Материалы краевого семинара воспитателей коррекционных образовательных учреждений в КГКСКОУ школе-интернате VI вида города Владивостока. Тема: «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках ручного труда».
учебно-методический материал по теме
В данном материале я представляю организационные документы и отчет о проведении краевого семинара воспитателей коррекционных образовательных учреждений в КГКСКОУ школе-интернате VI вида города Владивостока. Тема: «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках ручного труда». Кроме того, представлены план-конспекты проведенных открытых мероприятий воспитателей и учителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы-интерната
Ардашева И.Г.
«__»_________ 2014г.
План проведения краевого семинара
воспитателей коррекционных образовательных учреждений в КГКСКОУ школе-интернате VI вида города Владивостока.
Тема: «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках ручного труда».
Цель:
- Ознакомить педагогов с курсов ГОАУ ДПО ПКИРО со школой-интернатом.
- Провести открытые мероприятия педагогов школы-интерната.
- Транслировать опыт педагогов школы-интерната для слушателей курсов ГОАУ ДПО ПКИРО.
- Концерт воспитанников школы-интерната.
Состав участников: администрация школы-интерната, воспитатели, воспитанники 1-10 классов, слушатели курсов ГОАУ ДПО ПКИРО.
Место проведения: актовый зал, дискотечный зал, спальный корпус, учебные кабинеты, детский сад школы-интерната.
Дата и время проведения: 29 октября 2014 года 14:00
Регламент проведения
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения | Место проведения | С кем проводят | Ответственный | ||
1 | Знакомство с школой - интернатом: | ||||||
Организационный сбор. | 14.00-14.20 | Кабинет зам. директора по В.Р. | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |||
Выставка декоративных работ воспитанников школы-интерната. | 14.00-14.20 | Холл 1го этажа | Слушатели курсов | Медведева Н.Б. | |||
Ознакомление с регламентом проведения мероприятий | 14.20-14.30 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р | |||
Справка – доклад. | 14.30-14.45 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |||
Доклад «Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках труда» | 14.45-15.30 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |||
Экскурсия по школе-интернату. | 15.30-16.10 | Помещения школы | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |||
2 | Открытые коррекционные мероприятия | ||||||
Мастер – класс. Аппликация из жатой ткани «Осенний лес» | 16.10-16.50 | Кабинет №14 (кружковой работы) | Слушатели курсов ПК ИРО | Баженова Н.И. | |||
Занятие ручного труда. Аппликация в смешенной технике с элементами рисования «Осень в лесу» | 16.10-16.50 | Кабинет №13 | Слушатели курсов ПК ИРО | Колганова Л.А. | |||
Игра-путешествие «Встречи на таежной тропе» | 16.10-16.50 | Кабинет № 14 | Воспитанники 2а кл | Карташова Е.Д. | |||
Творческое занятие. Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги «Ваза для сменного букета» | 16.10-16.50 | Кабинет №62 | Воспитанники 3а кл | Коваленко А.В. | |||
3 | Открытое общешкольное мероприятие | ||||||
Выступление вокальной группы | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 5-8 кл | Коринева Л.Н. | |||
Танец «Кадриль» | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 4-8 кл | Яценко Е.В. | |||
Сценка «Не все дома» | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 8а, 8б кл | Андрюшина Г.А. | |||
4 | Подведение итогов мероприятия | 17.20-18.00 | Актовый зал | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. |
Предварительный просмотр:
- -
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида» г. Владивосток
Доклад
«Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида»
Выполнила: Колчина Н.К- заместитель директора школы-интерната по воспитательной работе
г. Владивосток
2014 год
Доклад
Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида.
По мнению Г.М.Дульнева, С.Л.Мирского уроки ручного труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они разработали рекомендации по развитию, коррекции и активизации мыслительных процессов у школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного груда .
Обучение труду в коррекционной школе складывается из ряда последовательных этапов. Каждый этап решает как общие, так и характерные для него задачи обучения, обусловленные психофизическим развитием учащихся, ростом их трудовых и интеллектуальных возможностей.
Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также неумением выполнять задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящие перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Практически у всех учащихся с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движения рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий при выполнении трудовых действий.
В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Для этого ребят обучают ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников интеллектуальными проблемами должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям.
Исправление недостатков физического развития достигается в основном педагогическими средствами. Л.С. Выготский высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у детей умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием, как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Школьникам с интеллектуальными проблемами для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса.
Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VI вида, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся е интеллектуальными проблемами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий.
Л. Н. Граборов утверждал, что в процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в повое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность .
Первый этап трудового обучения в 1-3 классе направлен на развитие мышления и на всестороннее развитие учащихся, а "также на приобретение ими начальных трудовых умений.
Нa уроках труда в первом — третьем классах решаются следующие задачи:
- сообщение элементарных технических сведений по видам труда;
- обучение доступным трудовым приемам;
- развитие самостоятельности;
- формирование организационных умений;
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия. настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда и т. д.); привитие интереса к трудовой деятельности.
Наряду с этим происходит коррекция умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании таких умений, как:
- ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда);
- предварительное планирование хода работы над изделием;
- текущий и заключительный самоконтроль (определение правильности действий и результатов, оценка качества готового изделия).
Кроме того, труд способствует развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.
Перечень задач показывает, какая серьезная работа должна осуществляться учителем в ходе обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на последующих этапах трудовой подготовки умственно отсталых детей.
Структура трудовой деятельности многообразна. Основными ее компонентами являются: общетрудовые умения, двигательные умения, работоспособность. Существенное влияние на успехи детей в выполнении трудовых заданий оказывает их работоспособность, обусловленная биологическими и социальными факторами.
Но мнению П.П.Павловой формирование компонентов трудовой деятельности у умственно отсталых школьников имеет ряд особенностей. Определить возможности и трудности школьников и сгруппировать их с целью дальнейшего обучения возможно лишь в результате комплексною и динамического исследования детей.
Наиболее информативными формами изучения являются:
- анализ данных медико-педагогической комиссии;
- беседы с врачом;
- наблюдения на уроках труда;
- анализ поделок учащихся;
- сравнение успехов в обучении по разным школьным предметам.
Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически. Организуя фронтальную работу, учитель должен особенно внимательно наблюдать за несколькими учащимися, а затем точно и своевременно фиксировать полученные данные, отражая в записях постепенные изменения в трудовой деятельности детей, повышение их самостоятельности.
Система наблюдений на уроках включает в себя изучение особенностей учащихся в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приемами, изучение работоспособности учеников.
В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им при выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, учитель намечает пути и приемы работы с конкретными учениками.
В процессе обучения следует наблюдать - способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность.
Необходимо также проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт.
В ходе длительного экспериментального исследования за выполнением заданий по ручному труду и анализу деятельности учащихся младших классов специалист Н.П.Павлова, выделяет три группы учащихся:
1 группа - учащиеся, которые не испытывают серьезных трудностей при выполнении заданий, успешно овладевают трудом при фронтальном обучении. Они могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, в основном совпадающие с образцом, обладают относительно высокой способностью к анализу и обобщению, отличаются более высоким темпом умственного развития и овладения двигательными приемами.
2 группа - ученики, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородная и включает в себя несколько подгрупп:
- ученики, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями.
- учащиеся, затрудняющиеся в овладении двигательными трудовыми приемами,
- учащиеся с нарушением работоспособности.
- учащиеся, у которых имеются трудности в усвоении двух сторон трудовой деятельности (например, у одних нарушена работоспособность и имеются двигательные расстройства, другие нелегко усваивают общетрудовые и двигательные умения, у третьих недостатки умешенной деятельности усугубляются сниженной работоспособностью).
3 группа - ученики, испытывающие значительные затруднения в овладении общетрудовыми и двигательными умениями и имеющие нарушение работоспособности ].
Специалисты Г.M. Дульнев, Б.И. Пинский и др. отмечают, что педагогически правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся коррекционной школы .
С самого начала поступления в школу из-за отсутствия необходимых навыков ученик не способен к длительной, устойчивой работе. Поэтому на первых годах обучения главным условием, по мнению Г.М. Дульнева является коррекционно-воспитательная работа. У школьников воспитываются навыки поведения в коллективе, развитие самостоятельности. В процессе обучения умственно отсталых учащихся воспитывается также умение сравнивать, обобщать, иначе говоря, производить анализ и синтез.
Из исследования Г.М. Дульнева следует, что работая над учебным материалом, добиваясь сознательного усвоения его учащимися, учитель способствует одновременно и умственному развитию учащихся. Процесс усвоения знаний или приобретение некоторых умении на уроке ручного труда постоянно требует аналитико-синтетической мыслительной работы: младшие школьники с нарушением интеллекта должны производить сравнение, вычленять сходное и различное в учебном материале, в наблюдаемых предметах и явлениях. В процессе занятий школьники приучаются производить простейшую классификацию предметов по их существенным признакам, устанавливать с помощью учителя причинные связи, уточнять свои представления, накапливать новые представления и понятия, которые затем вовлекаются в активную мыслительную деятельность. В процессе обучения ручному труду ученик непрерывно упражняется в запоминании и воспроизведении учебного материала, учится использовать в своей практической деятельности усвоенные знания. Во всем этом и выражается умственное развитие школьника .
Учитель на уроке не просто сообщает учащимся знания и навыки, он одновременно работает над воспитанием умственных способностей школьников, совершенствует и развивает их способности.
По мнению Забрамной С. Д. в коррекционной школе на уроках ручного труда необходимо, чтобы ученики не только рассматривали наглядные пособия или слушали объяснения учителя, но и выполняли практические задания, действовали с предметами и таким образом получали бы новые знания или закрепляли уже имеющиеся
Следовательно, чтобы прослеживалась динамика в развитии мыслительной деятельности на уроках ручного труда необходимо соблюдать и использовать основные принципы работы с этой категорией учащихся:
- осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращать наступление утомления (чередовать умственную и практическую деятельность);
- в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность школьников, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание всем видам деятельности школьников;
- проявлять особый педагогический такт, постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи младших школьников, развивать в них веру в собственные силы и возможности, так как у младших школьников с нарушением интеллекта в силу их характерных особенностей психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникшие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого, многим свойственна робость и неуверенность.
В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы отобрать необходимый материал для работ, наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать, анализ, синтез, обобщение и другие компоненты мышления. Учитывая, что основной формой обучения труду является урок, определим его структуру
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Степень сложности зависит от содержания учебного материала от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфики коллектива класса.
Как правило, в I-III классах организуются уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач:
- сообщаются некоторые технические сведения,
- формируются трудовые умения и навыки,
- закрепляются изученные ранее трудовые приемы,
- решаются воспитательные и коррекционные задачи.
Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представлять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.
Предлагаю рассмотреть возможный вариант структуры урока. Вариантность уроков зависит от задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия. Система вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий должна подчиниться задачам проводимого урока.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3. Ориентировка в задании.
4. Планирование работы.
5. Практическая работа.
6. Отчет о проделанной работе.
7. Оценка качества выполненной работы
8. Подведение итогов урока.
1. Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. В ходе урока необходимо напоминать учащимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.
2.Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к изготовлению изделия.
Формирование положительного отношения к предстоящей работе имеет большое значение, так как заинтересованные учащиеся работают более самостоятельно, более аккуратно, они проявляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, интерес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах.
В процессе вводной беседы осуществляется и повторение познавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сообщения познавательных сведений может быть выделен как отдельный этап урока. Можно провести небольшие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свойствах материалов, или организовать дидактическую игру.
3.Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предполагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунка. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовляемого предмета.
При анализе образца следует придерживаться последовательности:
1) определить объект и его назначение;
2) перечислить основные детали объекта и определить их количество;
3) рассмотреть пространственное расположение деталей;
4) определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.
Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.
4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно выполнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении.
Работа по плану - это признак осмысленного и самостоятельного выполнения задания.
Большую помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных и графических карт, которые составляются на изделие из любого материала
На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последовательности на ней прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности.
Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться наглядными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, требуя у школьников назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.
5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполнению задания.
Учитель руководит процессом трудовой деятельности школьников. Он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образцом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия.
6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей, а в дальнейшем поможет осознать выбранный им путь выполнения задания.
7.Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача - воспитать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика.
8.Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности.
Рассмотрев структуру урока, сам по себе возникает вопрос, так каким же образам можно обеспечить индивидуально - дифференцированный подход на уроках ручного труда?
Существенное значение имеет содержание выполняемой работы. Это касается, прежде всего, структурной сложности заданий. Так, например, внешне сходное задание может быть дано для одних учащихся в более простом варианте, а для других - в более сложном.
Дифференцированным может быть и объём заданий. В этом случае разным ученикам может быть предложено задания различной сложности. Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата каждым обучающимся
По мере развития учащихся, совершенствования их трудовых навыков количество вспомогательных средств, а также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоятельности учащихся в трудовой деятельности.
Таким образом, занятия по труду с умственно отсталыми младшими школьниками являются одним из средств их всестороннего развития, а также эффективным способом коррекции отклонений. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода на уроках труда позволяет, опираясь на потенциальные возможности ученика, оптимально преодолеть имеющихся у него недостатки развития, а также оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Итак, из анализа специальной литературы следует, что
- индивидуально-дифференцированный подход - это важнейший принцип воспитания и обучения.
- Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
- Индивидуально - дифференцированный подход, это создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные учащимся с умственной отсталостью.
- Занятия по труду с умственно отсталыми младшими школьниками являются эффективным способом коррекции отклонений в развитии.
- Реализация индивидуально - дифференцированного подхода на уроках труда позволяет:
- оптимально преодолеть имеющихся у ученика недостатки развития;
- оптимизировать процесс обучения в разнородных группах;
- добиться раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Заключение
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по реализации индивидуально-дифференцированного подхода на уроках ручного труда показал, что уроки ручного труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков младших школьников с нарушением интеллекта. Соединение обучения с трудом содействует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает к лучшему усвоению и активной самостоятельности.
Цели и задачи трудовой деятельности, благодаря своей конкретности и доступности осознаются учениками более ясно, чем учебные цели и задач, не связанные с трудом. Реальная возможность изготовить декоративное изделие, представляющие ценность для окружающих, воодушевляет учащихся и вызывает у них стремление добиваться желаемой цели.
В процессе трудового обучения решается задача развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма, трудолюбия.
