Индивидуальное занятие по РСВ и ФП в школе II вида
план-конспект занятия на тему

Белоусова Ольга Викторовна

 

      Цели  и  задачи урока  во  многом  зависели  от  диагноза,  структуры  дефекта,  компенсаторных  возможностей  ребенка,  зоны  его  актуального  и  ближайшего  развития,  личностно-ориентированного  подхода.

     Содержание  коррекционно-развивающей  деятельности строится  с  учетом  ведущих линий  речевого  развития – фонетики,  лексики,  грамматики,  связной  речи – и  обеспечивает  интеграцию  речевого  и   познавательного  развития  ребенка.  Реализация  этой  установки  обеспечивается  гибким  применением здоровьесберегающих  технологий. Использование  нетрадиционных  методов,  таких  как аромотерапия,  хромотерапия,  рефлексотерапия, образовательная  кинезиология,  позволило  повысить  результативность  обучения.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих  технологий  на  уроке  развития  слухового  восприятия  и  формирования  произношения.  

.

      Цели  и  задачи урока  во  многом  зависели  от  диагноза,  структуры  дефекта,  компенсаторных  возможностей  ребенка,  зоны  его  актуального  и  ближайшего  развития,  личностно-ориентированного  подхода.

     Содержание  коррекционно-развивающей  деятельности строится  с  учетом  ведущих линий  речевого  развития – фонетики,  лексики,  грамматики,  связной  речи – и  обеспечивает  интеграцию  речевого  и   познавательного  развития  ребенка.  Реализация  этой  установки  обеспечивается  гибким  применением здоровьесберегающих  технологий. Использование  нетрадиционных  методов,  таких  как аромотерапия,  хромотерапия,  рефлексотерапия, образовательная  кинезиология,  позволило  повысить  результативность  обучения.

Использование  здоровьесберегающих технологий на  уроке  развития  слухового восприятия  и  формирования  произношения  в  5  Б  классе.

Учитель:  Белоусова Ольга  Викторовна.

Обучающаяся:  Сахутина  Вика.

      Основной DS: двусторонняя  нейросенсорная  тугоухость III степени.

Сопутствующий  DS:  ММД,  остаточные  явления  органического  поражения  ЦНС.

Состояние  слуха:

AD-р. р. –15-30  см.

AS- р. р. – у. р. –15  см.

Бинаурально со  СА  до  3м.

Тема: 

  1. Звуки  Р, Л.

   - Дифференциация  звуков  Р-Л.

  1. Работа  над  выразительностью  речи.
  2. Тема  «Гигиена».
  3. Речевой  материал  с  общеобразовательных уроков.

 

Цели:

1.     Научить  дифференцировать  звуки  Р-Л.

2.      Формировать  навык  восприятия  на слух  с  индивидуальным аппаратом  и  без    него  слов,  фраз, поручений по теме  «Гигиена»  и  речевого  материала с  общеобразовательных  уроков.

 

Задачи: 

  1. Формирование  фонетически  внятной речи  ученика.
  2. Развитие    моторики   артикуляционного   аппарата;  совершенствование  тонких  дифференцировок;      развитие  голоса,  как   основного   компонента    речи,  совершенствование   диафрагмально-речевого  дыхания.
  3. Совершенствование  сенсорного  развития  ребенка.
  4. Формирование  интонационно  окрашенной речи.
  5. Целенаправленное  формирование  высших  психических  функций.
  6. Развитие  мыслительных операций  (навыка  группировки   и  классификации).
  7. Развитие восприятия,  зрительной  памяти  и  внимания.
  8. Формирование  и  расширение лексического  запаса по  теме «Гигиена».

Ход  урока.

I. 1. Организационный  момент.  Фразы на  слух.

   -Как  тебя  зовут?

   -Какой  сегодня  день  недели?

   -Какой  день  недели  был  вчера?

   -Какой  сейчас  месяц?

    2. Установка  на  произношение.  Психологический  настрой  ученика.    

    Сообщение  темы  урока.  (СЛ/ЗР)

  1. Работа  над  голосом, речевым дыханием.

