Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»
план-конспект по теме
Логопедическое занятие по развитию речи на тему «Дикие животные. Медведь» разработано для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель занятия - воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе, закрепить знания о них. Также к занятию прилагается презентация, которая знакомит детей с увлекательными сведениями из жизни дикого животного, рассказывает о внешнем виде и его повадках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»
Цель: воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе. Закрепить знания о них.
Задачи:
- закрепить знания о диком животном - медведе;
- продолжить работу по обогащению лексики;
- учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией;
- продолжить формировать навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть;
- упражнять в образовании родственных слов;
- закрепление навыков звуко - слогового анализа слов;
- развивать память, мышление, воображение.
Ход занятия:
Организационный момент:
Презентация 1. Слайд №1
Логопед: Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья. [5]
Артикуляционная гимнастика.
Презентация 1. Слайд №2
Логопед: - Ребята, я вам сейчас буду рассказывать сказку, а вы слушайте и одновременно выполняйте движения. Сказка называется «Невоспитанный мышонок» [6,7]
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
- «Почистим зубки». Рисунок 1[3]
причесался.
- «Расческа». Рисунок 2[3]
Видит, зайчик на качелях качается.
- «Качели». Рисунок 3[3]
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
- «Язык-силач». Рисунок 4[3]
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
- «Бублик». Рисунок 5[3]
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
- «Горка». Рисунок 6[3]
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
- «Заборчик». Рисунок 7[3]
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.
- «Паровозик свистит». Рисунок 8[3]
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго (по ходу сказки демонстрируются картинки – символы).
Логопед: - Вот какая поучительная и добрая сказка. Нужно всегда быть вежливым и доброжелательным, не забывать говорить «Здравствуйте» и «До свидания», «Доброе утро» и «Добрый вечер» …
Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, кого вы видите (животные)
- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Где живут дикие животные?
- А где живут домашние?
- У каждого животного, как и у человека, есть свой дом. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Есть у каждого свой дом»[2]. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить его, договаривая слова по смыслу. Презентация 1.(Слайды № 3,4, 5, 6)
Это Шарик, умный пёс.
Шарик ночью службу нёс.
И решил поспать с утра
Ждёт собаку ……. (конура)
Дятлу крикнули грачи:
Дятел, дятел, не стучи!
Я стучу не вам назло,
Белкам делаю …… (дупло)
Бурый мишка, милый мой,
Спать не холодно зимой?
- Я же спал не на дороге,
Я же спал в своей ……(берлоге)
Сверху пискнула синица:
- Ты куда бежишь, лисица?
Солнце село, спать пора,
Хорошо, что есть …..(нора)
Физкультминутка.
«Обезьянки»
Презентация 1.Слайд № 7
Словарная работа.
Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Отгадайте слово, которое здесь зашифровано[4]. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
- Какое слово вы составили? (медведь)
- Кто такой медведь? (это хищное дикое животное, которое живёт в лесу)
- Давайте запишем это слово в тетрадь и сделаем его анализ.
Логопед: - Молодцы! Вот сегодня, ребята, мы с вами поговорим об этом удивительном животном, узнаем о нём много интересного и поучительного.
Презентация 2.
(Просмотр презентации)
Логопед: - Вот как много интересного мы узнали о медведе.
Физкультминутка
«Медвежата».
Презентация 1. Слайд №8
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так! Вот так!
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Во так! Вот так!
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так! Вот так!
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так! Вот так!
Дружно лапы поднимали.
Работа с карточками.
Логопед: - Сделайте звукобуквенный анализ каждого слова.
Медвежонок, медведица, медведушка, медведище, медвежий.
Выделение родственных слов к слову «медведь».
Логопед: - Посмотрите на доску и прочитайте слова. Найдите родственные слова к слову «медведь».
медпункт медуза
медвежонок медведушка
медведица мёд
медленно медаль
Логопед: - Что общего в этих словах?
- А теперь выйдите и уберите лишние слова. Объясните свой выбор.
Итог урока.
Логопед: - Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень внимательно слушали.
- О каком же животном мы с вами говорили сегодня?
- Давайте подведём итог нашего урока, а подведём мы его, рассказав стихотворение «Лакомка - медведь»[1].
Играет летний ветер
Верхушками берёз.
Забрался на рассвете
Медведь в густой овёс.
Он любит угоститься
Метёлкам овса.
Звенят над полем птицы,
Блестит в траве роса.
Он спуститься в долину,
Где зверобой цветёт,
Душистую малину
Положит мишка в рот.
А если мимоходом
Пчелиный мёд найдёт –
Полакомится мёдом –
Топтыгин любит мёд!
Лентяй не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.
Забудет все тревоги,
И там где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом.
Логопед: - Молодцы! Я ставлю вам всем хорошие оценки и дарю каждому раскраску с изображением медведя, которую вы должны будете раскрасить. А на следующем занятии вы принесёте их и мы с вами увидим, кто как раскрасил.
- До свидания!
Использованная литература:
- Шорыгина Т.А.
Какие звери в лесу?!: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
- Слюсарь К.Н.
Логоритмические занятия с детьми 3-6 лет / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 80 с.
- Репина З.А., Буйко В.И.
«Уроки логопедии» / Екатеринбург: «Издательство ЛИТУР», 2000 – 208 с.
- Бакулина Г.А.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2, 3 класс / М.: «Издательство Владос», 2004 – 215 с.
- http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- http://logoped-center.com
- http://www.logoped-sfera.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы
В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации антинаркотической направленности...
Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"
Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....
Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"
Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....
Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"
Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...
Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации....