Развитие и саморазвитие мотивации учащихся через активные формы работы.
статья на тему
Одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование мотивации учения.
Развитие мотивации особенно важно на начальной ступени обучения, так как в младшем школьном возрасте закладывается желание и умение учиться. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Чтобы у ученика возникла внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый был уверен: «Я смогу! Я справлюсь! Я добьюсь!»
Для формирования стойкой мотивации к учёбе необходимо создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения к учению; произойдет их осознание учеником и дальнейшее саморазвитие мотивационной сферы.
Для стимулирования познавательного интереса необходима целенаправленная работа, которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_samorazvitie_motivatsii_motivatsii_cherez_aktivnye_formy_raboty.docx | 251.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
Табакова Светлана Владимировна,
учитель логопед МАОУ ООШ № 19 г. Кандалакша
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
К. Д. Ушинский
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В. А. Сухомлинский
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».
П. Я. Гальперин
Педагоги знают, что школьник не будет успешно учиться, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности (А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.К. Маркова), подчеркивали большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развития мышления, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивация выполняет несколько функций:
- побуждает поведение,
- направляет и организует его,
- придает ему личностный смысл и значимость.
Истоки учебной мотивации:
- интерес к новой, неизвестной информации;
- интерес к способу действия;
- интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем, возможность общения;
- потребность в самовыражении, в самообразовании и самовоспитании;
- актуализация творческой позиции;
- осознание значимости происходящего для себя и других, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни;
- потребность в социальном признании, учёба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания;
- избегание наказания;
- похвала от значимых лиц;
- получение материальных выгод и преимуществ;
- процесс учёбы, как привычное функционирование.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Он осуществляется в двух направлениях:
- через усвоение учащимися общественного смысла учения;
- через саму деятельность учения школьника.
- Для усвоения учащимися общественного смысла учения учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.
- Сама деятельность учения школьника должна заинтересовать его.
Для этого необходимы:
- увлеченное преподавание и новизна учебного материала, творческий характер учебной деятельности;
- интерес и радость должны быть основными переживаниями в процессе обучения;
- учёт запросов, интересов и устремлений детей;
- создание ситуации успеха;
- цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;
- проблемность обучения, в этом случае познавательная (внутренняя) мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне;
- показ практического применения знаний, связь знаний с судьбами людей;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- коллективные формы работы, взаимообучение в парах, микрогруппах; особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.
Формирование мотивации должно происходить на каждом этапе урока.
1. Для вызывания исходной мотивации на начальном этапе используем следующие побуждения:
- актуализация мотивов предыдущих достижений (“Мы хорошо поработали над…»),
- вызывание мотивов относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще…”),
- усиление мотивов ориентации на предстоящую работу (“это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях”),
- усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.
- Для подкрепления и усиления возникшей мотивации ориентируемся на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам выполнения задания, к разным способам сотрудничества с другим человеком. При этом могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
- На этапе завершения урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и установкой на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать представление о своих возможностях, о степени освоения новых знаний и умений. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
- Каждый этап урока необходимо наполнять психологическим содержанием, строить психологически грамотную структуру урока, планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться.
Методы стимулирования мотивации учащихся.
Для повышения мотивации учащихся, разъяснения значимости учения необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные: рассказ, лекция, беседа; яркое, образное повествование невольно приковывает внимание учеников к теме урока;
наглядные повышают интерес к изучаемым вопросам;
практические, репродуктивные и поисковые стимулируют к решению поставленной учебной задачи;
самостоятельной учебной работы и работы под руководством преподавателя.
Формированию учебной мотивации, активному восприятию знаний,
повышению работоспособности у младших школьников способствует своевременное чередование и применение на всех этапах урока разнообразных форм,
приёмов и других элементов занимательности:
- проблемные ситуации;
- проблемные и занимательные задания, которые позволяют повторить ранее усвоенные вопросы и подготовить к усвоению нового материала:
- вопросы, требующие разрешения противоречий, установления сходства и различия, причинно – следственных связей;
- загадки, и ребусы;
- рифмовки (договаривание, дописывание);
- кроссворды, загадки;
- «шифровки»;
- различные виды диктантов: зрительные, отгадки на загадки, “Узнай по портрету”, “Живые синонимы”;
- редактирование текстов;
- «привлекательная цель»;
- работа по алгоритмам.
- создание ситуаций успеха через выполнение посильных заданий, изучение нового материала с опорой на старые знания, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий;
- использование «обратной связи» между учителем и учащимися;
- проектная деятельность;
- комплексные логопедические занятия;
- использование литературных персонажей и сказочных героев, игровой деятельности;
- дидактические игры;
- задания на развитие качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей (мышления): быстроты реакции, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д;
- привлечение учащихся к оценочной деятельности;
- поощрение через оценку, благодарность, словесное поощрение;
- выставки лучших работ.
Положительно изменить отношение детей к учению может творческий подход к подготовке и проведению уроков.
В целях активизации на уроке каждого ученика, повышения уровня знаний, развития интереса и побуждения учеников к приобретению новых знаний, необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности нестандартных уроков:
- уроки – КВН;
- уроки - деловые игры;
- уроки - соревнования;
- «Умники и умницы»;
- уроки взаимоконтроля, взаимообучения учащихся;
- уроки – состязания;
- уроки – игры;
- уроки – конкурсы;
- компьютерные уроки;
- уроки – эстафеты;
- уроки – путешествия;
- уроки – викторины;
- уроки – исследования;
- сюжетный урок.
Принципы нестандартных уроков:
- отказ от шаблона в организации урока;
- вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
- развитие коммуникативной функции речи;
- не развлекательность, а занимательность урока.
Формированию учебной мотивации способствует включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверки, коллективный поиск решения проблем, приём «метод проб и ошибок», оказание помощи друг другу.
Использование групповых форм работы:
- снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем, ведёт к формированию самооценивающегося субъекта при самостоятельной проверке
своей работы;
- создаёт больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика;
- формирует внимательность учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;
- развивает социальные мотивы, школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их работоспособность, актуализировать полученную информацию для дальнейшего самообразования, формировать у учеников желание к приобретению новых знаний
позволяет использование ИКТ.
Презентация - мощное средство повышения мотивации учащихся.
Применение мультимедийных презентаций делает уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (привлекательности).
В заключении необходимо сказать и ещё об одном, может быть, самом главном факторе формирования положительной мотивации.
Это положительный настрой урока через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Необходимо вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
- Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
- В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
- Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
- Предложенные педагогические методы и приёмы позволят содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной темы....
«Формирование ключевых компетенций у учащихся через активные формы и методы обучения».
Выбор мною методической темы обусловлен в первую очередь основными целями химического и биологического образования:- ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и х...
Отчет по теме самообразования "Развитие личностных качеств умственно отсталых школьников через активные формы работы" 2014-15 уч.год
Отчет по теме СО 2014-14 уч год....
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...
Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...
Тема: Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы
Эта тема обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия ...