Система учёта индивидуального развития учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
методическая разработка на тему
В данном докладе представлен материал по учету продвижения и коррекции проблем учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида №7
2011/2012у.г.
Система учёта
индивидуального развития учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Все мы знаем, что дети, приходящие для обучения в специальную (коррекционную) школу VIII вида с каждым годом становятся всё сложнее и сложнее. Всё больше становится детей с сочетанными диагнозами, всё больше детей со значительным снижением интеллекта.
Динамика изменения уровней обучения учащихся по годам.
2007/2008у.г. | 2008/2009у.г. | 2009/2010у.г. | 2010/2011у.г. | 2011/2012у.г. | |
1 уровень | 35% | 30% | 25% | 28% | 24% |
2 уровень | 38% | 47% | 59% | 45% | 49% |
3 уровень | 18% | 19% | 21% | 25% | 25% |
Обратите внимание на таблицу. Налицо тенденция снижения количества учащихся, имеющих 1 уровень обучения и увеличение количества учащихся имеющих 2 и 3 уровень обучения. Некоторое уменьшение количества детей, имеющих 2 уровень обучения, которое появилось в прошлом учебном году, общей картины не меняет. По предварительным подсчётам в 2011/2012 учебном году учеников со вторым уровнем обучения вновь станет больше.
Каждый ребёнок индивидуален. Дети, обучающиеся в коррекционной школе индивидуальны вдвойне: во-первых, как все дети, во-вторых, как носители индивидуального симптомокомплекса нарушений высшей нервной деятельности, сформировавшегося в результате органического поражения центральной нервной системы. Как следствие, каждый ребёнок требует формирования для него индивидуального образовательного маршрута, позволяющего наиболее полно реализовать его потенциальные возможности.
90% детей, поступающих в школу – интернат, приходят в начальную школу, следовательно, основная диагностика и определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся происходит именно на этом уровне.
Обратите внимание на таблицу (№2). На ней показано, скольким учащимся начальной школы на протяжении последних четырёх лет были изменены диагнозы или уровни обучения.
Таблица №2.
Учебный год. | Изменение диагноза. | Изменение уровня обучения. | Направление в ГДП. |
2008/2009 | 9 | 13 | |
2009/2010 | 8 | 7 | |
2010/2011 | 3 | 7 | 2 |
2011/2012 | Планируется 2 | 3 |
Большинство учащихся, которым был изменён диагноз, это дети пришедшие после обследования в ДПБ с диагнозом лёгкая умственная недостаточность. Нам удалость доказать, что дети имеют более глубокое снижение интеллекта, комиссия ДПБ согласилась с нами и изменила диагнозы.
Особое внимание уделяется ученикам первого класса, так как первый год обучения является диагностическим. Важно определить уровень сформированности мышления ребёнка, выявить уровень нарушения внимания, памяти, зрительного восприятия и пространственной ориентации, нарушения волевых процессов и целенаправленности деятельности, определить причины возникновения сложностей для каждого ученика. Именно в первом классе, в основном, определяется дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Именно на основании итогов обучения в первом классе формируются классы, занимающиеся по особой программе.
В самом начале учебного года, как только первоклассники приходят в школу, учителя заполняют таблицы стартового контроля знаний, умений и навыков учащихся. В этих таблицах фиксируются те знания, с которыми дети пришли в первый класс. Тем самым учитель определяет базу, на которой будет строится обучение учащихся, потребность каждого ребёнка в индивидуальной помощи, уровень самостоятельности, который доступен ребёнку.
Стартовый контроль знаний, умений и навыков учащихся 1 класса по чтению и письму.
Таблица включает в себя краткие сведения о знании букв, умении читать обратные слогов, прямые слоги, умении читать слова и предложения. Сведения об уровне сформированности письма: письмо по обводке, письмо по образцу, письмо с доски, письмо под диктовку.
Стартовый контроль знаний, умений и навыков учащихся 1 класса по математике.
В таблицу включены сведения об уровне сформированности имеющихся у ребёнка математических знаний: прямой числовой ряд, обратный числовой ряд, действия с числовым рядом, соотнесение числа и цифры, сравнение предметных множеств, смысл сложения, смысл вычитания, смысл задач, вычислительные операции.
Эти таблицы не только помогают учителю наглядно представить уровень подготовки детей, они являются и первым шагом в диагностике учащихся. Обратите внимание на детей, которые выделены красным цветом. В строке каждого такого ребёнка стоят сплошные минусы. Дети пришли в школу не имея никакой подготовки, хотя большинство из них посещали дошкольные учреждения, где велась подготовка к школе. Всем этим детям в последствии был выставлен диагноз имбецильность.
При том снижении общего уровня учащихся, когда усвоение программы становится для многих из них проблематичным, особое значение приобретает не только формирование индивидуального образовательного маршрута, но и учёт индивидуального прогресса обучающихся.
В опубликованном проекте «Образовательного стандарта для детей с ОВЗ» об учёте знаний умений и навыков учащихся говорится следующее:
«Общий подход к оценке знаний и умений ребёнка по академическому компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. Вместе с тем учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребёнка в достижении ориентиров, заданных стандартом и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования».
Два с половиной года назад в нашей школе началась работа над портфолио учащихся. В отличие от портфолио учеников массовой школы, портфолио ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида – это, во-первых, констатация проблем ребёнка, которые не позволяют ему полноценно усваивать учебный материал, во-вторых, это фиксирование успехов ребёнка в усвоении программного материала, в социализации, результаты коррекционной работы с учеником. Именно портфолио ученика позволяет фиксировать те минимальные продвижения, которые делают наши дети.
1.Анкета ученика.
В данной анкете фиксируются сведения о ребёнке, его родителях, социальном статусе семьи. Сюда же заносятся первичные наблюдения учителя об особенностях ребёнка.
2.Диагностическая характеристика ученика.
В диагностической характеристике ученика отражаются основные особенности ребёнка, выявленные учителем – дефектологом на первых этапах обучения: особенности зрительного восприятия и пространственной ориентации, особенности внимания, особенности памяти, моторики, речи, поведения ученика. Диагностическая характеристика фиксирует проблемы ребёнка, с которыми он пришёл в школу и которые подлежат коррекционному воздействию в дальнейшем.
3.Карта медико-педагогического наблюдения.
Карта медико-педагогического наблюдения заполняется дважды в год, в начале учебного года и в конце. Карту заполняют учитель, логопед, школьный врач. В начале учебного года учителем фиксируется уровень сохранности учебных навыков после летних каникул, логопед фиксирует сохранность усвоенного за прошедший учебный год речевого материала, школьный врач – состояние здоровья ребёнка после летних каникул. В конце учебного года учитель и логопед фиксируют уровень усвоения учебного и речевого материала, проблемы ученика, возникшие в прошедшем учебном году. Врач – изменения в состоянии здоровья ребёнка за учебный год. При постоянном фиксировании проблем и успехов ребёнка, можно проанализировать весь ход его учебного, речевого и физического развития, выявить стабильно возникающие проблемы, найти пути их преодоления.
4.Анализ усвоения учебного материала по письму и математике.
Анализ усвоения учебного материала по предметам представлен в таблицах. В них сведены все учебные темы, которые проходятся в начальной школе. Уровень усвоения учебного материала каждым ребёнком индивидуален. Для наглядного отображения усвоения уровня усвоения используется цветовая кодировка.
Красный – выполняет самостоятельно.
Жёлтый – работает с опорой на наглядный материал.
Синий – работает с помощью учителя.
Коричневый – работает совместно с учителем.
Чёрный – навык отсутствует.
Фиксация уровня усвоения материала может проводиться дважды или трижды в течение учебного года. Изменение цвета наглядно отражает продвижение ребёнка. По таблицам легко проследить не только уровень усвоения программного материала, но и темп усвоения нового по количеству кирпичиков одинакового цвета в колонке, по скорости изменению цвета в колонке. Общая цветовая гамма сразу даёт представление об уровне усвоения программы ребёнком. По цветовой гамме можно сразу выделить проблемного ребёнка, увидеть темы программы, которые являются сложными для ученика.
