Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.
учебно-методический материал
Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
словообразование в таблице | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.
Наличие у детей задержки речевого развития обуславливает необходимость организации коррекционно-логопедической помощи.
Одним из основных направление логопедической работы является коррекция и совершенствование грамматической основы языка. Цель этой работа направлена на формирование психологических механизмов овладения системы языка (формирование анализа, синтеза, операций сравнения и обобщения) и усвоения правил.
Логопедическая работа должна строится на характере речевых нарушений, с одной стороны, и психологических особенностях ребенка с другой. Важно создание мотивации к процессу выполнения заданий. Обучение и закрепление навыков словообразования проходит с использованием разнообразных наглядностей-картинок, карточек опорных слов, игровых приемов, занимательных и логических заданий и др. Это способствует созданию положительного эмоционального фона на занятии и повышению эффективности коррекционного воздействия.
Систематичность, индивидуальность, последовательность являются залогом успешной коррекционной работы. Работа по словообразованию идет с учетом их появления в онтогенезе речевого развития.
Формирование словообразования строится в тесной взаимосвязи с развитием лексического запаса и коррекцией фонематических процессов языка, а также с учетом программы коррекционной работы.
Основываясь на работы Р.И.Левиной, Н.В.Сребряковой, словообразование строится в 3 этапа
- этап логопедической работы
Суффиксы | Имен существительных уменьшительно-ласкательного значения. | задания |
-к- - чик - - ышк | рыба — рыбка стул - стульчик бревно-брёвнышко | «Помоги Машеньки собрать свои вещи» «Три медведя» |
Глаголы | ||
а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида; | ||
б) возвратных и невозвратных глаголов. | ||
Образование притяжательных прилагательных | ||
- ин - | - папин, мамин, бабушкин, мамин - мышь – мышиный, лось – лосиный, гусь –гусиный | «Вместе на прогулку» |
- этап логопедической работы
суффикс | Задание | |
Имена существительные для называния емкости. - словообразование без чередования звука в основе производного слова - словообразование с чередованием звука в основе производного слова | ||
- ниц - | Салат – салатница Песок –песочница Конфеты – конфетница | «Накроем стол» |
Образование имен существительных меньшей величины | ||
- инк - | Солома – соломинка Град – градинка Изюм - изюминка | |
Образование имен существительных, называющих детенышей | ||
- енок – - онок - | - словообразование без чередования звуков в основе производного слова: Лиса – лисенок Гусь – гусенок Утка – утенок - словообразование с чередованием звуков в основе производного слова: Кошка – котенок Белка – бельчонок Медведь – медвежонок - словообразование существительных, в основе замена производного слова Овца – ягненок Лошадь – жеребенок Собака - щенок | «Собери семью» «Где моя мама?» « На птичьем дворе» |
Образование притяжательных прилагательных | ||
- Й - | Без чередования звуков в основе производного слова - Лиса – лисий, лисья, корова – коровий, коровья | «Угадай, кто хозяин? «Что напутал художник?» «Чей хвост?» |
Образование качественных прилагательных | ||
- н - | Мороз –морозный, Холод –холодный Радость - радостный | «Скажи наоборот» |
- лив - | Дождь – дождливый Забота – заботливый Трус - трусливый | |
Образование относительных прилагательных | ||
- ов -, - ев- | Малина – малиновый Пух – пуховый Дуб – дубовый | «С какого дерева листок» «Какой сок?» «Три поросенка» |
- н - | Гриб – грибной Картофель – картофельный Снег – снежный Воздух - воздушный | |
- енн - | Солома – соломенный Клюква - клюквенный | |
- ск - | Море – морской Город - городской | |
- ян -, - ан - | Глина –глиняный Кожа - кожаный |
- этап логопедической работы
Суффикс | Задание | |
Глаголы | ||
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-. | ||
Образование притяжательных прилагательных | ||
С чередованием звуков в основе производного слова - волк – волчий, волчья, заяц –заячий, заячья | ||
Образование качественных прилагательных | ||
- оват - - еньк - | Голубой – голубоватый Розовый - розоватый | |
Образование имен существительных, называющих профессии |
В основе коррекционной, логопедической работы положен дидактический принцип перехода от простого к сложному, системности и концентрации при изучении материала, который подобран с учетом возрастных особенностей детей
Литература:
Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя), СПб.: СОЮЗ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития
Хочу предложить Вашему вниманю серию логопедических занятий для детей с ЗРР 2, 5 - 4 лет. Свои конспекты я представила в виде таблиц,в которых отражены: номер этапа занятия, цели и задачи, подробные и...
Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире. Безусловно, особое внимание должно уделяться развит...
КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...
Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.
Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...
Трудности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития ( ЗПР ).
Работа с детьми с задержкой психического развития....