Таким образом, систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию мелкой моторики, а также помогает развивать речь учащихся, организует и направляет их умственную и практическую деятельность. Трудовое обучение решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей, формирует потребность трудиться, развивает чувство ответственности за выполняемую работу и положительное отношение к труду.
Данная тема является актуальной, так как учет индивидуальных особенностей учащихся использование дифференцированных заданий помогает учителю правильно организовать урок труда, а также дает возможность каждому ученику почувствовать себя успешным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Василевская,В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы./ В.Я. Василевская - М., 1960.
- Власова,Т.А., Певзнср,М.С. О детях с отклонениями в развитии./Т.А. Власова, 2-е изд. -М., 1973.
- Воронковой. В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психологии/Л.С.Выготский..М.: Педагогика Школа-Пресс, 1999.
- Гульянц, Э. К. Учите детей мастерить / Э.К. Гульяпц, -М., Просвешепие. 1979г.- 174с.
- Дульнсв, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев, -М.: Просвещение, 1969 г.
- Дульпсв, Г. М Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. / Под ред Дульнева Г. М. М.: Педагогика. 1989 г. - 175 с.
- Екжанова, Е.А., Е.А. Стребелева Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. / Дефектология. - 1999.- №6 - С.25-34.
- Епифанцева, А.М. Настольная книга педагога-дефектолога /А.М. Епифанцева. - Ростов-на-Дону, 2006.
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1970-274 с.
- Шинкаренко, В.А. О развитии элементов конструктивной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроках ручного труда /В.А. Шинкаренко // Дефектология. 1982.№2с. 38.
- Шиф, Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной М., 1980.
Предварительный просмотр:
КГКСОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Золотая осень
(мастер-класс)
Воспитатель первой категории: Баженова Н.И.
2014год.
Тема: «Золотая осень»
Цель: познакомить слушателей с технологией изготовления изделия из жатой ткани, провести практическое занятие.
Оборудование: квадратные лоскутки тонких тканей (пестрых или однотонных), цветной картон, альбомный лист, карандаш простой, клей, ножницы, цветная бумага, гофрированная бумага, пряжа (зеленая, желтая, оранжевая), материал для оформления картины, образцы изделий.
Цели занятий с детьми кружка «Умелые ручки»:
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны головного мозга;
- Сенсорные восприятия; глазомера;
- Логического мышления, воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- Вызвать у ребят тягу к творчеству, интерес к работе;
- Развивать умение подбирать подходящие материалы;
- Раскрывать творческий потенциал детей;
- Умение применять полученные знания изученных технологий в новой ситуации;
- Умение анализировать конструктивные особенности поделки.
I. Технология изготовления изделия из жатой ткани.
- Демонстрация образцов.
( показать готовые изделия из жатой ткани)
- Приготовление заготовок изделий.
Берем квадратные лоскутки тонких тканей (пестрых или однотонных) со стороной квадрата 10х10 или 14х14 см. На альбомном листе бумаги густо намазать клеем ПВА небольшой участок, примерно 7х7 см. Кладем на него ткань, не прижимая к листу. Затем пальцами собираем ткань к центру так, чтобы она сморщилась - собралась мелкими беспорядочными складками.
Полученную жатую поверхность прижмем ладонью или положим под пресс на 3-5 минут. Придадим с помощью ножниц нужную для детали форму - крону дерева.
Стволы деревьев выполняем немного иначе, вырезаем из гофрированной бумаги.
- Сбор композиции из жатой ткани:
На цветной картон выкладываем из приготовленных заготовок композицию осеннего леса (осенних деревьев) без клея. Затем промазываем готовые кроны деревьев, стволы и приклеиваем.
II. Оживление композиции.
Полученную композицию нужно украсить: вырезать из цветной бумаги птичек и приклеить их на крону дерева. Для полянки из гофрированной бумаги вырежем грибочки и пенек. Далее оформляем лесную полянку различными материалами: резаной пряжи, жатой ткани, крупы, камешек, косточек, семян растений.
III. Заключение.
Подвести итоги: рассмотреть выполненные работы, отметить их красоту, изящность, миниатюрность.
Сказать, что овладение этой технологией требует терпения и аккуратности, а изделия - тщательности в исполнении, ведь мастерство - это всегда упорный труд, внимание и, конечно, развитое воображение.
Выставка работ из жатой ткани завораживает своей красотой. А где красота - там и радость, и праздник, и всегда хорошее настроение!
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: "Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги.
Изготовление вазы для сменного букета"
Учитель: Коваленко А.В.
Владивосток 2014г.
Тема "Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги. Изготовление вазы для сменного букета"
Задачи:
- Познакомить детей с приёмом изготовления вазы для сменного букета. Закреплять навыки работы с бумагой и картоном.
- Формировать умение анализировать изделие и составлять план выполнения с помощью учителя.
- Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, логического мышления на основе специальных упражнений.
- Формирование положительной мотивации к учению.
Ход урока
1. Активизирующее начало.
1. Организационный момент.
