Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.
учебно-методический материал

Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словообразование в таблице19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.

        Наличие у детей задержки речевого развития обуславливает необходимость организации коррекционно-логопедической помощи.

Одним из основных направление логопедической работы является коррекция и совершенствование грамматической основы языка. Цель этой работа направлена на формирование психологических механизмов овладения системы языка (формирование анализа, синтеза, операций сравнения и обобщения) и усвоения правил.

        Логопедическая работа должна строится на характере речевых нарушений,  с одной стороны, и психологических особенностях ребенка с другой. Важно создание мотивации к процессу выполнения заданий. Обучение и закрепление навыков словообразования  проходит с использованием разнообразных наглядностей-картинок, карточек опорных слов,  игровых приемов, занимательных и логических заданий и др. Это способствует созданию положительного эмоционального фона на занятии и повышению эффективности коррекционного воздействия.

Систематичность, индивидуальность, последовательность являются         залогом успешной коррекционной работы. Работа по словообразованию идет с учетом их появления в онтогенезе речевого развития.

        Формирование словообразования строится в тесной взаимосвязи с развитием лексического запаса и коррекцией фонематических процессов языка, а также с учетом программы коррекционной работы.

Основываясь на работы Р.И.Левиной, Н.В.Сребряковой, словообразование строится в 3 этапа

  1.  этап логопедической работы

Суффиксы

Имен существительных уменьшительно-ласкательного значения.

задания

-к-
-ик-
-ек-
-ок-

- чик -
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-

- ышк

рыба — рыбка
ключ — ключ
ик 
замок — замоч
ек 
друг — друж
ок 

стул - стульчик
рука- руч
енька
лиса- лис
онька
Ваня – Ван
ечка
игла – игол
очка
дед – дед
ушка
поле — пол
юшко

бревно-брёвнышко

«Помоги Машеньки собрать свои вещи»

«Три медведя»

Глаголы

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов.

Образование притяжательных прилагательных

- ин -

- папин, мамин, бабушкин, мамин

- мышь – мышиный, лось – лосиный, гусь –гусиный

«Вместе на прогулку»

  1.  этап логопедической работы

суффикс

Задание

Имена существительные для называния емкости.

- словообразование без чередования звука в основе производного слова

- словообразование с чередованием звука в основе производного слова

 - ниц -

Салат – салатница

Песок –песочница

Конфеты – конфетница

«Накроем стол»

Образование имен существительных меньшей величины

- инк -

Солома – соломинка

Град – градинка

Изюм - изюминка

Образование имен существительных, называющих детенышей

- енок –

- онок -

- словообразование без чередования звуков в основе производного слова: 

Лиса – лисенок

Гусь – гусенок

Утка – утенок

- словообразование с чередованием звуков в основе производного слова:

Кошка – котенок

Белка – бельчонок

Медведь – медвежонок

- словообразование существительных, в основе замена производного слова

Овца – ягненок

Лошадь – жеребенок

Собака - щенок

«Собери семью»

«Где моя мама?»

« На птичьем дворе»

Образование притяжательных прилагательных

- Й -

Без чередования звуков в основе производного слова

- Лиса – лисий, лисья, корова – коровий, коровья

«Угадай, кто хозяин?

«Что напутал художник?»

«Чей хвост?»

Образование качественных прилагательных

- н -

Мороз –морозный,

Холод –холодный

Радость - радостный

  «Скажи наоборот»

- лив -

Дождь – дождливый

Забота – заботливый

Трус - трусливый

Образование относительных прилагательных

- ов -, - ев-

Малина – малиновый

Пух – пуховый

Дуб – дубовый

«С какого дерева листок»

«Какой сок?»

«Три поросенка»

- н -

Гриб – грибной

Картофель – картофельный

Снег – снежный

Воздух - воздушный

- енн -

Солома – соломенный

Клюква - клюквенный

- ск -

Море – морской

Город - городской

- ян -, - ан -

Глина –глиняный

Кожа - кожаный

  1.  этап логопедической работы

Суффикс

Задание

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками

с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Образование притяжательных прилагательных

С чередованием звуков в основе производного слова

- волк – волчий, волчья, заяц –заячий, заячья

Образование качественных прилагательных

 - оват -  - еньк -

Голубой – голубоватый

Розовый - розоватый

Образование имен существительных, называющих профессии

В основе коррекционной, логопедической работы положен дидактический принцип перехода от простого к сложному, системности и концентрации при  изучении материала, который подобран с учетом возрастных особенностей детей

Литература:

  1.  Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003

  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя), СПб.: СОЮЗ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития

Хочу предложить Вашему вниманю серию логопедических занятий для детей с ЗРР 2, 5 - 4 лет. Свои конспекты я представила в виде таблиц,в которых отражены: номер этапа занятия, цели и задачи, подробные и...

Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире.  Безусловно, особое внимание должно уделяться развит...

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.

Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...