  • Использование  аромотерапии  для  стимулирования  работы  нервной системы,  повышения  работоспособности,  улучшения  вербальной  памяти.  Применяется  масло  лимона.

- Прочитай  выразительно,  на  одном  выдохе, тихо, громче и громко.

   Пахнет?                            Пахнет!         (тихо)

   Пахнет  хорошо?        Пахнет хорошо!  (громче)

   Как  пахнет?           Пахнет  очень  хорошо!   (громко)

-Чем  пахнет?                  Хорошо пахнет  лимоном.

  1. Сенсорное  развитие.

  • Самомассаж  пальцев  (грецкими орехами).
  • Массаж  языка.

Цель:  стимуляция  нервной  системы,  усиление  кровоснабжения,  регулировка  трофики  тканей,  снижение нервного  и  мышечного  напряжения.

  • Самомассаж  головы,  лица,  языка.

  1. Дифференциация  звуков  Р, Л  на  лексическом  материале  по  теме  «Гигиена».  

1.  Чтение  слогов    с  использованием    кинезиологии для  снятия  блокировки  в обучении,  для  интеграции  и  усиления  связей  между  двумя  полушариями   и  хромотерапии   (красное  игровое  поле)  для  стимулирования  психических  процессов.

  • Прочитай  слоги  в  клеточках,  шагая  пальцами

левой  руки – со  звуком Л

правой  руки –со  звуком  Р

л

а

р

о

р

у

р

О

л

и

л

е

р

а

л

и

р

ю

л

е

р

ы

л

я

р

2.  Чтение  слов.

  • Использование хромотерапии – красное  игровое  поле.
  • Развитие  восприятия.

А)  чтение  зашумленных  слов

Руки             лицо          полотенце

Б)  чтение   слов    нестандартной  конфигурации.

                                               

Здоровьесберегающие  технологии.  Коррекция  зрения.

  •   Технология  моргания.

Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

3.  Самостоятельная  речь.

     Лексико-грамматические  упражнения.

А)  Назови  одним  словом  (картинки- кулак,  голова, рот, брови )

Это части  тела.

Б)  Определи на  ощупь предметы,  убери лишнее. Развитие тактильной  чуствительности.  (Использование  предметов - мыльница, расческа, мыло,  крем,  карандаш )

Это  средства  гигиены, а  карандаш – учебная вещь.

В)   Порядковый  счет  (с использованием  пальчиковой гимнастики)

- Не  отрывая  ладони  от  стола поднимай  поочередно  пальцы  и  считай.

1  палец,  2  пальца,  3 пальца,  4 пальца,  5 пальцев.

Г)  Просклоняй  слово:

    И. п.   рука

    Р.п.     руки

    Д.п.     руке

    В.п      руку

    Т.п.     рукой

    П.п     о руке

Д)  Составь  словосочетания:

Мыло                                   махровое

Порошок                             туалетное

Полотенце                          стиральный

Е)  продолжи  ряд:

Вода – теплая, …   (холодная,  прохладная,  горячая)

  Здоровье сберегающие  технологии.  Коррекция  зрения.

  • Техника  массажа

Эффект:  массаж  глаз  вызывает  активную  циркуляцию  крови,  стимулирует  нервные  окончания  и  дает  отдых  утомленному  зрению.

4. Составление  предложений  по  картинкам.    

-Составь  предложения  по  картинкам.

Лара   расчесывает  волосы.

Марина   моет  руки.

Рома  вытирается  полотенцем.

-Повтори  эти  предложения  в  прошедшем времени.

Лара  расчесывала  волосы.

Марина  мыла  руки.

Рома  вытирался  полотенцем.

 

V.  Развитие  слухового  восприятия.

1. Диалог по теме (учитель-ученик).

- Вика, что такое  гигиена?

- Гигиена – это  уход  за  собой, за  своим  телом. Это соблюдение  чистоты.

- Что ты делаешь  утром,  когда  проснешься?

- Утром  я умываюсь,  расчесываюсь, чищу  зубы.

