«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №2
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы образования слов
Приставочный : образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого← дорого Суффиксальный : образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор Приставочно-суффиксальный : образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно , втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий Сложение : соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать Сложение в сочетании с суффиксацией : головоломка, вагоноремонтный Сращение : долгоиграющий, быстрорастворимый
Сокращение основы : зав, зам Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком Изменение части речи : больной, столовая Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня. Чередование гласных и согласных , например: дорога→дороженька (чередование г//ж ) Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пар о ход Усечение производящей основы : катать→ кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
Формирование у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков первый год обучения Обучать воспитанников первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами - ик , -к ( дом ик , лоб ик , шар ик , рот ик ; руч к а, нож к а, лап к а, шуб к а и т. д.). дом - домик
Обучать навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными; использованию в речи отдельных порядковых числительных ( один, два, много ).
Игра «Жадина» Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»
Игра «Жадина» Моя машина Моё солнышко Мой дом
Игра "Дай задание игрушкам" Инструкция: "Дай задание игрушкам" Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй).
ВКУСНЫЙ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Что может быть…?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сформированности аудиативних навыков у у школьников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрываются актуальность обучения аудированию на начальном этапе, важнейшим для формирования базовых умений аудирования. Также р...
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Фонематические процессы...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи
Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...