Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках химии.
статья (химия) по теме
Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individalnyy_i_differentsirovannyy_podkhod_na_urokakh_khimii_-_kopiya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках химии.
Химию изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Химическое образование - важный компонент образования человека.
Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.
Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Для старших классов она частично решается существованием факультативов, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы. Практика преподавания химии в школе привела к выводу о целесообразности разделения учащихся класса на группы. К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий. Учитель должен проявить известный такт при ознакомлении учащихся с такой формой работы. В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую.
Перед учителем встает проблема обучения класса в целом.
Одним из выходов данной проблемы является реализация индивидуального, а через него и дифференцированного подхода в процессе обучения.
Реализация данных подходов на уроках химии. Рассмотрим все этапы комбинированного урок.
1 этап. Проверка домашнего задания, раннее изученного материала.
Хорошим помощником в осуществлении индивидуализации и дифференциации являются разноуровневые карточки, которые ученики выполняют самостоятельно.
Самые легкие карточки, которые предназначены для слабоуспевающих учеников, могут включать в себя задания позволяющее работать с учебником:
Например: ответы на вопросы;
заполнение таблицы.
Для среднеуспевающих учеников будут предназначаться вопросы, при ответе на которые требуется вспомнить и воспроизвести полученные ранее знания. Не следует забывать и про сильных учеников. Ведь, если им не давать толчка для развития, они постепенно могут перейти в разряд среднеуспевающих учеников. Поэтому для них необходимо тщательно продумывать задания, которые носили бы творческий характер.
Например: в 9 классе по теме «Металлы» или «Неметаллы» можно дать задание :
«Составьте самостоятельно круговую цепочку превращения веществ и осуществите данное превращение».
2 этап. Изучение нового материала.
В начале урока даются опережающие задания отдельным ученикам. Материал средней сложности самостоятельно усваивают сильные ученики. Они его изучают, готовятся к разъяснению для всего класса.
Например. 10 класс. Тема: «Фенолы».
Вопрос: «Строение фенола, особенности его свойств по сравнению со спиртами» многие ученики могут освоить самостоятельно, ребята с хорошо развитой речью могут объяснить его всему классу.
Вопрос, как «Применение фенола» может освоить и слабый ученик. Такому дается ребенку дается задание: «Составить схему, которая отображает применение фенола».
3 этап. Закрепление изученного материала.
На данном этапе я стараюсь дать задания творческого характера. Чаще они предназначены для сильных учеников, но и для слабых можно подобрать задания, требующие нестандартного мышления. Например, 8 класс, закрепление по теме «Символы химических элементов». Написать на листе бумаги, на доске и т.д. только верхушки символов, ребята должны догадаться , о каких элементах идет речь.
4 этап. Можно ли применять индивидуальный подход при задании на дом?
Можно. Необходимо задать обязательную минимальную часть всем учащимся, а задания повышенной сложности задать тем ребятам, которые проявляют интерес к предмету. Желающим можно дать задания творческого характера: доклады, презентации.
К урокам контроля знаний подбираются задания разных уровней сложности, с учетом подготовки ребят по предмету, их развития.
Задания даются по вариантам, на выбор учащихся.
Задания 1 варианта: требуют воспроизведение материала,
Содержат определенную дозу помощи.
Задания 2 варианта: направлены на применение знаний, умений в новой ситуации.
Задания 3 варианта: рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности, (творческие задания).
Оцениваются задания разных вариантов согласно их сложности.
Таким образом, при подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:
1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....