- Сколько  раз  в  неделю  ты  принимаешь душ?

- Я  хожу в  душ  каждый вечер.

- Сколько раз в неделю ты моешь волосы?

- Я мою волосы два раза в неделю.

- Чем ты  моешь  волосы?

- Я  мою  волосы  шампунем.

2. Дополни  предложения:

Утром  и  вечером человек должен… (умываться и чистить зубы).

Перед  едой  надо….  (мыть  руки  с  мылом).

Нельзя  пользоваться  чужим…  (полотенцем,  щеткой,  расческой).

3. Работа  на голое  ухо.

А) Повтори:  голова,  рука,  волосы,  лицо,  расческа,  главные  члены  предложения,  второстепенные члены,  подлежащее,  дополнение, дроби,  числитель, знаменатель.

Б) Развитие  тактильной  чувствительности  (Письмо на ладони).

- Это  треугольник?  

- Нет, это  круг.

- Это квадрат?

- Нет, это треугольник.

Итог  занятия:

-Над  какими звуками  ты  работала?

-Какую  тему  мы  изучаем?

-Дома  прочитай  загадки,  отгадай их  и  нарисуй  отгадки.   Отгадай  слова-перевертыши.  Дополни  рассказ.



Предварительный просмотр:

Индивидуальное  занятие  по  РСВ  и  ФП  с  ученицей  4  класса «Б»  Сахутиной  Викой.

Сурдопедагог: Белоусова  О. В.

DS:  нейросенсорная тугоухость III степени.  Бинауральное  протезирование СА: Audifon  H 17 PP.

Потеря   слуха на  речевых  частотах  по  аудиограмме  № 3054  от  05. 12.05 г.:  AD: 500 Гц – 50 дБ,   1000 Гц- 65 дБ,   2000 Гц – 75 дБ;  

AS: 500 Гц – 55 дБ,  1000 Гц – 60 дБ,  2000 Гц – 75 дБ.

Краткая  характеристика  речи: интонация  недостаточно  выраженная,  голос  с  гнусавым  оттенком,  органы  артикуляции  без  особенностей,  самостоятельная  речь  ближе  к  достаточно  внятной.

Тема: 

  1. Звуки  Р,  Л.

   - Дифференциация  звуков  Р-Л.

  1. Работа  над  мелодико-интонационной  стороной  речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Тема  «Зимующие  птицы».

 

Цели:

  1. Формирование  фонетически  внятной, интонированной,  выразительной  речи  ученика.
  2. Совершенствование  сенсорного  развития  ребенка.
  3. Целенаправленное  формирование  высших  психических  функций.
  4. Формирование  межанализаторных  связей.
  5. Формирование  положительной  мотивации  к обучению.
  6. Совершенствование  навыка  восприятия  на  слух с  индивидуальным аппаратом   слов,  фраз, поручений, текста.
  7. Воспитание  речевой  саморегуляции  и самоконтроля.
  8. Прививание  навыка  бережного  отношения  к  слуховому  аппарату.

Задачи:

  1. Развитие   моторики  артикуляционного  аппарата,  общих  двигательных  навыков;  совершенствование  тонких  дифференцировок.
  2. Развитие  мыслительных операций  (навыка  группировки   и  классификации).
  3. Развитие восприятия,  зрительной  памяти  и  внимания.
  4. Формирование  и  расширение лексического  запаса по  теме «Зимующие  птицы».

I. 1. Организационный  момент  (  фразы  на  слух).

   - Как  тебя  зовут?

   - Какой  сейчас месяц?

   - Какой  сегодня день  недели?

    2. Установка  на  произношение.       Сообщение  темы  урока.       (на слух)

  1. Работа  над  голосом,  дыханием.
  1. Поддувание  бумажных игрушек.
  2. Работа  над  голосом:

Аааааааааааааааааааааааа   А А А

Шепотом:   аоуэи       эыиоа      уоаыи

  1. Дифференциация   звуков  Р - Л  на  лексическом  материале  по  теме  «Зимующие  птицы».  