Психологический настрой (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень».)
- Послушайте стихотворение А.К.Толстого:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
2. Актуализация опорных знаний.
- Какое время года сейчас?
- Сядет тот, кто назовёт признаки осени (каждый ученик называет по одному признаку и садится).
- Молодцы!
- Какой у нас сейчас урок? Какой он по счёту?
2. Подготовительная часть.
1. Вступительная беседа.
- А теперь отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
- Сегодня к нам на урок из осеннего леса пришёл Старичок –
Листовичок.
- Гулял он, гулял по лесу, по полю и решил приготовить для вас
подарки. А какие – узнаете, отгадав его загадки:
1) Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
2) Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Цветы).
3) Что не сеяно растёт? (Трава)
4) На соломинке дом,
Сто ребяток на нём. (Колос)
- Верно! Старичок – Листовичок собрал для вас листья, травы, цветы, колосья и принёс их на урок (учитель показывает по –порядку сухоцветы).
- Кто знает, как всё это можно назвать одним словом? (растения, сухоцветы или гербарий)
2. Словарная работа: Гербарий – специально засушенные растения или части растений.
- Ребята, а если вам подарили цветы, куда их можно поставить? (в банку, в вазу)
Ваза – ёмкость изящной формы для фруктов или цветов. (на доске учитель открывает иллюстрации различных ваз) - Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие бывают вазы?
Из каких материалов их изготавливают?
3. Лексическое упражнение:
Ваза из глины - ……….глиняная ваза.
Ваза из стекла - ……….стеклянная ваза.
Ваза из хрусталя -……..хрустальная ваза.
Ваза из дерева - ……….деревянная ваза.
Ваза из фарфора - …….фарфоровая ваза.
Словарная работа: Фарфор- масса из лучших сортов глины.
4. Сообщение темы и задач урока.
- Ребята, а давайте сделаем Старичку – Листовичку, нашему гостю подарки, изготовим вазы и составим в них осенние букеты.
- Вазы я предлагаю сделать с помощью бумаги и картона.
Вазу из бумаги как по – другому можно назвать? (бумажная ваза).
5. Показ образца.
- Украшением для нашей вазы будет мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги.
Словарная работа: Мозаика – означает рисунок или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.
(учитель показывает иллюстрации)
6. Рассказ учителя.
В Древнем Риме богатые люди украшали полы и стены своих домов мозаиками из пластинок цветного камня. Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они служили украшением храмов.
Изображения выполнялись из кубиков разноцветного стекла – смальты. Кубики неправильной формы образовывали неровную поверхность. Поэтому свет, отражающийся от неё, создавал волшебное мерцающее сияние. Мозаика также служила для украшения внутренних стен зданий, церквей.
3. Основная часть.
1. Ориентировка в задании.
- Что это? (ваза)
- Из каких материалов изготовлена ваза?
- Сколько деталей в изделии?
- С помощью чего соединены детали?
- Какие инструменты необходимы для работы?
Физминутка.
Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
2. Составление плана работы по схеме (рисунок 1).
- Что делаем сначала? Что потом? Как?
План.
Нарисуй и вырежи из белой или цветной бумаги заготовку своей вазы.
Перенеси её на плотную бумагу и обведи.
Нарисуй контур и вырежи его.
Приклей к основе контур, а к нему - вазу.
Составь букет из сухоцветов и вставь его в вазу.
3. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
- Из чего будем делать вазу?
- Какой инструмент необходим для работы с бумагой?
- Давайте расскажем Старичку – Листовичку правила, ведь он их никогда не слышал.
- Я буду называть начало правила, а вы будете заканчивать:
Не держи ножницы …(кольцами вверх).
Не оставляй ножницы …(в открытом виде).
Передавай ножницы …..(кольцами вперёд, в закрытом виде).
При работе следи за пальцами…(левой руки).
4. Указания к началу работы.
Вырезать по шаблону нужно очень аккуратно, не выходя за контур.
Обрывные кусочки из цветной бумаги не делать слишком мелкими, приклеивать аккуратно.
4. Практическая работа.
1. Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал,
(Плавные волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист – с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол).
2. Выполнение изделий учащимися.
3. Контроль за деятельностью учащихся педагогом.
5. Закрепление изученного материала.
1. Словесный отчёт о проделанной работе.
- Что делали? Как?
2. Анализ и оценка работ.
6. Итог урока.
- Кто приходил к нам в гости на урок? Зачем?
- Как думаете, доволен ли Старичок – Листовичок нашими подарками? Почему?
- А какие букеты вы будете вставлять в разные времена года?
- Нашему гостю очень понравилось, как вы работали, какие подарки преподнесли. Он очень доволен и благодарен вам за урок!
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Тема занятия: «Встречи на таежной тропе»
Воспитатель: Карташова Е.Д.
Владивосток 2014г.
«Встречи на таежной тропе».
Цель: создание благоприятных условий для оптимальной самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Задачи: ценностно-ориентировочные, развивающие, социальные:
- способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России и родном крае, развивать чувство патриотизма;
- создать условия для приобщения к ценности познания;
- способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество;
- развитие и активизация психических процессов;
- способствовать формированию ценности человеческого общения, формированию коммуникативных навыков;
- учить сотрудничеству, взаимовыручке, способам преодоления трудностей путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Оборудование: наглядные пособия, диск «Звуки природы», набор для оригами, пластилин, набор «Фотоохота», набор «Путешественник». В коррекционно-развивающее занятие включены задания на развитие пространственных представлений, логических операций, целостного восприятия, связной речи, произвольного внимания.
Оформление: доска – буквы из осенней листвы «Здравствуй»;
Парты – группами, 1окно – индивидуальная работа «Фотоохота»,
4 стула – игра , центр кабинета – ковер.
Ход игры:
1этап. (Дети входят в кабинет) – Осмотритесь. – Что привлекло ваше внимание?
- Будем говорить «Здравствуй» много раз всем, кого встретим.
Ковер с планом работы. (Работа на ковре совместная с воспитателем)
- Что перед вами? На что похоже? ( Кружочки, наш дом, тропа, дверцы)
- ДА. Это план, карта. – Для чего нужна карта? План?
- Будем путешествовать.
Техника безопасности: В путешествии нужна безопасность, взаимовыручка, поэтому будем работать в парах. Всегда можно обратиться за помощью к ведущему. Но мы должны соблюдать правила и тишину. В этом нам помогут пиктограммы и светофоры (памятка работы).
-Будет индивидуальное задание, но можно обращаться за помощью.
- В конце путешествия всех ждет сюрприз!
2 этап. Итак, карта путешествия полна загадок. Я буду давать вам подсказки, чтобы вы смогли узнать, куда, в какое место нашей планеты мы отправимся.
( выкладываю картинки)
МЕДВЕДЬ –Какой? Что любит делать? Чем питается?
ВОЛК
ЛИСА
ЕЖИК
БЕЛКА
- Чем похожи эти звери? Что их объединяет? (анализ, сравнение)
Обобщение. Вывод 1.
Да. Мы отправимся в путешествие в дремучий лес.
-Как назвать ЛЕС другими словами? (ТАЙГА)
3 этап. Открываем дверцу №1 в закрытый мир природы.
-Что видим? На что похоже? (анализ, сравнение)
ЛАПА – Чья? Кому может принадлежать?
- Давайте скажем «Здравствуй» (дети по-очереди соединяют свою ладонь с изображением лапы на бархатной бумаге)
- Какая лапа? (большая, мягкая, шершавая).
- Хотите увидеть зверя целиком?
Инструктаж:
Разделитесь на группы, захватите средство связи – светофоры, возьмите наборы путешественника (ножницы, клей, коробка с пластилином, листы белой бумаги, цветные карандаши, компас);
Индивидуальное задание: -В тайге много разных тропок. На каждой тропе нас ждет встреча. Вот набор для фотоохоты (фотоаппарат, ножницы, компас, блокнот для записей, средство связи – светофор).
Практическая работа:
Группы собирают мозаику «Тигр»
Индивидуальная работа: соединение изображений, названий, частей загадок.
Обобщение. Вывод 2.
- Что делали? Получилось? Довольны результатом?
- Сравните с цветным изображением. Каких цветов не достает?
Практическая работа в парах: (умение договариваться)
Раскрашивание собранной мозаики. 2цвета. 1 цвет у одного ребенка.
Обобщение. Вывод 3.
- Мы узнали чья была лапа? Какой тигр?
- Задание выполнено? Идем дальше?
4 этап.
(Ковер. Карта. Задание №2)
- Что видите? Необычное растение? На что похоже?
ЛИАНА. (даю потрогать, понюхать)
- Какая лиана на ощупь? (гибкая, шершавая)
ЛИМОННИК. (показываю изображение в книге)
- Ребята, это растение лечебное. Оно имеет ягоды.
- Какого цвета ягоды? Какой формы?
Практическая работа в парах. (выработка самоконтроля)
- Лепим ягоды. Сколько успеете.
Соберем ягоды на ветку? (сборка – синтез)
Обобщение. Вывод 4.
Что узнали? Задание выполнили?
Идем дальше.
5 этап.
Ковер. Карта. Дверцы в закрытый мир №4. «Пенек».
- Для чего нам попался пенек?
Игра (ролевая) «Тигры на охоте»:
1пара – тигры, сидят в засаде (между стульев);
Другие дети – разные звери, должны тихо прокрасться между тиграми.
(игра проводится 3 раза, чтобы каждая пара побывала в роли тигров).
Обобщение. Вывод 5 .
- Чему учились? Что узнали?
- Задание выполнили? Дверцы закрыли.
6 этап.
Ковер. Карта. Дверцы в закрытый мир №5.
- Что это? На что похоже? Где можно зверю спрятаться, сохранить семью, вывести потомство?
