формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР
методическая разработка на тему
Дошкольный возраст период активного словотворчества. для того чтобы в речи ребенка не зацепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр - автоматизация правильных вариантов словобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie2.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка».
У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.
По А.Н.Гвоздеву каждый ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка». При полноценном протекании этого периода ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определённого возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы», представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом. Но особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны.
Применение специально разработанных методов изучения словообразования даёт возможность углубить и обогатить представление о структуре речевого и неречевого дефекта при общем недоразвитии речи.
Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесения их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.
Процесс словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.
Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребёнок создаёт свои слова по знакомым ему грамматическим образцам. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.
В игровой форме ребёнок будет учится проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.
Игры и упражнения по формированию навыков словообразования:
«Ласковое слово»
Взрослый произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс –ок (лес – лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с –ок- превращает обычные слова в ласковые. Затем произносит в случайном порядке пары слов и предлагает ребёнку хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое слово». Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами: -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-.
«Волшебник»
Взрослый предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, превратить его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.
КАРТИНКИ: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, стул, диван, помидор, животные и т.д.
« Доскажи словечко»
Взрослый предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.
Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький.
Примерный речевой материал:
Платок синий, а шарфик… Берёза тонкая, и берёзка…
Дом низкий, и избушка… Кот пушистый, и котёнок…
Пояс короткий, и ленточка… Девочка красивая, и куколка…
«Измени слово» - по аналогии.
Виноград – виноградина, горох – горошина;
Примерный речевой материал:
Свинья, баран, телёнок, жемчуг, картофель, лёд.
Бусы – бусинка, снег – снежинка;
Примерный речевой материал:
Пыль, дождь, изюм, песок, пух.
«Назвать профессии»
Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:
- Кто носит багаж? (Носильщик)
- Кто сваривает трубы? (Сварщик)
- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)
- Кто работает на кране? (Крановщик)
- Кто укладывает камни? (Каменщик)
- Кто точит ножи? (Точильщик)
- Кто чинит часы? (Часовщик)
- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик)
Далее взрослый задаёт вопрос: «Какая общая часть в словах?». При произнесении взрослый подчёркивает интонационно, голосом суффикс – -щик.
« Цепочка»
Взрослый предлагает ребёнку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.
Образец ответа: человек – человечек – человечище.
Примерный речевой материал:
Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, сапог, хвост, клюв, голос.
«Ждём гостей»
Взрослый предлагает ребёнку накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.
Образец ответа: посуда для салата – салатница.
«Большие и маленькие»
Ребёнок получает картинку с изображением животных (домашних и диких). Взрослый поочерёдно называет картинки с изображением детёнышей животных, а ребёнок должны взять те картинки, которые им подходят.
«Лишнее слово»
Взрослый называет детям ряд слов и предлагает определить лишнее слово, объясняя свой выбор.
Примерный речевой материал:
Избушка- садик- крылечко- деревце- окно- дворик- скамеечка- дверца;
Ручищи- ножищи- глазищи- носище- голова- ротище и т.д.
«Подумай и назови»
Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задаётся вопрос «какая», «какой»
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день…
Если на улице шум, то улица …
Если человеку сопутствует удача, то человек…
Если весь день идёт дождь, то день …
Если у человека есть здоровье, то человек …
«Назови правильно»
Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения, ответив на его вопрос.
Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.
Примерный речевой материал:
Как назвать борца за силу? ...
Как назвать «волшебное царство» за сон? …
Как назвать ворону за крик? …
Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …
Как назвать девочку, если у неё кудри? …
Как назвать человека, если он делает добро? …
Как назвать лежебоку за лень? …
«Назови хозяина»
Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть вещи и ответить на вопрос «чей это» («чья это?») – мамина сумка.
Примерный речевой материал:
Платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.
«Назови правильно листья»
Взрослый предлагает собрать гербарий и назвать листья.
Образец ответа:
Лист дуба – дубовый.
Примерный речевой материал:
Ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, берёзовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.
«Ответить на вопрос «Как?»
Утром светло, а днём (как?) ещё светлее.
Вечером темно, а ночью ещё темнее.
Осенью холодно, а зимой еще холоднее.
В пальто тепло, а в шубе ещё теплее.
Весной солнце светит ярко, а летом ещё ярче.
Весной птицы поют звонко, а летом ещё звонче.
Поезд идёт быстро, а самолёт летит ещё быстрее.
Черепаха ползет медленно, а улитка ещё медленнее.
«Подумай и составь сочетание из слов»
Взрослый предлагает ребёнку составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.
Образец ответа: зима и месяц – зимний месяц.
Примерный речевой материал:
Осень и дождь… лето и отдых утро и ветерок
Май и праздник… март и капель зима и лес
Родственные слова и общая морфема
Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.
«Картина «Зима» - подобрать слова родственники.
Беседа по картине.
- Подберите слова- «родственники» к слову «Зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? А как по – другому сказать остаются на зиму»? (Зимуют). Как можно сказать про лес (сад, день) зимой – зимний, (дорога, погода, пора, стужа) – зимняя, (небо, солнце, утро) – зимнее.
«Подбери слова- родственники»
Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Взрослый проводит беседу по картине, задавая детям вопросы:
-Что нарисовано на картинке? (лес)
-Как можно назвать маленький лес? (лесок)
-Как называют птиц зверей , которые живут в лесу? (лесные)
-Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
-Как называется сказочный персонаж, который живёт в лесу? (старик – лесовик).
-Что общего в этих словах?
Аналогичная работа проводится на других словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка части программы по теме "Расширение словарного запаса учащихся за счет формирования навыков словообразования."
Работа включает презентацию то теме, разработку системы упражнений к части 1 учебника "SPOTLIGHT 10" и разработку заключительного урока....
Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.
Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
презентация...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №2
презентация №2...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №3
преезнтация №3...
Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразованмя у дошкольников с общим недоразвитием речи....