Уровень усвоения программного материала по письму.
____________________С…ва Дмитрия_______________________
Дата. | Правило записи предложений. | Буквы гласные и согласные. | Разделительный мягкий знак. | Деление слов на слоги. | Ударение. | Мягкий знак. | Гласные после шипящих. | Парные звонкие и глухие согласные. | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | Правописание имён собственных. | Слова, обозначающие названия предметов. | Слова, обозначающие действия предметов. | Слова, обозначающие признаки предметов. | Правописание предлогов. | Правописание безударных гласных. |
25.05 2010 | ||||||||||||||||
24.12 2010 | ||||||||||||||||
31.05 2011 | ||||||||||||||||
23.12 2011 |
Уровень усвоения программного материала по письму.
- Применяет правило самостоятельно. | |
– Применяет правило после напоминания учителя. | |
– Применяет правило с помощью учителя. | |
– Применяет правило в совместной с учителем работе. | |
– Навык отсутствует. |
5.Анализ контрольных работ ученика.
В таблице фиксируются конкретные ошибки каждого ребёнка. Это позволяет спланировать повторение, закрепление. Включив в уроки работу над конкретными ошибками. Кроме того, учитель наглядно видит, какая помощь нужна каждому конкретному ребёнку, какие у него проблемы и сложности, на что следует обратить внимание.
6.Анализ техники чтения ученика.
В таблице, фиксирующей уровень сформированности техники чтения, указывается индивидуальное продвижение каждого ученика. Фиксируется характер ошибок, даётся качественная характеристика чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое). А так же уровень понимания прочитанного учеником. В своём классе я на протяжении многих лет провожу проверку техники чтения регулярно один раз в месяц. Для детей это является хорошим стимулом, они видят наглядно результаты своих трудов. Итоги проверки техники чтения фиксируются не только в таблице, но и в дневниках учащихся на последней странице. Каждый ребёнок соревнуется с самим собой, видит своё продвижение. Особенно хорошо были заметны спады в количестве прочитанных слов, которые появляются после каникул, когда дети дома не читали. В этом классе дети сделали соответствующие выводы, многие в каникулы стали читать книги.
Кроме того, в портфолио вкладываются все характеристики, которые мы пишем на детей. Это и характеристики для изменение уровня или диагноза ребёнка, характеристики по различным запросам, характеристики на окончание учебного года.
Почему мы выбрали вариант учёта достижений и проблем ребёнка в виде таблиц. Потому что, во-первых – таблица рассчитана на довольно длительный срок. В неё сводятся данные за несколько месяцев, а то и лет. Во-вторых, таблица – это наглядно. Если таблица дана в цифрах, то проглядывая соответствующую графу можно сразу увидеть изменения, происходящие за довольно длительный период. Если это цветовая таблица, то по цветовой гамме сразу видны все успехи и проблемы ребёнка. И в-третьих, таблица не требует длительного времени на заполнение, что немаловажно, если учитывать, что портфолио заполняется учителем на всех учеников. И всё же, самым важным преимуществом таблиц я бы назвала их наглядность.
В докладе я говорила об учёте учебных достижений и проблем ученика в области усвоения программы. Но существуют навыки, которые являются крайне важными для усвоения программы. Это умение сосредоточится, уровень сформированности внимания, уровень сформированности зрительного восприятия и пространственной ориентации и так далее. Все эти проблемы и успехи ученика фиксируют психологи. Я предлагаю подумать о реформировании учёта продвижений ученика со стороны психологов. Они проводят очень большую работу, однако с их стороны фиксирование продвижения ученика производится один – два раза в год, что не позволяет проследить изменения за большой промежуток времени. Кроме того, данные психологов имеют довольно большой объём, что так же затрудняет получение информации.
Мне кажется, что у нас наработан достаточно большой и интересный материал по учёту продвижения и коррекции проблем учащихся. Настало время проанализировать проведённую работу, выбрать наиболее удачные варианты, может быть что-то изменить, что-то убрать как не прошедшее испытания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...
Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...
Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В статье представлен практический опыт работы по гражданскому воспитанию в коррекционной школе VIII вида....
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...