ЛОГОВО. Семья тигра. Тигрята.
Задание: оригами «Тигрята».
Инструктаж. ТБ при работе с острыми инструментами.
Обобщение. Вывод.
- Справились с заданием? Какие тигрята?
- Чему учились?
- Задание выполнили? Дверцы закрываем
7 этап.
Ковер. Карта. Дверцы №6.
- Что видим? Приглашаем фотокорреспондента с загадками.
- Где были? С кем здоровались? Что узнали?
- Какими новыми словами обогатились?- Кто главный герой нашего путешествия?
Тигр настолько полюбился жителям Приморья, что они сделали тигра главным на гербе г. Владивостока (демонстрация)
Отчет об индивидуальной работе. Обобщение.
Игра «Ключ к животному». (парами собираем части загадок и фотокорреспондент называет отгадки, показываем фото зверя).
Обобщение. Вывод.
Мы были в закрытом мире, открывали дверцы, наблюдали, получали знания.
Помните: приходя в лес, в гости к зверям мы можем лишь приоткрывать дверцы, здороваться, фотографировать, наблюдать, не нарушая природное экологическое равновесие.
«Сюрприз»: Каждый участник путешествия получает ключ от закрытого мира тайги и диплом путешественника.
Фотоотчет
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Аппликация в смешанной технике, с элементами рисования,
« Осень в лесу»
Воспитатель: Колганова Л.А.
Владивосток 2014г.
Цель: создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к изображению осенних деревьев. Создать условия для овладения детьми техникой аппликации из различных материалов, её выразительных возможностях.
Учить детей выполнять коллективное панно, сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны. Совершенствовать технические умения, развивать творческое воображение;
Воспитать чувства отзывчивости, интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток, беседа о золотой осени. Совершенствование техники аппликации, рисования красками.
Словарная работа: Закрепление названий деревьев, их строение (крона, ствол, корни, ветви), признаков осени, образования прилагательных.
Оборудование: Пособие с изображением деревьев, выполненные в разных аппликационных техниках, шаблоны, цветная бумага, цветные нитки, крупа, клейстер, простой карандаш, поднос, салфетки, кисти, подставка под кисти.
Ход занятия:
Дети входят под музыку «Осенняя мелодия», встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребята, у нас сегодня столько гостей, а на полу что-то разбросано и корзинка чья-то стоит!? Непорядок! Что это и откуда появилось? Кто всё это сделал?
В окно надуло ветром? Осень к нам заглянула?
Воспитатель: Я предлагаю всё собрать в корзинку. Но она не простая, а волшебная.
Игра: «Осенняя корзинка!»
Прежде чем в неё кладем,
На вопрос ответ даём.
Назовите осенние месяцы - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью (что делает?) — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью (что делают?) — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью (что делают?) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Солнце осенью (что делает?) – Солнце осенью светит, но слабо греет.
Погода осенью (что делает?) - Погода осенью часто меняется.
Молодцы, много знаете об осени, всё собрали. Прислушайтесь – это звуки осени. Она приглашает нас в гости.
Звучит музыка «Осенняя»
Воспитатель:
Мать – земля!
В разноцветном уборе
Ты похожа на пёстрый ковёр:
Синий свод,
Голубые озёра,
Темноватые контуры гор.
Чуть дрожит
Над простором нагретым
Беловатого марева дух.
В щедром золоте бабьего лета
И дубки, и берёзки вокруг.
Не весенними красками вышит
Вызревающий ягод наряд:
Алым цветом
Калины и вишен
И дворы, и дороги горят.
Мухитдин Тажи
Воспитатель: Ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (дуб, сосна, ель, берёза и др).
Воспитатель загадывает загадки детям о разных деревьях.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова /берёза/.
Никто не пугает,
А вся дрожит. /осина/
Над водой, водой
Стоит с красной бородой. /калина/
Зимой и летом
Одним цветом. /ель. Сосна/
Воспитатель показывает пособие с изображением разных деревьев в технике аппликация.
Эмоциональный настрой:
Посмотрите внимательно на эти работы (показ образцов).
Одинаково ли деревья изображенные на них? (Нет.)
Чем деревья отличаются друг от друга? (Формой веток, ствола.)
Как Вы думаете, можно ли сказать, что каждое дерево передает свое настроение?
Давайте определим настроение у 1-го, 2-го, 3-го дерева;
- ветви вверх – уверенное, радостное;
- ветви опущены – спокойное, доброе, грустное, печальное;
- ветви в разные стороны – агрессия, напряжение.
Ребята, сегодня мы будем делать аппликацию: «Осень в лесу» - коллективное панно. Занятие будет необычное, мы будем работать в различных техниках аппликации.
Какие виды техник аппликации вы знаете?
1. Предметная аппликация. (Когда деревья изготавливаются из вырезанных геометрических фигур).
