в устном счете и сами ищут рациональные вычисления, используя при этом различную литературу. Результаты тестов и контрольных работ показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось до 15 %, поэтому у меня появилась заинтересованность в поиске новых карточек и игр для развития навыков устного счета. Для устного счета есть интересный математический сборник «Математический тренажер» Жохина В.И. и Погодина В.Н, предназначенный для учащихся 5-6 классов.

Таким образом, по содержанию третьей главы можно сделать следующие выводы:

  • приблизительно 15 % ошибок учащихся – это вычислительные ошибки;
  • результаты тестов и контрольных работ показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось до 11 %;
  • как учителю необходимо разнообразить формы работы по повышению культуры вычислительных навыков (карточки, диктанты, игры, соревнования);
  • привлечь учащихся к работе по совершенствованию устного счета.

Заключение

Важную роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. У учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с изучением математики и других точных наук.

Для повышения вычислительной культуры учащихся необходимо:

  • сформировать вычислительные навыки в 5-6 классах;
  • научить учащихся в системе применять алгебраические формулы и свойства для рационального вычисления в 7-8 классах;
  • постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и внеурочной деятельности по предмету;
  • создать систему работы по совершенствованию вычислительных навыков;
  • использовать простые и доступные приемы устного счета в начале данной работы;
  • постепенно усложнять устный счет;
  • использовать интересные формы карточек, игр, соревнований;
  • привлекать учащихся к работе по повышению вычислительной культуры.

Список литературы

  1. Грекова С.В. Понятия и термины современной теории и методики обучения математике./ Грекова С.В. – Оренбург 2007г. -  32 с.
  2. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 класс.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: ООО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003. – 48 с.
  3. Игнатьев В.А.Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике./ В.А.Игнатьев – Учпедгиз.: - 1952. – 239с.
  4. Лукин Р.Д. и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. – М.: «Просвещение» - 1989. - 96 с.
  5. Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителей/С.С.Минаева -М.: «Просвещение» - 1983. – 145с.
  6. Минаева С. С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика. – 2006 год. - № 2. – с. 3
  7. Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта./Т.С.Мишенева. // «Начальная школа». – 1987. - №2. - с30.
  8. Повышение вычислительной культуры учащихся: Пособие для учителя / П.Б. Ройтман, С.С.Минаева, Н.С. Прокофьева и др. – М.: «Просвещение» - 1980. - 56 с.
  9. Приложение к газете 1 Сентября./ Газета «Математика»: №35/2004, №36/2004, №24/2004, №3/2008.
  10. Прочухаев В.Г. Вычисления и их роль в практической подготовке учащихся. Пособие для учителей./ В.Г.Прочухаев. - Учпедгиз РСФСР. -.М.: «Просвещение». – 1961. – 207с.
  11. Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. // Устный счет. – 2007 год. - № 3. – с. 18
  12. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика. – 2004 год. - № 35. – с. 3
  13. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика. – 2004 год. - № 6. – с. 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков ( опыт работы) Учитель математики Певкина Н.В. МОУ СОШ №9 2014 г

Слайд 2

Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Вычисляй быстро, подчас на ходу ! Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, вниманию, памяти, поэтому в современных условиях , не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.

Слайд 3

Цель работы: обобщить сложившуюся систему работы по вычислительным навыкам учащихся 5-9 классов. Задачи работы: рассмотреть особенности работы по формированию вычислительных навыков; показать методику формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков; рассмотреть организацию устных вычислений на уроках математики.

Слайд 4

Вычислительные умения формируются в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Слайд 5

Важнейшие вычислительные умения и навыки: в 5 классе выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значения выражения. в 6 классе выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление дробей, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и отрицательными числами. в 7 классе вычислительная техника совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения. в 8 классе выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений, преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней. в 9 классе свободно владеть навыками действий с рациональными числами. Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Слайд 6

Учитель должен составить представление об уровне вычислительных умений и навыков учащихся, сформированных ранее. Также учитель должен постоянно следить за тем, чтобы учащиеся закрепляли свои навыки в действиях с многозначными числами, восстанавливали в памяти приемы вычисления. Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Слайд 7

Причины невысокой вычислительной культуры учащихся : низкий уровень мыслительной деятельности; отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений; отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей; неразвитые внимание и память учащихся; недостаточная подготовка по математике за курс начальной школы; отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и в контроле за овладением данными навыками в период обучения. Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Слайд 8

Результаты проверки знаний учащихся, проводимых Центром оценки качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют: учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата. Ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Слайд 9

Важно в процессе обучения математике в 5-6 классах формировать, а в 7-9 классах развивать у учащихся: опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата; умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа; предвидение возможностей использования математических знаний для рационализации вычислений. Нельзя не отметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умений пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями. Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Слайд 10

Сложившаяся определенная система работы по совершенствованию вычислительных навыков в 5-9 классах состоит из следующих этапов: 1. Этап вводного контроля. 2.Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков. 3.Этап итогового контроля Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Слайд 11

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков

Слайд 12

Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. При подготовке к уроку учитель отбирает материал, систематизирует, продумывает переход от одного упражнения к другому. При обдумывании системы заданий и форм организация устного счета учитывается индивидуальная подготовка учащихся, склонности и способности к устным вычислениям. Глава 3. Организация и алгоритмы устных вычислений на уроках математики 3.1. Организация устных вычислений на уроках

Слайд 13

сложение с перестановкой слагаемых; раздельное поразрядное вычитание; вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого; умножение на 11; умножение на число, оканчивающиеся на 5; алгоритм возведения в квадрат чисел, близких к 50. Глава 3. Организация и алгоритмы устных вычислений на уроках математики 3.2. Алгоритмы ускоренных вычислений

Слайд 14

Д ля повышения вычислительной культуры учащихся необходимо: сформировать вычислительные навыки в 5-6 классах; научить учащихся в системе применять алгебраические формулы и свойства для рационального вычисления в 7-8 классах; постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и внеурочной деятельности по предмету; создать систему работы по совершенствованию вычислительных навыков; постепенно усложнять устный счет; использовать интересные формы карточек, игр, соревнований; привлекать учащихся к работе по повышению вычислительной культуры. Вывод по работе:

Слайд 15

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

       Понимая, что на  современном  этапе антикоррупционное воспитание — это не только антикоррупционное образование, а и  информирование    семей ...

Реферат «Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных навыков устного счёта.»

Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или ин...

«Формирование у учащихся учебно - исследовательских умений и навыков в условиях перехода на стандарты II поколения»

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми,...

Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков

Одной из основных задач преподавания курса математики в основной школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усв...