  1. Артикуляционная  гимнастика.
  2. Изолированное  произношение  звука  Р  с  элементами  логоритмики.

IV.  Чтение  слогов    с  использованием    кинезиологии для  снятия  блокировки  в обучении,  для  интеграции  и  усиления  связей  между  двумя  полушариями.

  • Прочитай  слоги  со  звуком  Р  в  клеточках,  шагая  пальцами  левой руки,   слоги  со  звуком  Л,  шагая  пальцами  правой  руки.

 ра

ро

лу

рэ

 лы

ара

ало

ару

алэ

ары

ула

уро

уры

улэ

уру

ора

олу

оры

олэ

оро

V. Чтение  слов.

  • Ар – ар – кар,   каркала
  • ир – ир -  чир,   чирикал
  • ела – ела – пела
  • кле – кле – клевала

   

  1. Здоровьесберегающие  технологии.

  • Коррекция зрения.  Технология  моргания.

Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

VII.  Самостоятельная  речь.

 Лексико-грамматические  упражнения.

1. Называние  картинок,  ответы на  вопросы  (на  слух)  

-  Какие  птицы  прилетели  к  кормушке? 

-  Покажи,  где ворона,  где  голубь.

-  Назови  птиц  одним  словом.

2. «Убери лишнее». (Использование  картинок)

грач – перелетная  птица.

  1. Порядковый  счет  (по  картинкам)

Один   белый  голубь,   два  белых  голубя,  три  белых  голубя,  четыре  белых  голубя,  пять  белых  голубей.

  1. Составь  словосочетание:

Ворона                   чирикает

Воробей                 каркает

Голубь                   воркует

5. Спряжение  в  настоящем  времени.

Ловить  голубей  и  ворон.

Я  ловлю  голубей  и ворон.

Ты  ловишь  голубей  и  ворон.

Он  ловит  голубей  и  ворон.

Мы  ловим  голубей  и  ворон.

Вы  ловите  голубей  и  ворон.

Они  ловят  голубей  и  ворон.

  1. Составь  предложение по  картинке.

На  кормушке  сидят  вороны,  воробьи  и  голуби,  на  ветке  сидит  дятел.

- Кто  сидит  на  кормушке?    

- Кто  сидит  на   ветке?

Развитие  слухового  восприятия.

Тема  «Зимующие  птицы».

1. Послушай  предложение,  повтори.

Синичка.

Была  холодная  зима.

К  окну  прилетела  синичка.

Ей  было  очень  холодно.

У  окна  стояли  дети.

Дети открыли  форточку.

Синичка  влетела  в  комнату.

Птичка  была  голодна,  она  стала  клевать  хлебные  крошки  на столе.

Всю  зиму  синичка  жила  у детей.

Наступила  весна.

Дети  взяли  клетку,  пошли  в  лес  и  выпустили  синичку  на  свободу.

Синичка  полетела  и весело  запела.

  1. Кто  стоял  у  окна?
  2. Кто  прилетел  к  окну?
  3. Что  открыли  дети?
  4. Что  клевала  синичка?
  5. Когда  дети  выпустили  синичку?

.

Итог  занятия:

-Над  какими звуками  ты  работал?

-Какую  тему  мы  изучаем?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма по курсу "Коррекционные индивидуальные занятия в 7-9 классах речевой школы"

Материал содержит тематическое и календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий учащихся 7-9 классов....

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Доклад на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на индивидуальных занятиях по ФПСР и РРС в СКОУ I вида (с презентацией)».

Cоздание и применение электронных мультимедийных презентаций, оснащённость компьютерным оборудованием помогают поддерживать у школьников устойчивый интерес к приобретению знаний....

Презентация к семинару "Индивидуальные занятия по РСВ и ФП в школе 1 вида"

Презентация может быть использована на семинаре по коррекционной работе или на методическом объединении учителей-дефектологов РСВ и ФП. Содержит сведения о задачах, структуре, планировании, использова...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Система учёта индивидуального развития учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном докладе представлен материал по учету продвижения и коррекции проблем учащихся....