2. Плоская аппликация. (Выполняют путём вырезки деревьев из бумаги, кожи и других материалов и наклейки их всей плоскостью на основание из бумаги, картона или ткани).
3. Объёмная аппликация.
- отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей плоскости;
- на фон наклеивают какую-нибудь объёмную деталь (мох, вата, соломка и др.);
- некоторые детали приклеивают несколько помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объём игрой материала.
Дети, подойдите ко мне. Посмотрите на доску. Что это? (аппликация) Как сделаны эти работы? Обратите внимание, что здесь присутствуют и плоскостная, и объемная аппликации. Как нужно работать с ножницами. Правильно.
Вывод: Оказывается, чтобы передать все волшебство осеннего леса, достаточно всего лишь изобразить образ дерева.
Творческая поисково-экспериментальная работа.
Давайте распределим обязанности, кто какой технике будет изображать деревья? Кто нарисует красками листики на земле?
Воспитатель смотрит как дети работают, помогает если у них не получается (индивидуальная работа).
Дети работают под тихую музыку.
Воспитатель: Давайте отложим наши работы и немного поиграем и Осень с собою позовем. Давайте встанем в круг.
Динамическая пауза:
Физминутка “ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ”
Что такое листопад?
Представьте, что ваши кисти рук – это листья.
Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена)
Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. А теперь листочки повисли: расслабьте руки.
Теперь покажем, как качаются листики на ветру.
Теперь листики дрожат на ветру.
Проверить напряженность пальцев. Упражнение повторить. Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону. Быстрые движения пальцами рук.
Физминутка “ЛИСТОЧКИ”
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(Покачивания. Руки в стороны. Присесть. Покачивание рук над головой)
Продолжение работы.
Итог занятия:
а) Выставка и анализ детских работ (готовые деревья приклеиваем к приготовленному ватману).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья! Давайте же быстрее приклеим их на поляну, чтобы у нас получился осенний лес. Какое дерево у нас получилось самым веселым, какое грустным, тонким, могучим, смешным? Скажите, дети, у нас получился осенний лес?
б) Прощание
Воспитатель: Вы славно поработали сегодня. Давайте попрощаемся с нашими гостями….ой …а что это за нашим лесом? …корзинка…. С конфетками…. Я же говорила, что лес волшебный. Берите по конфетке. Встретимся на следующем занятии.
Фотоотчет
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока СБО «Готовим вкусно и красиво». Фрагмент спектакля кукольного театра | Программа проведения краевого семинара педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ГОАУ ДПО ПКИРО Тема семинара: «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках ручного труда». 29 октября 2014 года |
Регламент проведения мероприятия
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения | Место проведения | С кем проводят | Ответственный |
1 | Знакомство с школой - интернатом: | ||||
Организационный сбор. | 14.00-14.20 | Кабинет зам. директора по В.Р. | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |
Выставка декоративных работ воспитанников школы-интерната. | 14.00-14.20 | Холл 1го этажа | Слушатели курсов | Медведева Н.Б. | |
Ознакомление с регламентом проведения мероприятий | 14.20-14.30 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р | |
Справка – доклад. | 14.30-14.45 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |
Доклад «Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках труда» | 14.45-15.30 | Кабинет № 25 | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |
Экскурсия по школе-интернату. | 15.30-16.10 | Помещения школы | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. | |
2 | Открытые коррекционные мероприятия | ||||
Мастер – класс. Аппликация из жатой ткани «Осенний лес» | 16.10-16.50 | Кабинет №14 (кружковой работы) | Слушатели курсов ПК ИРО | Баженова Н.И. | |
Занятие ручного труда. Аппликация в смешенной технике с элементами рисования «Осень в лесу» | 16.10-16.50 | Кабинет №13 | Слушатели курсов ПК ИРО | Колганова Л.А. | |
Игра-путешествие «Встречи на таежной тропе» | 16.10-16.50 | Кабинет № 14 | Воспитанники 2а кл | Карташова Е.Д. | |
Творческое занятие. Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги «Ваза для сменного букета» | 16.10-16.50 | Кабинет №62 | Воспитанники 3а кл | Коваленко А.В. | |
3 | Открытое общешкольное мероприятие | ||||
Выступление вокальной группы | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 5-8 кл | Коринева Л.Н. | |
Танец «Кадриль» | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 4-8 кл | Яценко Е.В. | |
Сценка «Не все дома» | 17.00-17.20 | Актовый зал | Воспитанники 8а, 8б кл | Андрюшина Г.А. | |
4 | Подведение итогов мероприятия | 17.20-18.00 | Актовый зал | Слушатели курсов | Заместитель директора по В.Р. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка
Cтатья об особенностях организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, оптимальном сочетании индивидуальных,группо...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Статья об опыте работы в коррекционной школе по решению личностно-ориентированному обучению учащихся на уроках ритмики, музыки и пения. Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализ...
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках химии.
Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима....
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках химии.
Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима....
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"
Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...
Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.
Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе Федеральные государственные образовательные...