«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №3
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как склад таких готовых форм... А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество» К.И. Чуковский
Способствовать изменению существительных по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи); пониманию и использованию в самостоятельной речи некоторых наиболее часто употребляемых приставочных глаголов ( поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.); подбору существительных к названию действия ( кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб ). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов ( на, в, под ).
В Цветы стоят в вазе Рыбки плавают в аквариуме
Второй год обучения Способствовать преобразованию глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени ( спи — спит, спят, спали, спала ); использованию в речи притяжательных местоимений «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия); образованию относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания ( «лимонный», «яблочный» ), растениям ( «дубовый», «березовый» ), различным материалам ( «кирпичный» , «каменный», «деревянный» , «бумажный» и т. д.).
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий ( «выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ( -ов- , -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные ( «волчий», «лисий» ); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк - — - оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами ( «добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный ( «новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. Инструкция: "Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало во множественном числе?
Инструкция: посмотри на картинку, назови кому нужны эти предметы.
Игра « Кого(что?) испугался Коля» Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже
Третий год обучения Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель ; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Способствовать употреблению существительных с увеличительным значением ( голосище, носище, домище ); антонимов — глаголов, прилагательных, существительных ( вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный ).
Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи ( скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля) в преобразовании одной грамматической категории в другую ( танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий ). Способствовать дифференцированному использованию в речи простых и сложных предлогов; образованию сравнительной степени прилагательных ( добрее, злее, слаще, гуще, дальше ); сложных составных прилагательных ( темно-зеленый, ярко-красный ). Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. ( воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка ).
Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов ( стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат ); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением ( кулак — кулачок — кулачище ). Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Способствовать практическому употребления в речи слов с переносным значением ( ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).
Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи ( молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать ). Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие ( веселье — веселый — веселиться — веселящийся ). Продолжать объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками).
В итоге логопедической работы воспитанники овладевают навыками словообразования; способны продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, используют уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных ;в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); переносить эти навыки на другой лексический материал; простые и почти все сложные предлоги грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
В далёкие древние времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. А неподалёку от этого царства , в пещере, жила злая колдунья. Она не любила людей и придумала как им навредить. Схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Закреплять у детей навык употребления в речи личных местоимений ( я, ты, он, она, они ).
Злая колдунья сказала: «Вот теперь-то рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите ОН , ОНА , ОНО ; если их много – ОНИ ». Игра «Угадай загадки» Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Утром так заведено- Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ____ Розовой жар – птицей, оно А стемнеет – __ придет: Тоненький, смущенный. Он на цыпочках войдет Долькою лимонной он Срок прошел – плывет ______ В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… она
Игра « Кто чем?» Цель: Способствовать правильному употреблению в речи существительных в творительном падеже Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. Инструкция: « Скажи, чем ест девочка? Чем работает мальчик? И т.д.)
Игры на развитие словообразовательных умений и навыков – образование существительных мужского и женского рода с суффиксами Дидактическая игра «Назови меня ласково». Сравнение двух однородных предметов, отличающихся по величине: мяч – мячик, кукла-куколка. Игровое задание «Что для чего?» «Назови и расскажи о назначении каждой емкости». Прием «договаривания» слов детьми. Упражнение «Измени слово». – образование существительных с суффиксами (-онок, -ёнок) Дидактическая игра «Кто пришел?» Дидактическая игра «Кто у кого?» Дидактическая игра «Кого не стало?» Игровое задание «Собери семью». Упражнение «Найди ошибки Незнайки».
Образование относительных и притяжательных прилагательных – образование относительных прилагательных Дидактическая игра «Назови предмет, скажи какой» Игровое упражнение «Найди ошибки Незнайки» Игра - лото «С какого дерева лист?» Упражнения по подбору соответствующих признаков и слов-прилагательных. – образование притяжательных прилагательных Упражнение «Угадай, кто хозяин» (Чей это? Это лисий хвост.) Упражнение с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Сравнение конкретных предметов, включение прилагательных в предложения.
Образование глаголов Игровые упражнения «Кто что делает?», «Чей голос?» (образование глаголов от звукоподражательных слов) «Что машина делает – что машина сделала?» (образование глаголов с приставками) Дидактическая игра: «Что делают на музыкальных инструментах?» Игровое упражнение «Добавь слово».
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сформированности аудиативних навыков у у школьников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрываются актуальность обучения аудированию на начальном этапе, важнейшим для формирования базовых умений аудирования. Также р...
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Фонематические процессы...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи
Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...