Тематический план логопедических занятий с детьми 3-4 лет (вариант 2) (ОНР – 2,3 уровня)
учебно-методический материал на тему
Два варианта тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи 3-4 лет.
1 варивант - для детей с моторной алалией, общее недоразвитие речи I уровня.
2 вариант - для детей с ОНР II-III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_pla_3-4_goda.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план логопедических занятий
с детьми 3-4 лет (вариант 2)
(ОНР – 2,3 уровня)
Период обследования детей (сентябрь)
Задачи периода:
- Организация детского коллектива и создание благоприятных условий для каждого ребенка группы.
- Формирование доброжелательных отношений с детьми с помощью общения и совместных игр.
- Обследование детей и заполнение речевых карт.
- Установление взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, согласование целей и задач для осуществления успешного коррекционного процесса.
- Беседы с родителями, уточнение анамнестических сведений.
I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)
Лексика
Осень (Идет дождь. Дует ветер. Падают листочки. И т. п.). Одежда. Обувь («Оденем куклу на прогулку»). Части тела и лица. Предметы туалета («Купание куклы»). Посуда. Магазин (продукты питания). Мебель. Игрушки. Новый год.
Пассивный словарь
- Закрепление умения понимать трехступенчатые инструкции логопеда (игры «Поручения», «Помощники»).
- Обучение узнаванию предметов по их назначению (Возьми то, чем чистят зубы).
- Формирование умения понимать предложения с предлогами (на-под; в-из; к-от; с-без - по демонстрации действий).
- Пополнение пассивного словаря прилагательными (игра «Найди игрушку». Маленький, красный, круглый, резиновый (мяч)).
Активный словарь
- Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного и глагольного словаря (по лексическим темам I квартала).
- Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, наш, ваш). Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного словаря.
- Расширение словаря наречиями места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
- Формирование грамматического строя речи:
- обучение употреблению единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (рука - руки, щека - щеки);
- развитие навыка употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра «Ласковые имена», «Большой - маленький»).
- Развитие речи с помощью различных упражнений, например: договаривания слов, словосочетаний в разучиваемых двустишиях, потешках, небольших сказках (игра «Подскажи словечко», игры-добавлялки).
- Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов (Катя сидит. Таня ест суп.) »
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Обучение дифференцированию на слух звучащих игрушек, предметов или музыкальных инструментов. (3-4 штуки).
- Формирование навыка определять звучание игрушки или предмета.
- Закрепление правильного произношения гласных А, О, И, У и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.
- Формирование правильного произношения согласных М (М'), П (ГГ), Б (Б') в звукоподражаниях, словах и простых фразах.
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над спокойным и правильным вдохом через нос (упражнение «Вдохнем осенний воздух», «Понюхаем яблочко» и др.).
- Воспитание длительного и плавного выдоха (дуть на листики, султанчики, ленточки и т. п. — под счет до трех).
- Работа над силой выдоха (упражнения «Волшебные шарики», «Мыльные пузыри»).
- Отработка слитности произношения 2-3 гласных (упражнение «Резиночки»: А О, А О И).
Мимическая мускулатура, артикуляционная моторика
- Продолжение работы над выразительностью мимики (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились» (нахмурить брови), «Удивились» (поднять брови вверх)).
- Формирование навыка надувать и втягивать щеки (упражнения «Толстячки - худышки», «Пухлые щечки», «Полощем ротик»).
- Выполнение упражнений для губ (Кукла поет «А» (широко открыть рот). Мышонок пищит «И» (губы в улыбку). Волчонок воет «У» (губы трубочкой). Гномик удивляется «О» (губы округлены)). Движения выполняются по подражанию логопеду в игровой форме.
Мелкая моторика
- Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек:
- игры «Застегни-расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы), «Завяжи-развяжи» (ленты, шнурки);
- игры «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов), «Сделай мебель» (из палочек, по образцу логопеда);
- игра «Поможем на кухне» (с использованием фасоли, гороха, риса).
- Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений и игр (упражнения «Капли», «Человечки» и др.).
II квартал (январь, февраль, март)
Лексика
Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Наши мамы. Мамин праздник. Семья.
Пассивный словарь
- Расширение объема пассивного глагольного словаря:
- формирование навыка детей понимать слова-названия действий, совершаемых разными объектами (лицами). (Покажи, кто стоит и лает? (собака); Покажи, кто лежит и спит? (кот));
- формирование навыка понимать сюжетные картинки, на которых изображен один объект (лицо), совершающий разные действия. (Покажи, где мама стирает, а где мама подметает?);
- развитие навыка понимать глаголы-антонимы (закрой- открой, сними - надень, завяжи - развяжи и т. п.).
- Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам, по несложному рассказу или короткой сказке (со зрительной опорой и без нее).
Активный словарь
- Обучение употреблению синтаксических конструкций «существительное (личное местоимение) + личная форма глагола настоящего времени в единственном (множественном) числе» (Я еду. Мы едем. Саша лепит. Дети лепят).
- Формирование навыка согласовывать глагол прошедшего времени с существительными мужского и женского рода (Заяц бежал. Лиса бежала).
- Работа над умением употреблять падежные формы существительных:
- винительный падеж без предлога с окончанием -у (Вижу лису, белку и т. п.);
- творительный падеж с окончанием -ом (Стучит молотком, режет ножом и т. п.);
- дательный падеж с окончанием -е (траву - козе, молоко - кошке и т. п.);
- родительный падеж единственного числа с окончанием -ы, (-и) (шарф папы, очки бабушки и т. п.).
- Отработка навыка произношения слов из трех слогов по теме «Детеныши домашних животных и птиц» (котята, щенята, телята, утята, гусята и т. п.).
- Формирование навыка правильно согласовывать прилагательные единственного числа в именительном падеже с существительными мужского и женского рода по вопросам какой?, какая? (снег (какой?) белый; зима (какая?) холодная и т. п.).
- Формирование навыка распространять простое двусоставное предложение прямым дополнением, выраженным существительным в форме винительного, дательного, творительного или родительного падежа. (Я вижу мишку. Дам кость собаке. Аня машет платком. Это халат мамы.).
- Развитие навыка распространять простое двусоставное предложение определением, выраженным прилагательным. (Это петух. Это большой петух. Бежит лиса. Бежит рыжая лиса. И т. п.)
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Закрепление произношения гласных А, О, У, И.
- Развитие навыка правильного произношения гласных звуков Э, Ы в слогах, в словах и в простой фразе.
- Формирование навыка четкого произношения согласных Д (Д'), Т (Т), Н (Н') в звукоподражаниях, в словах и в простой фразе.
Общие речевые навыки
- Воспитание длительного и плавного выдоха (упражнение «Летят снежинки» и т. п.).
- Развитие силы голоса с использованием звукоподражания (тихо - громче - громко).
- Работа над модуляцией голоса (низко - высоко; высоко -низко) (упражнения «Мама и птенец», «Большой - маленький» и др.).
- Отработка слитности произношения 3-4 гласных (упражнение «Ниточки») (О И А, О И А Э и т. п.)
Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения
- Работа над выразительностью мимики (упражнения «Снег блестит», «Дует ветер в лицо» - обучение прищуриванию обоих глаз).
- Артикуляционные упражнения для губ (упражнения «Позовем собачку» (губы трубочкой), «Лошадка фыркает» (вибрация губ)).
- Артикуляционные упражнения для языка (упражнения «Почистим зубки» (движения языком по верхним и нижним зубам), «Мишка облизывает мед» (облизывание языком верхней и нижней губы), «Киска лакает молоко» (соответствующие движения широким языком), «Орешки для белочки» (кончиком языка поочередно упираться в левую и правую щеки)).
- Все артикуляционные упражнения проводятся в игровой форме по подражанию взрослому.
Мелкая моторика
- Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек (игры «Сделай ежика» (с использованием мелких палочек), «Бусы для бабушки» (нанизывание бусин и пуговиц), «Стирка» (с использованием разноцветных прищепок)).
- Игры с пальчиками «Коза и козленок», «Кошка мышку цап-царап», «Ежик наш домой спешит» и др.
- Составление разрезных картинок (из 3-4 частей с горизонтальным и вертикальным разрезом).
III квартал (апрель, май, июнь)
Лексика
Весна. Птицы и звери весной. Дом и его части («Мы строим дом»). Транспорт. Цветы. Насекомые. Лето.
Пассивный словарь
- Формирование навыка понимать значения слов, называющих пространственные отношения (вперед - назад; вверху - внизу; высоко - низко; далеко - близко). Игры «Внимательный шофер», «Где летит самолет?» и др.
- Формирование навыка понимать значения однокоренных глаголов, образованных при помощи различных приставок (при-ехал. за-ехал, у-ехал; в-летела, вы-летела, перелетела и др.).
- Развитие навыка понимать значения наречий (мало, много) и числительного (один). (Покажи вазу, где один цветок (мало цветов, много цветов).)
- Формирование навыка понимать некоторые падежные формы существительных и конструкции «существительное + существительное», выражающие отношения предметов (Покажи карандаш ложкой, ложку карандашом и т. п.).
Активный словарь
- Формирование умения строить словосочетания «числительное (один) + существительное мужского (женского) рода» (один мак, одна роза и т. п.).
- Формирование навыка употреблять в речи простые предлоги (на, в, под, из, за, около, перед, к, и др.). (На машине, в поезде, за деревом, к дому и т. п.)
- Обучение употреблению в речи союза и (Кто сидит на листочке? (жук и муравей)).
- Отработка навыка составлять предложения из 3-4 слов с простыми предлогами (по демонстрируемым действиям. и сюжетным картинкам).
- Разучивание с детьми потешек, четверостиший и загадок.
- Обучение пересказу небольших сказок и рассказов по вопросам логопеда (со зрительной опорой и без нее).
- Работа над развернутой фразой из 3-4 слов. Формирование навыка составлять предложения (с предлогами и без предлогов) по наводящим вопросам логопеда (с использованием сюжетных картинок и серий из двух несложных картинок).
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Обучение правильному произношению согласных звуков Г (Г), К (К'), X (X'), В (В'), Ф (Ф') в звукоподражаниях, в словах и во фразах.
- Формирование навыка выделения звука из ряда звуков (Покажи ежика, если услышишь, как он фыркает «Ф». Хлопни в ладоши, если услышишь «песенку-ветерок» «В». И т. д.).
- Формирование навыка различать слова, сходные по звучанию (Покажи, где папа, а где — баба; мыло - Мила, дом - ком, лук - жук, бочка - точка, коза - коса и т. п.).
Общие речевые навыки
- Продолжение работы над силой выдоха (упражнение «Слабые и сильные волны» и т. п.).
- Отработка слитности произношения 4 гласных: А О У Ы и т. п.
- Развитие силы голоса (тихо - громче - громко) с использованием звукоподражаний (игра «Далеко-близко» (автобус: «би-би-би»; поезд: «ту-ту-ту»)).
- Воспитание слухового внимания и чувства ритма, с помощью повторения за логопедом ритмического рисунка (отстукивать ладошками, молоточком, погремушкой или деревянными ложками) (игра «Раз, два, три - повтори» и т. п.).
- Работа над интонационной выразительностью речи с использованием звукоподражаний, потешек, небольших стихов и т. п.
Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения
- Закрепление навыков выполнения мимических упражнений (см.1 и II кварталы).
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом (в игровой форме).
- Ознакомление с основными движениями губ и языка (с использованием сказки о Веселом Язычке).
Мелкая моторика
- Игры с крупной мозаикой («Разноцветная поляна», «Сделаем цветок» и др.).
- Составление предметов из геометрических фигур («Построим дом», «Сделаем машину» и т. п.).
- Обучение работе с карандашами (обводка, раскрашивание).
- Продолжение развития мелкой моторики с помощью специальных упражнений и игр («Лодочка», «Пароход», «Птички в гнезде», «Жук» и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты индивидуальных планов логопедических занятий.
Задача школьного логопеда состоит в развитии индивидуальных способностей учащихся для создания возможности успешного обучения детей с недостатками речевого ...
Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Перспективно-тематический план составлен на основе сборника программ дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под ред. Г.В. Чиркиной по следующим направлениям коррекции...
Перспективно-тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет
Перспективно-тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет по совершенствованию лексико- грамматических представлений, навыков звукового анализа и о...
Календарно-тематические планы на 2020-2021 учебный год Тлуябаева Арслана Ринатовича, обучающегося по АОП для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (VIII вида, II вариант)
Мальчик имеет выраженное тотальное недоразвитие психических функций с нарушением поведения, выраженное стойкое нарушение познавательной деятельности, системное нарушение речи по типу общего недоразвит...
План работы с детьми с высоким уровнем творческих способностей на 2020-2021 учебный год в рамках деятельности кружка «Акварель» художественно-эстетической направленности
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество....
Календарно- тематическое планирование логопедических занятий 5 класса вариант 9.2.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 5 класса вариант 9.2....
План логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 лет с использованием электронных материалов платформы «Робоборик»
План логопедической образовательной деятельностипо развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 летс использованием электронных материалов платформы «Робоборик»...