Проектная деятельность на уроках математики
статья по теме

Возняк Светлана Владимировна

     Школа должна готовить своих учеников к жизни. Для этого нужно развивать у них такие качества как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность. Ученики должны стать полноценными гражданами нашего общества, которые могли бы самостоятельно уметь ориентироваться в потоке информации и самостоятельно пополнять свои знания, принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности перед коллективом.

    Особая роль в достижении этих целей принадлежит методу проектов.

Презентация являюется наглядным дополнением к статье  "Проектная деятельность учащихся на уроках матетматики". Может использоваться как самостоятельное предствааление указанной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся

на уроках   математики.

Час работы научит больше, чем день объяснения.                  

                                     Жан-Жак Руссо

     Школа должна готовить своих учеников к жизни. Для этого нужно развивать у них такие качества как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность. Ученики должны стать полноценными гражданами нашего общества, которые могли бы самостоятельно уметь ориентироваться в потоке информации и самостоятельно пополнять свои знания, принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности перед коллективом.

    Особая роль в достижении этих целей принадлежит методу проектов.

      Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 25% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.

Что же такое проект?

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

        Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний.  Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде ..

     Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

    Основные требования к использованию метода проектов:

  • 1) наличие значимой проблемы (задачи);
  • 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;
  • 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • 4) структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов)
  • 5) использование исследовательских методов

Использование исследовательских методов :

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, выводы

           Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности :

Исследовательские - предполагают проверку некоторого предположения

Например, « Что мы знаем о процентах? », « Где  используется  десятичные дроби? ».

Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

             Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников.. Например, создание  объемных фигур

                      Типы проектов по содержательной линии:

Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.

Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

             Типы проектов  по продолжительности подготовки :

- краткосрочный  (для решения небольшой проблемы или более крупной               проблемы)
- средней продолжительности  ( от недели до месяца)
- долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев)

         

                 Типы проектов по количеству участников:

 - индивидуальный
- работа в парах
- групповой (4-6 человек)
 

                         Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям учеников.

2.Целеполагания.

(мотивирующее начало проекта). По внешней форме это задача , учебная проблема, вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .

3.Планирования .

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (учителю, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

Какие предметы( оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение  приобретает  организация развивающей, познавательной , предметной среды.

4.Исполнительский

- этап реализации работы над проектом:

4.1 информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.

  4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников , педагогов , родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания .

5.Презентационный

 ( представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые , изначально направленные на « проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6.Рефлексивно-оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми  не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности.

7. Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования.

         Проектная деятельность ценена тем, что в ходе ее выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

       Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

      Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

           Работая с детьми индивидуальной формы обучения, в своей работе я применяю принцип проектирования в основном в виде домашнего задания, где на следующем уроке ученик должен представлять свой проект.

            Ученику предлагается задание мини-проект с учетом уровня его математической подготовки и физической возможности.

 Например, при изучении темы «Диаграммы» ученику предлагаю найти различные виды диаграмм ( в журналах, газетах, по интернету) выяснить в каких случаях  применяют столбчатые, а в каких случаях круговые диаграммы (исследовательский проект). При изучении темы «Проценты» - проект « Рецепт приготовления любимого блюда», где ученик должен узнать сколько каких продуктов уходит на приготовление блюда и записать рецепт в процентах. При изучении темы «Объемные фигуры» - ученики 9 класса делали макеты прямоугольного параллелепипеда, конуса, призмы  и цилиндра. Это был длительный проект и охватывал несколько уроков.   Представляя свои работы,  они доказывали почему их построенные фигуры являются данными геометрическими фигурами (прикладной проект).   Изучая тему: «Меры веса и длины» я давала задание выяснить вес и рост всех членов семьи и выяснить сколько они весят все вместе, и какая будет высота, если всех поставить один на другого (информационный проект). При изучении темы «Треугольники.Четырехугольники» проект состоял в том, чтобы нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры ( творческий проект).

     У  учеников, после выполнения таких проектов, повышается  мотивация изучения математики, потому что кроме скучных формул, формулировок, не всегда удачных решений примеров и задач, они увидели нечто интересное в математике, увидели, что математика окружает их в повседневной жизни. Причем, родители активно включатся в подобного рода проекты и помогают ребятам.

      Но наиболее часто метод проектов используется на уроках информатики. Оформляются поздравительные  открытки к Новому Году, к 8 Марта, к Пасхе, создаются различные рисунки,  презентации.

    Таким образом, проектная деятельность способствует интеллектуальному росту учащихся,  расширяет кругозор,  как в области предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность раскрыть творческий потенциал учащегося, дает ему веру в собственные силы, что важно для детей , обучающихся в специальных школах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность учащихся составила Возняк С.В . г.Симферополь

Слайд 2

Час работы научит больше, чем день объяснения . Жан-Жак Руссо

Слайд 3

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: 10% от того, что они читают ; 25% от того, что они слышат ; 30% от того, что они видят ; 50% от того, что они видят и слышат ; 70% от того, что они обсуждают с другими ; 80% от того, что основано на личном опыте ; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95% от того, чему они обучаются сами .

Слайд 4

Основные требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой проблемы (задачи); 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта; 5) использование исследовательских методов

Слайд 5

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающих-ся созданием творческого продукта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Слайд 6

Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские - предполагают проверку неко-торого предположения Творческие проекты – проекты , предполагающие соответствующее оформление результатов в плана сочинения, дизайна, театрализ . представлений и пр. Ролевые, игровые проекты - это проекты, в которых структура только намечается, участники принимают на себя определенные роли Информационные проекты - проекты , направ-ленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Прикладные проекты - связаны с результатом деятельности его участников.

Слайд 7

Типы проектов по содержательной линии Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие несколько предметов

Слайд 8

: Типы проектов по продолжительности подготовки : - краткосрочный ( для решения небольшой проблемы или более крупной проблемы) - средней продолжительности ( от недели до месяца) - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Слайд 9

Типы проектов по количеству участников: - индивидуальный - работа в парах - групповой (4-6 человек)

Слайд 10

Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный - выбор темы, кол-ва участников 2. Целеполагание - мотивирующее начало проекта 3. Планирование - распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации. 4. Исполнительский - самостоятельная работа участников проекта 5. Презентационный - защита проектов 6. Рефлексивно-оценочный - обсуждение экспертами, объявление результатов внешней оценки, формулировкой выводов. 7. Проектировочный - перспективы развития проекта

Слайд 11

Проект – это «пять П »: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация.

Слайд 12

Применение проектных технологий позволяет: Учитывать индивидуальные способности учащегося Формировать самостоятельные практические действия Активизировать познавательную деятельность Развивать творческие способности

Слайд 13

Источники: Фон: http://templated.ru/abstrakciya/102-golubaya-sfera.html http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/individualnoe-obuchenie/vse-stranitsi http://dsskazka.caduk.ru/p85aa1.html - семинар для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В обучении все больше используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению.  К инновационным т...

Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.

Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....

Организация проектной деятельности на уроках математики

На современном этапе учитель должен заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью. Проектную деятельность можно организовать и на уроках математики....

Выступление на РМО учителей математики: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектную технологию».

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приорит...

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....


 

Комментарии

Золотухина Елена Леонидовна

Спасибо. Я не математик,но многое оказалось полезным при подготовке к урокам.

Ивлиева Наталия Алексеевна

Большое спасибо от математика!

Мария Александровна Королёва

Спасибо за разработку, обязательно возьму ее себе на заметку.

Майорова Любовь Никитична

прочитала с интересом ваш материал, сама учитель истории,но с удовольствием использую ваши наработки на своих уроках,спасибо

Ваш материал универсален для педагогов. Спасибо.

Павленко Ольга Юрьевна

Спасибо, очень хорошо подобран материал.Сейчас везде только и говорят про проектную деятельность.